![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ урока, проведенного учителемЗадания и дидактические материалы по учебно-педагогической практике для студентов специальности «Экономическая тория» АНАЛИЗ УРОКА, ПРОВЕДЕННОГО УЧИТЕЛЕМ Задание 1. Дидактический анализ урока. Цель задания 1: Изучить дидактические и воспитательные возможности урока, закрепить навыки анализа урока. Содержание задания 1: Посетить не менее 2 уроков у одного учителя; во время посещения каждого урока вести следующий протокол: Урок (предмет)______________________ Дата________Класс__________№ урока (по расписанию)__________ Учитель _________________________________ Тема____________________________________________ Цель урока____________________________________________________________
После записи протокола проведите общий анализ урока, письменно ответив на вопросы: 1. Какие цели урока были поставлены учителем и насколько они достигнуты? 2. Каков тип урока? Какой модели образования (традиционной или инновационной) соответствует урок? 3. Какие принципы обучения реализованы? Какие – нет? Почему? 4. Какие технологии, методы и приемы обучения использованы на уроке? Насколько они эффективны? 5. Как учитель стимулирует познавательную активность учащихся на уроке? 6. Как оцениваются достижения школьников на уроке? 7. Как организовано время урока? 8. В чем заключается воспитательный потенциал урока? В какой мере и какими средствами он реализовался? 9. Какие особенности методической системы учителя (приемы, методы) можно выделить? В чем их преимущество? Сделайте общий вывод об особенностях методической системы учителя. Задание 2. Педагогическое мастерство учителя. Цель задания 2: Изучить и проанализировать индивидуальные стилевые особенности общения учителя с учащимися на уроке (общая характеристика стиля общения, описание педагогического такта и этикета; способы воздействия на учащихся и оценивание результатов работы учащихся). Содержание задания 2: Посетить 3 урока у одного учителя или студента- практиканта; во время посещения каждого урока вести следующий протокол: Урок (предмет)______________________ Дата________Класс__________№ урока (по расписанию)__________ Учитель _________________________________ Тема____________________________________________ Цель урока____________________________________________________________
В третий столбик протокола (наблюдения, примечания) заносятся результаты педагогического наблюдения, проводимого в соответствии со следующими поставленными задачами: I урок: определение общей характеристики стиля общения учителя. Для описания стиля можно пользоваться любой классификацией. В случае, если стиль обобщения определяется как демократический, авторитарный, либеральный, непоследовательный, для наблюдений и анализа можно использовать следующие рекомендации. Демократический стиль. Наблюдается: побуждение к совместной деятельности, разделение ответственности “делигирование полномочий”, уважение к говорящему, организация диалога. В речи – преобладание местоимения МЫ, конструкций “Давайте вместе...”, “Кто считает иначе...” “Как вы считаете?” и т.д. Авторитарный стиль. Наблюдается: повелительная интонация, монолог, стремление к единоличной ответственности. В речи – местоимение Я, конструкции “Я считаю”, “Слушать!”, “Пишите!”. Либеральный стиль. Преобладание призывов, просьб, сокращение дистанции в общении с учениками – заигрывание, попытки утвердиться за счет других, демонстрация тождественности с учениками, ответственность перекладывается на учеников, встречаются нарушения педагогической этики. В речи – использование молодежного сленга. Непоследовательный – сочетает характеристики всех стилей; общение, как правило, не подчинено определенной цели, смена стилей происходит ситуативно, стихийно. Возможно сочетание разных стилей: авторитарно-демократический, либерально- демократический. Можно наблюдать умелое использование и смену стилей учителем в зависимости от обстоятельств для решения воспитательных и дидактических задач. II урок: описание педагогического такта и этикета. Описать культуру или этикетность ситуаций приветствия и прощания. Подсчитать количество использования этикетных формул, описать их виды (просьба, приветствие, прощание, извинение, одобрение, сожаление, благодарность). Определить, насколько учитель тактичен по отношению к детям, допускает ли проявление бестактности, как ведет себя в конфликтной ситуации. III урок: определение способов воздействия на учащихся и оценивания результатов работы ученика, класса в целом. Определить, какими способами учитель добивается дисциплины на уроке, как формирует интерес к своему предмету. Описать приемы индивидуального и фронтального воздействия, оценить их целесообразность. Описать используемые учителем способы оценки (одобрение или неодобрение): мимика, жесты, слово, предметная, формализованная. Как часто используется качественная оценка, похвала? Соблюдает ли учитель единство требований к оценке учебной деятельности. Существуют ли у учителя предпочтения в оценке отдельных учащихся, класса? В процессе педагогического наблюдения рекомендуется пользоваться следующей таблицей: Стилевые особенности поведения учителя в общении на уроке (по А. А. Леонтьеву)
На основании протоколов напишите краткий анализ педагогического мастерства учителя (стиль общения; педагогический такт и этикет; способ воздействия на учащихся; оценка учащихся). Образцы анализа педагогического мастерства учителя, сделанные студентами-практикантами: Студент: Райская Р. Учитель математики: Байдина Людмила Яковлевна. Общая характеристика стиля общения: демократический. В ходе урока идет непрерывный диалог между учителем и учениками. К каждому ученику учитель относится как к личности, индивидуальности, учитывая при этом особенности характера и поведения отдельного ребенка. Учащихся учитель выслушивает до конца, уделяя необходимое время и внимание отстающим учащимся. Постоянно употребляет слова: «давайте» (решим, повторим, разберемся и т.д.), «мы» (выясним, получим ответ). Этим учитель привлекает учащихся к совместной работе на уроке. Такой стиль общения положительно влияет на учебные результаты школьников, поэтому его можно считать продуктивным. Темперамент учителя – флегматический. Учителя трудно разгневать, опечалить, разозлить или рассмешить. При любых неприятностях остается спокойным, невозмутимым. Мало эмоционален. Мимика бедная. Энергичен, работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием, медленным темпом движений и речи. Черты характера: общительность, доброта, трудолюбие, инициативность, настойчивость, самообладание, терпение, заботливость, непринужденность, отзывчивость, сдержанность, увлеченность, уступчивость, энтузиазм. Педагогический этикет и такт учителя. Приветствие – «здравствуйте!»; прощание – «всего доброго, до завтра!»; формулы просьбы – «пожалуйста» (4 раза), «будь добр» (2 раза); благодарности – «спасибо» (3 раза), извинение – «извините, это я виноват» (2 раза). Учитель не считает унизительным извиниться перед учащимися. Он осознает, что тоже человек, которому свойственно ошибаться, и отвечает за свои ошибки. Учитель как воспитанный человек очень часто пользуется «волшебным словом». Способы воздействия на учащихся. В начале урока учитель здоровается с классом и сразу же вовлекает их в совместную деятельность (несколько учащихся работают у доски, остальные отвечают на вопросы учителя). Затем при объяснении новой темы делаются записи в тетрадях (учащиеся очень активно участвуют в рассмотрении новой темы, отвечая на наводящие вопросы учителя). Такой способ организации дисциплины на уроке эффективен в данном классе. На уроках используются разные виды групповой и фронтальной работы. Оценка: молодец (10 раз), умничка (4 раза), прекрасно (2 раза), о, похвально (1 раз). Либо учитель подходит к ученику и легко касается спины учащегося. Отметки выставляются объективно. На оценку не влияет успеваемость учащихся по другим предметам. По моим наблюдениям, у учителя нет в классе любимчиков. Она ко всем ученикам относится одинаково, с должным вниманием и уважением. Вывод: я считаю, что при таком учителе обучение в этом классе будет продуктивным.
Студент: Иванова О. Учитель: Иванова Мария Ивановна Стиль общения: У учителя математики демократический стиль общения. В ее речи постоянно присутствует местоимение «мы». Ведет с учащимися диалог, побуждает к совместной деятельности: «Давайте вместе подумаем…» и т.д. Все время спрашивает своих учеников: «Как вы считаете?», «Как вы думаете?». По темпераменту учитель холерик. Это проявляется в ее поведении. Ее настроение меняется постоянно. Педагогический такт и этикет. У учителя на уроке мало используется этикетных формул. Иногда учитель бывает нетактичен по отношению к ученикам. Она оскорбляет в шутку, но школьники не всегда эту шутку воспринимают адекватно. Учитель может предупредить и разрешить конфликт. Способы воздействия. Учитель добивается дисциплины на уроке. Она старается так делать, чтобы у учащихся не было времени на разговоры. Если ученик разговаривает, то учитель «ставит» его на место, говоря громким голосом. Учитель привлекает внимание к уроку путем интересных заданий. Способы оценивания. Учитель соблюдает главное требование к оценке – объективность. На уроке слабо успевающий ученик может получить высокую отметку. Учитель оценивает учащихся и качественно: «Так, хорошо». И хвалит учеников, если они правильно выполняют задание. Сразу после ответа ученика учитель не ставит оценку, а ставит только тогда, когда просит одного ученика выполнить несколько заданий. Индивидуальными особенностями стиля общения учителя с учащимися являются частая смена настроения и «крайности» в речевом поведении. Задание 3. Психологический анализ урока. Цель задания 3: Научиться проводить психологический анализ урока. Содержание задания 3: Посетить не менее 2 уроков у различных учителей; во время посещения каждого урока вести следующий протокол: Урок (предмет)______________________ Дата________Класс__________№ урока (по расписанию)__________ Учитель _________________________________ Тип урока (по дидактической задаче): _________________________________ Тема____________________________________________ Цель урока____________________________________________________________
После записи протокола проведите психологический анализ урока, письменно ответив на следующие вопросы: 1. Внимание. - Какие виды внимания были использованы на уроке? - На какой вид внимания опирался учитель на уроке? - Насколько внимательны были ученики на уроке, в чем это проявлялось? - Какие основные способы организации, распределения и переключения внимания использовал учитель? 2. Восприятие. – Какие приемы использовал учитель для лучшей организации восприятия на уроке? – На какие виды восприятия ориентировано обучение? 3. Память. – Какие виды памяти использовались на уроке (наглядно-образная, словесно- логическая, эмоциональная, произвольная, непроизвольная, логическая, механическая)? – Какие приемы для организации запоминания использовал учитель? 4. Мышление. – Как учитель формировал понятия (выделял главные, существенные признаки явлений)? – Какие виды умозаключений использовал учитель (индуктивные, дедуктивные, традуктивные)? – Какие мыслительные операции использовались на уроке: сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация (описать на основе заданий, предлагаемых ученикам)? – Использовал ли учитель элементы проблемного обучения? – Каким конкретным приемам мыслительной деятельности научились ученики? – Какие приемы организации мыслительной деятельности учеников чаще использовались учителем? Насколько эффективно использовал учитель эти приемы? 5. Проанализируйте временную шкалу и сделайте вывод об использовании критического времени на уроке. В ходе протоколирования урока используйте схему психологического анализа урока:
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ Задание 1. Посещение воспитательного мероприятия, проводимого учителем Цель задания: Изучить дидактические и воспитательные возможности мероприятия. Содержание задания: посетить 1 воспитательное мероприятие учителя (классного руководителя), сделать выводы, написать краткий отчет. Задание 2. Разработка и проведение воспитательного мероприятия Цель задания 2: сформировать и закрепить умения и навыки разработки и проведения воспитательного мероприятия с обучающимися, диагностики полученных результатов. Содержание задания 2: 1) разработать и провести со студентами (учащимися) 1 воспитательное мероприятие в соответствии с планом работы куратора группы, с планом воспитательной работы курса факультета или учебного заведения; 2) написать краткий отчет о подготовке и проведении воспитательного мероприятия.
Воспитательное мероприятие с учащимися желательно провести в форме коллективного творческого дела. Основные принципы коллективного творческого дела (КТД) (по И.П.Иванову): Суть каждого дела – забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях, далеких друзьях. Дело это – коллективное, потому что совершается совместно со школьниками и старшими (педагогами, родителями и др.) как их общая забота. Дело это – творческое коллективное, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что творится сообща – не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается… Оно творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые свои возможности, ведь оно – частица жизни! Этапы, формы и способы осуществления КТД: 1. На основе донесений «гайдаровской разведки» дел выбирается то или иное коллективное творческое дело, проводится конкурс между первичными коллективами на лучшие варианты, предложения, проекты. 2. На общем сборе заслушиваются и обсуждаются все варианты (один из них отбирается или создается сводный проект); выбирается совет дела из представителей каждого первичного коллектива. 3. Совет дела, опираясь на предложения первичных коллективов, разрабатывает избранный вариант, учитывая местные условия, распределяет поручения между первичными коллективами, а затем сам же и руководит выполнением задуманного. 4. Проведенное дело обсуждается на общем сборе – «огоньке», причем каждый первичный коллектив высказывает свое мнение об удачах и недостатках, а затем обязательно вносит свои предложения на будущее (Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989.). Требования к составлению отчета о проведении воспитательного мероприятия 1. В отчете следует раскрыть актуальность, цели, задачи мероприятия, указать форму его проведения. 2. Кратко изложить суть подготовительной работы к проведению мероприятия. При этом: обосновать возможности использования активных форм и методов воспитания (дебаты, дискуссии, круглые столы по актуальным проблемам воспитания (образования, развития личности, семейного воспитания и др.), ток-шоу, шоу-конкурсы, игры, тренинги и др.), соответствие формы, содержания, методов воспитательной работы (мероприятия) возрастным особенностям обучающихся, их потребностям и интересам; указать приемы вовлечения обучающихся в процесс подготовки мероприятия. 3. Раскрыть содержание воспитательного мероприятия. 4. Указать методы, приемы создания мотивации обучающихся, включения их в деятельность, управления разными видами деятельности студентов (учащихся) в процессе проведения мероприятия. 5. Определить результаты проведения воспитательного мероприятия; его воспитательную ценность. Указать, на формирование каких личностных качеств, умений (способов мышления и к деятельности, способностей, видов готовности к деятельности) студентов (учащихся положительно влияет их участие в воспитательном мероприятии. 6. Указать используемые Вами методы диагностики полученных воспитательных результатов. 7. Трудности в организации и проведении воспитательного мероприятия. Задания и дидактические материалы по учебно-педагогической практике для студентов специальности «Экономическая тория» АНАЛИЗ УРОКА, ПРОВЕДЕННОГО УЧИТЕЛЕМ Задание 1. Дидактический анализ урока. Цель задания 1: Изучить дидактические и воспитательные возможности урока, закрепить навыки анализа урока. Содержание задания 1: Посетить не менее 2 уроков у одного учителя; во время посещения каждого урока вести следующий протокол: Урок (предмет)______________________ Дата________Класс__________№ урока (по расписанию)__________ Учитель _________________________________ Тема____________________________________________ Цель урока____________________________________________________________
После записи протокола проведите общий анализ урока, письменно ответив на вопросы: 1. Какие цели урока были поставлены учителем и насколько они достигнуты? 2. Каков тип урока? Какой модели образования (традиционной или инновационной) соответствует урок? 3. Какие принципы обучения реализованы? Какие – нет? Почему? 4. Какие технологии, методы и приемы обучения использованы на уроке? Насколько они эффективны? 5. Как учитель стимулирует познавательную активность учащихся на уроке? 6. Как оцениваются достижения школьников на уроке? 7. Как организовано время урока? 8. В чем заключается воспитательный потенциал урока? В какой мере и какими средствами он реализовался? 9. Какие особенности методической системы учителя (приемы, методы) можно выделить? В чем их преимущество? Сделайте общий вывод об особенностях методической системы учителя. Задание 2. Педагогическое мастерство учителя. Цель задания 2: Изучить и проанализировать индивидуальные стилевые особенности общения учителя с учащимися на уроке (общая характеристика стиля общения, описание педагогического такта и этикета; способы воздействия на учащихся и оценивание результатов работы учащихся). Содержание задания 2: Посетить 3 урока у одного учителя или студента- практиканта; во время посещения каждого урока вести следующий протокол: Урок (предмет)______________________ Дата________Класс__________№ урока (по расписанию)__________ Учитель _________________________________ Тема____________________________________________ Цель урока____________________________________________________________
В третий столбик протокола (наблюдения, примечания) заносятся результаты педагогического наблюдения, проводимого в соответствии со следующими поставленными задачами: I урок: определение общей характеристики стиля общения учителя. Для описания стиля можно пользоваться любой классификацией. В случае, если стиль обобщения определяется как демократический, авторитарный, либеральный, непоследовательный, для наблюдений и анализа можно использовать следующие рекомендации. Демократический стиль. Наблюдается: побуждение к совместной деятельности, разделение ответственности “делигирование полномочий”, уважение к говорящему, организация диалога. В речи – преобладание местоимения МЫ, конструкций “Давайте вместе...”, “Кто считает иначе...” “Как вы считаете?” и т.д. Авторитарный стиль. Наблюдается: повелительная интонация, монолог, стремление к единоличной ответственности. В речи – местоимение Я, конструкции “Я считаю”, “Слушать!”, “Пишите!”. Либеральный стиль. Преобладание призывов, просьб, сокращение дистанции в общении с учениками – заигрывание, попытки утвердиться за счет других, демонстрация тождественности с учениками, ответственность перекладывается на учеников, встречаются нарушения педагогической этики. В речи – использование молодежного сленга. Непоследовательный – сочетает характеристики всех стилей; общение, как правило, не подчинено определенной цели, смена стилей происходит ситуативно, стихийно. Возможно сочетание разных стилей: авторитарно-демократический, либерально- демократический. Можно наблюдать умелое использование и смену стилей учителем в зависимости от обстоятельств для решения воспитательных и дидактических задач. II урок: описание педагогического такта и этикета. Описать культуру или этикетность ситуаций приветствия и прощания. Подсчитать количество использования этикетных формул, описать их виды (просьба, приветствие, прощание, извинение, одобрение, сожаление, благодарность). Определить, насколько учитель тактичен по отношению к детям, допускает ли проявление бестактности, как ведет себя в конфликтной ситуации. III урок: определение способов воздействия на учащихся и оценивания результатов работы ученика, класса в целом. Определить, какими способами учитель добивается дисциплины на уроке, как формирует интерес к своему предмету. Описать приемы индивидуального и фронтального воздействия, оценить их целесообразность. Описать используемые учителем способы оценки (одобрение или неодобрение): мимика, жесты, слово, предметная, формализованная. Как часто используется качественная оценка, похвала? Соблюдает ли учитель единство требований к оценке учебной деятельности. Существуют ли у учителя предпочтения в оценке отдельных учащихся, класса? В процессе педагогического наблюдения рекомендуется пользоваться следующей таблицей: Стилевые особенности поведения учителя в общении на уроке (по А. А. Леонтьеву)
На основании протоколов напишите краткий анализ педагогического мастерства учителя (стиль общения; педагогический такт и этикет; способ воздействия на учащихся; оценка учащихся). Образцы анализа педагогического мастерства учителя, сделанные студентами-практикантами: Студент: Райская Р. Учитель математики: Байдина Людмила Яковлевна. Общая характеристика стиля общения: демократический. В ходе урока идет непрерывный диалог между учителем и учениками. К каждому ученику учитель относится как к личности, индивидуальности, учитывая при этом особенности характера и поведения отдельного ребенка. Учащихся учитель выслушивает до конца, уделяя необходимое время и внимание отстающим учащимся. Постоянно употребляет слова: «давайте» (решим, повторим, разберемся и т.д.), «мы» (выясним, получим ответ). Этим учитель привлекает учащихся к совместной работе на уроке. Такой стиль общения положительно влияет на учебные результаты школьников, поэтому его можно считать продуктивным. Темперамент учителя – флегматический. Учителя трудно разгневать, опечалить, разозлить или рассмешить. При любых неприятностях остается спокойным, невозмутимым. Мало эмоционален. Мимика бедная. Энергичен, работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием, медленным темпом движений и речи. Черты характера: общительность, доброта, трудолюбие, инициативность, настойчивость, самообладание, терпение, заботливость, непринужденность, отзывчивость, сдержанность, увлеченность, уступчивость, энтузиазм. Педагогический этикет и такт учителя. Приветствие – «здравствуйте!»; прощание – «всего доброго, до завтра!»; формулы просьбы – «пожалуйста» (4 раза), «будь добр» (2 раза); благодарности – «спасибо» (3 раза), извинение – «извините, это я виноват» (2 раза). Учитель не считает унизительным извиниться перед учащимися. Он осознает, что тоже человек, которому свойственно ошибаться, и отвечает за свои ошибки. Учитель как воспитанный человек очень часто пользуется «волшебным словом». Способы воздействия на учащихся. В начале урока учитель здоровается с классом и сразу же вовлекает их в совместную деятельность (несколько учащихся работают у доски, остальные отвечают на вопросы учителя). Затем при объяснении новой темы делаются записи в тетрадях (учащиеся очень активно участвуют в рассмотрении новой темы, отвечая на наводящие вопросы учителя). Такой способ организации дисциплины на уроке эффективен в дан
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 4232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.135.132 (0.018 с.) |