Приемы, соответствующие репродуктивному методу обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приемы, соответствующие репродуктивному методу обучения



¾ задание учащимся на индивидуальное речевое проговаривание известных правил, определений при необходимости использования их в процессе решения задач;

¾ задание учащимся на проговаривание “про себя” используемых правил, определений в процессе решения задач;

¾ задание на составление кратких пояснений к ходу решения задач;

¾ задание учащимся на воспроизведение наизусть (правила, закона и т.д.);

¾ задание учащимся на заполнение схем, таблиц вслед за учителем;

¾ задание учащимся на раскодирование алгоритма;

¾ организация усвоения учащимися стандартных способов действия с помощью ситуации выбора;

¾ задание учащимся на описание какого-либо объекта по образцу;

¾ задание учащимся на приведение собственных примеров, очевидно подтверждающих правило, свойство и т.д.;

¾ наводящие вопросы учащимся, побуждающие к актуализации знаний и способов действия.

Приемы, соответствующие методу проблемного изложения

¾ контрдоводы учителя предполагаемому оппоненту в процессе изложения;

¾ предъявление учащимся преднамеренно нарушенной логики изложения, доказательства и анализ учителем полученных при этом результатов;

¾ раскрытие учителем причин и характера неудач, встречавшихся на пути решения проблем;

¾ обсуждение учителем возможных последствий, сделанных из неверных предположений;

¾ членение излагаемого учителем материала на развивающиеся смысловые моменты;

¾ фиксирование внимания учащихся на последовательности противоречий, возникающих в ходе решения задач;

¾ интригующее описание учителем излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса;

¾ установка учителя на мысленное решение учениками логического задания, выдвинутого в ходе изложения;

¾ риторические вопросы учителя в ходе изложения;

¾ предъявление учащимся конфликтного примера.

Приемы, соответствующие частично-поисковому методу обучения

¾ включение учащихся в аргументацию выдвинутой учителем гипотезы;

¾ задание учащимся на поиск скрытых узловых звеньев рассуждения, предложенного учителем;

¾ задание учащимся на решение нескольких подзадач, выделенных из трудной исходной, после чего учащиеся возвращаются к исходной задаче;

¾ наводящие вопросы учащимся, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней;

¾ задание учащимся на поиск ошибок в рассуждениях, требующее оригинальной мысли;

¾ организация конкретных наблюдений ученика, побуждающих к формулированию проблемы;

¾ задание учащимся на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной последовательности;

¾ показ способа действия с частичным раскрытием его внутренних связей с учеником;

¾ задание учащимся на выдвижение очередного шага рассуждения в логике, заданной учителем;

¾ демонстрация объекта, явления, побуждающая к вычленению сущности;

¾ выделение цветом части чертежа, схемы, записи, ориентирующее учащихся на выдвижение проблемы.

Приемы, адекватные исследовательскому методу обучения

¾ задание учащимся на самостоятельное составление нестандартных задач;

¾ задание учащимся с несформулированным вопросом;

¾ задание с избыточными данными;

¾ задание учащимся на самостоятельные обобщения на основе собственных практических наблюдений;

¾ задание учащимся на сущностное описание какого-либо объекта без использования инструкций;

¾ задание учащимся на отыскание границ применяемости полученных результатов;

¾ задание учащимся на определение степени достоверности полученных результатов;

¾ задание учащимся на вычисление механизма протекания явления;

¾ задание учащимся “на мгновенную догадку”, “на соображение”.

(По Высоцкой С.И.)

Средства активизации учения

1. Поддерживать, укреплять и развивать положительную мотивацию.

2. Способствовать сокращению времени сообщения и объема готовых знаний и стимулированию проблемно-поисковой и самостоятельной учебно-профессиональной деятельности.

3. Обеспечить формирование и совершенствование учебных умений по переработке информации и самоорганизации практической деятельности и развитие волевой сферы по достижению учебно-познавательных целей, самооценку действий.

4. Предоставить возможность для коллективного делового общения.

5. Способствовать созданию внутреннего комфорта.

[xii] См. Теория и практика философско-культурологического образования:Учебно-методическое пособие. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – 450 с. С. 480.

[xiii] Форма статистического отчета

п/н Задание Дата выполнения Дата отчета Баллы
1. Знакомство с целями и профессиональными задачами практики на установочной конференции 2.02.12 2.02.12  
2. Знакомство с БОУ Заполнение индивидуального календарно-тематического плана и Дневника практики. 9.02.12    
3. Планирование исследования интереса учащихся к изучению религиозного искусства. Составление графика посещения учебных занятий 2.02.12 – 9.02.12    
4. Проведение психолого-педагогических микроисследований. 2.02.12 – 2.03.12    
5. Наблюдение и анализ деятельности учащихся и учителя. 23.02.12 30.02.12 07.03.12 14.03.12 26.03.12    
6. Разработка картотеки завершенных циклов уроков[xiii]. 23.02.12 30.02.12 07.03.12 14.03.12 26.03.12    
7. Общее число проведённых уроков по культурологическим дисциплинам ____________, в том числе в основной школе в 5 классах ____, 6 классах ____, 7 классах ____, 8 классах ____, 9 классах ____, в средней школе в 10 классах ____, 11 классах ____. 23.02.12 30.02.12 07.03.12 14.03.12 26.03.12    
8. Промежуточная конференция 2.03.12    
9. Разработка образовательного маршрута для системы музейных занятий или экскурсий. 29.03.12    
10. Разработка сценариев и проведение отдельных мероприятий в рамках музейных занятий. 29.03.12    
11. Проведение 2 контрольных, (открытых) уроков. 15.03.12    
12. Проведение 1 зачетного урока. 20.03.12    
13. Анализ соответствия содержанию культурологических учебных дисциплин учебной дисциплины БОУ 26.03.12    
14. Самооценка деятельности в период практики 26.03.12    
15. Оформление отчетной документации по практике 26.03.12    
16. Сдача документации групповому руководителю 26.03.12    

 

[xiv] АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ СТРОИТСЯ ПО СЛЕДУЮЩИЙ СХЕМЕ:

1. Каков тип образовательного учреждения, в котором Вы проходите практику? (государственная общеобразовательная, гимназия, лицей, с углубленным изучением дисциплин, частная школа)

2. В чем состоит концепция гуманитаризации образования в данном ОУ?

3. В каких классах преподают культурологические дисциплины, по каким образовательным программам (федеральный компонент, региональный компонент, школьный компонент)? Имеются ли факультативы культурологического направления? Какие формы дополнительных занятий осуществляются в процессе преподавания этих дисциплин?

4. По каким учебникам преподают дисциплины? Каким дополнительным материалом пользуются педагоги?

5. По каким учебно-методическим комплексам работают преподаватели? Дайте их краткое описание.

6. Какая внеклассная работа проводится в школе по предметам культурологического цикла? (олимпиады, чтения, ученические конференции, театрализованные тематические вечера, экскурсии и др.)

7. Какие возрастные группы учащихся привлекаются к внеклассной работе по указанному направлению?

8. Кто из педагогов занимается внеклассной работой с учащимися (преподаватель какой дисциплины, его квалификация)?

9. Каково отношение учащихся к урокам культурологического цикла?

10. С Вашей точки зрения, начиная с какого класса целесообразно преподавать данные дисциплины?

11. Какие способы обеспечения межпредметнных связей дисциплин культурологического цикла и общего гуманитарного и социально-экономического цикла?

12. Как реализуется принцип наглядности в преподавании дисциплин культурологического цикла в БОУ?

13. Какова квалификация и специальное образование преподавателей?

14. Какие виды уроков наблюдали Вы в процессе преподавания этих дисциплин и чем отличаются их структура?

15. Дайте краткую характеристику педагогических приемов, методов формирования мотивов учения и активизации учебной деятельности; объяснительно-иллюстративных методов, репродуктивных и методов контроля, проблемно-поисковых и эвристических методов, применяемых педагогами БОУ.

16. Какие инновационные педагогические технологии Вы наблюдали, посещая уроки в БОУ?

17. Ваши пожелания по методическому и организационному совершенствованию методической практики?

[xv] В свободной форме.

[xvi] См Приложение 1.

[xvii] См. Приложение 4.

[xviii] 4 вида анализа учебных занятий: воспитательный, организационный, дидактический, методический по 3 типам анализа: краткого, комплексного, полного.

[xix] См. Приложение 2.

[xx] СМ. Приложение 10.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.210 (0.999 с.)