Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зав. Лабораторией психологии ипп по рао Б. С. Алишев

Поиск

Доктор педагогических наук, доцент Е.А. Корчагин

 

 

М 92

 

Мухаметзянова Ф.Г., Боговарова В.А., Леонова Н.В. Педагогическая психология. Учебно-методическое пособие для студ. высш. учеб. заведений. – Казань: АСО (КСЮИ), 2006. – 82с.

 

В учебно-методическом пособии раскрываются основные проблемы и содержание педагогической психологии, как дисциплины, изучаемой в высших учебных заведениях. Пособие рассматривает ключевые темы курса «Педагогическая психология» в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности «Педагогика и психология», отражает основные этапы становления педагогической психологии, ее структуру, методы, которыми оперирует педагогическая психология, элементы исследовательской и проектной деятельности студента по этим курсам. Информацию, содержащуюся в доступной для студентов форме, можно обогатить, ознакомившись с материалами пособия, его схемами и таблицами, а затем углубить знания, обратившись к глоссарию и изданиям из списка рекомендуемой литературы.

Данное учебно-методическое пособие позволяет систематизировать знания и повысить психолого-педагогическую эрудицию. Кроме того, позволяет проверить себя (или других) с помощью системы тестового контроля. Особое внимание уделяется вопросам научно-методического обеспечения преподавания этого курса.

Пособие рекомендуется студентам высших учебных заведений, может быть полезно аспирантам, а также работающим преподавателям для повышения их профессиональной компетентности.

 

 

ISBN ////////////

 

 

© Академия социального образования (КСЮИ), 2006

© Мухаметзянова Ф.Г., Боговарова В.А., Леонова Н.В., 2006

   

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение  
Глава I. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ  
Общепсихологический контекст формирования педагогической психологии  
Этапы становления педагогической психологии  
Основные проблемы педагогической психологии  
Предмет, задачи, структура и методы педагогической психологии  
Глава II. ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ  
Основные понятия психологии воспитания  
Психологические теории воспитания  
Социальные институты воспитания  
Педагогический процесс и концепции обучения  
Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина  
Соотношение обучения и воспитания  
Развитие  
Соотношение обучения и развития  
Теория содержательного обобщения в обучении В.В. Давыдова  
Развивающее обучение по системе Л.В. Занкова  
Психологические механизмы научения  
Переход от учения к учебной деятельности  
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
Учебная деятельность  
Учебная мотивация  
Психологические аспекты компьютеризации обучения  
ГЛАВА IV. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ  
Личность, ее структура. Развитие личности  
Психологические механизмы формирования личности  
Личность и субъект  
ГЛАВА V. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА  
Личность учителя  
Педагогическое общение  
Личностное и профессиональное развитие учителя  
Профессиональная компетентность учителя  
Педагогическая деятельность, ее функции и структура  
Мотивация педагогической деятельности  
Педагогический коллектив  
Задания для самостоятельной работы  
Тестовый контроль по курсу «Педагогическая психология»  
Таблица правильных ответов к тестовому контролю  
Примерная тематика семинарских занятий  
Примерная тематика рефератов  
Примерная тематика курсовых работ  
Заключение  
Список рекомендуемой литературы  

 

ВВЕДЕНИЕ

Уважаемый читатель! Мы, авторы пособия, преподаем педагогическую психологию в вузе и основная цель, которую мы преследовали при отборе материала для пособия, - помочь студентам освоить курс педагогической психологии, а также способствовать профессиональному становлению будущих учителей и воспитателей, педагогов-психологов.

В пособии материал изложен таким образом, что вам будет легко его воспринять и прикоснуться к необычной профессии педагога-психолога, которую вы для себя избрали. Вам предлагается авторский взгляд на основы педагогической психологии.

Педагогическая психология – это одна из центральных профилирующих дисциплин системе подготовки педагогов разных специальностей. Она направлена как на создание общих теоретических основ мировоззрения педагогов, так и на формирование специальных знаний и умений по психологии обучения и воспитания, на развитие интереса не только к внешней стороне учебно-воспитательного процесса, но и к его внутренним механизмам.

В данном учебно-методическим пособии рассматриваемые нами проблемы педагогической психологии анализировались на основе личностно-деятельностного подхода в общем контексте основных тенденций развития современного образования, где в центре образовательного процесса находится сам обучающийся, формирование его личности средствами данного учебного предмета, а учебный процесс подразумевает организацию и управление учебной деятельностью обучающихся, направленной на их всестороннее развитие и освоение ими предметных знаний. В соответствии с личностно-деятельностным подходом к обучению в пособии нами рассмотрен ряд проблем, которые сегодня составляют фундамент педагогической психологии, ключевыми из них являются: взаимодействие преподавателя и обучаемых как учебное сотрудничество равных партнеров, направленное на решение учебно-познавательных задач; психологическая характеристика педагога и обучаемых как субъектов учебной деятельности и педагогического общения; психологические особенности самой учебной деятельности; психологические механизмы и закономерности усвоения. Все это позволило нам переосмыслить и совершенствовать взгляды и позиции на предмет педагогической психологии.

Работая над этим пособием, мы думали о том, как помочь вам стать субъектами образовательной деятельности.

Пособие, представленное вашему вниманию, состоит из пяти глав, соответствующих структуре и содержанию педагогической психологии и включает в себя схемы, таблицы, комментарии к ним, краткий словарь ключевых понятий, контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы, примерную тематику семинарских занятий, тестовый контроль, который может быть использован для самоконтроля и проверки знаний по предмету, список рекомендуемой литературы. Нам представляется, что такое построение пособия будет способствовать не только усвоению фактов, закономерностей, методов, проблем педагогической психологии, но и развитию научного мышления в области педагогической психологии.

Курс «Педагогическая психология» занимает центральное место в структуре психолого-педагогического образования и подготовки педагога-психолога. Ее предметом является изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто организует это обучение и воспитание, т.е. педагога, воспитателя.

Цели дисциплины:

► проанализировать условия и факторы формирования психических новообразований под воздействием образования, в связи с этим все проблемы педагогической психологии рассмотреть на основе учета возрастных особенностей человека, находящегося в образовательном процессе;

► раскрыть общие психологические закономерности, изучить психические процессы, психические состояния и индивидуально-психологические особенности личности уже сложившегося человека;

► изучить существующую взаимосвязь между воспитанием, обучением и развитием подрастающего поколения.

Основная задача дисциплины состоит в изучении закономерностей овладения знаниями, умениями и навыками, в исследовании индивидуальных различий в этих процессах, а также закономерностей формирования у школьников активного творческого мышления и тех изменений в психике, которые происходят под влиянием обучения и воспитания.

 

***

 

 

Желаем вам творческого успеха при освоении изложенного нами материала пособия и надеемся, что оно будет полезно в расширении и углублении знаний в области педагогической психологии.

 

 

С уважением

доктор педагогических наук,

зав. кафедрой педагогики и педагогической психологии

Академии социального образования (КСЮИ)

Мухаметзянова Флера Габдульбаровна

кандидат педагогических наук,

преподаватель кафедры педагогики и педагогической психологии Академии социального образования (КСЮИ)

Леонова Наталья Валентиновна.

 

 


ТРЕБОВАНИЯ ГОС ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ДПП. Ф. 02. Федеральный компонент

 

 

Предмет и задачи педагогической психологии, концепции педагогиче­ского процесса и их психологические основания. Проблемы профес­сиональной подготовки и личностного развития учителя. Мотивы педа­гогической деятельности. Педагогические способности. Стили педагогического руководства. Педагогическое общение. Индивидуальные стили педагогической деятельности. Психология педагогического коллектива.

Психологические основы организации педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности. психология педагогического воздействия. Приемы и техника управления учащимися на уроке.

Основные понятия психологии воспитания. Психологические механизмы формирования личности. Психологические аспекты воспитательных технологий.

Основные понятия психологии обучения. Концепции обучения и их психологические основания. Учебная деятельность. Мотивы учения. Психологические основы развивающего обучения. Соотношение обучения и воспитания. Проблемы дифференцирования и индивидуализации обучения. Психологические аспекты компьютеризации обучения.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины «Педагогическая психология» студенты должны:

► знать, что изучает педагогическая психология, этапы ее становления, предмет педагогической психологии, структуру, основные проблемы, задачи, методы, которыми оперирует педагогическая психология;

► освоить теоретические знания об основных психолого-педагогических концепциях педагогического процесса и их психологических основаниях. Уметь критически оценивать специфику каждого подхода к процессу обучения, выделять как их положительное содержание, так и трудности, им присущие.;

► иметь четкое представление о том, что такое процессе воспитания, психологические теории воспитания, психологические средства воспитания, социальные институты воспитания и каким образом происходит соотношение обучения и воспитания;

► знать, что представляют собой психологические закономерности процесса обучения, его направления, важнейшие понятия психологии обучения – научение, учение, обучение, учебная деятельность, о мотивах учения, о переходе от учения к учебной деятельности, о соотношении обучения и развития, о психологических основах развивающего обучения;

► усвоить знания о психологических особенностях личности, ее структуре, развитии и психологических механизмах ее формирования, условиях успешного формирования личности;

► освоить знания о психологии личности учителя, его личностном развитии, о мотивах педагогической деятельности, ее структуре, о психологических основах организации педагогической деятельности, о педагогических способностях и педагогическом общении, о стилях педагогического руководства и об индивидуальных стилях педагогической деятельности, а также о психологии педагогического коллектива;

► сформировать способность теоретического анализа, умение критически работать с литературой.

 

 

 

ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ:

СТАНОВЛЕНИЕ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

 

План:

1. Общепсихологический контекст формирования педагогической психологии.

2. Этапы становления педагогической психологии.

3. Основные проблемы педагогической психологии.

4. Предмет, задачи, структура и методы педагогической психологии.

 

Общепсихологический контекст формирования педагогической психологии

Педагогическая психология развивается в общем контексте научных представлений о человеке, которые были зафиксиро­ваны в основных психологических течениях (теориях), оказав­ших в оказывающих большое влияние на педагогическую мысль в каждый конкретный исторический период. Это связано с тем, что процесс обучения всегда выступал в качестве естественно­го исследовательского «полигона» для психологических тео­рий. Рассмотрим подробнее психологические течения и тео­рии, которые могли повлиять на осмысление педагогического про­цесса.

Ассоциативная психология (начиная с середины ХVIII в. - Д. Гартли и до конца XIX в. - В. Вундт), в недрах которой бы­ли определены типы, механизмы ассоциаций как связи психи­ческих процессов и ассоциации как основы психики. На мате­риале исследования ассоциаций изучались особенности памяти, научения. Здесь же отметим, что основы ассоциативной трактов­ки психики были заложены Аристотелем (384 - 322 гг. до н.э.), которому принадлежит заслуга введения понятия «ассоциация», ее типов, разграничения двух видов разума (нуса) на теоретиче­ский и практический, определения чувства удовлетворения как фактора научения.

Эмпирические данные экспериментов Г. Эббингауза (1835) по исследованию процесса забывания и полученная им кривая забывания, характер которой учитывается всеми последующи­ми исследователями памяти выработки навыков, организации уп­ражнений.

Прагматическая функциональная психология У. Джемса (конец XIX - начало XX в.) и Дж. Дьюи (практически вся пер­вая половина нашего столетия) с акцентом на приспособительных реакциях, адаптации к среде, активности организма, выра­ботке навыков.

Теория проб и ошибок Э. Торндайка (конец XIX - начало XX в.), сформулировавшего основные законы научения - зако­ны упражнения, эффекта и готовности; описавшего кривую на­учения и основанные на этих данных тесты достижений (1904).

Бихевиоризм Дж. Уотсона (1912—1920) и необихевиоризм Э. Толмена, К. Халла, А. Газри и В. Скиннера (первая половина нашего столетия). Б.Скиннер уже в середине нашего столе­тия разработал концепцию оперантного поведения в практику программированного обучения. Заслугой предваряющих бихеви­оризм работ Э. Торндайка, ортодоксального бихевиоризма Дж. Уотсона и всего необихевиористского направления является раз­работка целостной концепции научения (learning), включаю­щей его закономерности, факты, механизмы.

Исследования Ф. Гальтона (конец XIX в.) в области измере­ния сенсомоторных функций, положившего начало тестирова­нию (Ф. Гальтон первым применил анкетирование, оценочные шка­лы); использование математической статистики; «умственные те­сты» Дж. Кзттелла, считавшиеся, как отмечает А. Анастази, ти­пичным методом исследования того времени. Интеллектуальные тесты А. Бине и Т. Симона (1904 - 1911) с вариацией индивиду­ального и группового тестирования, в которых впервые был ис­пользован коэффициент интеллектуального развития как отно­шение умственного возраста к фактическому (Л. Термен в Аме­рике в 1916 г.). Существенно, что Ф. Гальтон начинал свои пер­вые (1884) измерения в системе образования, Дж. Кэттелл (1890) в Америке тестировал студентов колледжей, первая шкала Би­не - Симона (1905) была создана во Франции но инициативе министерства образования. Это свидетельствует о достаточно давней тесной связи психологических исследований и образова­ния.

Психоанализ 3. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга, Э. Фромма, Э. Эриксона (с конца XIX в. и на протяжении всего XX в.), разрабатывающий категории бессознательного, психологической защиты, комплексов, стадиальности развития «Я», свободы, экстраверсии – интроверсии (последнее находит самое широ­кое применение и распространение во множестве педагогических исследований благодаря тесту Г. Айзенка.)

Гештальтпсихология (М. Вертгаймер, В. Кёлер, К. Коффка - начало XIX в.), концепция динамической системы пове­дения или теория поля К. Левина генетическая эпистемология или концепция стадиального развития интеллекта Ж. Пиаже, которые внесли вклад в формирование понятий инсайта, мотива­ции, стадий интеллектуального развития, интериоризации (что разрабатывалось также французскими психологами социологи­ческого направления А. Балловом, П. Жане).

Операциональная концепция Ж. Пиаже начиная с 20-х го­дов нашего столетия становится одной из основных мировых те­орий развития интеллекта, мышления. В контексте этой концеп­ции разрабатываются понятия социализации, центрации - децентрации, специфичности адаптации, обратимости действий, ста­дии интеллектуального развитая. Следует отметить, что в науку XX в. Ж. Пиаже вошел прежде всего как один из наиболее яр­ких представителей «синтетического подхода к исследованию пси­хики.

Когнитивная психология 60 - 80-х годов нашего столетия Г.У. Найсссра, М. Бродбента, Д. Нормана, Дж. Брунера и других, сделавшая акцент на знании, информированности, организации семантической памяти, прогнозировании, приеме и переработ­ке информации, процессах чтения и понимания, когнитивных стилях.

Гуманистическая психология 60 - 90-х годов нашего столе­тия А. Маслоу, К. Роджерса, выдвинувшая концепцию «центри­рованной на клиенте» терапии, категорию самоактуализации, пи­рамиды (иерархии) человеческих потребностей, фасилитации (облегчения и активизации), сформировавшая центрированный на учащемся гуманистический подход в обучении.

Большое влияние на развитие педагогической психологии ока­зали работы отечественных мыслителей, педагогов, естествоис­пытателей - И.М. Сеченова, И.П. Павлова, К.Д. Ушинского, А.Ф. Лазурского, П.Ф. Лесгафта, Л.С. Выготского, П.П. Блонского и др. Основой практически всех отечественных педагогичес­ких концепций послужила педагогическая антропология К.Д. Ушинского, в которой утверждался воспитываю­щий характер обучения, деятельностная (деятельная) природа че­ловека. К.Д. Ушинскому принадлежит разработка категорий содержания и методов обучения.

Культурно-историческая теория Л.С. Выготского - теория развития психики, понятийного мышления, ре­чи, связи обучения и развития, где первое должно опережать и ве­сти за собой второе, понятие уровней развития, «зоны ближай­шего развития» и многие другие фундаментальные положения с той или иной степенью полноты легли в основу психолого-педагогических концепций последних десятилетий.

Концепция деятельности М.Я. Басова, теория деятельности А.Н. Леонтьева, общеметодологическая разработка самой категории деятельнос­ти (субъектности) СЛ. Рубинштейном, общеинтегративный подход к психике, определение специфики ее развития в период взрослости, выделение особого возрастного пери­ода - студенческого возраста Б.Г. Ананьевым и другими оказа­ли несомненное влияние на психолого-педагогическое осмысле­ние образовательного процесса, развитие педагогической психо­логии.

Сформировавшиеся в отечественной психологии в середине те­кущего столетия теории, концепции, трактовки учения, учеб­ной деятельности (Л.И. Айдарова, Д.Н. Богоявленский, И.Я. Гальперин, Г.Г. Граник, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, 3.И. Калмыкова, Г.С. Костюк, Н.В. Кузьмина, Л.Н. Ланда, А.А. Люб­линская, А.К. Маркова, Н.А. Менчинская, Н.Ф.Талызина, П.А. Шеварев, Д.В. Эльконин и др.) внесли неоценимый вклад не только в осмысление педагогической практики, но и в педагоги­ческую психологию как науку, развиваемую как в нашем госу­дарстве, так и в других странах (И. Лингарт, И. Ломпшер и др.). Большое влияние на развитие педагогической психологии ока­зали выявление конкретных механизмов усвоения учебного ма­териала обучающимися (С.Л. Рубинштейн, Е.Н. Кабанова-Меллер, Л.Б. Ительсон); исследования памяти (П.И. Зинченко, В.Я. Ляудис, А.А. Смирнов), мышления (Ф.Н. Шемякин, А.М. Матюшкин, В.Н. Пушкин, Л.Л. Гурова), восприятия (В.П. Зинченко, Ю.Б. Гиппенрейтер), развития ребенка и, в ча­стности, речевого развития (М.И. Лисина, Л.А. Венгер, А.Г. Руз­ская, Ф.А. Сохин, Т.Н. Ушакова), развития личности (В.Г. Ананьев, Л.И. Божович, М.С. Неймарк, В.С. Мухина), ре­чевого общения и обучения речи (В.А. Артемов, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтъев, В.А. Кан-Калик); определение стадий (эр, эпох, фаз, периодов) возрастного развития (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев, А.В. Петровский), особенностей умственной деятельности школьников и их умственной одаренности (А.А. Бодалев, Н.С. Лейтес, Н.Д. Левитов, В.А. Крутецкий). Большое значе­ние для педагогической психологии имели работы по психоло­гии обучения взрослых ( Ю.Н. Кулюткин, Л.Н. Лесохина).

Безусловную положительную роль в процессе научной рефлек­сии достижений педагогической психологии сыграли учебники по педагогической и возрастной психологии, психологии учения М.Н. Шардакова, В.А. Крутецкого, А.В. Петровского и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.25.117 (0.015 с.)