Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Переход от учения к учебной деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли), является научение. Однако большинство исследователей этой проблемы (Й. Лингарт, И.И. Ильясов, и др.) используют понятие учения как наиболее общее для анализа и интерпретации формирования индивидуального опыта не только у человека, но и у животных. «Учение, как одна из форм деятельности организмов, по своему существу едино, но эволюционно оно разрозненно и на различных ступенях эволюции имеет различные качественные особенности »,— отмечает Й. Лингарт. А. К. Маркова выделяет пять типов отношения к учению: ► отрицательное отношение к учению. Этот тип характеризуется бедностью мотивов, познавательные мотивы исчерпываются интересом к результату. Отсутствует умение ставить учебные цели, выполнять задание по развернутой инструкции взрослого и нет ориентации на поиск развернутых способов действия. Учебная деятельность не сформирована. ► безразличное отношение к учению. Этот тип мотивации характеризуется наличием неустойчивых переживаний новизны и интереса. Доминирующими являются широкие социальные мотивы долга. Для таких учеников характерно понимание и первичное осмысление целей, которые ставит учитель, типичны простые учебные действия на основе образца и инструкции, возможны простые виды самоконтроля. ► положительное аморфное отношение к учению. Для мотивации учения характерно сочетание широких познавательных мотивов и широких социальных мотивов. Учащиеся с мотивацией данного типа в ходе учебной деятельности пережинают эмоции удивления, новизны учебного материала, восприимчивы к новым знаниям. Они понимают и выполняют те цели, которые ставит учитель, хорошо выполняют учебные действия по образцу и инструкции, осуществляют самоконтроль. ► положительное осознанное отношение к учению. Ученики с этим типом мотивации учения переопределяют и доопределяют задачи, которые ставит учитель, определяют свои цели учебной деятельности. На этой основе происходит формирование новых мотивов учебной деятельности, осмысление соотношения мотивов и целей. Учебная деятельность для них является не только воспроизведением образца, который дан учителем, но и осуществлением учебных действий по собственной инициативе. Они различают способы и результаты, способны к поиску разнообразных способов достижения результата. Умеют планировать и оценивать свою учебную деятельность до ее осуществления. ► положительное (личностное, ответственное, действенное) отношение к учению. Для учащихся с этим типом мотивации учебной деятельности характерно соподчинение мотивов, мотивы сбалансированы и гармонируют друг с другом. Учащиеся умеют ставить перспективные цели, реализовывать их и преодолевать препятствия при их достижении. Учебные действия отличаются гибкостью и мобильностью, поиском нестандартных способов решения. Такие учащиеся предвидят социальные последствия своей учебы, а их учебная деятельность переходит в самообразовательную. Успех в учении зависит от таких психологических факторов, как: ► мотивация учебной деятельности; ► произвольность познавательных процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи); ► наличие у обучаемого необходимых волевых и других качеств личности (настойчивости, целеустремленности, ответственности, дисциплинированности, сознательности и др.). К числу психологических фактов успешного учения также можно отнести умение взаимодействовать с людьми в совместной деятельности (прежде всего с учителями и одноклассниками), интеллектуальную развитость и сформированность учебной деятельности. Перечисленные факторы относятся не только к ученику, но и к учителю. Важное значение имеет установка на научение, т. е. постановка учителем и принятие учеником учебной задачи, смысл которой для учителя заключается в том, чтобы научить, а для ученика - чему-либо научиться. Кроме них чрезвычайно важны средства и содержание обучения, тот учебный материал, которым пользуются учитель и ученик. Он должен отвечать определенным требованиям. Важнейшее из них - доступность и достаточный уровень сложности. Доступность обеспечивает усвоение этого материала учащимися, а достаточная сложность - психологическое развитие учащихся. Оптимальным по сложности с психологической точки зрения считается такой учебный материал, который находится на достаточно высоком, но еще вполне доступном для усвоения уровне трудности. Субъективно важным моментом, связанным с оценкой учащимися степени трудности усваиваемого материма, является интерес к нему и связь данного материала с потребностями обучаемого, с имеющимся у него опытом, умениями и навыками. Интересный, знакомый и личностно значимый материал обычно воспринимается учащимися как менее трудный, чем тот, который обладает противоположными характеристиками. Еще одним существенным фактором успешности учения является продуманная система поощрений учащихся за успехи и наказаний за неудачи в учебной деятельности. Поощрения должны соответствовать реальным успехам и отражать не столько способности учащегося, сколько прилагаемые им усилия. Наказания должны играть стимулирующую роль, т.е. затрагивать и активизировать важные мотивы учебной деятельности, направленные на достижение успехов, а не на избежание неудач. Наряду с понятием «учение» в отечественной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова), а затем и в зарубежной (Й. Ломпшер, Й. Лингарт) все чаще используется понятие «учебная деятельность», в содержание которого входят не только процессуальность и результативность, но и структурная организация, и самое главное - субъектность учения. Этот переход к определению учения как учебной деятельности включает три этапа (А.К. Маркова, Г.С. Абрамова). На первом этапе - в конце 50-х годов - Д.Б. Элькониным была выдвинута общая гипотеза о строении учебной деятельности, о ее значении в психическом развитии ребенка и начато ее экспериментальное изучение. На втором этапе исследовали особенности этой деятельности, ее структурные компоненты. На третьем этапе изучали те психические новообразования, которые формируются в этой деятельности. В настоящее время учебная деятельность как особая форма учения выступает в качестве специального объекта организации (самоорганизации), управления (самоуправления), контроля (самоконтроля). Она означает «воспроизводящую» деятельность, в процессе которой воспроизводятся не только накопленные человечеством знания и умения, но и те исторически возникшие способности, которые лежат в основе теоретического сознания и мышления - рефлексия, анализ, мыслительный эксперимент (Давыдов В.В.). Вышеизложенный материал свидетельствует, что можно говорить о глобальности, многосторонности содержания самого понятия «учение» и многоаспектности его рассмотрения с позиций разных наук. Такое положение естественно, так как субъектом учения является человек, особенно если имеется в виду ребенок - становящийся, развивающийся, формирующийся человек во всей сложности и многообразии входящих в этот процесс проблем (физиологических, психологических, социальных, педагогических и т.д.). Многие исследователи отмечают, что в процессе учения наблюдаются изменения в самом субъекте - в самом широком смысле слова происходит его развитие и что это в значительной мере обусловлено обучением: его формами, содержанием, исходной позицией учителя и организатора учения.
?Контрольные вопросы: 1. Что понимают под обучением? Чем отличается обучение от учебной деятельности? 2. Известное положение Л.С.Выготского о том, что обучение – всеобщий и необходимый момент развития. П.Я. Гальперин и Д.Б. Эльконин также указывали на то, что учение (а, следовательно, и обучение) – форма развития. Согласны ли вы с таким выводом? 3. Каковы общие принципы развивающего обучения по Л.В. Занкову и по В.В. Давыдову? 4. В чем заключается преимущество развивающего обучения по сравнению с традиционным обучением?
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ План: 1. Учебная деятельность. 2. Учебная мотивация. 3. Психологические аспекты компьютеризации обучения. Ключевые понятия: Учебная деятельность - это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способам действий в сфере научных понятий. Такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть мотивы приобретения обобщенных способов действий, или мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Если удастся сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Компьютерные обучающие программы - это такое средство обучения, которое является носителем предметного содержания и направлено на организацию деятельности учителя и учащихся, может быть реализовано при помощи ЭВМ.
Учебная деятельность Понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно. В широком смысле слова она иногда неправомерно рассматривается как синоним научения, учения и даже обучения. В узком смысле, согласно Д.Б. Эльконину, - это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. В работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой понятие «учебная деятельность» наполняется собственно деятельностным содержанием и смыслом, соотносясь с особым «ответственным отношением», по С.Л. Рубинштейну, субъекта к предмету обучения на всем его протяжении. В данной трактовке «учебная деятельность» понимается шире, чем ведущий тип (вид) деятельности, так как распространяется на все возрасты, в частности на студенческий. Учебная деятельность в этом смысле — деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку. Учебная деятельность соответственно может рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как ее субъекта - совершенствование, развитие формирование его как личности благодаря осознанному, направленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности. Деятельность обучающегося направлена на освоение глубоких системных знаний, отработку обобщенных способов действий и их адекватного и творческого применения в разнообразных ситуациях. В учении всегда участвует установка личности на овладение знаниями, умениями и навыками как продуктами учения. Учение имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, умения, навыки. Психологическая сторона сознательности учения заключается в том, какой смысл для ученика приобретают усваиваемые им знания. Необходимо формировать сознательное отношение ребенка к учению, понимание того, почему, зачем нужно учиться. Этот момент является одним из главных в формировании и обеспечении успешности учения. Только при этом условии можно избежать формализма в усвоении знаний, обеспечить высокий уровень сознания. Смысл учения в отечественной психологии рассматривается не только как приобретение знаний, а главным образом как изменение, обогащение самого ребенка. Цели учения делят на общие и частные. Общие цели всегда, на всех этапах учения задаются извне. Как последствие происходит порождение частных целей (целеполагание). Если в постановке общих целей учения сам ученик фактически не может принимать участия (цели задаются обществом, учебным планом, программой, методическими разработками, учителем), то в постановке частных целей он может принимать самое непосредственное участие. Учебный процесс необходимо строить так, чтобы ученик не только принял цели учения, но и научился сам ставить близкие и дальние цели, исходя из задач учебной деятельности. Именно на уроке происходит координация и интеграция всех действий учащихся, именно на уроке учитель целостно реализует требования образования и воспитания. Достижение целей возможно на основе следующих принципов: ► деятельностного подхода; ► индивидуального подхода; ► личностного подхода. Важно, чтобы на уроке все учащиеся в полной мере включались в учебную деятельность, то есть: ► испытывали положительную мотивацию (побуждение) в виде интереса, любознательности, наслаждения процессом, самореализации и т. д.; ► ясно осознавали цель урока и отдельных его этапов, т.е. заранее видели конечный результат своих усилий; ► изменяли предмет своей активности и не «поглощали» все в готовом виде, а переделывали материал самостоятельно: связывали рассказ учителя с собственным ответом и своими интересами; пересказывали в уме своими словами; делали записи отдельных мыслей, решали задачи, ставили вопросы, выполняли опыты, рисовали схемы и т.д. Для детской активности и творчества очень важно иметь возможность по-своему воспринять цель и способы ее выполнения, а мастерство педагога состоит в том, чтобы дать простор самостоятельности, но под общим руководством учителя. Каждый ученик индивидуален и неповторим и общую задачу решает индивидуально: один мыслит быстро, но не умеет тщательно реализовать план, другие более медленно, но педантично; одни слишком застенчив, а другие более самоуверенны и т.д., но при поддержке их индивидуальных особенностей могут успешно выполнить учебную задачу. Какие же различия между учащимися нужно учитывать для обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку и для дифференциации обучения? Прежде всего, необходимо понять, что в каждом классе учащиеся отличаются друг от друга: ► по показателям общего развития (в том числе по состоянию здоровья, работоспособности, выносливости); ► по типу памяти; ► по степени концентрации внимания; ► по скорости протекания познавательных процессов. Индивидуалыю-психологическис различия учащихся проявляются и в их способности к усвоению и закреплению нового материала, в темпе учебной деятельности. Большое влияние на успеваемость школьников оказывают различия в уровне овладения устной и письменной речью, в скорости чтения. Необходимо учитывать также различия в быстроте и гибкости мышления учащихся. Кроме того, «колебания» в успеваемости существенно определяются различиями в мотивации учебной деятельности. Для того чтобы быть эффективной, учебная деятельность должна соответствовать следующим требованиям: ► быть как для учителя, так и для учащегося разносторонне мотивированным процессом; ► иметь развитую и гибкую структуру; ► осуществляться в разнообразных формах, позволяющих учителю наиболее полно реализовывать свой творческий педагогический потенциал, а учащимся использовать свои индивидуальные возможности для усвоения передаваемых знаний, умений и навыков; ► выполняться при помощи современных технических средств обучения. Применительно к обучению как одному из аспектов учебной деятельности мотивация обозначает личную заинтересованность учителя в том, чтобы учащиеся как можно лучше усваивали учебный материал. Разносторонность мотивации обучения предполагает наличие многих различных мотивов, в силу которых преподаватель участвует в учебной работе. Развитость структуры обучения означает наличие в арсенале преподавателя достаточного числа разнообразных действий, с помощью которых он может осуществлять свои функции в учебной деятельности. Более совершенной будет учебная деятельность того преподавателя, который может профессионально использовать различные методы и средства в обучении. Гибкость обучения - это умение сочетать и при необходимости использовать разные методы и приемы обучения, легко и быстро переходя от одного к другому. Деятельность преподавателя, который при обучении по отношению к разным учащимся использует индивидуально различные методы и приемы, варьируя их в зависимости от предмета, темы и ситуации, называют достаточно гибкой. Негибкой называют такую деятельность преподавателя, когда он постоянно обращается к одному и тому же ограниченному набору методов и приемов работы со всеми учащимися по всем темам программы. Разнообразие средств осуществления учебной деятельности со стороны преподавателя характеризует его знание и умение пользоваться современной техникой, например ЭВМ. Полноценное научение учащихся без мотивированной, развитой и разнообразной по средствам деятельности преподавателя невозможно. Выделяют три основных структурных компонента учебной деятельности: мотивационный, операционный и контрольно-оценочный. Мотивационный компонент — это совокупность мотивов учения (ради чего учится школьник?). Мотивом учения должно стать желание и стремление овладеть знаниями и умениями с тем, чтобы в дальнейшем стать полезным членом общества. Операционный компонент — под ним понимается определенная учебная задача и совокупность учебных операций, приемов, составляющих общий способ действий по решению учебной задачи. Учебная задача — это система заданий, направленных на усвоение общих понятий и общих способов действий с ними. Перед учеником надо четко ставить учебную задачу и специально отрабатывать операции. Контрольно-оценочный компонент — контроль (вначале с помощью учителя, а затем самоконтроль) за правильностью и полнотой выполнения операций, а также оценка (а затем и самооценка) того, кок выполнена учебная задача, как ученик освоил общий способ действия, чем уже он овладел, чего ему еще не удалось достичь.
Учебная мотивация Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-третьих, - субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); в-четвертых, - субъектными особенностями педагога и системой его отношений к ученику, к делу; в-пятых, - спецификой учебного предмета. Учебная мотивация системна, характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Так, в работах Л.И. Божович и ее коллег, на материале исследования учебной деятельности школьников отмечалось, что она побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребность» ребенка занять определенную позицию в системе общественных отношений. При этом с возрастом происходит развитие взаимодействующих потребностей и мотивов, изменение ведущих доминирующих потребностей и их иерархизации. Мотивация учения, по мнению А.К. Марковой, «складывается из ряда постоянно изменяющих и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы). Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или усугубления отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними». При анализе мотивации учебной деятельности необходимо не только определить доминирующий побудитель (мотив), но и учесть всю структуру мотивационной сферы человека. Рассматривая эту сферу применительно к учению, А.К. Маркова подчеркивает иерархичность ее строения. Так, в нее входят: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании. Говоря о структуре учебных мотивов, следует отметить, что внешние и внутренние мотивы чаще всего переплетаются. К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного. Такие мотивы, как понимание необходимости учения для дальнейшей жизни, процесс учения как возможность общения, похвала от значимых лиц, являются вполне естественными и полезными в учебном процессе, хотя их уже нельзя отнести полностью к внутренним формам учебной мотивации. К внешним мотивам можно отнести такие, как учеба как вынужденное поведение; процесс учебы как привычное функционирование; учеба ради лидерства и престижа; стремление оказаться в центре внимания. Эти мотивы могут оказывать и заметное негативное влияние на характер и результаты учебного процесса. Наиболее ярко выражены внешние мотивы в учебе ради материального вознаграждения и избегания неудач. Одной из основных задач учителя является повышение уровня внутренней мотивации учения в общей структуре мотивации учащегося. Классифицируя мотивы учения, выделяют две основные группы мотивов. 1. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности: ► мотивы, связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений; ► мотивы, связанные с самим процессом учения: ученика побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, т.е. ребенка увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты. 2. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне учебной деятельности: ► широкие социальные мотивы: ·мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями; ·мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения). ► узколичные мотивы: ·стремление получить одобрение, хорошие отметки (мотивация благополучия); ·желание быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация); ·отрицательные мотивы: стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников (мотивация избегания неприятностей). Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения. Каждый шаг этого процесса является сдвигом одного мотива на другой, более внутренний, более близкий к цели учения. Поэтому в мотивационном развитии учащегося следуем учитывать, так же как и в процессе обучения, зону ближайшего развития. Развитие внутренней мотивации учения - это движение вверх. Гораздо проще двигаться вниз, поэтому в реальной педагогической практике родителей и учителей часто используются такие «педагогические подкрепления», которые приводят к регрессу мотивации учения у школьников. Ими могут быть: чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно завышенные оценки, материальное поощрение и использование престижных ценностей, а также жесткие наказания, принижающая критика и игнорирование вниманием, неоправданно заниженные оценки и лишение материальных и иных ценностей. Эти воздействия обусловливают ориентацию ученика на мотивы самосохранения, материального благополучия и комфорта. Главные направления работы по формированию мотивации учения могут быть следующими : ► укрепление «открытости к воздействиям» - через укрепление сотрудничества с учителями и другими учениками на основе учебных задач, через поиск своих путей решения задач; ► использование ситуации выбора - через предоставление возможностей принимать решения; ► развитие целеполагания в учении - через укрепление адекватных уровня притязаний и самооценки, решение учебных задач на уровне максимальной трудности, различение своих возможностей и усилий, необходимых для выполнения задания; ► формирование устойчивости целей - через решение сверхтрудных задач, возобновление отсроченных заданий, преодоление помех и трудностей; ► эмоциональный тренинг - через выполнение упражнений по снятию тревожности, формирование умения предвидеть трудности, укрепление положительных эмоций в процессе учебы. Формированию мотивации способствуют: ► включенность учеников в совместную учебную деятельность в классе; ► построение отношений «учитель—ученик» не по типу вторжения, а на основе совета; ► занимательность, необычное изложение учебного материала; ► использование познавательных игр, дискуссий и споров; ► анализ жизненных ситуаций в свете полученных знаний; ► развитие самостоятельности и самоконтроля ученика. Начало урока должно ориентировать на готовность включиться в учебную деятельность. Основная часть урока должна быть направлена на подкрепление и усиление мотивации, которая достигается чередованием различных видов учебной деятельности, использованием активного поиска самих учащихся, включением учащихся в процесс оценки и самооценки. К онец урока должен быть обеспечен положительным личным опытом и положительной установкой на учение, что достигается за счет развернутой учителем деятельности учащихся. На уроке учебная деятельность должна иметь психологически полную структуру, т.е. включать осознание и постановку целей, выполнение действий, приемов и операций, самоконтроль и самооценку.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 2660; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.161.27 (0.01 с.) |