Предмет, задачи, структура и методы педагогической психологии 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, задачи, структура и методы педагогической психологии



Предметом педагогической психологии являются факты, ме­ханизмы, закономерности освоения социокультурного опыта че­ловеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека (ре­бенка) как субъекта учебной деятельности, организуемой и уп­равляемой педагогом в разных условиях образовательного про­цесса.

В частности, по мнению Крутецкого В.А., педагогическая психология изучает «зако­номерности овладения знаниями, умениями и навыками, иссле­дует индивидуальные различия в этих процессах, изучает за­кономерности формирования у школьников активного самосто­ятельного творческого мышления, те изменения в психике, которые происходят под влиянием обучения и воспитания», т.е. формирование психических новообразований. Приведенное определение свидетельствует о сложности, многоаспектности и неоднородности предмета педагогической психологии.

На современном этапе развития педагогическая психология становится еще более объемной. Так, отечественная педагогиче­ская психология изучает психологические механизмы управле­ния обучением (Н.Ф. Талызина, Л.Н. Ланда и др.) и образователь­ным процессом в целом (В.С. Лазарев и др.); управления процес­сом освоения обобщенных способов действия (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов и др.); учебную мотивацию (А.К. Маркова, Ю.М. Ор­лов идр.); индивидуально-психологические факторы, влияю­щие на успешность этого процесса, например сотрудничество (Г.А. Цукерман и др.), личностные особенности обучаемых и учи­телей (Е.С. Мерлин, Н.С. Лейтес, А.А. Леонтьев, В.А. Кан-Калик и др.).

В целом можно сказать, что педагогическая психология изучает психологические вопросы управления процессом обуче­ния, формирование познавательных процессов, и преж­де всего теоретического мышления. Отыскивает, по мнению Петровского А.В., «надежные кри­терии умственного развития и определяет условия, при кото­рых достигается эффективное умственное развитие в процес­се обучения, рассматривает вопросы взаимоотношений между педагогом и учащимися, а также взаимоотношения между учащимися» в общем контексте задачи формирования личности учащегося.

Конкретными задачами педагогической психологии яв­ляются:

► раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личност­ное развитие обучаемого;

► определение механизмов и закономерностей освоения обу­чающимся социокультурного опыта, его структурирования, со­хранения в индивидуальном сознании обучающе­гося и использования в различных ситуациях;

► определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучающегося и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);

► определение особенностей организации и управления учеб­ной деятельностью обучающихся и влияние этих процессов на их интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познаватель­ную активность;

► изучение психологических основ деятельности педагога, его индивидуально-психологических и профессиональных ка­честв;

► определение механизмов, закономерностей развивающе­го обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;

► определение закономерностей, условий, критериев усво­ения знаний, формирование операционального состава деятель­ности на их основе в процессе решения разнообразных задач;

► определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и их соотнесения с образовательными стан­дартами;

► разработка психологических основ дальнейшего совер­шенствования образовательного процесса на всех уровнях обра­зовательной системы.

Педагогическая психология имеет определенную структуру, в ее состав входят:

► психология воспитания и самовоспитания;

► психология учения;

► психология обучения;

► психология педагогической деятельности и личности учителя.

Воспитание и обучение в той или иной мере являются предметом исследо­вания различных наук: философии, социологии, истории, педагогики и пси­хологии. Но, конечно, более всего с проблематикой обучения и воспитания связаны педагогика и психология.

Педагогика рассматривает цели и задачи обучения и воспитания детей, его средства и методы, способы их реализации на практике. Наряду с этим предметом педагогических исследований является также общее актуальное содержание образования.

Что же касается личности ученика, индивидуальных психологических особенностей учителя, взаимоотношений между учителем (воспитателем) и ребенком, то это является предметом специального, деталь­ного изучения в психологии.

А.В. Петровский выделил следующие задачи психологического обеспе­чения педагогического процесса:

1. Обеспечить опережение педагогической практики в психологическом исследовании, поиск нового.

2. Учитывать, что научная информация быстро устаревает, поэтому необхо­димо, чтобы ученик в результате обучения мог самостоятельно осваивать появившуюся новую информацию.

3. Определить общие закономерности возрастной психологии в онтогенезе.

4. Дать психологическую характеристику личности и делать это на каждом возрастном этапе.

5. Выяснить психологические механизмы усвоения общественного опыта.

6. Изучить психологическую основу индивидуального подхода.

7. Изучить основы и причины отклонений в психическом развитии детей.

Помимо методов, используемых всеми психологическими дисциплинами, в педагогической психологии есть еще специальные методы. К ним относятся, в частности, психолого-педагогический эксперимент и специальное психолого-педагогическое тестирование, предназначенное для определения степени обученности и воспитанности ребенка. Особое место среди этих методов занимает психолого-педагогический эксперимент - исследование, которое задумано и проведено со специальной развивающей целью - для установления эффекта тех или иных педагогических воздействий на ребенка.

Все методы, используемые в педагогической психологии, делятся на следующие:

организационные, касающиеся целей, содержания, структуры, организа­ции проводимых исследований, их состава и подготовки;

процедурные, рассматривающие формы реализации проводимого исследования в целом и его отдельных частей;

оценочные, включающие в себя способы психолого-педагогического оцени­вания результатов исследования;

методы сбора данных и обработки (методы, с помощью которых собира­ется необходимая информация об испытуемом; методы, служащие для преобразования первичных качественных и количественных результатов исследования в теоретические и практические психолого-педагогические выводы и рекомендации.

Кроме того, выделяют еще две группы методов, имеющих целью оказание прямого практического психологического воздействия на ребенка. Это пси­хологическое консультирование и психологическая коррекция. Психологи­ческое консультирование - оказание устной помощи ребенку в виде советов и рекомендаций на основе его предварительного обследования и знакомства с теми проблемами, с какими он столкнулся в процессе своего развития. Форма проведения консультации - беседа с ребенком, родителями или людьми, участвующими в его обучении и воспитании, которая носит рекомендатель­ный характер. Коррекция предполагает непосредственное педагогическое воздействие психолога на заинтересованное лицо (методы психотерапев­тического воздействия, социально - психологический тренинг, аутогенная тре­нировка).

?Контрольные вопросы:

1. Как вы понимаете предмет педагогической психологии и ее задачи?

2. Достаточно ли сказать, что предметом педагогической психологии является процесс учения? Почему?

3. Что такое метод? Чем отличается метод исследования от метода обучения, от метода решения школьной задачи?

4. Какие методы являются основными в педагогической психологии?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 1770; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.005 с.)