Тематика курсовых/контрольных работ/рефератов и методические указания по их выполнению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тематика курсовых/контрольных работ/рефератов и методические указания по их выполнению



 

Примерные темы для курсовых реферативных работ (только для студентов, специализирующихся по иммунологии, окончательная тема дается научным руководителем студента с учетом будущей экспериментальной работы на более старших курсах и подготовки обзора литературы по будущей дипломной работе, выпускной работе бакалавра и магистерской диссертации, основное требование – самостоятельный анализ современной литературы по проблеме, в том числе и научных статей в иностранных журналах, практическое использование современных средств поиска первоисточников в интернете)

 

1. Половые стероиды в регуляции функций иммунной системы.

2. Механизмы нейроэндокринной регуляции функций иммунной системы при стрессе.

3. Адренергические механизмы в реализации иммуномодулирующего действия глюкокортикоидов.

4. Нейроэндокринная регуляция функций клеток иммунной системы при воспалении.

5. Экологические факторы в становлении функций иммунной системы в онтогенезе.

6. Молекулярные механизмы действия хемокинов.

7. Изменения функций иммунной системы при тиреотоксикозе.

8. Хорионический гонадотропин в регуляции функций иммунной системы.

9. Иммуномодулирующие эффекты гормонов плаценты.

10. Роль соматотропного гормона в нейроэндокринной регуляции функций иммунной системы.

11. Механизмы иммуномодулирующего действия опиатов.

 


8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

Литература

 

Основная:

 

Ройт А. Иммунология: Пер. с англ. / А. Ройт, Дж. Бростофф, Д. Мейл (Roitt Ivan, Brostoff J., Male D.). - М.: Мир, 2000. - 592 с.

 

Кондратьева И.А. Большой практикум по иммунологии: уч. пособие / И.А. Кондратьева. - М.: Изд. Академия, 2004. - 272 с.

 

Ярилин А.А. Основы иммунологии: Учебник / А.А. Ярилин - М.: Медицина, 1999. - 608 с.

Дополнительная:

 

Черешнев В.А. Экспериментальные модели в патологии: Курс лекций / В.А. Черешнев, Е.И. Самоделкин, Т.В. Гаврилова, Ю.И. Шилов, М.В. Черешнева; Пермск. Ун-т. – Пермь, 2006. – 190 с.

 

Ширшев С.В. Механизмы иммуноэндокринного контроля процессов репродукции / С.В. Ширшев. В 2 т. Т. 1 и Т. 2. - Екатеринбург: УрО РАН, 2003. 430 и 557 с.

 

Рекомендуемая:

 

Антитела. Методы: Кн. 1: Пер. с англ. / Под ред. Д. Кэтти. - М.: Мир, 1991. - 287 с.

 

Галактионов В.Г. Иммунология: Учебник / В.Г. Галактионов - М.: Изд-во МГУ, 1998. - 480 с.

 

Долгушин И.И. Нейтрофилы и гомеостаз / И.И. Долгушин, О.В.Бухарин. - Екатеринбург: УрО РАН, 2000. - 259 с.

 

Иммунологические методы /Под ред. Г. Фримеля, Пер. с нем. - М.: Медицина, 1987. - 472 с.

 

Иммунология: В 3-х томах. Пер. с англ. / Под ред. У. Пола. - М.: Мир, 1987-1989.

 

Кеворков Н.Н. Гормоны репродукции в регуляции процессов иммунитета / Н.Н. Кеворков, Ю.И. Шилов, С.В. Ширшев, В.А. Черешнев. - Екатеринбург: УИФ Наука, 1993. - 172 с.

 

Клиническая иммунология и аллергология/ Под ред Г. Лолора-младшего. Т. Фишера, Д. Адельмана: Пер. с англ. - М.: Практика, 2000. - 806 с.

 

Крутецкая З.И. Механизмы внутриклеточной сигнализации / З.И. Крутецкая, О.Е. Лебедев, Л.С. Курилова. Спб: Изд-во С.Петерб. Ун-та, 2003. 209 с.

 

Лимфоциты: Методы: Пер. с англ. / Под ред. Дж. Клауса. - М.: Мир, 1990. - 393 с.

 

Петров Р.В. Иммунология: Учебник / Р.В. Петров. - М.: Медицина, 1982; 1987. - 368 с.

 

Петров Р.В. Миелопептиды / Р.В. Петров, А.А. Михайлова, Л.А. Фонина, Р.Н. Степаненко. - М.: Наука, 2000. - 181 с.

 

Пинегин Б.В. Современные представления о физиологии фагоцитарного процесса / Б.В. Пинегин // Аллергия, астма и клиническая иммунология (Новости науки и техники ВИНИТИ РАН, серия Медицина). – 2000. - № 8. – С.57-65.

 

Плейфер Дж. Наглядная иммунология: Пер. с англ. (серия "Экзамен на отлично") Дж. Плейфер (J.H.L. Playfair). - М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1998. - 96 с.

 

Полевщиков А.В. Лектины в защитных реакциях хордовых животных / А.В.Полевщиков // Иммунология. – 1996. - № 1 - С.48-56.

 

Применение проточной цитометрии для оценки функциональной активности иммунной системы человека: Пособие для врачей-лаборантов / Сост.: Б.В. Пинегин, А.А. Ярилин, А.В. Симонова и др. - М.: ГНЦ - Институт иммунологии, 2001. - 53 с.

 

Теплова С.Н. Секреторный иммунитет / С.Н. Теплова, Д.А. Алексеев. - Челябинск: УрО РАН, 2002. - 200 с.

 

Фримель Х., Брок Й. Основы иммунологии. Пер. с нем. -5-е изд. - М.: Мир, 1986. - 254 с.

 

Хаитов Р.М. Иммунология. + CD: Учебник / Р.М. Хаитов. - ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 320 с.

 

Хаитов Р.М. Иммунология: Учебник / Р.М. Хаитов, Г.А. Игнатьева, И.Г. Сидорович. - М.: Медицина, 2000. - 430 с.

 

Хаитов Р.М. Физиология иммунной системы / Р.М. Хаитов. - М.: ВИНИТИ РАН, 2001. -224 с.

 

Черешнев В.А. Иммунология комбинированных радиационных поражений / В.А.Черешнев, Н.Н. Кеворков, К.В. Шмагель, А.А. Ярилин. - Екатеринбург: УрО РАН, 1997. - 164 с.

 

Черешнев В.А. Иммунофизиология / В.А. Черешнев, Б.Г. Юшков, В.Г. Климин, Е.В. Лебедева. - Екатеринбург: УрО РАН, 2002. - 259 с.

 

Ширшев С.В. Механизмы иммунного контроля процессов репродукции / С.В. Ширшев. - Екатеринбург, 1999. 384 с.

 

Fundamental Immunology / Ed. by W.E. Paul; 5th edition. – New York etc.: Lippincott Williams & Wilkins Publishers, 2003. – 1616 pp.

 

Janeway Ch.A., Travers P., Walport M, Shlomchik M. Immunobiology. The immune system in health and disease / 5th edition. London, San Francisco and Philadelfia: Сurrent Biology Ltd.; New York and London: Garland Publishing Inc., 2001. 752 pp.

 

Kuby Immunology / R.A. Coldsby, T.J. Kindt, B.A. Osborn; Fourth Edition. - NY etc., 2003. - 553 pp.

 


8.2. Материально-техническое и/или информационное обеспечение дисциплин

 

Для обеспечения аудиторных (лекционных) и практических занятий используются мультимедийные обучающие компьютерные программы по иммунологии, большой набор мультимедийных презентаций с конгрессов и съездов.

В учебном процессе используется компьютерная реферативная база по всем медико-биологическим наукам Current Contents, получаемая ИЭГМ УрО РАН с 1995 г по настоящее время (библиотека ИЭГМ УрО РАН и компьютеры преподавателей).

При подготовке к семинарам и написании курсовых работстудентыиспользуютследующие ссылки на интернет-ресурсы:

- Российской научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU (http://www.elibrary.ru/defaultx.asp);

- русскоязычным сайтом по молекулярной биологии – "molbiol.ru" (http://www.molbiol.ru);

разделом «иммунология» на русскоязычном сайте - http://humbio.ru/humbio/immunology/imm-gal/000008da.htm (главная страница сайта находится по адресу: http://humbio.ru/humbio/default.htm);

- сайтами русскоязычных издательств: Международной академической издательской компании “Наука/Интерпериодика” (http://www.maik.rssi.ru/) и Издательства «Медицина» (http://www.medlit.ru/);

- национальной базы США National Library of Medicine – http://www.ncbi.nlm.nih.gov/entrez/, имеющей не только рефераты оригинальных статей, но и бесплатные полнотекстовые статьи, включая обзоры;

- сайтом Рокфеллеровского университета (содержит в отличие от других издательств бесплатные полнотекстовые статьи по иммунологии, начиная с 1 января 1896 г. до 2007 г. включительно, в том числе оригинальные статьи Нобелевских лауреатов по иммунологии - http://www.jem.org/contents-by-date.0.shtml);

- доступными материалами сайтов издательств Elsevier (http://www.elsevier.com/ и http://www.sciencedirect.com/), Американского научного общества иммунологов (http://www.jimmunol.org/), издательства Blackwell Publishing (http://www.blackwellpublishing.com/), издательства Springer (www.springerlink.com) и многих других.

Для самостоятельного углубленного изучения раздела истории иммунологии рекомедуется сайт Нобелевского комитета, на котором представлены полнотекстовые Нобелевские лекции всех лауреатов этой премии и мультимедийные ресурсы (http://www.nobelprize.org/).

 

8.3. Методические указания студентам

Переченьучебно-методических изданий, рекомендуемых студентам для подготовки к занятиям и выполнения самостоятельной работы:

- базовые учебники по иммунологии, дополнительная и рекомендуемая литература, ссылки на интернет-ресурсы, перечисленные выше.

- рабочие тетради студентов;

- наглядные пособия;

- электронные материалы (полнотекстовые статьи и монографии) преподавателей;

- тезисы лекций;

- раздаточный материал и др.

Самостоятельная работа студентов, предусмотренная учебным планом, призвана способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формировать навыки исследовательской работы и ориентировать студентов на умение применять теоретические знания на практике.

 

Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
Раздел 4. Основные распознающие и эффекторные молекулы иммунной системы Тема. 11. Реакции антиген-антитело как инструмент исследований в биологии 1. Классификация серологических реакций и количественных иммунохимических методов. Методы, основанные на реакции преципитации Вид работы. Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору в виде конспекта, выступление на семинаре. Содержание. 1. Реакции антиген-антитело. Понятие о серологических реакциях и количественных иммунохимических методах, их классификация. 2. Реакция преципитации. Определение. Классификация вариантов реакции преципитации. Чувствительность разных вариантов реакции преципитации. Реакция кольцепреципитации.
  3. Принцип количественной оценки реакции преципитации по Гайдельбергеру-Кэнделлу. Кривая преципитации Гайдельбергера, ее зоны. Феномен Даниша. Количественная (нефелометрическая) оценка реакции преципитации. 4. Двойная радиальная иммунодиффузия в геле по Оухтерлони. Принцип постановки реакции, оценка результатов, область применения и использование в биологии. 5. Простая линейная иммунодиффузия по Удену и простая радиальная иммунодиффузия по Манчини. Принцип постановки и учет результатов этих реакций. Особенности оценки результатов и построения калибровочной кривой в реакции простой радиальной иммунодиффузии по Fahey J.L., McKelvey T.V. и Mancini с соавт. Принципы построения калибровочной кривой и анализа данных с помощью компьютера (регрессионный анализ). Область применения простой иммунодиффузии в геле и использование в биологии. 6. Метод иммуноэлектрофореза. Принцип метода и его варианты. Электроиммунодиффузия по Лореллу. Область применения и использование в биологии.
Раздел 4. Основные распознающие и эффекторные молекулы иммунной системы Тема. 11. Реакции антиген-антитело как инструмент исследований в биологии 2. Методы, основанные на реакциях агглютинации, нейтрализации, комплемент-зависимого лизиса и их применение в биологии Вид работы. Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору в виде конспекта, выступление на семинаре. Содержание. 1. Реакция агглютинации. Классификация вариантов реакции агглютинации, их чувствительность. 2. Реакция агглютинации бактерий, использование в микробиологии.
  3. Реакция активной, пассивной, непрямой гемагглютинации. Области применения и чувствительность. Реакция торможения гемагглютинации и реакция торможения непрямой и пассивной гемагглютинации. Антиглобулиновая проба Кумбса. Реакция латекс-агглютинации. Тест с восстанавливающими агентами (2-меркаптоэтанол) для оценки классов образующихся антител. 4. Реакция нейтрализации. Области применения. 5. Реакции комплемент-зависимого лизиса. Их классификация. Реакция иммунного гемолиза, ее использование для определения общей (гемолитической) активности белков системы комплемента, титра гемолизинов (антител). 6. Реакция связывания комплемента. Принцип и области применения. 7. Метод локального иммунного гемолиза в геле агарозы для определения числа антителообразующих клеток. Варианты активного, пассивного, непрямого и реверсионнного гемолиза.
Раздел 4. Основные распознающие и эффекторные молекулы иммунной системы Тема. 11. Реакции антиген-антитело как инструмент исследований в биологии 3. Методы, основанные на использовании меченных изотопами, ферментами, люминисцентными красителями, коллоидным золотом и другими агентами антигенов и антител Вид работы. Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору в виде конспекта, выступление на семинаре. Содержание. 1. Методы, основанные на использовании меченных изотопами, ферментами, люминисцентными красителями, коллоидным золотом и другими агентами антигенов и антител. Их классификация и чувствительность.
  2. Конкурентный анализ в жидкой фазе на примере радиоиммунного конкурентного анализа в жидкой фазе (РИА), применение в биологии. 3. Твердофазный иммуноанализ на примере твердофазного иммуноферментного анализа (ELISA), применение в биологии. 4. Иммуноблоттинг. 5. Методы анализа антигенов клеточной поверхности. Прямая и непрямая иммунофлюоресценция. Проточная лазерная цитометрия. Иммуноферментные варианты иммуноцитохимического и иммуногистохимического окрашивания. Иммуноцитохимическое окрашивание в электронной микроскопии. Реакция комплементзависимого цитолиза. 6. Понятие о моноклональных антителах и гибридомной биотехнологии.
Раздел 7. Планирование иммунологических экспериментов и исследований Тема 15. Основные методические подходы к оценке воздействия различных факторов на иммунную систему животных и человека 4. Основные методические подходы к оценке воздействия различных факторов на иммунную систему животных и человека Вид работы. Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору в виде конспекта, выступление на семинаре. Содержание. 1. Основные методические подходы к оценке воздействия различных факторов на иммунную систему в эксперименте на животных. 2. Методы интегральной оценки функций иммунной системы мышей и других лабораторных млекопитающих. Оценка выраженности гуморального иммунного ответа (по числу антителообразующих клеток и титру антител), реакции гиперчувствительности замедленного типа (ГЗТ). Зависимость выраженности антителообразования и ГЗТ от дозы и способа введения антигена (на примере эритроцитов барана). Оценка клеточности и клеточного состава органов лимфомиелоидного комплекса.
  3. Реакция трансплантат против хозяина и хозяин против трансплантата, их моделирование на мышах. 4. Оценка функций фагоцитирующих клеток. 5. Методы оценки стволовых кроветворных клеток. Моделирование в эксперименте процессов антигенезависимой и антигензависимой дифференцировки иммунокомпетентных клеток, их взаимодействия при иммунном ответе. Полимеразная цепная реакция и другие молекулярно-биологические методы в экспериментальной иммунологии. 6. Особенности оценки функций иммунной системы человека.

 

Перечень контрольных вопросов для самостоятельной работы

 

1. Организм может синтезировать антитела, которые не распознают ни один из известных возбудителей. Какое это дает преимущество?

2. Какие существуют функциональные субпопуляции Т-лимфоцитов и чем они различаются?

3. Почему необходимо такое множество различных клеток, участвующих в иммунном ответе?

4. Какие молекулы используются лимфоцитами в качестве антигенраспознающих рецепторов, а какие – для взаимодействия между собой и с другими клетками?

5. Чем иммунная система отличается от любой другой системы организма, например от сердечно-сосудистой или репродуктивной?

6. Какие вспомогательные клетки присутствуют в органах иммунной системы и в чем их функции? В чем состоят функции центральных и периферических органов иммунной системы?

7. Для чего необходимо разнообразие периферических органов иммунной системы? В чем состоят особенности участия в иммунной защите лимфоидных образований слизистых оболочек, лимфатических узлов, селезенки?

8. Какие особенности и отличия имеют распознающие молекулы подсистем палео- (innate immunity) и неоиммунитета (adaptive immunity)?

9. Что такое иммунологическая память? Как объясняется этот феномен с позиций клонально-селекционной теории иммунитета? Характерна ли иммунологическая память для подсистем палео- (innate immunity) и неоиммунитета (adaptive immunity)?

10. Известно, что антитела отсутствуют у беспозвоночных животных. Какие молекулы замещают функции антител у беспозвоночных? Какие преимущества дает существование антител у позвоночных животных?

11. Перечислите основные отличия первичного иммунного ответа от вторичного.

12. Известно, что механизмы естественной резистентности и иммунитета с вовлечением Т- и В-лимфоцитов могут участвовать в защите организма как во взаимодействии, так и независимо друг от друга. Обсудите возможность их совместного участия с позиций распознавания антигена, его элиминации и иммунологической памяти.

13. Перечислите лауреатов Нобелевской премии в области иммунологии и укажите за какие исследования они получили эту премию.

14. Перечислите основные положения клонально-селекционной теории иммунитета. Как видоизменились некоторые детали их формулировки, сделанной Ф. Бернетом в конце 50-х годов, к настоящему времени?

15. В чем состоит принципиальное отличие клонально-селекционной теории иммунитета от ранее выдвинутой селекционной теории (теория боковых цепей П. Эрлиха, возрожденная в 50-х годах Н. Йерне)?

16. С чего начинается активация белков системы комплемента? В чем состоят эффекторные механизмы системы комплемента? Чем обусловлена та избирательность, благодаря которой активация комплемента происходит на поверхности чужеродных клеток, а не собственных?

17. Из каких процессов складывается фагоцитоз?

18. Какими механизмами микробицидности обладают фагоциты?

19. Какими особенностями эффекторных функций характеризуются базофилы и тучные клетки, эозинофилы, нейтрофилы, мононуклеарные фагоциты?

20. Укажите последовательные стадии созревания мононуклеарных фагоцитов из стволовой кроветворной клетки.

21. Что такое естественные антитела? В каких эффекторных механизмах они могут участвовать?

22. От каких факторов зависит иммуногенность антигена?

23. Перечислите возможные механизмы действия адъювантов.

24. Как изменяются конформационные и секвенционные антигенные детерминанты при денатурации белкового антигена? Какие из этих двух типов детерминант распознают Т-лимфоциты?

25. Какие функции выполняют участки молекул антител, входящие в состав Fab- и Fc-фрагментов? В чем состоит функциональный дуализм структуры антител?

26. Молекулы антител структурно различны в так называемых константных областях. Как проявляется это разнообразие и какое преимущество оно дает организму?

27. Каким образом ограниченное число генов может кодировать антитела и рецепторы для почти бесконечного числа антигенов?

28. В чем принципиальные отличия формирования полиморфизма антител и Т-клеточных рецепторов от механизмов формирования полиморфизма продуктов главного комплекса гистосовместимости?

29. С чем связано участие главного комплекса гистосовместимости в генетическом контроле высоты иммунного ответа?

30. Какие изменения, ведущие к повышению аффинности антител (степени их сродства к антигену), происходят в иммуноглобулиновых генах после антигенной стимуляции?

31. В чем состоят различия в переработке (процессинге) и представлении (презентации) внутриклеточных и внеклеточных пептидных антигенов Т-лимфоцитам? Как осуществляются эти процессы для антигенов гликолипидной природы?

32. В чем состоит принципиальное различие Т-клеточного распознавания антигена от В-клеточного?

33. Каким образом цитотоксические CD8+ Т-лимфоциты и естественные киллеры (NK-клетки) дополняют друг друга в противовирусной защите?

34. Какие факторы необходимы для развития мононуклеарных фагоцитов и гранулоцитов из стволовых кроветворных клеток?

35. На какие основные стадии можно разделить процесс антигеннезависимого созревания Т-лимфоцитов?

36. Напишите схему антигенезависимой дифференцировки В-лимфоцитов.

37. Почему апоптоз клеток играет очень существенную роль при дифференцировке лимфоцитов?

38. В чем состоят основные функции центров размножения (или зародышевых центров, или вторичных фолликулов) в периферической лимфоидной ткани?

39. В каких участках селезенки, лимфатических узлов и лимфоидных образований слизистых находятся Т- и В-клеточные зоны?

40. Что такое позитивная селекция клонов, чем она отличается от негативной?

41. Какие гормоны и цитокины необходимы для созревания Т-лимфоцитов?

42. Изобразите в виде рисунка кривую кинетики антителообразования при первичном иммунном ответе, обозначьте на ней основные периоды и фазы.

43. Изобразите в виде рисунка последовательность переключения синтеза различных изотипов антител при первичном и вторичном иммунном ответе.

44. Нарисуйте схему взаимодействия клеток при гуморальном иммунном ответе.

45. Нарисуйте схему взаимодействия клеток при реакции гиперчувствительности замедленного типа.

46. Нарисуйте схему взаимодействия клеток при образовании цитотоксических Т-лимфоцитов.

47. Перечислите основные механизмы цитолиза при взаимодействии цитотоксического Т-лимфоцита с клеткой-мишенью.

48. Какие клеточные и гуморальные иммунные механизмы обнаружены у беспозвоночных?

49. Перечислите основные различия между иммунными системами беспозвоночных и позвоночных животных.

50. Какие органы иммунной системы имеются у акул?

Самостоятельная работа должна носить систематический характер, быть интересной и привлекательной для студента.

Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (зачет). При этом проводятся: тестирование, экспресс-опрос на практических занятиях, заслушивание докладов, проверка письменных работ и т.д.

8.4. Методические рекомендации преподавателю

1. Изучив глубоко содержание учебной дисциплины, целесообразно разработать матрицу наиболее предпочтительных методов обучения и форм самостоятельной работы студентов, адекватных видам лекционных и семинарских занятий.

2. Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень.

3. Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы желательно составлять из обязательной и факультативной частей.

4. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.

5. Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

- изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

- логичность, четкость и ясность в изложении материала;

- возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;

- опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;

- тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.

Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения.

Количество видов лекций может варьировать в зависимости от объема аудиторных часов. Данное соотношение различных лекций (классических монологических лекций, одну-две лекции-визуализации, одну лекцию-провокацию, одну лекцию вдвоем) позволяет внести разнообразие в процесс обучения студентов, поддержать их высокую активность на лекционных занятиях, ослабить влияние отрицательных сторон лекции.

6. Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При объеме семинарских занятий 16-20 часов целесообразно провести 2-3 классических семинара, 2 семинара – заслушивание и обсуждение рефератов, докладов, 2 семинара – постановка и разрешение проблем, один семинар – обсуждение практического опыта, при наличии возможностей – 1-2 семинара-дискуссии. Начинать подготовку к проблемному семинару и семинару-дискуссии необходимо с включения элементов проблемности и дискуссионности во все другие виды семинаров. Семинар-дискуссию в «чистом» виде можно проводить, накопив достаточный опыт использования отдельных элементов и подготовив к этой форме студентов.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала:

- формулировка темы, соответствующей программе и госстандарту;

- определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;

- выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;

- подбор литературы для преподавателя и студентов;

- при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя:

- составление плана семинара из 3-4 вопросов;

- предоставление студентам 4-5 дней для подготовки к семинару;

- предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, законы и постановления, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и бюллетени, статистические данные и др.);

- создание набора наглядных пособий.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:

- полнота и конкретность ответа;

- последовательность и логика изложения;

- связь теоретических положений с практикой;

- обоснованность и доказательность излагаемых положений;

- наличие качественных и количественных показателей;

- наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.;

- уровень культуры речи;

- использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:

- качество подготовки;

степень усвоения знаний;

активность;

положительные стороны в работе студентов;

ценные и конструктивные предложения;

недостатки в работе студентов;

задачи и пути устранения недостатков.

После проведения первого семинарского курса, начинающему преподавателю целесообразно осуществить общую рефлексию проделанной работы, извлекая при этом полезные уроки.

7. При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Учитывать тот факт, что первый кризис внимания студентов наступает на 15-20-й минутах, второй – на 30-35-й минутах. В профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций студентами младших и старших курсов существенно отличается по готовности и умению.

8. При проведении аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность – главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестации

В данном разделе указываются содержание и требования к текущему контролю, промежуточной аттестации. Порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестации должен проводиться в строгом соответствии с Положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов в Пермском государственном университете. Поэтому следует привести основные выдержки из Положения, соотнесенные с требованиями преподавателя, предъявляемыми при изучении дисциплины.

 

Перечень контрольных вопросов к зачету по дисциплине Иммунология

1. Современная иммунология как наука, ее предмет и задачи. Определение понятия иммунитет. Концепция иммунологического надзора. Основные особенности иммунной системы, отличающие ее от других функциональных систем организма.

2. История иммунологии. Открытие основных иммунологических феноменов. Нобелевские премии в области иммунологии.

3. Понятие об антигенах. Определение термина антиген. Классификация антигенов по происхождению. Химическая природа антигенов. Антигены как биологические маркеры. Специфичность и иммуногенность - основные характеристики антигенов как участников иммунного процесса.

4. Иммуногенность антигенов. Полные антигены и гаптены. Гаптены как вещества, лишенные иммуногенности, но обладающие специфичностью. Комплексные антигены (гаптен+носитель). Роль носителя. Получение антител к биологически важным гаптенам и их использование в биологических исследованиях.

5. Связь иммуногенности с особенностями химической структуры антигенов и их способности к катаболизму в организме. Тимусзависимые и тимуснезависимые антигены. Иммуногенность естественных и исскуственно синтезированных белков и полипептидов, полисахаридов, липидов, нуклеиновых кислот и их комплексов.

6. Понятие об адъювантах и их роль в повышении иммуногенности антигенов. Практическое применение адъювантов (примеры).

7. Антигенная специфичность. Понятие об антигенных детерминантах. Роль различных уровней структурной организации антигенов в формировании антигенной специфичности, секвенционные и конформационные детерминанты. Физико-химические основы взаимодействия антигенов с антителами и Т-клеточными рецепторами. Работы К. Ландштейнера по антигенным детерминантам и антигенной специфичности.

8. Клонально-селекционная теория иммунитета (Ф. Бернет) и основные ее положения. Современный этап развития клонально-селекционной теории иммунитета.

9. Феномен иммунологической толерантности, его открытие и характеристика. Классификация феноменов иммунологической толерантности и их характеристика. Механизмы иммунологической толерантности. «Срыв» толерантности и аутоиммунные заболевания. Аутоантигены.

10. Основные типы иммунокомпетентных и вспомогательных (добавочных и неспецифических эффекторных) клеток, их функциональное предназначение. Определение термина "иммунокомпетентная клетка", общая характеристика рецепторов и клонального разнообразия Т- и В-лимфоцитов. Функции основных субпопуляций лимфоцитов.

11. NK-клетки. Общая характеристика NK-клеток, их функции, мембранные молекулы и их функциональная роль. Основные стадии взаимодействия естественных киллеров с клетками-мишенями. Механизмы цитолиза клеток-мишеней (перфорины, гранзимы или фрагментины, апоптоз). Роль киллер-ингибирующих рецепторов.

12. Общая характеристика неспецифических эффекторных клеток иммунной системы. Роль рецепторов к Fc-фрагменту иммуноглобулинов, к компонентам комплемента и к цитокинам в регуляции функций неспецифических эффекторных клеток. Toll-подобные рецепторы и другие распознающие структуры в механизмах естественной резистентности.

13. Клетки микроокружения органов иммунной системы. Дендритные клетки и их функции.

14. Подсистемы палео- (innate immunity) и неоиммунитета (adaptive immunity), различия и краткая характеристика распознающих структур. Распознавание антигенов, их элиминация и иммунологическая память.

15. Классификация основных иммунологических феноменов.

16. Механизмы распознавания в подсистеме палеоиммунитета. Понятие о патоген-ассоциированных молекулярных паттернах (PAMP). Паттерн-распознающие рецепторы и секретируемые паттерн-распознающие молекулы.

17. Система мононуклеарных фагоцитов. Особенности гистогенеза мононуклеарных фагоцитов (схема дифференцировки), разнообразие макрофагов (клетки Купфера, микроглии и др.), системная активация и роль в ней колониестимулирующих факторов. Функции мононуклеарных фагоцитов. Стадии фагоцитоза. Кислородозависимые и кислородонезависимые механизмы микробицидности.

18. Резидентные, воспалительные и активированные макрофаги. Варианты активации макрофагов (классический, альтернативные). Секреция биологически активных медиаторов и цитокинов активированными макрофагами, их действие. Цитотоксическая активность мононуклеарных фагоцитов. Роль их в воспалении и репарации тканей. Участие макрофагов и продуцируемых ими цитокинов в индукции иммунного ответа и других защитно-приспособительных реакций (лихорадка, синтез белков острой фазы воспаления, стрессорные реакции и др.). Макрофаги в эффекторной фазе иммунного ответа.

19. Характеристика неспецифических эффекторных функций гранулоцитов в иммунных реакциях (нейтрофилы, эозинофилы, базофилы крови и тучные клетки).

20. Понятие о биологических барьерах организма и об эшелонированности механизмов естественной и приобретенной резистентности.

21. Общая характеристика факторов неспецифической резистентности (барьеры кожи и слизистой, бактерицидные вещества секретов и тканей; клетки моноцитарно-макрофагального ряда и фагоцитоз; эозинофилы и базофилы; белки системы комплемента; белки острой фазы воспаления; маннозосвязывающий лектин, липополисахаридсвязывающий протеин, интерфероны и др.).

22. Характеристика механизмов естественной резистентности, опосредованной антигенспецифическими молекулами иммунной системы (естественные антитела; антителозависимая клеточная цитотоксичность, опосредованная NK-клетками, макрофагами и гранулоцитами; опсонизирующие функции естественных антител и др.).

23. Общая характеристика специфических антигенраспознающих и эффекторных молекул иммунной системы (иммуноглобулиновые рецепторы, антитела и Т-клеточные рецепторы), их роль в антигенспецифической активации В- и Т-лимфоцитов и в реализации специфических эффекторных функций иммунной системы.

24. Основные классы иммуноглобулинов, общие закономерности их структуры. Работы Дж.М. Эдельмана и Р.Р. Портера по расшифровке структуры антител. Fab-, Fc-, F(ab’)2-фрагменты антител, их функции. Валентность Fab- и F(ab’)2-фрагментов и определяемая валентностью возможность их участия в серологических реакциях нейтрализации, преципитации и агглютинации. Основные классы и подклассы тяжелых цепей, типы и подтипы легких цепей. Функциональное предназначение V- и C-областей.

25. Изотипия антител, характеристика отдельных классов. Понятие об алло- и идиотипах антител.

26. Общая характеристика В-лимфоцитов, их функций, рецепторов и корецепторных молекул. Субпопуляция В1-лимфоцитов.

27. Антигенраспознающий рецепторный комплекс В-лимфоцитов, его структура и роль в активации клетки. Структура мембранных иммуноглобулинов. Функциональное значение одновременной экспрессии на мембране «наивных» зрелых В-лимфоцитов mIgM и mIgD. Структура и роль CD79a и CD79b в передаче активационного сигнала внутрь клетки, иммунорецепторный тирозиновый активационный мотив. Роль тирозиновых протеинкиназ в активации В-лимфоцитов. Молекулярно-генетические механизмы формирования разнообразия антител и иммуноглобулиновых антигенраспознающих рецепторов.

28. Корецепторные молекулы В-лимфоцитов. Структура и роль в активации В-лимфоцитов корецепторного комплекса CD21/CD19/CD81. Структура CD32, иммунорецепторный тирозиновый ингибирующий мотив и молекулярные механизмы отрицате



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.70.9 (0.105 с.)