Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специальность: 020200.62 Биология (бакалавриат)↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ГОУВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра микробиологии и иммунологии (название кафедры)
Ф.И.О. автора Шилов Юрий Иванович
Учебно-методический комплекс по дисциплине ИММУНОЛОГИЯ (название дисциплины)
Специальность: 020200.62 Биология (бакалавриат) 020200.65 Биология (специальность)
Пермь 2007 Автор-составитель: Шилов Юрий Иванович, кандидат медицинских наук, доцент Учебно-методический комплекс Иммунология составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности 020200.62 Биология (бакалавриат) и Биология (специальность) Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин направления и является обязательной для изучения.
«Согласовано»: Декан биологического факультета, профессор Н.И. Литвиненко Зав. кафедрой микробиологии и иммунологии, доктор медицинских наук, профессор, академик РАН и РАМН В.А. Черешнев Зав. кафедрой зоологии позвоночных и экологии, доктор биологических наук, профессор Е.А. Зиновьев
Зав. кафедрой экологии и безопасности жизнедеятельности, доктор биологических наук, профессор Б.В. Тестов Директор библиотеки ПГУ Н.В. Якшина
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
I. Рабочая программа дисциплины 1. Цели и задачи изучения дисциплины Цель курса – изучение фундаментальных основ общей иммунологии с позиций молекулярных, генетических и клеточных механизмов функционирования иммунной системы, включая и некоторые прикладные аспекты использования современных иммунологических методов и подходов для решения общих биологических проблем. Курс знакомит студентов с проблемами иммунологического распознавания, реаранжировки генов антигенраспознающих рецепторов, молекулярных механизмов переработки и презентации антигенов в комплексе с молекулами главного комплекса гистосовместимости и другими ключевыми аспектами современной иммунологии. Рассматриваются и важные для биологов вопросы сравнительной иммунологии. Задачи курса. Курс ориентирован на формирование у студентов навыков и умений аналитической деятельности в данной области. В результате изучения данного курса студенты должны: -получить системное представление об иммунологии как фундаментальной междисциплинарной биологической науке, современные исследования в области которой во многом определяют развитие молекулярной и клеточной биологии в целом, а также решение целого ряда прикладных биологических проблем; -изучить основные механизмы функционирования иммунной системы; -рассмотреть молекулярные, генетические и клеточные механизмы поддержания биологической индивидуальности организма; -знать методологические основы использования современных иммунологических методов и подходов для решения общих биологических проблем; -получить целостное представление об особенностях функционирования отдельных звеньев иммунной системы у различных представителей беспозвоночных и позвоночных животных, о современных достижениях в области изучения распознавания «чужих» молекул у растений.
2.Требования к уровню освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины специалист должен быть информирован о достижениях иммунологии, основных концепциях этой науки и исторических этапах их развития; иметь представление о молекулярных механизмах распознавания и элиминации «чужих» и «измененных собственных» молекул у растений, беспозвоночных и позвоночных животных, роли этих процессов в поддержании генетического постоянства внутренней среды организма; знать основные молекулярные, клеточные и молекулярно-генетические механизмы функционирования иммунной системы; уметь оценить необходимость и обоснованность применения современных иммунологических методов и приемов для решения конкретных научных и производственных задач в других областях биологии. Курс предназначен для всех студентов, обучающихся по направлению «Биология», вне зависимости от их конкретной специализация. Для студентов, специализирующихся по иммунологии, он является исходным для последующего изучения специальных курсов. Курс читается у студентов дневного отделения биологического факультета на 3-м, а у студентов вечернего отделения - на 5-м году обучения и предполагает знание основных дисциплин естественно-научного цикла.
3. Объем дисциплины 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы Форма обучения - Очная Биология (бакалавриат)
Форма обучения - Очная Биология (специальность)
Форма обучения - Очная Биология (бакалавриат)
Биология (специальность)
Содержание курса
Раздел 3. Антигены Тема 5. Антигены Понятие об антигенах. Определение термина антиген. Классификация антигенов по происхождению. Химическая природа антигенов. Антигены как биологические маркеры. Специфичность и иммуногенность – основные характеристики антигенов как участников иммунного процесса. Полные антигены и гаптены. Гаптены как вещества, лишенные иммуногенности, но обладающие специфичностью. Комплексные антигены (гаптен+носитель). Роль носителя. Получение антител к биологически важным гаптенам и их использование в биологических исследованиях. Связь иммуногенности с особенностями химической структуры антигенов и их способностью к катаболизму в организме. Тимусзависимые и тимуснезависимые антигены. Иммуногенность естественных и исскуственно синтезированных белков и полипептидов, полисахаридов, липидов, нуклеиновых кислот и их комплексов. Антигены групп крови системы АВ0 как пример гликофосфолипидных антигенов и роль гликозилтрансфераз в их наследовании. Понятие об адъювантах и их роли в повышении иммуногенности антигенов. Практическое применение адъювантов (примеры). Антигенная специфичность. Понятие об антигенных детерминантах. Роль различных уровней структурной организации антигенов в формировании антигенной специфичности, секвенционные и конформационные детерминанты. Физико-химические основы взаимодействия антигенов с антителами и Т-клеточными рецепторами. Работы К. Ландштейнера по антигенным детерминантам и антигенной специфичности.
Раздел 7. Планирование иммунологических экспериментов и исследований Литература
Основная:
Ройт А. Иммунология: Пер. с англ. / А. Ройт, Дж. Бростофф, Д. Мейл (Roitt Ivan, Brostoff J., Male D.). - М.: Мир, 2000. - 592 с.
Кондратьева И.А. Большой практикум по иммунологии: уч. пособие / И.А. Кондратьева. - М.: Изд. Академия, 2004. - 272 с.
Ярилин А.А. Основы иммунологии: Учебник / А.А. Ярилин - М.: Медицина, 1999. - 608 с. Дополнительная:
Черешнев В.А. Экспериментальные модели в патологии: Курс лекций / В.А. Черешнев, Е.И. Самоделкин, Т.В. Гаврилова, Ю.И. Шилов, М.В. Черешнева; Пермск. Ун-т. – Пермь, 2006. – 190 с.
Ширшев С.В. Механизмы иммуноэндокринного контроля процессов репродукции / С.В. Ширшев. В 2 т. Т. 1 и Т. 2. - Екатеринбург: УрО РАН, 2003. 430 и 557 с.
Рекомендуемая:
Антитела. Методы: Кн. 1: Пер. с англ. / Под ред. Д. Кэтти. - М.: Мир, 1991. - 287 с.
Галактионов В.Г. Иммунология: Учебник / В.Г. Галактионов - М.: Изд-во МГУ, 1998. - 480 с.
Долгушин И.И. Нейтрофилы и гомеостаз / И.И. Долгушин, О.В.Бухарин. - Екатеринбург: УрО РАН, 2000. - 259 с.
Иммунологические методы /Под ред. Г. Фримеля, Пер. с нем. - М.: Медицина, 1987. - 472 с.
Иммунология: В 3-х томах. Пер. с англ. / Под ред. У. Пола. - М.: Мир, 1987-1989.
Кеворков Н.Н. Гормоны репродукции в регуляции процессов иммунитета / Н.Н. Кеворков, Ю.И. Шилов, С.В. Ширшев, В.А. Черешнев. - Екатеринбург: УИФ Наука, 1993. - 172 с.
Клиническая иммунология и аллергология/ Под ред Г. Лолора-младшего. Т. Фишера, Д. Адельмана: Пер. с англ. - М.: Практика, 2000. - 806 с.
Крутецкая З.И. Механизмы внутриклеточной сигнализации / З.И. Крутецкая, О.Е. Лебедев, Л.С. Курилова. Спб: Изд-во С.Петерб. Ун-та, 2003. 209 с.
Лимфоциты: Методы: Пер. с англ. / Под ред. Дж. Клауса. - М.: Мир, 1990. - 393 с.
Петров Р.В. Иммунология: Учебник / Р.В. Петров. - М.: Медицина, 1982; 1987. - 368 с.
Петров Р.В. Миелопептиды / Р.В. Петров, А.А. Михайлова, Л.А. Фонина, Р.Н. Степаненко. - М.: Наука, 2000. - 181 с.
Пинегин Б.В. Современные представления о физиологии фагоцитарного процесса / Б.В. Пинегин // Аллергия, астма и клиническая иммунология (Новости науки и техники ВИНИТИ РАН, серия Медицина). – 2000. - № 8. – С.57-65.
Плейфер Дж. Наглядная иммунология: Пер. с англ. (серия "Экзамен на отлично") Дж. Плейфер (J.H.L. Playfair). - М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1998. - 96 с.
Полевщиков А.В. Лектины в защитных реакциях хордовых животных / А.В.Полевщиков // Иммунология. – 1996. - № 1 - С.48-56.
Применение проточной цитометрии для оценки функциональной активности иммунной системы человека: Пособие для врачей-лаборантов / Сост.: Б.В. Пинегин, А.А. Ярилин, А.В. Симонова и др. - М.: ГНЦ - Институт иммунологии, 2001. - 53 с.
Теплова С.Н. Секреторный иммунитет / С.Н. Теплова, Д.А. Алексеев. - Челябинск: УрО РАН, 2002. - 200 с.
Фримель Х., Брок Й. Основы иммунологии. Пер. с нем. -5-е изд. - М.: Мир, 1986. - 254 с.
Хаитов Р.М. Иммунология. + CD: Учебник / Р.М. Хаитов. - ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 320 с.
Хаитов Р.М. Иммунология: Учебник / Р.М. Хаитов, Г.А. Игнатьева, И.Г. Сидорович. - М.: Медицина, 2000. - 430 с.
Хаитов Р.М. Физиология иммунной системы / Р.М. Хаитов. - М.: ВИНИТИ РАН, 2001. -224 с.
Черешнев В.А. Иммунология комбинированных радиационных поражений / В.А.Черешнев, Н.Н. Кеворков, К.В. Шмагель, А.А. Ярилин. - Екатеринбург: УрО РАН, 1997. - 164 с.
Черешнев В.А. Иммунофизиология / В.А. Черешнев, Б.Г. Юшков, В.Г. Климин, Е.В. Лебедева. - Екатеринбург: УрО РАН, 2002. - 259 с.
Ширшев С.В. Механизмы иммунного контроля процессов репродукции / С.В. Ширшев. - Екатеринбург, 1999. 384 с.
Fundamental Immunology / Ed. by W.E. Paul; 5th edition. – New York etc.: Lippincott Williams & Wilkins Publishers, 2003. – 1616 pp.
Janeway Ch.A., Travers P., Walport M, Shlomchik M. Immunobiology. The immune system in health and disease / 5th edition. London, San Francisco and Philadelfia: Сurrent Biology Ltd.; New York and London: Garland Publishing Inc., 2001. 752 pp.
Kuby Immunology / R.A. Coldsby, T.J. Kindt, B.A. Osborn; Fourth Edition. - NY etc., 2003. - 553 pp.
8.2. Материально-техническое и/или информационное обеспечение дисциплин
Для обеспечения аудиторных (лекционных) и практических занятий используются мультимедийные обучающие компьютерные программы по иммунологии, большой набор мультимедийных презентаций с конгрессов и съездов. В учебном процессе используется компьютерная реферативная база по всем медико-биологическим наукам Current Contents, получаемая ИЭГМ УрО РАН с 1995 г по настоящее время (библиотека ИЭГМ УрО РАН и компьютеры преподавателей). При подготовке к семинарам и написании курсовых работстудентыиспользуютследующие ссылки на интернет-ресурсы: - Российской научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU (http://www.elibrary.ru/defaultx.asp); - русскоязычным сайтом по молекулярной биологии – "molbiol.ru" (http://www.molbiol.ru); разделом «иммунология» на русскоязычном сайте - http://humbio.ru/humbio/immunology/imm-gal/000008da.htm (главная страница сайта находится по адресу: http://humbio.ru/humbio/default.htm); - сайтами русскоязычных издательств: Международной академической издательской компании “Наука/Интерпериодика” (http://www.maik.rssi.ru/) и Издательства «Медицина» (http://www.medlit.ru/); - национальной базы США National Library of Medicine – http://www.ncbi.nlm.nih.gov/entrez/, имеющей не только рефераты оригинальных статей, но и бесплатные полнотекстовые статьи, включая обзоры; - сайтом Рокфеллеровского университета (содержит в отличие от других издательств бесплатные полнотекстовые статьи по иммунологии, начиная с 1 января 1896 г. до 2007 г. включительно, в том числе оригинальные статьи Нобелевских лауреатов по иммунологии - http://www.jem.org/contents-by-date.0.shtml); - доступными материалами сайтов издательств Elsevier (http://www.elsevier.com/ и http://www.sciencedirect.com/), Американского научного общества иммунологов (http://www.jimmunol.org/), издательства Blackwell Publishing (http://www.blackwellpublishing.com/), издательства Springer (www.springerlink.com) и многих других. Для самостоятельного углубленного изучения раздела истории иммунологии рекомедуется сайт Нобелевского комитета, на котором представлены полнотекстовые Нобелевские лекции всех лауреатов этой премии и мультимедийные ресурсы (http://www.nobelprize.org/).
8.3. Методические указания студентам Переченьучебно-методических изданий, рекомендуемых студентам для подготовки к занятиям и выполнения самостоятельной работы: - базовые учебники по иммунологии, дополнительная и рекомендуемая литература, ссылки на интернет-ресурсы, перечисленные выше. - рабочие тетради студентов; - наглядные пособия; - электронные материалы (полнотекстовые статьи и монографии) преподавателей; - тезисы лекций; - раздаточный материал и др. Самостоятельная работа студентов, предусмотренная учебным планом, призвана способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формировать навыки исследовательской работы и ориентировать студентов на умение применять теоретические знания на практике.
Перечень контрольных вопросов для самостоятельной работы
1. Организм может синтезировать антитела, которые не распознают ни один из известных возбудителей. Какое это дает преимущество? 2. Какие существуют функциональные субпопуляции Т-лимфоцитов и чем они различаются? 3. Почему необходимо такое множество различных клеток, участвующих в иммунном ответе? 4. Какие молекулы используются лимфоцитами в качестве антигенраспознающих рецепторов, а какие – для взаимодействия между собой и с другими клетками? 5. Чем иммунная система отличается от любой другой системы организма, например от сердечно-сосудистой или репродуктивной? 6. Какие вспомогательные клетки присутствуют в органах иммунной системы и в чем их функции? В чем состоят функции центральных и периферических органов иммунной системы? 7. Для чего необходимо разнообразие периферических органов иммунной системы? В чем состоят особенности участия в иммунной защите лимфоидных образований слизистых оболочек, лимфатических узлов, селезенки? 8. Какие особенности и отличия имеют распознающие молекулы подсистем палео- (innate immunity) и неоиммунитета (adaptive immunity)? 9. Что такое иммунологическая память? Как объясняется этот феномен с позиций клонально-селекционной теории иммунитета? Характерна ли иммунологическая память для подсистем палео- (innate immunity) и неоиммунитета (adaptive immunity)? 10. Известно, что антитела отсутствуют у беспозвоночных животных. Какие молекулы замещают функции антител у беспозвоночных? Какие преимущества дает существование антител у позвоночных животных? 11. Перечислите основные отличия первичного иммунного ответа от вторичного. 12. Известно, что механизмы естественной резистентности и иммунитета с вовлечением Т- и В-лимфоцитов могут участвовать в защите организма как во взаимодействии, так и независимо друг от друга. Обсудите возможность их совместного участия с позиций распознавания антигена, его элиминации и иммунологической памяти. 13. Перечислите лауреатов Нобелевской премии в области иммунологии и укажите за какие исследования они получили эту премию. 14. Перечислите основные положения клонально-селекционной теории иммунитета. Как видоизменились некоторые детали их формулировки, сделанной Ф. Бернетом в конце 50-х годов, к настоящему времени? 15. В чем состоит принципиальное отличие клонально-селекционной теории иммунитета от ранее выдвинутой селекционной теории (теория боковых цепей П. Эрлиха, возрожденная в 50-х годах Н. Йерне)? 16. С чего начинается активация белков системы комплемента? В чем состоят эффекторные механизмы системы комплемента? Чем обусловлена та избирательность, благодаря которой активация комплемента происходит на поверхности чужеродных клеток, а не собственных? 17. Из каких процессов складывается фагоцитоз? 18. Какими механизмами микробицидности обладают фагоциты? 19. Какими особенностями эффекторных функций характеризуются базофилы и тучные клетки, эозинофилы, нейтрофилы, мононуклеарные фагоциты? 20. Укажите последовательные стадии созревания мононуклеарных фагоцитов из стволовой кроветворной клетки. 21. Что такое естественные антитела? В каких эффекторных механизмах они могут участвовать? 22. От каких факторов зависит иммуногенность антигена? 23. Перечислите возможные механизмы действия адъювантов. 24. Как изменяются конформационные и секвенционные антигенные детерминанты при денатурации белкового антигена? Какие из этих двух типов детерминант распознают Т-лимфоциты? 25. Какие функции выполняют участки молекул антител, входящие в состав Fab- и Fc-фрагментов? В чем состоит функциональный дуализм структуры антител? 26. Молекулы антител структурно различны в так называемых константных областях. Как проявляется это разнообразие и какое преимущество оно дает организму? 27. Каким образом ограниченное число генов может кодировать антитела и рецепторы для почти бесконечного числа антигенов? 28. В чем принципиальные отличия формирования полиморфизма антител и Т-клеточных рецепторов от механизмов формирования полиморфизма продуктов главного комплекса гистосовместимости? 29. С чем связано участие главного комплекса гистосовместимости в генетическом контроле высоты иммунного ответа? 30. Какие изменения, ведущие к повышению аффинности антител (степени их сродства к антигену), происходят в иммуноглобулиновых генах после антигенной стимуляции? 31. В чем состоят различия в переработке (процессинге) и представлении (презентации) внутриклеточных и внеклеточных пептидных антигенов Т-лимфоцитам? Как осуществляются эти процессы для антигенов гликолипидной природы? 32. В чем состоит принципиальное различие Т-клеточного распознавания антигена от В-клеточного? 33. Каким образом цитотоксические CD8+ Т-лимфоциты и естественные киллеры (NK-клетки) дополняют друг друга в противовирусной защите? 34. Какие факторы необходимы для развития мононуклеарных фагоцитов и гранулоцитов из стволовых кроветворных клеток? 35. На какие основные стадии можно разделить процесс антигеннезависимого созревания Т-лимфоцитов? 36. Напишите схему антигенезависимой дифференцировки В-лимфоцитов. 37. Почему апоптоз клеток играет очень существенную роль при дифференцировке лимфоцитов? 38. В чем состоят основные функции центров размножения (или зародышевых центров, или вторичных фолликулов) в периферической лимфоидной ткани? 39. В каких участках селезенки, лимфатических узлов и лимфоидных обра
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.183 (0.017 с.) |