Методические указания К изучению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания К изучению



УТВЕРЖДАЮ

Проректор

по учебно-методической работе

и качеству образования

д.э.н., профессор

____________________ В.И. Малюк

«13» апреля 2010г.

 

Рег. № М-885

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

 

Методические указания к изучению дисциплины

и выполнению контрольных работ №1, 2

для студентов заочной формы обучения

 

Специальности:

080502 – Экономика и управление на предприятии (по отраслям)

080105 – Финансы и кредит

080109 – Бухгалтерский учет, анализ и аудит

080111 – Маркетинг

080301 – Коммерция (Торговое дело)

080504 – Государственное и муниципальное управление

080506 – Логистика и управление цепями поставок

080507 –Менеджмент организаций

Санкт-Петербург

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

 

 

Составители:

д-р экон. наук, проф. Л.Г. Симкина

канд. экон. наук, проф. И.Г. Зверева

 

 

Рецензент

д-р экон. наук, проф. Г. С. Вечканов

 

Подготовлено на кафедре

экономической теории и национальной экономики

 

 

Одобрено научно-методическим советом университета

 

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителями

 

ãСПбГИЭУ, 2010

 

Содержание

 

1. Общие положения……………………………………………..  
2. Методические указания к изучению дисциплины…………..  
3. Методические указания к выполнению контрольной работы…………………………………………...  
4. Контрольные задания………………………………………….  
5. Требования к оформлению контрольной работы…………………………………………………………..  
6. Список литературы…………………………………………….  
  Приложение 1. Пример оформления титульного листа контрольной работы…………………………  

 

 


Общие положения

Цель изучения дисциплины «Экономическая теория» состоит в усвоении научных и эмпирических знаний о возможностях эффективного использования производственных ресурсов в условиях современной рыночной экономики, о макро- и микроэкономических проблемах её развития.

Изучение дисциплины предполагает решение сложных учебно-методических задач – познание теоретических основ функционирования экономических систем, механизма макроэкономического равновесия, стабилизационной политики государства, фактов экономического роста, экономического выбора производителей и потребителей, тенденций развития российской и мировой экономики.

Экономическая теория является составной частью системы экономических наук и представляет собой фундаментальную дисциплину, формирующую базу для изучения различных направлений теоретической и прикладной экономики, в том числе мировой экономики, менеджмента, маркетинга и т.д.

Сложность изучаемых проблем требует последовательности и соответствия внутренней логике в изложении вопросов. Современный курс «Экономической теории» состоит из пяти разделов: «Общая экономическая теория», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Переходная экономика», «История экономических учений».

В разделе «Общая экономическая теория» рассматриваются основные экономические категории и законы, характеризующие экономическую систему в целом, даётся представление об «Экономической теории» как общественной науке. Здесь раскрывается основное содержание дисциплины, предмет и используемая методология.

В качестве объекта изучения раздела «Микроэкономика» выступают модели поведения отдельных потребителей и производителей (домашних хозяйств, фирм, отраслей), анализируются условия и особенности функционирования различных рынков.

Перед макроэкономикой стоит задача исследования условий и результатов деятельности в совокупности различных субъектов рыночной экономики. Соответственно в разделе «Макроэкономика» рассматриваются вопросы, характеризующие экономику страны в целом – фискальная, кредитно-денежная политика, безработица, инфляция, определяются принципы и условия реализации макроэкономического равновесия.

В четвёртом разделе рассматриваются общие закономерности и особенности переходной экономики в России, исследуются основные проблемы приватизации, структурной перестройки, инвестиционной политики.

Раздел «История экономических учений» посвящен вопросам возникновения экономических учений, формирования современных экономических школ.

Экономическая теория представляет собой неотъемлемую составную часть обще профессиональной подготовки специалистов. Важнейшим условием освоения данной дисциплины является самостоятельная работа, в процессе которой формируется современное экономическое мышление, знание фундаментальных основ макро- и микроэкономики; вырабатываются практические навыки теоретического анализа принципов функционирования и механизма действия экономических систем различных уровней и степеней сложности; создаются предпосылки для принятия творческих, нестандартных решений в различных экономических ситуациях; повышается общий профессиональный уровень.

Методические указания К изучению

Дисциплины

Порядок и логика изучения разделов и тем дисциплины представлены в рабочих программах дисциплины, с которыми можно ознакомиться в библиотеке университета, а также в данных методических указаниях.

 

Раздел 1. Общая экономическая теория.

Тема 1.1. Введение в экономическую теорию

Главная задача темы состоит в уяснении того, что изучает экономическая теория, каково её значение в освоении экономических наук. Необходимо выявить особенности методологии, логику развития дисциплины. Важнейшей задачей является рассмотрение фундаментальных понятий экономической теории и связанных с ними основополагающих проблем – безграничности потребностей общества и редкости ресурсов, форм собственности и типов экономических систем. Следует обратить внимание на то, какие функции выполняет экономическая теория как наука и в чём состоит различие между её позитивными и нормативными заключениями.

Термины и понятия:

Экономическая теория, гипотеза, экономическая модель, анализ, синтез, абстракция, индукция, дедукция, экономическая категория, экономический закон, макро-микроэкономика, экономический эксперимент, экономическая стратегия, экономическая политика, экономические агенты (рыночные и нерыночные), экономические блага, эндогенные и экзогенные переменные, потоки и запасы, экономические отношения, экономические интересы, собственность и хозяйствование, цели и средства, эффективность использования ресурсов, полная занятость ресурсов, полный объём производства, кривая трансформации, издержки упущенных возможностей, закон возрастающих вмененных издержек.

 

Тема 1.2. Основы функционирования современной

Смешанной экономики

Необходимо ознакомиться с главными характеристиками современной рыночной системы хозяйства, уяснить принципы и стимулы рыночной экономики, выявить её достоинства и недостатки. Важной и одновременно сложной задачей является определение причин, форм и объективных границ вмешательства государства в развитие рыночной системы. Следует ознакомиться с функциями государства и уяснить основные принципы налогообложения.

Термины и понятия:

Рыночный механизм, смешанная экономика, кругооборот благ и доходов, трансфертные платежи, социальные блага, проблема «фрирайдера», внешние эффекты (экстерналии), теория общественного выбора, социальные и частные издержки, теорема Коуза, налоги А. Пигу, государственные финансы, фискальный федерализм.

 

Раздел 2. Микроэкономика

Тема 2.2. Равновесие потребителя: кардинализм и

Ординализм

Изучение темы должно обеспечить представление о сущности двух подходов к определению полезности, понимание того, чем руководствуется потребитель, приобретая определённый набор благ, как и в зависимости от каких факторов изменяется объём его закупок.

Термины и понятия:

Суверенитет потребителя, полезность, кардинализм, ординализм, общая и предельная полезность, законы Г. Госсена, закон убывающей предельной полезности, условия равновесия потребителя, потребительские предпочтения, кривые и карта безразличия, свойства кривой безразличия, предельная норма замещения (субституции), блага, антиблага, нейтральные товары; комплементарные (взаимодополняемые) и субтитуциональные (взаимозаменяемые) товары, бюджетные ограничения потребителя, равновесие (оптимум) потребителя, реакция потребителя на изменение дохода и цен, кривая «доход- потребление», кривая «цена-потребление», эффекты дохода и замещения по Хиксу и по Слуцкому.

Распределение доходов

Следует раскрыть особенности формирования и функционирования рынка труда, рассмотреть вопросы, связанные с определением величины заработной платы. В качестве самостоятельной проблемы должны быть рассмотрены особенности рынка капитала, его зависимость от фактора времени. В качестве основного рынка не воспроизводимых ресурсов должен бать изучен рынок земли.

Термины и понятия:

Рынок труда, номинальная и реальная заработная плата, кривые индивидуального и рыночного предложения труда, равновесная ставка заработной платы, равновесный уровень занятости, монопсонический рынок труда, модель рынка труда с профсоюзом, открытый и закрытый профсоюз, методы сокращения предложения труда, Двусторонняя монополия на рынке труда, как взаимодействие монополии предложения труда и монополии спроса на труд, минимум заработной платы, факторы дифференциации заработной платы, человеческий капитал, рынок капитала, временное предпочтение, инвестирование, дисконтирование, ставка процента, не воспроизводимые ресурсы, экономическая рента, цена земли дифференциальная рента, арендная плата.

 

Раздел 3. Макроэкономика

Экономики

При изучении темы решаются задачи выработки представления о системе национальных счетов, расчётах важнейших показателей функционирования экономики.

Термины и понятия:

Общественное воспроизводство, резидентные и нерезидентные институциональные единицы, система национальных счетов (СНС), валовой национальный продукт, промежуточный продукт, валовой внутренний продукт, проблема повторного счета, добавленная стоимость, номинальный и реальный ВНП, дефлятор ВНП, показатель чистого экономического благосостояния, национальное богатство.

 

Кейнсианская модель

Особенно важным в данной теме является выяснение содержания кейнсианской макроэкономической модели равновесного производства, овладение её инструментарием, а также определение перспективности данного научного подхода.

Термины и понятия:

Функция потребления, функция сбережения, совокупное потребление, основной психологический закон Дж. Кейнса, средняя и предельная склонность к потреблению, пороговый доход, средняя и предельная склонность к сбережению, кривая спроса на инвестиции, нестабильность инвестиций, метод сопоставления совокупных расходов и объёма производства, метод утечек – инъекций, фактические инвестиции, товарно-материальные запасы, эффект мультипликатора, свойства мультипликатора, парадокс бережливости, инфляционный и дефляционный разрывы.

Тема 3.7 Модель IS-IM

Существенное отличие данной темы от предыдущей заключается в том, что здесь рассматривается не только рынок денег, но и рынок благ, определяются особенности их взаимодействия.

Термины и понятия:

Модель Хикса, кривая IS, кривая LM, совместное равновесие: рынок благ и рынок денег, эффективный спрос, инвестиционная и ликвидная ловушки.

 

Традиционных обществах

Сложность изучения темы заключается в том, что в ней в предельно сжатом виде рассматривается зарождение и становление экономической теории как науки. Особое внимание следует уделить основной характеристике классической школы.

Термины и понятия:

Меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия. экономические взгляды А.Смита и Д.Рикардо, закон рынков Б.Сэя, экономическая теория К.Маркса.

 

Экономической мысли

Современный этап экономической мысли должен характеризоваться как с позиций возрождения идей классической школы, так и с позиций объединения усилий по формированию концепций рыночного хозяйства неоклассиков и неокейнсианцев.

Термины и понятия:

Маржиналистская революция, австрийская, американская и английская школы маржинализма, теория А.Маршалла, принцип предельной производительности Дж.Б.Кларка, теория общего экономического равновесия Л.Вальраса, теория Дж.Кейнса, нео- и посткейнсианство, монетаристская концепция, институционализм.

КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Целью выполнения контрольных работ является самостоятельное приобретение и углубление знаний студентами по экономической теории, их знакомств с существующими направлениями современной экономической мысли, критическое их осмысление, выработка собственного мнения, приобретение навыков теоретического анализа. Освоение теоретических основ экономической науки должно помочь студентам сориентироваться в практике хозяйствования. Кроме того, контрольная работа является одним из видов контроля кафедры за качеством знаний студентов, изучающих данную учебную дисциплину.

В соответствии с целью используется следующий принцип построения вариантов заданий. Контрольные задания включают в себя:

–ответы на теоретические вопросы,

–решение задач,

–разбор упражнений и проблемных ситуаций.

Вариант контрольной работы определяется начальной буквой фамилии студента

К выполнению контрольных заданий следует подходить творчески. Ответ на теоретический вопрос должен представлять собой краткое изложение содержания рассматриваемой проблемы. Разбирая упражнения и проблемные ситуации, необходимо предлагать как теоретическое решение проблемы, так и практические рекомендации, основываясь на данных статистики. Если для ответа на вопрос требуется расчет, то необходимо написать решение задачи и выделить ответ.

Качество работы оценивается по тому, насколько самостоятельно и глубоко раскрыто студентом содержание теоретического вопроса, решена задача и описана проблемная ситуация. На каждую контрольную работу преподаватель кафедры представляет краткую письменную рецензию, в которой указываются ее положительные и отрицательные моменты, и дается общая оценка «зачтена» или «не зачтена». Если работа не зачтена, то она должна быть доработана с учетом замечаний преподавателя. Повторно работу рецензирует тот же преподаватель, который рецензировал ее в первый раз. Студенты, не выполнившие контрольной работы или не получившие зачета по ней, к зачетам и экзаменам не допускаются.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Задание к контрольной работе №1

 

Вариант 1. (Для студентов, фамилии которых начинаются с букв А, Б, В, Г).

 

1. Раскройте содержание вопроса. Предмет экономической теории и альтернативные взгляды на него.

2. Ответьте на вопрос. Что такое ограниченность ресурсов и почему она вынуждает людей делать выбор?

3. Решите задачу. При выпуске продукта А общие издержки равны 3В, переменные издержки равны В. Предельные издержки постоянны. Найти средние общие, постоянные и переменные издержки при выпуске 10 единиц продукта А.

 

Вариант 2. (Для студентов, фамилии которых начинаются с букв Д, Е, Ж, З, И).

 

1. Раскройте содержание вопроса. Издержки производства в краткосрочном периоде.

2. Ответьте на вопрос. Почему кривая спроса имеет нисходящий характер и отрицательный наклон?

3. Решите задачу. Равновесная цена продовольствия равна 4 долл. за один килограмм. Объем спроса равен 6 кг. Потребитель готов заплатить 10 долл. за кг. Рассчитать излишек потребителя.

 

Вариант 3 (Для студентов, фамилия которых начинается с букв К, Л, М, Н).

1. Раскройте содержание вопроса. Экономические блага и их классификация.

2. Ответьте на вопрос. Почему в условиях рыночной экономики необходимо вмешательство государства?

3. Решите задачу. Функция спроса на данный товар Fd=10-Р, функция предложения Fs=-5+2Р, где Р – цена за единицу товара. Изобразить линию спроса и предложения. Определить равновесную цену и равновесный объем продаж.

 

Вариант 4. (Для студентов, фамилии которых начинаются с букв О, П, Р, С).

 

 

1. Раскройте содержание вопроса. Кривые безразличия и изокванты, общие черты и различия.

2. Ответьте на вопрос. Почему кривая спроса имеет нисходящий характер?

3. Решите задачу. Дана следующая таблица производственных возможностей выпуска военной и гражданской продукции:

Виды продукции Производственные альтернативы
  А В С Д Е
Автомобили (млн. шт.)          
Самолеты (тыс. шт.)          

а) изобразите графически кривую производственных возможностей;

б) объясните, что показывают точки ниже и выше этой кривой.

 

 

Вариант 5. (Для студентов, фамилии которых начинаются с букв Т, У, Ф, Х).

 

1. Раскройте содержание вопроса. Естественные монополии и их регулирование.

2. Ответьте на вопрос. В чем заключается процедура дисконтирования?

3. Практическое задание. Указать, какое утверждение является правильным и почему:

а) бухгалтерские издержки больше экономических;

б) экономические издержки больше бухгалтерских;

в) они равны.

 

Вариант 6. (Для студентов, фамилии которых начинаются с букв Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я)

 

1. Раскройте содержание вопроса. Монопсонический рынок труда.

2. Ответьте на вопрос. Почему изокванты производственных функций с фиксированными пропорциями используемых факторов производства имеют прямоугольную форму.

3. Решите задачу. Функция предложения имеет вид Q=6P-8. Определите:

а) ценовую эластичность предложения при цене, равной 3;

б) при каких ценах предложение эластично;

в) при какой цене эластичность предложения равна 3.

Задания к контрольной работе №2

 

Вариант 1. (Для студентов, фамилии которых начинаются с букв А, Б, В, Г)

1. Раскройте содержание вопроса. Понятие системы национальных счетов. ВНП – основной показатель расчета национального объема производства.

2. Ответьте на вопрос. В чем заключается сущность структурной перестройки в переходной экономике России?

3. Решите задачу. Насколько изменится цена магнитофона (в долл.), продаваемого в ФРГ за 150 евро, если цена евро в долл. упала с 90 до 85 центов за один евро.

Вариант 2. (Для студентов, фамилии которых начинаются с букв Д, Е, Ж, З, И).

1. Раскройте содержание вопроса. Основные задачи и методологические принципы неоклассической школы.

2. Ответьте на вопрос. В чем состоят основные отличия раннего и позднего меркантилизма?

3. Решите задачу. Предположим, что в данном году естественный уровень безработицы составлял 4%, а фактический – 9%. Используя закон Оукена, определите величину отставания объема ВНП в процентах.

 

Вариант 3. (Для студентов, фамилии которых начинаются с букв К, Л, М, Н).

 

1. Раскройте содержание вопроса. Бюджетный дефицит и профицит, их причины и последствия.

2. Ответьте на вопрос. В чем заключаются особенности формирования рынка труда в переходной экономике России?

3. Практическое задание. Куда включается доход гражданина Российской Федерации, если он временно работает в Швеции?

а) ВВП Швеции и ВНП Швеции;

б) ВВП Швеции и ВНП РФ;

в) ВВП РФ и ВНП Швеции;

г) ВНП РФ и ВНП Швеции.

 

Вариант 4. (Для студентов, фамилии которых начинаются с букв О, П, Р, С)

1. Раскройте содержание вопроса. Недискриционная фискальная политика. Автоматические и встроенные стабилизаторы.

2. Ответьте на вопрос. В чем состоят особенности процесса приватизации в переходной экономике России?

3. Решите задачу. Рассчитать реальный объем ВНП, если номинальный ВНП равен 2800 ден. ед., а дефлятор равен 160%.

 

Вариант 5. (Для студентов, фамилии которых начинаются с букв Т, У, Ф, Х).

1. Раскройте содержание вопроса. Сформулируйте основные положения монетаристской концепции.

2. Ответьте на вопрос. Что характеризует модель IS – LM?

3. Решите задачу. Используя приведенные в таблице данные о зависимости между реальным объемом национального производства и объемом ресурсов, определите:

а) уровень производительности в экономике;

б) издержки производства на единицу продукции, если цена ресурса возрастет с 3 до 5 долл., а производительность останется прежней?

Объем ресурсов Реальный объем национального производства
   
   
   

 

Вариант 6. (Для студентов, фамилии которых начинаются с букв Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я).

 

1. Раскройте содержание вопроса. Макроэкономическое равновесие в условиях полной занятости.

2. Ответьте на вопрос. В чем заключаются основные цели преобразований в переходной экономике России?

3. Решите задачу. Какова величина безналичных платежей в экономике, если количество денег равно 2500 ден.ед., сумма цен товаров равна 13500 ден.ед., а скорость обращения денег составляет 3 оборота.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ

РАБОТ

Контрольная работа должна быть правильно оформлена: иметь титульный лист (см. Приложение 1), перечень заданий и ответы на них, нумерацию страниц, список литературы, в конце работы - дату ее выполнения и личную подпись студента. Общий объем работы до 10 страниц.

Контрольные задания направляются на кафедру студентами на рецензирование не менее чем за один месяц до начала сессии, в период которой проводится экзамен по данной дисциплине.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные документы

1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации: Принят государственной Думой 17 июля 1998 г. (с изменениями и дополнениями на 15 января 2004 г.) - М.: Экзамен, 2004.

2. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М.: Виктория плюс, 2004

3. О защите прав потребителей. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1192 г. № 2300-1. - М.: Омега, 2003.

4. О естественных монополиях. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации 1995, № 34.

5. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 (со всеми поправками, внесенными на 01. 04. 2003 г._ - М.: ИНФРА-М, 2003.

6. О несостоятельности (банкротстве). Закон Российской Федерации от 16 октября 2002 г. № 127-ФЗ. – М.: Книга сервис, 2003.

7. О рынке ценных бумаг. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (с изменениями и дополнениями). – М.: Омега, 2003.

8. Таможенный кодекс Российской Федерации: Принят Верховным Советом Российской Федерации 18 июня 1993 г. № 5221 (по состоянию на 2 апреля 2000 г.). – М.: Аст, 2000.

9. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. (с изменениями и дополнениями на 1 февраля 2004 г.)- М.: Проспект, 2004.

10. О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» от 24 июня 2008 года № 92-ФЗ.

11. О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 июня 2008 г. № 108-ФЗ.

12. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившим силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ.

13. О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и статью 37 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 27 июля 2006 г. № 140-ФЗ.

14. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ.

 

6.2. Основная литература

15. Симкина Л.Г. Экономическая теория: Учебник.- 2-е изд. - СПб: Питер, 2008.

16. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Экономическая теория. Учебное пособие. - М.: Эксмо, 2007.

17. Симкина Л.Г., Корнейчук Б.В., Микроэкономика. Учебное пособие. - СПб: Питер, 2007.

18. Корнейчук Б.В. Информационная экономика: Учебное пособие.- СПб: Питер, 2006.

19. Вечканов Г.С. Макроэкономика: Учебник/ Г.С.Вечканов, Г.Р.Вечканова.- 3-е изд., доп..- СПб.: Питер, 2009.- 560 с.

20. Вечканов Г.С. Микроэкономика/ Г.С.Вечканов, Г.Р.Вечканова.- СПб.: Питер, 2008.- 256 с.

 

6.3. Дополнительная литература

21. Экономическая теория. Микроэкономика - 1,2: Учебник/ Российская экон. академия им. Г.В.Плеханова; Под общ. ред. Г.П.Журавлевой.- 3-е изд., испр. и доп..- М.: Дашков и К, 2007.- 934 с.

22. Экономическая теория: Учебник для вузов/ РЭА им. Г.В.Плеханова; Под ред. В.И.Видяпина, и др..- Изд. испр. и доп..- М.: ИНФРА-М, 2007.- 672 с.: ил..-(100 лет РЭА им.Г.В. Плеханова).

23. Экономическая теория: Учебник/ Под pед. И.П.Николаевой.- 2-е изд., перераб. и доп..- М.: Пpоспект, 2006.- 573 с.

24. Экономическая теория: Задания и планы семинарских занятий для студ. всех форм обуч./ Сост.: И.Г.Зверева.- СПб: СПбГИЭУ, 2009.

25. Сборник задач по микроэкономике: К "Курсу микроэкономики" Р.М. Нуреева/ Под ред. Нуреева Р.М..- М.: НОРМА, 2006.

26. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник.- 2-е изд., изм..- М.: НОРМА, 2007.- 560 с.

27. Тарануха Ю.В. Микроэкономика (тесты, графические упражнения, задачи): Учебное пособие.- М.: Дело и Сервис, 2006.- 205 с.

28. Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник/ СПбГУЭФ; Л.С.Тарасевич, П.И.Гребенников, А.И.Леусский.- 6-е изд., испр. и доп..- М.: Высшее образование, 2008.

29. Сломан Дж. Экономикс= Economics/ Сломан Дж., Сатклифф М. Пер. с англ..- 5-е изд..- СПб: Питер, 2005.- 830 с.

 

30. Бюджетный Кодекс Российской Федерации: Принят государственной Думой 17 июля 1998 г. (с изменениями и дополнениями на 15 января 2004 г.) - М.: Экзамен, 2004.

31. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М.: Виктория плюс, 2004

32. О защите прав потребителей. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1192 г. № 2300-1. - М.: Омега, 2003.

33. О естественных монополиях. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации 1995, № 34.

34. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 (со всеми поправками, внесенными на 01. 04. 2003 г._ - М.: ИНФРА-М, 2003.

35. О несостоятельности (банкротстве). Закон Российской Федерации от 16 октября 2002 г. № 127-ФЗ. – М.: Книга сервис, 2003.

36. О рынке ценных бумаг. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (с изменениями и дополнениями). – М.: Омега, 2003.

37. Таможенный кодекс Российской Федерации: Принят Верховным Советом Российской Федерации 18 июня 1993 г. № 5221 (по состоянию на 2 апреля 2000 г.). – М.: Аст, 2000.

38. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. (с изменениями и дополнениями на 1 февраля 2004 г.)- М.: Проспект, 2004.

39. О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» от 24 июня 2008 года № 92-ФЗ.

40. О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 июня 2008 г. № 108-ФЗ.

41. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившим силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ.

42. О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и статью 37 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 27 июля 2006 г. № 140-ФЗ.

43. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (обязательное)

 

Пример оформления титульного листа контрольной работы

Федеральное агентство по образованию

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»

 

Кафедра экономической теории и национальной экономики

 

 

Контрольная работа № _____по дисциплине

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

 

 

Выполнил _______________________________________________________

(Фамилия И.О.)

 

студент _______ курса ________ специальность ______________________

(срок обучения)

 

группа ___________ № зачетной книжки ____________________________

 

Подпись ________________________________________________________

 

Преподаватель ___________________________________________________

(Фамилия И.О.)

Должность ______________________________________________________

уч. степень, уч. звание

 

Оценка ____________________ Дата ________________________________

 

Подпись ________________________________________________________

 

Санкт-Петербург

20___

УТВЕРЖДАЮ

Проректор

по учебно-методической работе

и качеству образования

д.э.н., профессор

____________________ В.И. Малюк

«13» апреля 2010г.

 

Рег. № М-885

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

 

Методические указания к изучению дисциплины

и выполнению контрольных работ №1, 2

для студентов заочной формы обучения

 

Специальности:

080502 – Экономика и управление на предприятии (по отраслям)

080105 – Финансы и кредит

080109 – Бухгалтерский учет, анализ и аудит

080111 – Маркетинг

080301 – Коммерция (Торговое дело)

080504 – Государственное и муниципальное управление

080506 – Логистика и управление цепями поставок

080507 –Менеджмент организаций

Санкт-Петербург

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

 

 

Составители:

д-р экон. наук, проф. Л.Г. Симкина

канд. экон. наук, проф. И.Г. Зверева

 

 

Рецензент

д-р экон. наук, проф. Г. С. Вечканов

 

Подготовлено на кафедре

экономической теории и национальной экономики

 

 

Одобрено научно-методическим советом университета

 

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителями

 

ãСПбГИЭУ, 2010

 

Содержание

 

1. Общие положения……………………………………………..  
2. Методические указания к изучению дисциплины…………..  
3. Методические указания к выполнению контрольной работы…………………………………………...  
4. Контрольные задания………………………………………….  
5. Требования к оформлению контрольной работы…………………………………………………………..  
6. Список литературы…………………………………………….  
  Приложение 1. Пример оформления титульного листа контрольной работы…………………………  

 

 


Общие положения

Цель изучения дисциплины «Экономическая теория» состоит в усвоении научных и эмпирических знаний о возможностях эффективного использования производственных ресурсов в условиях современной рыночной экономики, о макро- и микроэкономических проблемах её развития.

Изучение дисциплины предполагает решение сложных учебно-методических задач – познание теоретических основ функционирования экономических систем, механизма макроэкономического равновесия, стабилизационной политики государства, фактов экономического роста, экономического выбора производителей и потребителей, тенденций развития российской и мировой экономики.

Экономическая теория является составной частью системы экономических наук и представляет собой фундаментальную дисциплину, формирующую базу для изучения различных направлений теоретической и прикладной экономики, в том числе мировой экономики, менеджмента, маркетинга и т.д.

Сложность изучаемых проблем требует последовательности и соответствия внутренней логике в изложении вопросов. Современный курс «Экономической теории» состоит из пяти разделов: «Общая экономическая теория», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Переходная экономика», «История экономических учений».

В разделе «Общая экономическая теория» рассматриваются основные экономические категории и законы, характеризующие экономическую систему в целом, даётся представление об «Экономической теории» как общественной науке. Здесь раскрывается основное содержание дисциплины, предмет и используемая методология.

В качестве объекта изучения раздела «Микроэкономика» выступают модели поведения отдельных потребителей и производителей (домашних хозяйств, фирм, отраслей), анализируются условия и особенности функционирования различных рынков.

Перед макроэкономикой стоит задача исследования условий и результатов деятельности в совокупности различных субъектов рыночной экономики. Соответственно в разделе «Макроэкономика» рассматриваются вопросы, характеризующие экономику страны в целом – фискальная, кредитно-денежная политика, безработица, инфляция, определяются принципы и условия реализации макроэкономического равновесия.

В четвёртом разделе рассматриваются общие закономерности и особенности переходной экономики в России, исследуются основные проблемы приватизации, структурной перестройки, инвестиционной политики.

Раздел «История экономических учений» посвящен вопросам возникновения экономических учений, формирования современных экономических школ.

Экономическая теория представляет собой неотъемлемую составную часть обще профессиональной подготовки специалистов. Важнейшим условием освоения данной дисциплины является самостоятельная работа, в процессе которой формируется современное экономическое мышление, знание фундаментальных основ макро- и микроэкономики; вырабатываются практические навыки теоретического анализа принципов функционирования и механизма действия экономических систем различных уровней и степеней сложности; создаются предпосылки для принятия творческих, нестандартных решений в различных экономических ситуациях; повышается общий профессиональный уровень.

Методические указания К изучению

Дисциплины

Порядок и логика изучения разделов и тем дисциплины представлены в рабочих программах дисциплины, с которыми можно ознакомиться в библиотеке университета, а также в данных методических указаниях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.197 с.)