Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3.10. Мировая торговля и международные валютные отношения↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В предыдущих темах рассматривались отдельные вопросы, связанные с понятием открытая экономика. В результате изучения этой темы должно сложиться более полное представление о международной специализации и торговле, плюсах и минусах протекционизма, о различных системах обменных курсов валюты. Термины и понятия: Закрытая и открытая экономика, международная торговля, сравнительные преимущества, импортные квоты, торговые барьеры, нетарифные барьеры, таможенные тарифы, протекционизм, международная валютная система, фиксированный, плавающий и смешанный валютные курсы, девизный курс, реальный и номинальный валютные курсы, паритет покупательной способности. Раздел 4. Переходная экономика. Тема 4.1. Рыночная стратегия развития экономики России Основной целью данной темы является анализ общих экономических закономерностей, присущих странам с переходной экономикой, а также особенностей их проявления в России. Термины и понятия: Разбалансированность экономики, стабилизация, структурная перестройка, либерализация цен, «Шоковая терапия», приватизация, этапы и формы приватизации, инфраструктура хозяйствования, Основные проблемы структурной перестройки экономики, глобализация, стратегия развития национальной экономики.
Тема 4.2. Структурная перестройка и проблемы развития Инновационно - инвестиционной сферы России В процессе изучения темы должны быть рассмотрены перспективы проводимых в стране реформ в связи с обеспечением инвестиционной деятельности и осуществлением инновационной политики. Термины и понятия: Инвестиционная и инновационная политика, участники инвестиционного процесса, классификация инвестиций, принципы инвестиционной деятельности, прямые иностранные инвестиции.
Раздел 5. История экономических учений. Тема 5.1. Особенности экономических воззрений в Традиционных обществах Сложность изучения темы заключается в том, что в ней в предельно сжатом виде рассматривается зарождение и становление экономической теории как науки. Особое внимание следует уделить основной характеристике классической школы. Термины и понятия: Меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия. экономические взгляды А.Смита и Д.Рикардо, закон рынков Б.Сэя, экономическая теория К.Маркса.
Тема 5.2. Формирование и эволюция современной Экономической мысли Современный этап экономической мысли должен характеризоваться как с позиций возрождения идей классической школы, так и с позиций объединения усилий по формированию концепций рыночного хозяйства неоклассиков и неокейнсианцев. Термины и понятия: Маржиналистская революция, австрийская, американская и английская школы маржинализма, теория А.Маршалла, принцип предельной производительности Дж.Б.Кларка, теория общего экономического равновесия Л.Вальраса, теория Дж.Кейнса, нео- и посткейнсианство, монетаристская концепция, институционализм. Тема 5.3. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли В данной теме необходимо рассмотреть становление и развитие русской экономической школы, ее значение для формирования современных концепций экономической теории. Термины и понятия: Теория промышленных кризисов М.И. Туган-Барановского, организационно-производственная школа А.В.Чаянова, теория длинных волн Н.Д.Кондратьева, концепции экономико-математической школы в работах В.К.Дмитриева, Е.Е. Слуцкого, В.В.Новожилова, И.В. Канторовича.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ Целью выполнения контрольных работ является самостоятельное приобретение и углубление знаний студентами по экономической теории, их знакомств с существующими направлениями современной экономической мысли, критическое их осмысление, выработка собственного мнения, приобретение навыков теоретического анализа. Освоение теоретических основ экономической науки должно помочь студентам сориентироваться в практике хозяйствования. Кроме того, контрольная работа является одним из видов контроля кафедры за качеством знаний студентов, изучающих данную учебную дисциплину. В соответствии с целью используется следующий принцип построения вариантов заданий. Контрольные задания включают в себя: –ответы на теоретические вопросы, –решение задач, –разбор упражнений и проблемных ситуаций. Вариант контрольной работы определяется начальной буквой фамилии студента К выполнению контрольных заданий следует подходить творчески. Ответ на теоретический вопрос должен представлять собой краткое изложение содержания рассматриваемой проблемы. Разбирая упражнения и проблемные ситуации, необходимо предлагать как теоретическое решение проблемы, так и практические рекомендации, основываясь на данных статистики. Если для ответа на вопрос требуется расчет, то необходимо написать решение задачи и выделить ответ. Качество работы оценивается по тому, насколько самостоятельно и глубоко раскрыто студентом содержание теоретического вопроса, решена задача и описана проблемная ситуация. На каждую контрольную работу преподаватель кафедры представляет краткую письменную рецензию, в которой указываются ее положительные и отрицательные моменты, и дается общая оценка «зачтена» или «не зачтена». Если работа не зачтена, то она должна быть доработана с учетом замечаний преподавателя. Повторно работу рецензирует тот же преподаватель, который рецензировал ее в первый раз. Студенты, не выполнившие контрольной работы или не получившие зачета по ней, к зачетам и экзаменам не допускаются.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ Задание к контрольной работе №1
Вариант 1. (Для студентов, фамилии которых начинаются с букв А, Б, В, Г).
1. Раскройте содержание вопроса. Предмет экономической теории и альтернативные взгляды на него. 2. Ответьте на вопрос. Что такое ограниченность ресурсов и почему она вынуждает людей делать выбор? 3. Решите задачу. При выпуске продукта А общие издержки равны 3В, переменные издержки равны В. Предельные издержки постоянны. Найти средние общие, постоянные и переменные издержки при выпуске 10 единиц продукта А.
Вариант 2. (Для студентов, фамилии которых начинаются с букв Д, Е, Ж, З, И).
1. Раскройте содержание вопроса. Издержки производства в краткосрочном периоде. 2. Ответьте на вопрос. Почему кривая спроса имеет нисходящий характер и отрицательный наклон? 3. Решите задачу. Равновесная цена продовольствия равна 4 долл. за один килограмм. Объем спроса равен 6 кг. Потребитель готов заплатить 10 долл. за кг. Рассчитать излишек потребителя.
Вариант 3 (Для студентов, фамилия которых начинается с букв К, Л, М, Н). 1. Раскройте содержание вопроса. Экономические блага и их классификация. 2. Ответьте на вопрос. Почему в условиях рыночной экономики необходимо вмешательство государства? 3. Решите задачу. Функция спроса на данный товар Fd=10-Р, функция предложения Fs=-5+2Р, где Р – цена за единицу товара. Изобразить линию спроса и предложения. Определить равновесную цену и равновесный объем продаж.
Вариант 4. (Для студентов, фамилии которых начинаются с букв О, П, Р, С).
1. Раскройте содержание вопроса. Кривые безразличия и изокванты, общие черты и различия. 2. Ответьте на вопрос. Почему кривая спроса имеет нисходящий характер? 3. Решите задачу. Дана следующая таблица производственных возможностей выпуска военной и гражданской продукции:
а) изобразите графически кривую производственных возможностей; б) объясните, что показывают точки ниже и выше этой кривой.
Вариант 5. (Для студентов, фамилии которых начинаются с букв Т, У, Ф, Х).
1. Раскройте содержание вопроса. Естественные монополии и их регулирование. 2. Ответьте на вопрос. В чем заключается процедура дисконтирования? 3. Практическое задание. Указать, какое утверждение является правильным и почему: а) бухгалтерские издержки больше экономических; б) экономические издержки больше бухгалтерских; в) они равны.
Вариант 6. (Для студентов, фамилии которых начинаются с букв Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я)
1. Раскройте содержание вопроса. Монопсонический рынок труда. 2. Ответьте на вопрос. Почему изокванты производственных функций с фиксированными пропорциями используемых факторов производства имеют прямоугольную форму. 3. Решите задачу. Функция предложения имеет вид Q=6P-8. Определите: а) ценовую эластичность предложения при цене, равной 3; б) при каких ценах предложение эластично; в) при какой цене эластичность предложения равна 3. Задания к контрольной работе №2
Вариант 1. (Для студентов, фамилии которых начинаются с букв А, Б, В, Г) 1. Раскройте содержание вопроса. Понятие системы национальных счетов. ВНП – основной показатель расчета национального объема производства. 2. Ответьте на вопрос. В чем заключается сущность структурной перестройки в переходной экономике России? 3. Решите задачу. Насколько изменится цена магнитофона (в долл.), продаваемого в ФРГ за 150 евро, если цена евро в долл. упала с 90 до 85 центов за один евро. Вариант 2. (Для студентов, фамилии которых начинаются с букв Д, Е, Ж, З, И). 1. Раскройте содержание вопроса. Основные задачи и методологические принципы неоклассической школы. 2. Ответьте на вопрос. В чем состоят основные отличия раннего и позднего меркантилизма? 3. Решите задачу. Предположим, что в данном году естественный уровень безработицы составлял 4%, а фактический – 9%. Используя закон Оукена, определите величину отставания объема ВНП в процентах.
Вариант 3. (Для студентов, фамилии которых начинаются с букв К, Л, М, Н).
1. Раскройте содержание вопроса. Бюджетный дефицит и профицит, их причины и последствия. 2. Ответьте на вопрос. В чем заключаются особенности формирования рынка труда в переходной экономике России? 3. Практическое задание. Куда включается доход гражданина Российской Федерации, если он временно работает в Швеции? а) ВВП Швеции и ВНП Швеции; б) ВВП Швеции и ВНП РФ; в) ВВП РФ и ВНП Швеции; г) ВНП РФ и ВНП Швеции.
Вариант 4. (Для студентов, фамилии которых начинаются с букв О, П, Р, С) 1. Раскройте содержание вопроса. Недискриционная фискальная политика. Автоматические и встроенные стабилизаторы. 2. Ответьте на вопрос. В чем состоят особенности процесса приватизации в переходной экономике России? 3. Решите задачу. Рассчитать реальный объем ВНП, если номинальный ВНП равен 2800 ден. ед., а дефлятор равен 160%.
Вариант 5. (Для студентов, фамилии которых начинаются с букв Т, У, Ф, Х). 1. Раскройте содержание вопроса. Сформулируйте основные положения монетаристской концепции. 2. Ответьте на вопрос. Что характеризует модель IS – LM? 3. Решите задачу. Используя приведенные в таблице данные о зависимости между реальным объемом национального производства и объемом ресурсов, определите: а) уровень производительности в экономике; б) издержки производства на единицу продукции, если цена ресурса возрастет с 3 до 5 долл., а производительность останется прежней?
Вариант 6. (Для студентов, фамилии которых начинаются с букв Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я).
1. Раскройте содержание вопроса. Макроэкономическое равновесие в условиях полной занятости. 2. Ответьте на вопрос. В чем заключаются основные цели преобразований в переходной экономике России? 3. Решите задачу. Какова величина безналичных платежей в экономике, если количество денег равно 2500 ден.ед., сумма цен товаров равна 13500 ден.ед., а скорость обращения денег составляет 3 оборота. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ Контрольная работа должна быть правильно оформлена: иметь титульный лист (см. Приложение 1), перечень заданий и ответы на них, нумерацию страниц, список литературы, в конце работы - дату ее выполнения и личную подпись студента. Общий объем работы до 10 страниц. Контрольные задания направляются на кафедру студентами на рецензирование не менее чем за один месяц до начала сессии, в период которой проводится экзамен по данной дисциплине. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативные документы 1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации: Принят государственной Думой 17 июля 1998 г. (с изменениями и дополнениями на 15 января 2004 г.) - М.: Экзамен, 2004. 2. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М.: Виктория плюс, 2004 3. О защите прав потребителей. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1192 г. № 2300-1. - М.: Омега, 2003. 4. О естественных монополиях. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации 1995, № 34. 5. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 (со всеми поправками, внесенными на 01. 04. 2003 г._ - М.: ИНФРА-М, 2003. 6. О несостоятельности (банкротстве). Закон Российской Федерации от 16 октября 2002 г. № 127-ФЗ. – М.: Книга сервис, 2003. 7. О рынке ценных бумаг. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (с изменениями и дополнениями). – М.: Омега, 2003. 8. Таможенный кодекс Российской Федерации: Принят Верховным Советом Российской Федерации 18 июня 1993 г. № 5221 (по состоянию на 2 апреля 2000 г.). – М.: Аст, 2000. 9. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. (с изменениями и дополнениями на 1 февраля 2004 г.)- М.: Проспект, 2004. 10. О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» от 24 июня 2008 года № 92-ФЗ. 11. О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 июня 2008 г. № 108-ФЗ. 12. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившим силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ. 13. О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и статью 37 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 27 июля 2006 г. № 140-ФЗ. 14. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ.
6.2. Основная литература 15. Симкина Л.Г. Экономическая теория: Учебник.- 2-е изд. - СПб: Питер, 2008. 16. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Экономическая теория. Учебное пособие. - М.: Эксмо, 2007. 17. Симкина Л.Г., Корнейчук Б.В., Микроэкономика. Учебное пособие. - СПб: Питер, 2007. 18. Корнейчук Б.В. Информационная экономика: Учебное пособие.- СПб: Питер, 2006. 19. Вечканов Г.С. Макроэкономика: Учебник/ Г.С.Вечканов, Г.Р.Вечканова.- 3-е изд., доп..- СПб.: Питер, 2009.- 560 с. 20. Вечканов Г.С. Микроэкономика/ Г.С.Вечканов, Г.Р.Вечканова.- СПб.: Питер, 2008.- 256 с.
6.3. Дополнительная литература 21. Экономическая теория. Микроэкономика - 1,2: Учебник/ Российская экон. академия им. Г.В.Плеханова; Под общ. ред. Г.П.Журавлевой.- 3-е изд., испр. и доп..- М.: Дашков и К, 2007.- 934 с. 22. Экономическая теория: Учебник для вузов/ РЭА им. Г.В.Плеханова; Под ред. В.И.Видяпина, и др..- Изд. испр. и доп..- М.: ИНФРА-М, 2007.- 672 с.: ил..-(100 лет РЭА им.Г.В. Плеханова). 23. Экономическая теория: Учебник/ Под pед. И.П.Николаевой.- 2-е изд., перераб. и доп..- М.: Пpоспект, 2006.- 573 с. 24. Экономическая теория: Задания и планы семинарских занятий для студ. всех форм обуч./ Сост.: И.Г.Зверева.- СПб: СПбГИЭУ, 2009. 25. Сборник задач по микроэкономике: К "Курсу микроэкономики" Р.М. Нуреева/ Под ред. Нуреева Р.М..- М.: НОРМА, 2006. 26. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник.- 2-е изд., изм..- М.: НОРМА, 2007.- 560 с. 27. Тарануха Ю.В. Микроэкономика (тесты, графические упражнения, задачи): Учебное пособие.- М.: Дело и Сервис, 2006.- 205 с. 28. Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник/ СПбГУЭФ; Л.С.Тарасевич, П.И.Гребенников, А.И.Леусский.- 6-е изд., испр. и доп..- М.: Высшее образование, 2008. 29. Сломан Дж. Экономикс= Economics/ Сломан Дж., Сатклифф М. Пер. с англ..- 5-е изд..- СПб: Питер, 2005.- 830 с.
30. Бюджетный Кодекс Российской Федерации: Принят государственной Думой 17 июля 1998 г. (с изменениями и дополнениями на 15 января 2004 г.) - М.: Экзамен, 2004. 31. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М.: Виктория плюс, 2004 32. О защите прав потребителей. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1192 г. № 2300-1. - М.: Омега, 2003. 33. О естественных монополиях. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации 1995, № 34. 34. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 (со всеми поправками, внесенными на 01. 04. 2003 г._ - М.: ИНФРА-М, 2003. 35. О несостоятельности (банкротстве). Закон Российской Федерации от 16 октября 2002 г. № 127-ФЗ. – М.: Книга сервис, 2003. 36. О рынке ценных бумаг. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (с изменениями и дополнениями). – М.: Омега, 2003. 37. Таможенный кодекс Российской Федерации: Принят Верховным Советом Российской Федерации 18 июня 1993 г. № 5221 (по состоянию на 2 апреля 2000 г.). – М.: Аст, 2000. 38. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. (с изменениями и дополнениями на 1 февраля 2004 г.)- М.: Проспект, 2004. 39. О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» от 24 июня 2008 года № 92-ФЗ. 40. О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 июня 2008 г. № 108-ФЗ. 41. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившим силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ. 42. О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и статью 37 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 27 июля 2006 г. № 140-ФЗ. 43. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (обязательное)
Пример оформления титульного листа контрольной работы Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет»
Кафедра экономической теории и национальной экономики
Контрольная работа № _____по дисциплине
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Выполнил _______________________________________________________ (Фамилия И.О.)
студент _______ курса ________ специальность ______________________ (срок обучения)
группа ___________ № зачетной книжки ____________________________
Подпись ________________________________________________________
Преподаватель ___________________________________________________ (Фамилия И.О.) Должность ______________________________________________________ уч. степень, уч. звание
Оценка ____________________ Дата ________________________________
Подпись ________________________________________________________
Санкт-Петербург 20___
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.139.164 (0.009 с.) |