Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основной алгоритм рейтинговой системы контроля знаний

Поиск

1) весь курс обучения по предмету разбивается на тематические разделы, контроль по которым обязателен.

2) по окончании обучения по каждому разделу проводится достаточно полный контроль знаний учащихся с оценкой в баллах.

3) в конце обучения определяется сумма набранных за весь период баллов и выставляется общая отметка. Учащиеся, имеющие итоговую сумму баллов по рейтингу от 86% до 100% могут быть освобождены от зачетов (экзаменов).

Рейтинговая технология предполагает внедрение новых организационных форм обучения, в том числе специальные занятия по коррекции знаний и умений учащихся. Отметка теряет свой смысл, так как учащийся выбирают свой уровень трудности. Все задачи и зачеты оцениваются по принципу: «сделано - не сделано» или «сдано - не сдано». Важное значение приобретает система контрольных работ, если учащийся выполнил контрольную работу, то переходит к изучению следующей темы, если нет, ему предстоит выполнение индивидуальных заданий по этой теме. А также предстоит сдача зачета повторно, целиком или частично, в зависимости от того, какую часть контрольной работы он сделал.

Фактором, стимулирующим учебную деятельность, является информационная открытость системы, что дает возможность учащимся сопоставлять результаты своей учебы с результатами одноклассников.

Итак, технология рейтинговой оценки учебной успешности учащихся представляет собой многофакторную технологию оценки обучения, в которой успешность, кроме успеваемости, оценивается по следующим оценочным критериям:

· домашнее задание (его наличие, соответствие заданному объему),

· информационная активность (сообщения, доклады, конференции, рефераты и т. д.),

· участие в изучении нового материала и закреплении изученного материала,

· дисциплина (замечания, деструктивный конфликт),

· пропуски уроков и опоздания (без уважительной причины).

При внедрении рейтинговой системы в учебный процесс создаются следующие преимущества в обучении:

– снижается стрессовая ситуация в процессе контроля как для учащихся, так и для преподавателей;

– обучение становится личностно-ориентированным;

– рейтинговая система исключает всякое унижение личности учащегося, позволяет ему самому оценивать свои способности и возможности, т.е. стимулирует его на добросовестную работу в течение всего периода обучения.

Рейтинговая сумма баллов с учетом перечисленных выше активов формируется по результатам таких видов контроля, как:

1. Входной контроль - контроль знаний и умений студентов при начале обучения очередной дисциплине.

2. Текущий контроль - непрерывно осуществляемое "отслеживание" уровня усвоения знаний и умений студентами на лекциях, лабораторно-практических занятиях; своевременного и аккуратного оформления отчета о лабораторной работе и его защите; быстроты и точности решения ситуационных задач. По всем видам деятельности ведется учет баллов, принятый кафедрой, исходя из важности и трудности выполняемых работ.

3. Рубежный контроль - контроль умений и знаний студентов по окончании изучения темы (раздела), модуля. Этот вид контроля заключается в написании контрольной работы, расчетно-графическом задании или системе заданий в виде тестов.

4. Итоговый контроль - контроль знаний, умений, навыков и поддающихся критериально-оценочной процедуре личностных качеств. Итоговый контроль оформляется в виде зачетного или экзаменационного теста по всему предмету.

5. Отсроченный контроль - контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса (этот срок может колебаться от 3 месяцев до полугода и более).

 


 

19. ) Кредитная система оценки студентов и ее роль в реализации идей Болонского процесса.

Цель Болонского процесса - создание единого европейского пространства высшего образования, основанного на общности фундаментальных принципов функционирования: постоянное улучшение качества высшего образования,
повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда,
рациональное сочетание академического качества и прикладного характера образовательных услуг.
В Болонской декларации указаны 6 основных задач, решение которых, как предполагается, будет способствовать единению Европы в области образования:

· Введение двухциклового обучения.

· Введение кредитной системы.

· Контроль качества образования.

· Расширение мобильности.

· Обеспечение трудоустройства выпускников.

· Обеспечение привлекательности европейской системы образования1

Кредитная система - это системный способ описания образовательных программ путем присвоения определенного количества кредитных единиц их компонентам и структурным элементам. ECTS - European Credit Transfer Systi - Европейская система взаимозачёта кредитов, разработанная в рамках проекта Совета Европы. В основу ECTS положены три элемента:

· информация о программах обучения и результатах работы студента,

· соглашение между вузами - партнерами и студентом,

· обозначение объема работы студента.

"Академический кредит" в рамках ECTS - это универсальная единица измерения трудоёмкости изучения дисциплины; мера вложенного учащимся труда в освоение знаний, за которые он отчитался.
Встал вопрос об объеме получаемого студентом образования на каждом из уровней. Инициаторами Болонского процесса было решено определять в каждом случае "трудоёмкость учебной работы". Однако не было единого подхода к определению содержания единицы трудоемкости. Часы аудиторных занятий ("контактные часы" по европейской терминологии) не могли выступать в качестве универсальной единицы измерения. Это связано с тем, что отношение к аудиторным занятиям в европейских университетах весьма различное. В качестве решения проблемы было предложено учитывать общую учебную нагрузку студента, суммарное время, которое он потратил в аудитории и вне её на овладение программой. Общая нагрузка помимо аудиторной включает по европейским меркам такие виды самостоятельной учебной работы студента, как написание эссе, рефератов, курсовых работ, лабораторные работы, практики и стажировки, подготовку к зачётам.
По существующей в европейском высшем образовании традиции единицу измерения трудоёмкости учебной нагрузки студента назвали " академическим кредитом ". Система кредитов предполагает взаимозачет последних, так же как и их накопление. Академические кредиты нужны как для определения работодателем весомости полученных студентом знаний и навыков по каждой дисциплине, так и равным образом для того, чтобы поддерживать систему академической мобильности студентов. Благодаря академическим кредитам, студент сможет в течение достаточно длительных периодов учиться в других, в основном, в зарубежных вузах, привозя оттуда академические кредиты, которые базовый вуз должен засчитать в счёт основного образования и использовать при принятии решения о выдаче своего диплома.
Европейская система взаимозачета кредитом (ECTS) рекомендует оценивать суммарную трудоемкость дисциплин одного учебного года ровно в 60 кредитов. Исходя из этого, в семестр студент должен заработать 30 кредитов, а в триместр - 20 кредитов. Опираясь на график учебного процесса (17+16 недель обучения) с учетом времени, отведенного на сдачу зачетов и экзаменов (8 недель), общий баланс времени в учебном году составляет 2214 академических часов. Таким образом, 1 кредит ECTS = 2214 / 60 = равен примерно 37 академическим часам.
Система учета трудоемкости в академических часах, принятая в российской системе высшего профессионального образования, также является кредитной системой, так как учитывает различные виды работ студента. В отличие от российской, в западных кредитных системах в трудоемкости учитывается время, затраченное учащимся на подготовку и сдачу экзаменов и зачетов.
С целью обеспечения перехода расчета учебных планов и нагрузки с аудиторных часов на зачетные единицы, совместимые с ECTS, Министерство образования России приняло методику расчета трудоёмкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах 7.
Для обозначения универсальной единицы трудоемкости введен термин "зачётная единица" вместо европейского "академического кредита".
Одна зачетная единица равна 36 академическим часам общей трудоёмкости продолжительностью по 45 минут.
Максимальный объём учебной нагрузки студента в неделю составляет 54 академических часа, то есть 1,5 зачётные единицы.
Трудоёмкости дисциплины в зачетных единицах рассчитываются путем деления трудоёмкости в академических часах на 36.
Зачет по дисциплине и трудоемкость курсовых проектов (работ) входят в общую трудоёмкость дисциплины в зачетных единицах.
Одна неделя практики выражается 1,5 зачётными единицами.
Один семестровый экзамен равен 1 зачётной единице (3 дня подготовки и 1 день на экзамен).
Трудоёмкость итоговой аттестации рассчитывается исходя из количества отведённых на неё недель: 1 неделя соответствует 1,5 зачётным единицам.


 

20. ) Балльная оценка учебной деятельности.

Балльная система оценки знаний необходима для осуществления контроля уровня знаний каждого учащегося и студента по всем предметам.

Система оценки баллами знаний и поведения учащихся ведет свое начало от иезуитских школ XVI-XVII веков. Первая система оценок возникла в Германии. Она состояла из трех баллов, каждый из которых обозначал разряд. Все ученики распределялись по разрядам, обозначившимся цифрами. По этим разрядам ученики и делились на лучших, средних и худших. Отсюда первоначально единица имела значение высшей отметки. В истории русского просвещения наиболее древней является система словесных оценок. В списке студентов Киевской духовной академии (1737 г.) первая группа отзывов обозначает очень хорошие успехи: "учения изрядного, надежного, доброго, честного, хорошего, похвального". Вторая группа обозначает успехи средние: "учения посредственного, мерного, нехудого". Третья группа отметок характеризует успехи ниже среднего: "учения слабого, подлого, прехудого, безнадежного, ленивого".

Постепенно оценка становится однообразней и короче. Она все чаще заменяется цифровой системой. Русская школа пережила 3-, 5-, 8-, 10-, 12-балльную систему оценки знаний. Из них прижилась 5-балльная, которая и была в 1837 году официально установлена Министерством народного просвещения.

Во Франции сегодня учатся по 20-балльной системе. Причем высшим пилотажем считается заработать 14-16 баллов, а те, кто получает 10-14, могут смело называться хорошистами.

Школьники Латвии могут сами выбирать себе учебные курсы. Успехи по каждому курсу оцениваются на письменном или устном зачете по 10-балльной шкале.

В школах США распространена система тестирования, которое оценивается очень строго и однозначно: ответил на 20 вопросов из 100, получаешь ровно 30 баллов и ни на балл, ни на полбалла выше. В листе успеваемости, который получают родители, есть графа «Комментарии», где учитель может дать свою субъективную оценку работе ученика. Вместо оценок в Штатах используются буквы (A, B, C), причем самая высокая — А.

Любопытно, что знания учащихся оцениваются во всех странах мира по-разному.

В Англии — 6-балльная, Польше — 6-балльная, Франции — 20-балльная, Молдове — 12-балльная, Украине — 12-балльная, Белоруссии — 10-балльная, Латвии — 10-балльная, США — 100-балльная.

В противовес предлагалось заменить баллы отзывами преподавателей за отчетный период, ввести зачетную систему "уд. — неуд." и т.д.

Балльная система оценивания предназначена для повышения объективности и достоверности оценки уровня подготовки студентов и может быть использована в качестве одного из элементов управления учебным или образовательным процессами.
Опыт показывает, что применение балльной системы оценивания особенно актуально на младших курсах, когда у студентов идет формирование мотивации к профессиональному обучению.
Балльная система представляет собой свод правил и положений, на основе которых в ходе обучения осуществляется оценка знаний, умений, навыков и других результатов учебно-познавательной деятельности студента. При использовании балльной системы оценивания результаты обучаемых оцениваются в баллах. Преподаватель устанавливает количество баллов, которое студент может набрать во время лекционных, практических, лабораторных и других видов занятий, способствующих
усвоению изучаемого материала. Студент заранее знает, сколько баллов он получит в случае успешного выполнения конкретного задания, задачи, ответа на вопрос и прочих видов форм контроля.
С помощью балльной системы не только контролируются знания студентов, но и активизируется их познавательная деятельность в обучении, стимулируется более качественное выполнение аудиторных и внеаудиторных заданий в течение всего семестра. При помощи этой системы индивидуализируется учебный процесс, воспитывается рациональный подход к обучению, уменьшается субъективность педагога в оценивании знаний.
Особенность балльной системы оценивания состоит в том, что в нее включено большое количество разнообразных самостоятельных и индивидуальных работ, что активизирует самостоятельную работу студентов.
Внедрение балльной системы оценивания предусматривает тщательную переработку учебных программ, причем наиболее важным моментом является внедрение модулей - отдельных частей или тем изучаемой дисциплины.. Выполнение всех заданий в пределах модуля позволяет студенту набрать определенное количество баллов (по 100-балльной шкале), поэтому система становится модульно-рейтинговой. Эта система помогает увидеть и оценить эффективность трудозатрат студента в процессе освоения курса.
Изучение каждого модуля заканчивается промежуточным контролем, форма которого в зависимости от выбора преподавателем содержания и метода изучения может быть контрольная работа, коллоквиум, зачет, защита проекта, творческая работа. За участие в каждой акции студент накапливает определенное количество баллов, которые затем складываются, и по набранной сумме баллов выставляется зачет или экзаменационная оценка. В то же время у студента остается возможность пойти на экзамен и попытаться изменить ее на более высокую. Также существует возможность получить дополнительные баллы: написать реферат, принять участие в НИРС, выступить с докладом на конференции. Данная система является дополнительной мотивацией для студентов при изучении дисциплины.
Преподаватель может своевременно определить проблемы обучаемого и скорректировать его деятельность; он также может выделить талантливых студентов и помочь им наиболее полно реализовать свои потенциальные возможности.


21. В.Ф. Шаталов и его система «тотального» контроля учебных достижений учащихся.

Если мы говорим «методика Шаталова», то имеем в виду универсальнуюпсихолого-педагогическую организационно-методическую систему, работающую при изучении любых предметов (математики, физики, биологии, истории, географии, родного и иностранного языков). Преподавание каждого учебного предмета в методике Шаталова имеет свою специфику. Но в целом вся организационно-методическая система имеет следующую структуру.

Подсистемы организационно-методической системы:

1) Перспектива. Опережение. Качественно новый подход к перспективно-опережающему структурированию и планированию программного учебного материала.

2) Опорные сигналы. Крупноблочное введение программных тем с использованием опорных сигналов как основа интенсификации учебного процесса.

3) Инспекция и контроль знаний. Постоянное отслеживание и коррекция учебных достижений учащихся на основе постоянной обратной связи и принципа открытых перспектив.

4) Соуправление. Организация соуправления учебным процессом на основе принципов Педагогики Сотрудничества. Соучастие родителей в контроле и коррекции учебных достижений учащихся.

5) Повторение. Сквозное вариативное повторение изученного материала на репродуктивном, продуктивном и творческом уровнях.

6) Свободная домашняя работа.

7) Создание психологически комфортного фона обучения.

А теперь разберём некоторые из подсистем подробнее:
1) Вся организационно-методическая система В.Ф. Шаталова – это система интенсификации учебного процесса. Учитель-новатор и его последователи, опираясь на современные психолого-педагогические исследования, собственный богатый экспериментальный опыт, доказали, что обучение по системе Шаталова позволяет сократить сроки обучения в школе. В.Ф. Шаталов неоднократно подчёркивает, что, согласно современным исследованиям, развитие клеток головного мозга ребёнка в основном заканчивается к 11 годам. Следовательно, в современных учебных программах с их ориентацией на возрастные особенности учащихся школьники недогружены!

2) Минимальной единицей опоры по В.Ф. Шаталову является опорный сигнал – это «ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; – он способен мгновенно восстановить в памяти известную ранее и понятую информацию». Одна из важнейших задач опорных сигналов – облегчить понимание новой информации, закрепить её благодаря тесному взаимодействию различных видов памяти: зрительной, образной, словесно-логической, ассоциативной, мнемонической, моторной (двигательной). При работе с опорными конспектами одновременно параллельно работают оба (и левое, и правое) полушария, то есть синхронно работают механизмы абстрактного и конкретного образного мышления.

3) Система работы с опорными сигналами позволяет решить проблемы контроля знаний.В методике В.Ф. Шаталова каждый ученик опрашивается по каждой теме в полном объёме, и что очень важно –при минимуме временных затрат на уроке.Опорный конспект обязательно воспроизводится в письменной и устной формах на одном уроков. Оценки за письменное и устное воспроизведение опорных конспектов выставляются в специальную Ведомость учёта учебных достижений. В Ведомости представлен тематический учёт учебных достижений. Сводная Ведомость находится у учителя, каждый ученик получает копию Ведомости со своей фамилией, куда сам заносит полученные оценки. Обратим внимание на важнейшую деталь: исчезает тайна классного журнала. Учащиеся знают непременные правила учёта учебных достижений: для получения итоговой тематической оценки необходимо получить оценки за все виды работ по теме, отражённые в Ведомости; оценки «2» в нашей системе работы нет. Если ученик не справился с тем или иным видом работы, в Ведомости остаётся пустая клеточка. Пустая клетка остаётся и тогда, когда ученик по той или иной причине отсутствовал в классе. Такая «пустушка» – сигнал: в знаниях ученика есть пробел. Пропуск уроков – не причина для самоустранения от выполнения всех видов работ по теме. Помочь ученику ликвидировать эти пробелы – задача Комитета;все оценки ниже «5» (т.е. «4» и «3») в Ведомости выставляются карандашом, и каждая карандашная оценка может быть исправлена на более высокую путём пересдачи этого вида работы в системе соуправления.

Вся суть подсистемы инспекции и контроля сводится к простым истинам: не ученику выставляют оценку за тот или иной вид работы, а ученик сам получаетоценку и сам решает, довольствоваться ли полученной оценкой, или улучшить её.

6) В нашей методике нет термина «домашнее задание». Есть термин «домашняя работа». Объём домашней работы (количество упражнений) определяется на год и предъявляется ученикам в начале учебного года в виде тематических плашек. Плашка – это набор упражнений для домашней работы по определённой теме. Для проверки самостоятельности ученика в домашней работе после того, как учеником выполнены все задания, проводится так называемая релейная работа. Из упражнений для домашней работы выбираются избранные разноплановые, разноуровневые задания. Ещё одна специфическая оценка при обучении русскому языку – оценка за работу над ошибками. При проверке домашней работы допущенные ошибки не исправляются, лишь на полях делаются соответствующие пометы. Все ошибки в тетради исправляются самим учеником, а затем он сразу же проводит работу над ошибками. Вот за эту работу и заносится в Ведомость специальная оценка.

7)созданная учителем-новатором методическая система является в высшей степени гуманистической, а в центре её стоят учитель и ученик как равноправные субъекты учебного процесса.

 


 

22. Эталон содержательной самооценки учения младших школьников в педагогической системе Ш.А. Амонашвили: структура эталона и этапы формирования.

Шалва Александрович Амонашвили – один из педагогов-новаторов, провозгласивших педагогику сотрудничества. Гуманная педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой. Она видит в ребенке его безграничность, осознает его космичность и ведет, готовит его к служению человечеству на протяжении всей жизни.

Ш.А. Амонашвили замечает, что в специальной литературе до сих пор не дано четкого определения оценки и отметки, не проведена грань между этими двумя понятиями. Вместе с тем оценка и отметка характеризуются своими особенностями и последствиями. Оценка - это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком; отметка же является результатом этого процесса этой деятельности (или действия), их условно-формальным отражением. На основе оценки может появиться отметка как ее формально-логический результат. Многие рассматривают отметку просто как отражатель и фиксатор результата оценки, не обращая внимания на то, что на практике она становится для ребенка источником радости или горя. Большинство преподавателей уверенны в том, что отметки создают мотив учения. В авторитарно-императивной педагогике учитель контролирует, проверяет, находит ошибки, указывает на недостатки, оценивает, высказывает суждение о результатах. Следствием этих операций является отметка, как проявление воли и единоличного мнения учителя. И отметка, искусственно вводимая с целью стимуляции учебно-познавательной деятельности, на самом деле вносит в нее страсть и неуверенность, а потому становится тромбом в нем. У школьника в течение десяти лет не вырабатывается мотив контролировать, оценивать свои действия: его самооценки никому не нужны.

Но личностно-гуманный педагогический процесс в "Школе Жизни" - это ни в коем случае не обучение традиционного типа, из которого просто изъяли отметки. Это качественно иной процесс, с другим компонентом - содержательной оценкой. Способность оценочной и самооценочной деятельности строится через принятие или творение эталонов, образцов, присвоения способов оценочных сопоставлений, оценочных и самооценочных суждений, контроля и самоконтроля. А учительская оценочная деятельность утверждает успех и предотвращает от неудач.

Эталоны составляют основу оценочной активности, служат ее ориентиром. Без них оценка не может приобрести для школьника содержательный смысл. Эталоны - образец отдельных действий, операций, их результатов, образец самой учебно-познавательной деятельности и ее конечного результата.

При формировании содержательной самооценки особое значение приобретает раскрытие перед школьником смысла учебно-познавательной задачи. Если он решает математический пример, то результатом его учебно-познавательной деятельности будет не столько правильный ответ, сколько присвоение обобщенных способов решения примеров подобного класса, совершенствования определенных умений и навыков. В процессе обучения следует направлять школьника на то, чтобы в каждой учебно-познавательной задаче он видел картину своего продвижения и совершенствования. Это приведет его к действительно содержательной самооценке и самокритике: через внешний результат своей деятельности он будет анализировать свои успехи и не удачи достижения и пробелы.


 

23. Сущность процесса обучения; его структура.

Обучение – понимается как специально организованный процесс целенаправленного взаимодействия педагога и учащихся, в результате которого обеспечивается усвоение определенной системы знаний, навыков, умений, способов мышления и деятельности, что обеспечивает развитие учащегося.

При этом педагог:

1) преподает – целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;

2) руководит процессом освоения знаний, навыков и умений; опыта творческой деятельности;

3) создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления и др.).

В свою очередь учащийся:

1) учится – овладевает предлагаемой информацией и выполняет учебные задания (с помощью педагога, в группе или самостоятельно);

2) осуществляет самостоятельные наблюдения и совершает мыслительные операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация и др.);

3) проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.

Таким образом, диалектическое отношение «обучение – воспитание (где воспитание - целенаправленное формирование личности путем становления: 1) определенного отношения к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) форм поведения (как проявление отношений и мировоззрения). Можно выделить следующие направления воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и др.)» направлено прежде всего на развитие деятельностных и личностных характеристик человека на основе его интересов, приобретенных знаний, умений и навыков.

В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавателя и ученика в педагогической науке и практике выделяют разные дидактические системы, например, проблемное, развивающее, программированное, модульное обучение.

Процесс обучения включает в себя две части: преподавание (деятельность педагога), в ходе которого осуществляется передача (трансформация) систем знаний, умений, опыта деятельности; и учение (деятельность ученика), как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

Но человек – не сосуд, куда помещается опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить новое. Поэтому основными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.

Процесс обучения обусловлен целью образования и характеризуется взаимодействием следующих его компонентов: а) содержания обучения, т.е. учебного предмета, в котором систематизированы знания (основы наук) для усвоения учащимися определенного класса б) преподавания, т.е. деятельность учителя, которая заключается в формировании у учащихся мотивов учения, в преподавании содержания предмета, в организации деятельности учащихся, в управлении и руководстве их самостоятельной работой, направленных Аной на изучение и использование знаний, в проверке знаний и умений в) обучения, т.е. разносторонней деятельности учащихся, в частности умственных и физических действий г) материальных средств обучения (учебники, учебные пособия, технические средства, приборы и т.п.)
Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, со стоящую из элементов: 1) мотивация;

2) учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме заданий;

3) учебные действия;

4) контроль, переходящий в само контроль;

5)оценка,переходящая в самооценку.
Учебная задача выступает как определенное учебное задание, имеющее четкую цель, но для того чтобы осуществить эту цель, надо учесть условия, в которых действие должно осуществиться. По А. Н. Леонтьеву, задача — это цель, данная в определенных условиях. По мере выполнения учебных задач происходит изменение самого учащегося. Учебная деятельность может быть представлена как систе ма учебных задач, которые даются в определенных учебных ситуациях и предполагают определенные учебные действия.
Учебная задача выступает как сложная система информации о каком-то объекте, процессе, в котором четко определена лишь часть сведений, а остальная неизвестна, которую и требуется найти, используя имеющиеся знания и алгорит мы решения в сочетании с самостоятельными догадками и поисками оптимальных способов решения.
Учебная деятельность как целое включает в себя ряд специфических действий и операций разного уровня. К исполнительным учебным действиям первого уровня И. И. Ильясов относит:
а) действия уяснения содержания учебного материала;
б) действия обработки учебного материала.
Кроме исполнительных действий по уяснению и об работке материала, параллельно с ними протекают контрольные действия, характер и состав которых зависят от тех же условий, что и состав исполнительных действий (источник и форма получения учебной информации). Наряду с мыслительными, в учебных действиях реализуются перцептивные и мнемические действия и операции, репродуктивные (исполнительские, шаблонные) и продуктивные (направлены на создание нового) действия

 


 

25. ) Цикличность процесса обучения и его функции.

Цикличность процесса обучения заключается в том, что учебный материал разбивается на относительно небольшие части, основательно изучается каждая из них, осуществляется контроль за ее усвоением, а затем усваивается другая часть материала, более сложная. Цикл обучения – это последовательность определенных действий учителя и учащихся, направленных на осуществление связи со старым материалом и опытом ученика в качестве основы для введения нового материала, закрепление его и контроль усвоения. Сущность процесса обучения с позиции других наук. Закономерности процесса обучения являются предметом изучения не только одной педагогики, но и других наук, с которыми педагогика связана.

Выделяются четыре цикла учебного процесса.

Начальный цикл. Содержанием этого цикла является овладение общей схемой учебного материала и методами его применения. Он занимает большую часть учебного времени. В данном цикле изучение и закрепление нового фрагмента содержания учебного материала проводится параллельно, порой слитно путем систематического привлечения школьников к решению различного уровня сложности и трудности учебных задач. В начальном цикле обучения реализуются следующие цели обучения: а) осознание и понимание учащимися основной идеи и практической значимости изучаемого материала путем анализа основных свойств и восприятие общей схемы данной темы; б) освоение путей воспроизведения изучаемых знаний и метода их использования на практике.

В начальном цикле учебного процесса дидактическое взаимодействие преподавания и учения направляется на расчленение, анализ основных свойств и признаков учебного материала. Противоречие между ранее усвоенным и изучаемым, между обыденножитейскими и научными знаниями, между учебнопознавательными задачами и реальными учебными возможностями школьников становится движущей силой учения и развития. Этот цикл учебного процесса состоит из трех основных этапов: 1) подготовка учащихся к закреплению и восприятию, изучению нового учебного материала; 2) предъявление и восприятие нового фрагмента содержания учебного материала с помощью изложения учителя (информативного или проблемного) или в процессе решения проблемных задач; 3) контроль и самоконтроль успешности восприятия и понимания, а также первичное закрепление изученного. Система учебных задач как средство обучения должна обеспечить в начальном цикле обучения: а) сопоставительное изучение учащимися новых идей, понятий, теорий с ранее усвоенными; б) формирование у школьников целостного представления об изучаемом предмете, категориях и закономерностях; в) единство обучения и развития; г) параллельное изучение и закрепление учебного материала. Основными параметрами результативности обучения в его начальном цикле являются: 1) самостоятельное воспроизведение изученного; 2) подтверждение фактами новых знаний; 3) дифференциация основных признаков учебного материала; 4) готовность к решению типовых задач.

Второй цикл. К нему относится повторение общей схемы учебного материала и отработка метода (методов) его применения. Основной целью этого цикла является конкретизация, расширенное воспроизведение изученных знаний и ясное их осознание, полное овладение методом (методами) применения этих знаний в учебной практике внутрипредметного характера. Дидактическое взаимодействие преподавания и учения направляется на сбор и анализ фактов по данной теме. Во втором цикле учитель должен нацеливать внимание учащихся на разрешение таких противоречий, как противоречие между знанием и способами его применения, противоречие между знанием и формированием навыков и умений. Эти противоречия и их разумное разрешение являются стимуляторами и факторами перехода от одного уровня усвоения к другому, от менее конкретных знаний и навыков к более конкретным знаниям и навыкам. Данный цикл состоит из следующих основных этапов:— воспроизведение общей схемы и метода применения знаний;— применение знаний на практике в ситуации внутрипредметного характера и формирование навыков и умений;— анализ ранее неосознанных свойств учебного материала (кумуляция или расширенное воспроизведение изученного).Результативность обучения в этом цикле измеряется темпами оперативного перехода от знаний к фактам, от фактов к знаниям, качеством и быстротой решения учебных задач.

Третий цикл. Основное содержание этого цикла систематизация, обобщение понятий, генерализация умений, использование содержания изученного и усвоенного в жизненной практике как при непосредственной помощи учителя, так и самостоятельно. Дидактическое взаимодействие преподавания и учения направляется на сопоставление усвоенных понятий и приобретенных умений. При организации конкретной учебной и познавательной деятельности школьников используются межпонятийные и межпредметные учебные задачи, моделирующие жизненные ситуации, в том числе и межпредметные. Показателем результативности обучения в этом цикле являются: 1) самостоятельное нахождение учащимися новых способов решения проблем и задач; 2) применение знаний в неожиданных ситуациях и обстоятельствах.

Заключительный цикл. Проверяются и учитываются результаты предыдущих циклов с помощью контроля и самоконтроля успешности учебной практики. В этом цикле определяются пробелы в знаниях и слабые стороны в умениях. Намечаются пути дальнейшей работы над усвоенными темами и разделами учебного предмета.

Выделенные циклы учебного процесса хорошо различимы. В каждом цикле содержатся новые качества, стороны, свойства изучаемых понятий и категорий. Они позволяют открыть новые сферы деятельности учителя и учащихся с учебным материалом. Циклы учебного процесса представляют собой спираль, в каждом витке которой отражаются все стороны учебного процесса; цель — деятельность преподавания — средства преподавания и учения — деятельность учения — результат.

 


 

27. ) Формы обучения, их многообразие и тенденции развития.

Форма - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод.

Формы обучения бывают конкретными (урок, дом. работа, факультативные занятия, курсовые, консультации, доп. заняти



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 572; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.37.219 (0.016 с.)