Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы текущего, промежуточного и итогового контроля

Филиал «Угреша»

 

Кафедра Экологии и природопользования

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«РАДИАЦИОННАЯ ЭКОЛОГИЯ»

 

 

Для специальности

ГЕОЭКОЛОГИЯ

(код и наименование специальности по Общероссийскому классификатору специальностей по образованию)

 

(ГОС ВПО 98ЕН/СП)

 

Дзержинский, 2011 г.


УМК разработан д.б.н., проф. кафедры Экологии и природопользования Гитарским (ученая степень, ученое звание, фамилия, имя, отчество разработчиков)

 

Михаилом Леонидовичем

 

Протокол заседания кафедры Экологии и природопользования

(название кафедры)

№ _____ от «____» ________________ 201__ г.

 

Заведующий кафедрой _______________ / Абакумов Владимир Анатольевич /

(подпись) (фамилия, имя, отчество)

 

СОГЛАСОВАНО

 

Протокол заседания выпускающей[1] кафедры Экологии и природопользования

(название кафедры_

№ _____ от «____» ________________ 201__ г.

 

Заведующий выпускающей кафедрой _____________ / Абакумов Владимир Анатольевич /

(подпись) (фамилия, имя, отчество)

 

Протокол заседания совета факультета _______________________________

(название факультета)

№ ______ от «____» ________________ 201__ г.

 

Председатель совета (декан) факультета ___________/__________________ /

(подпись) (фамилия, имя, отчество)

 

 

Директор филиала ___________/ Б.М. Балоян /

(подпись)

«____» ________________ 201__ г.

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Московской области

«Международный университет природы, общества и человека «Дубна»

 

Филиал «Угреша»

  УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе ____________ С.В. Моржухина «___» _______________200_ г.  

 

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«РАДИАЦИОННАЯ ЭКОЛОГИЯ»

(наименование дисциплины)

 

 

по специальности

ГЕОЭКОЛОГИЯ

(код и наименование специальности по Общероссийскому классификатору специальностей по образованию)

 

(ГОС ВПО 98ЕН/СП)

 

Форма обучения: очная

Уровень подготовки: специалист

(выбрать нужное)

Курс (семестр): III, семестр 6

 

Дзержинский, 2011 г.


Программа дисциплины «Радиационная экология» по специальности 020804.65 - «Геоэкология»: Учебная программа. Гитарского М.Л. – Филиал «Угреша» Университета «Дубна», 2011.

 

Автор программы:

д.б.н., проф. кафедры Экологии и природопользования Гитарский Михаил Леонидович

(ученая степень, ученое звание, кафедра, фамилия, имя, отчество разработчика, подпись)

 

 

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом по специальности

 

020804.65 — «Геоэкология» (ГОС ВПО 98ЕН/СП)

(указывается номер ОКСО, код и наименование направления подготовки / специальности)

 

Программа рассмотрена на заседании кафедры Экологии и природопользования

(название кафедры)

Протокол заседания № _____ от «____» ________________ 201__ г.

 

Заведующий кафедрой _______________ / д.б.н., профессор Абакумов Владимир Анатольевич /

(подпись) (ученое звание, фамилия, имя, отчество)

 

 

СОГЛАСОВАНО

заведующий выпускающей кафедрой[2]_______/ д.б.н., проф. Абакумов Владимир Анатольевич /

(подпись) (ученое звание, фамилия, имя, отчество)

«____» ____________ 201__ г.

 

Рецензент: Черногаева Галина Михайловна,

(ученая степень, ученое звание, Ф.И.О., место работы, должность)

доктор географических наук, профессор, зам. директора ГУ ИГКЭ Росгидромета и РАН

 

ОДОБРЕНО

директор филиала _______________ / д.т.н., профессор Б.М. Балоян /

(подпись)

«____» _________ 201__ г.

 

Руководитель библиотечной системы ___________________ /_______________/

(подпись) (ФИО)

РЕЦЕНЗИЯ

на учебную программу дисциплины “Радиационная экология”, филиал «Угреша» ГОУ ВПО Московской области Международный университет природы, общества и человека “Дубна”, специальность 020804.65 - Геоэкология, составленную д.б.н., профессором Гитарским М.Л.

 

Представленная программа курса “Радиационная экология” дает необходимый объем знаний студентам специальности 020804.65 – Геоэкология (ГОС ВПО 98ЕН/СП/1). Цель курса - изучение студентами механизма воздействия ионизирующей радиации на живые организмы, источников и путей поступления радионуклидов в биосферу, а также принципов и норм радиоэкологического нормирования. В курсе рассмотрены характеристики и особенности основных экологически значимых радионуклидов, а также их поведение в окружающей среде и живых организмах. Отдельные разделы курса посвящены закономерностям накопления радионуклидов в биоте и их миграции в трофических цепях, биоиндикации радиоактивных загрязнений и изменению биологического разнообразия в зонах радиоактивного загрязнения. Специально рассматриваются принципы и методы радиоэкологического нормирования и нормы радиационной безопасности.

В результате изучения данного курса студенты овладеют знаниями о единицах измерения радиоактивности, дозах, биологических эффектах и риске воздействия основных экологически значимых радионуклидов. Студенты познакомятся с закономерности накопления и миграции радионуклидов в экосистемах основных природных зон России, принципами и методами радиоэкологического нормирования, а также нормами радиационной безопасности. В программе курса “Радиационная экология” полностью учтены требования Государственного образовательного стандарта высшего и послевузовского профессионального образования в части формирования компетентностного подхода к организации учебного процесса. По мнению рецензента, программа курса “Радиационная экология” подготовлена на высоком профессиональном уровне и будет способствовать развитию экологических знаний и современного мировоззрения у студентов.

 

Профессор, д.г.н., заместитель директора института

глобального климата и экологии

Росгидромета и РАН Черногаева Г.М.

Подпись Г.М. Черногаевой удостоверяю

Аннотация

Программа курса «Радиационная экология» основана на положениях программы дисциплин федерального компонента специальности 020804.65 – «Геоэкология». Она отвечает требованиям Государственного образовательного стандарта высшего и послевузовского профессионального образования в части формирования компетентностного подхода к организации учебного процесса (ГОС ВПО 98ЕН/СП). Программа «Радиационная экология» отражает общие требования к образованности выпускников высших учебных заведений в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2006–2010 годы и Планом мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005–2010 годы. В программе использованы элементы курсов дисциплин «Экология», «Физика» и «Учение об атмосфере». Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны обладать знаниями по вышеназванным курсам. При обучении используются инновационные методы обучения, в том числе наглядно-визуальные материалы, интерактивные лекции и пособия и гибкая система контроля знаний студентов. В процессе обучения используются самостоятельная и аудиторная формы работы студентов. Формами контроля являются регулярные опросы по пройденному материалу в сочетании с промежуточной аттестацией уровня знаний каждого студента. Результирующая оценка знаний по курсу формируется на основе анализа посещения лекций, регулярных опросов и промежуточной аттестации студентов.

Цель и задачи дисциплины

Цель курса – изучение студентами механизма воздействия ионизирующей радиации на живые организмы, источников и путей поступления радионуклидов в биосферу, а также принципов и норм радиоэкологического нормирования. В курсе рассмотрены характеристики и особенности основных экологически значимых радионуклидов, а также их поведение в окружающей среде и живых организмах. Отдельные разделы курса посвящены закономерностям накопления радионуклидов в биоте и их миграции в трофических цепях, биоиндикации радиоактивных загрязнений и изменению биологического разнообразия в зонах радиоактивного загрязнения. Специально рассматриваются принципы и методы радиоэкологического нормирования и нормы радиационной безопасности.

 

Задачи курса включают:

· овладение основными понятиями, характеризующими воздействие ионизирующей радиации на окружающую среду;

· ознакомление с экологическими особенностями биологически значимых радионуклидов;

· изучение закономерностей накопления и миграции радионуклидов в биосфере;

· ознакомление с принципами оценки степени воздействия ионизирующей радиации на окружающую среду;

· овладение навыками радиоэкологических исследований.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

· Знать:

o единицы измерения радиоактивности, дозы, биологические эффекты и риск от воздействия основных экологически значимых радионуклидов;

o пути поступления радионуклидов в организмы растений, животных и грибов;

o закономерности накопления и миграции радионуклидов в экосистемах основных природных зон России;

o принципы и методы радиоэкологического нормирования;

o нормы радиационной безопасности.

· уметь применять полученные знания для:

o анализа характера и степени воздействия основных экологически значимых радионуклидов на окружающую среду;

o определения последствий воздействия радионуклидов на отдельные компоненты экосистем и биоту в целом;

o организации и осуществления радиоэкологических исследований;

· иметь представление о:

o основных источниках искусственных радионуклидов и механизме их поступления в биосферу;

o экологических особенностях биологических значимых радионуклидов;

o поведении радионуклидов в организме животных, растений и грибов;

o динамике биологического разнообразия в зонах радиоактивного загрязнения;

o биологической индикации радиоактивных загрязнений;

· получить навыки

o планирования и проведения радиоэкологических исследований в полевых и лабораторных условиях;

o нормирования радиоактивного воздействия.

 

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Вид учебной работы Всего часов Семестры
       
Общая трудоемкость дисциплины          
Аудиторные занятия          
Лекции          
Практические занятия (ПЗ)          
Семинары (С)          
Лабораторные работы (ЛР)          
Самостоятельная работа          
Курсовой проект (работа)          
Расчетно-графические работы          
Реферат (эссе)          
Контрольная работа          
Вид итогового контроля (зачет, экзамен)     экзамен    

*ГОС ВПО по специальности 020804.65 № 98 ЕН/СП)

Разделы (темы) дисциплины и виды занятий (часов)

Таблица 2

№ раздела Содержание учебного материала (дидактические единицы), обобщенные требования к знаниям и умениям Лекции ПЗ (С) ЛР СРС
Раздел 1. Наименование раздела Введение в предмет. Тема 1.1. Общая постановка задач курса Тема 1.2. Предмет и задачи радиоэкологии   0,5   0,5    
Раздел 2. Наименование раздела. Радиобиология Тема 2.1. Биологические механизмы воздействия ионизирующей радиации Тема 2.2. Характеристики основных биологически значимых радионуклидов.                    
Раздел 3. Наименование раздела Поступление радионуклидов биосферу Тема 3.1. Источники и пути поступления радионуклидов        
Раздел 4. Наименование раздела Основные биологически значимые радионуклиды Тема 4.1. Искусственные и естественные радионуклиды. Тема 4.2. Зоны повышенного содержания естественных радионуклидов              
Раздел 5. Наименование раздела Понятие радиационного загрязнения Тема 5.1. Радиационное загрязнение регионов СНГ Тема 5.2. Поведение долгоживущих радионуклидов в живых организмах                    
Раздел 6. Наименование раздела Накопление и миграция радионуклидов Тема 6.1. Накопление радионуклидов в биоте основных природных зон Тема 6.2. Миграция радионуклидов в трофических цепях                          
Раздел 7. Наименование раздела Радиоэкология агроценозов Тема 7.1. Накопление радионуклидов в сельскохозяйственной продукции              
Раздел 8. Наименование раздела Биоиндикация радиоактивных загрязнений Тема 8.1. Биологические индикаторы радиоактивного загрязнения Тема 8.2. Радиационный мониторинг        
Раздел 9. Наименование раздела Биологическое разнообразие в зонах радиоактивного загрязнения Тема 9.1. Динамика биоразнообразия в зонах радиоактивного загрязнения. Тема 9.2. Биологическое разнообразие в зонах радиационных аварий     0,5     0,5      
Раздел 10. Наименование раздела Радиоэкологические исследования и нормирование Тема 10.1. Радиоэкологические исследования. Тема 10.2. Радиоэкологическое нормирование.              

(название раздела указано в соответствии с обязательным минимумом содержания, изложенным в ГОС ВПО).

 

 

Содержание лекционного курса

Таблица 3

№ п/п Содержание лекции
Тема 1.1. Общая постановка задач курса Ионизирующая радиация как экологический фактор. Радиация и здоровье населения.
Тема 1.2. Предмет и задачи радиоэкологии Характеристики основных экологически значимых радионуклидов, единицы измерения радиоактивности; дозы, биологические эффекты облучения, риск. Космическое облучение живых организмов.
Тема 2.1. Биологические механизмы воздействия ионизирующей радиации Радиобиология: биологические механизмы воздействия ионизирующей радиации на организм — на макромолекулы, структуры клетки, биохимические процессы, органы и ткани, жизненный цикл организма.
Тема 2.2. Характеристики основных биологически значимых радионуклидов Экологические особенности биологически значимых радионуклидов. Радиочувствительность организмов.
Тема 3.1. Источники и пути поступления радионуклидов Источники и пути поступления искусственных долгоживущих радионуклидов в биосферу: предприятия атомной промышленности и энергетики, испытания ядерного оружия, пункты захоронения радиоактивных отходов, радиационные аварии в России, на Украине, в США.
Тема 4.1. Искусственные и естественные радионуклиды. Искусственные радионуклиды — стронций-90, цезий-135, плутоний, их физико-химические формы в радиоактивных выпадениях. Естественные радионуклиды: калий-40, радий-226, уран-238, торий - 230.
Тема 4.2. Зоны повышенного содержания естественных радионуклидов Зоны повышенного содержания естественных радионуклидов.
Тема 5.1. Радиационное загрязнение регионов СНГ Радиационное загрязнение регионов СНГ: Европейский Север, средняя полоса европейской России, Украина и Белоруссия, юг Европейской России и северный Кавказ, уральский регион, западная и восточная Сибирь, Казахстан, Алтайский регион, Дальний Восток.
Тема 5.2. Поведение долгоживущих радионуклидов в живых организмах Поведение долгоживущих искусственных радионуклидов в организме животных, растений и грибов. Пути поступления в организм, распределение по органам и тканям, удержание и выведение радионуклидов стронция, цезия и плутония. Поведение в организме трансплутониевых радионуклидов: нептуния, америция, кюрия.
Тема 6.1. Накопление радионуклидов в биоте основных природных зон Закономерности накопления радионуклидов в биоте основных природных зон России: тундра, тайга, смешанные леса, широколиственные леса, лесостепь, степь и полупустыни, пустыни. Накопление радионуклидов растениями, грибами, основными группами животных: червями, моллюсками, членистоногими, млекопитающими, птицами, амфибиями и рептилиями.
Тема 6.2. Миграция радионуклидов в трофических цепях Сопряженная миграция радионуклидов и их изотопных и неизотопных носителей в трофических цепях основных экосистем: морские экосистемы, пресноводные, естественные наземные экосистемы. Коэффициенты накопления и наблюдаемые отношения.
Тема 7.1. Накопление радионуклидов в сельскохозяйственной продукции Радиоэкология агроценозов. Накопление радионуклидов в сельскохозяйственной продукции и пути ее защиты от радиоактивного загрязнения. Сельскохозяйственное производство в загрязненных условиях.
Тема 8.1. Биологические индикаторы радиоактивного загрязнения Биоиндикация радиоактивных загрязнений. Биоиндикаторы повышенного фона ионизирующей радиации среди грибов, растений, животных.
Тема 8.2. Радиационный мониторинг Радиационная биогеоценология. Радиационный биомониторинг.
Тема 9.1. Динамика биоразнообразия в зонах радиоактивного загрязнения. Динамика биоразнообразия в зонах радиоактивного загрязнения среды: прямые эффекты действия радиации, вторичные эффекты действия на трофически связанные виды, косвенные эффекты от изъятия загрязненных земель из хозяйственного пользования.
Тема 9.2. Биологическое разнообразие в зонах радиационных аварий Долговременная динамика биоразнообразия в зонах Чернобыльской и Кыштымской аварий, на ядерных полигонах.
Тема 10.1. Радиоэкологические исследования Методы и объекты радиоэкологических исследований в полевых и в лабораторных условиях, экспериментальные полигоны, гамма-поля, экспериментальные водоемы.
Тема 10.2. Радиоэкологическое нормирование Принципы и методы радиоэкологического нормирования. Экологические нормативы качества природной среды. Нормы радиационной безопасности. Различие экологического и санитарно-гигиенического нормирования.

(если лекции не предусматриваются учебным планом, делается запись «не предусмотрено»)

Тематика практических занятий (семинаров)

Таблица 4а

№ п/п № раздела (темы) Виды и содержание практической работы
ПЗ № 1 Тема 1.1- 1.2; 2.1-2.2 Контрольный опрос по темам: Характеристики основных экологически значимых радионуклидов, единицы измерения радиоактивности; дозы, биологические эффекты облучения, риск. Космическое облучение живых организмов. Биологические механизмы воздействия ионизирующей радиации на организм — на макромолекулы, структуры клетки, биохимические процессы, органы и ткани, жизненный цикл организма. Экологические особенности биологически значимых радионуклидов. Радиочувствительность организмов.
ПЗ № 2 Тема 3.1 Контрольный опрос, дискуссия по темам: Источники и пути поступления искусственных долгоживущих радионуклидов в биосферу: предприятия атомной промышленности и энергетики, испытания ядерного оружия, пункты захоронения радиоактивных отходов, радиационные аварии в России, на Украине, в США.
ПЗ № 3 Тема 4.1-4.2 Искусственные радионуклиды — стронций-90, цезий-135, плутоний, их физико-химические формы в радиоактивных выпадениях. Естественные радионуклиды: калий-40, радий-226, уран-238, торий - 230. Зоны повышенного содержания естественных радионуклидов.
ПЗ № 4 Тема 5.1 – 5.2 Контрольный опрос, дискуссия по темам: Радиационное загрязнение регионов СНГ: Европейский Север, средняя полоса европейской России, Украина и Белоруссия, юг Европейской России и северный Кавказ, уральский регион, западная и восточная Сибирь, Казахстан, Алтайский регион, Дальний Восток Контрольный опрос, дискуссия по темам: Поведение долгоживущих искусственных радионуклидов в организме животных, растений и грибов. Пути поступления в организм, распределение по органам и тканям, удержание и выведение радионуклидов стронция, цезия и плутония. Поведение в организме трансплутониевых радионуклидов: нептуния, америция, кюрия.
ПЗ № 5 Тема 6.1 – 6.2 Контрольный опрос, дискуссия по темам: Закономерности накопления радионуклидов в биоте основных природных зон России: тундра, тайга, смешанные леса, широколиственные леса, лесостепь, степь и полупустыни, пустыни. Накопление радионуклидов растениями, грибами, основными группами животных: червями, моллюсками, членистоногими, млекопитающими, птицами, амфибиями и рептилиями. Контрольный опрос, дискуссия по темам: Сопряженная миграция радионуклидов и их изотопных и неизотопных носителей в трофических цепях основных экосистем: морские экосистемы, пресноводные, естественные наземные экосистемы. Коэффициенты накопления и наблюдаемые отношения.
ПЗ № 6 Тема 7.1 Контрольный опрос, дискуссия по темам: Радиоэкология агроценозов. Накопление радионуклидов в сельскохозяйственной продукции и пути ее защиты от радиоактивного загрязнения. Сельскохозяйственное производство в загрязненных условиях.
ПЗ № 7 Тема 8.1 – 8.2 Контрольный опрос, дискуссия по темам: Биоиндикация радиоактивных загрязнений. Биоиндикаторы повышенного фона ионизирующей радиации среди грибов, растений, животных. Непреднамеренные воздействия человека на климат. Радиационная биогеоценология. Радиационный биомониторинг.
ПЗ № 8 Тема 9.1 – 9.2 Контрольный опрос, дискуссия по темам: Динамика биоразнообразия в зонах радиоактивного загрязнения среды: прямые эффекты действия радиации, вторичные эффекты действия на трофически связанные виды, косвенные эффекты от изъятия загрязненных земель из хозяйственного пользования. Контрольный опрос, дискуссия по темам: Долговременная динамика биоразнообразия в зонах Чернобыльской и Кыштымской аварий, на ядерных полигонах.
ПЗ № 9 Тема 10.1 – 10.2 Контрольный опрос, дискуссия по темам: Методы и объекты радиоэкологических исследований в полевых и в лабораторных условиях, экспериментальные полигоны, гамма-поля, экспериментальные водоемы. Контрольный опрос, дискуссия по темам: Принципы и методы радиоэкологического нормирования. Экологические нормативы качества природной среды. Нормы радиационной безопасности. Различие экологического и санитарно-гигиенического нормирования.

Лабораторный практикум

Таблица 4б

№ п/п № раздела (темы) Наименование и содержание лабораторных работ
    Не предусмотрен
     

(если лабораторный практикум не предусматривается учебным планом, делается запись «не предусмотрен»)

Виды самостоятельной работы студентов

Таблица 5

№ п/п Вид работы, литературные источники
Тема 1.1 Подготовка к контрольному опросу. Сбор дополнительного материала по теме. Источники: Индивидуальные конспекты лекций; Презентации интерактивного курса лекций; Белозерский Г.Н. Радиационная экология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2008, -384 с. (Гл. 1, стр. 8-17) Алексахин Р.М. Ядерная энергия и биосфера. М.: Энергоиздзт, 1982. -216 с. (стр. 15-35).  
Тема 1.2 Подготовка к контрольному опросу. Сбор дополнительного материала по теме. Источники: Индивидуальные конспекты лекций; Презентации интерактивного курса лекций; Белозерский Г.Н. Радиационная экология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2008, -384 с. (Гл. 1, стр. 18-25) Алексахин Р.М. Ядерная энергия и биосфера. М.: Энергоиздзт, 1982. -216 с. (стр. 41-69) Ильенко А.И., Криволуцкий Д.А. Радиоэкология. М.: Знание, -41 с.  
Тема 2.1 Подготовка к контрольному опросу. Сбор дополнительного материала по теме. Источники: Индивидуальные конспекты лекций; Презентации интерактивного курса лекций; Белозерский Г.Н. Радиационная экология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2008, -384 с. (Гл. 4, стр. 92-110) Алексахин Р.М. Ядерная энергия и биосфера. М.: Энергоиздзт, 1982. -216 с. (стр. 71-87). Действие ионизирующей радиации на биогеоценоз / Криволукций Д.А., Тихомиров Ф.А., Федоров Е.А., Покаржевский А.Д., Таскаев А.И.. М.: Наука, 1988- 240 с. (стр. 17-29)  
Тема 2.2 Подготовка к контрольному опросу. Сбор дополнительного материала по теме. Источники: Индивидуальные конспекты лекций; Презентации интерактивного курса лекций; Белозерский Г.Н. Радиационная экология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2008, -384 с. (Гл. 4, стр. 111-122) Алексахин Р.М. Ядерная энергия и биосфера. М.: Энергоиздзт, 1982. -216 с. (стр. 91-115)  
Тема 3.1 Подготовка к контрольному опросу. Сбор дополнительного материала по теме. Источники: Индивидуальные конспекты лекций; Презентации интерактивного курса лекций; Белозерский Г.Н. Радиационная экология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2008, -384 с. (Гл. 2, стр. 26-37) Алексахин Р.М. Ядерная энергия и биосфера. М.: Энергоиздзт, 1982. -216 с. (130-151) Действие ионизирующей радиации на биогеоценоз / Криволукций Д.А., Тихомиров Ф.А., Федоров Е.А., Покаржевский А.Д., Таскаев А.И.. М.: Наука, 1988- 240 с. (стр. 55-69)  
Тема 4.1 Подготовка к контрольному опросу. Сбор дополнительного материала по теме. Источники: Индивидуальные конспекты лекций; Презентации интерактивного курса лекций; Белозерский Г.Н. Радиационная экология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2008, -384 с. (Гл. 2, стр. 38-48) Алексахин Р.М. Ядерная энергия и биосфера. М.: Энергоиздзт, 1982. -216 с. (стр. 165-181) Действие ионизирующей радиации на биогеоценоз / Криволукций Д.А., Тихомиров Ф.А., Федоров Е.А., Покаржевский А.Д., Таскаев А.И.. М.: Наука, 1988- 240 с. (стр. 37-47)  
Тема 4.2 Подготовка к контрольному опросу. Сбор дополнительного материала по теме. Источники: Индивидуальные конспекты лекций; Презентации интерактивного курса лекций; Белозерский Г.Н. Радиационная экология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2008, -384 с. (Гл. 2, стр. 48-69) Алексахин Р.М. Ядерная энергия и биосфера. М.: Энергоиздзт, 1982. -216 с. (стр. 191-207) Действие ионизирующей радиации на биогеоценоз / Криволукций Д.А., Тихомиров Ф.А., Федоров Е.А., Покаржевский А.Д., Таскаев А.И.. М.: Наука, 1988- 240 с. (стр. 51-67)  
Тема 5.1 Подготовка к контрольному опросу. Сбор дополнительного материала по теме. Источники: Индивидуальные конспекты лекций; Презентации интерактивного курса лекций; Белозерский Г.Н. Радиационная экология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2008, -384 с. (Гл. 10, стр. 311-350) Действие ионизирующей радиации на биогеоценоз / Криволукций Д.А., Тихомиров Ф.А., Федоров Е.А., Покаржевский А.Д., Таскаев А.И.. М.: Наука, 1988- 240 с. (стр. 71-89)  
Тема 5.2 Подготовка к контрольному опросу. Сбор дополнительного материала по теме. Источники: Индивидуальные конспекты лекций; Презентации интерактивного курса лекций; Белозерский Г.Н. Радиационная экология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2008, -384 с. (Гл. 3, стр. 70-91) Действие ионизирующей радиации на биогеоценоз / Криволукций Д.А., Тихомиров Ф.А., Федоров Е.А., Покаржевский А.Д., Таскаев А.И.. М.: Наука, 1988- 240 с. (стр. 95-115) Кузин А.М.. Природный радиоактивный фон и его значение для биосферы Земли. М.: Наука, 1991. 116 с. (стр. 7-19)  
Тема 6.1 Подготовка к контрольному опросу. Сбор дополнительного материала по теме. Источники: Индивидуальные конспекты лекций; Презентации интерактивного курса лекций; Белозерский Г.Н. Радиационная экология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2008, -384 с. (Гл. 5, стр. 149-163) Действие ионизирующей радиации на биогеоценоз / Криволукций Д.А., Тихомиров Ф.А., Федоров Е.А., Покаржевский А.Д., Таскаев А.И.. М.: Наука, 1988- 240 с. (стр. 121-151)  
Тема 6.2 Подготовка к контрольному опросу. Сбор дополнительного материала по теме. Источники: Индивидуальные конспекты лекций; Презентации интерактивного курса лекций; Белозерский Г.Н. Радиационная экология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2008, -384 с. (Гл. 6, стр. 177-210) Действие ионизирующей радиации на биогеоценоз / Криволукций Д.А., Тихомиров Ф.А., Федоров Е.А., Покаржевский А.Д., Таскаев А.И.. М.: Наука, 1988- 240 с. (стр. 165-185) Кузин А.М.. Природный радиоактивный фон и его значение для биосферы Земли. М.: Наука, 1991. 116 с. (стр. 53-71)  
Тема 7.1 Подготовка к контрольному опросу. Сбор дополнительного материала по теме. Источники: Индивидуальные конспекты лекций; Презентации интерактивного курса лекций; Белозерский Г.Н. Радиационная экология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2008, -384 с. (Гл. 6, стр. 208-219) Экологические последствия радиоактивного загрязнения на Южном Урале. М: Наука, 1993.336 с. (стр. 79-101)  
Тема 8.1 Подготовка к контрольному опросу. Сбор дополнительного материала по теме. Источники: Индивидуальные конспекты лекций; Презентации интерактивного курса лекций; Белозерский Г.Н. Радиационная экология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2008, -384 с. (Гл. 6, стр. 164-179) Действие ионизирующей радиации на биогеоценоз / Криволукций Д.А., Тихомиров Ф.А., Федоров Е.А., Покаржевский А.Д., Таскаев А.И.. М.: Наука, 1988- 240 с. (стр. 195-215) Кузин А.М.. Природный радиоактивный фон и его значение для биосферы Земли. М.: Наука, 1991. 116 с. (стр. 85-97)  
Тема 8.2 Подготовка к контрольному опросу. Сбор дополнительного материала по теме. Источники: Индивидуальные конспекты лекций; Презентации интерактивного курса лекций; Белозерский Г.Н. Радиационная экология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2008, -384 с. (Гл. 5, стр. 122-140) Действие ионизирующей радиации на биогеоценоз / Криволукций Д.А., Тихомиров Ф.А., Федоров Е.А., Покаржевский А.Д., Таскаев А.И.. М.: Наука, 1988- 240 с. (стр. 215-231) Кузин А.М.. Природный радиоактивный фон и его значение для биосферы Земли. М.: Наука, 1991. 116 с. (стр. 101-107)  
Тема 9.1 Подготовка к контрольному опросу. Сбор дополнительного материала по теме. Источники: Индивидуальные конспекты лекций; Презентации интерактивного курса лекций; Белозерский Г.Н. Радиационная экология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2008, -384 с. (Гл. 7, стр. 220-238) Экологические последствия радиоактивного загрязнения на Южном Урале. М: Наука, 1993.336 с. (стр. 57-79)  
Тема 9.2 Подготовка к контрольному опросу. Сбор дополнительного материала по теме. Источники: Индивидуальные конспекты лекций; Презентации интерактивного курса лекций Белозерский Г.Н. Радиационная экология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2008, -384 с. (Гл. 8, стр. 239-288) Экологические последствия радиоактивного загрязнения на Южном Урале. М: Наука, 1993.336 с. (стр. 89-121)  
Тема 10.1 Подготовка к контрольному опросу. Сбор дополнительного материала по теме. Источники: Индивидуальные конспекты лекций; Презентации интерактивного курса лекций; Белозерский Г.Н. Радиационная экология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2008, -384 с. (Гл. 5, стр. 182-219) Кузин А.М.. Природный радиоактивный фон и его значение для биосферы Земли. М.: Наука, 1991. 116 с. (стр. 43-79)  
Тема 10.2 Подготовка к контрольному опросу. Сбор дополнительного материала по теме. Источники: Индивидуальные конспекты лекций; Презентации интерактивного курса лекций; Белозерский Г.Н. Радиационная экология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2008, -384 с. (Гл. 5, стр. 122-148) Действие ионизирующей радиации на биогеоценоз / Криволукций Д.А., Тихомиров Ф.А., Федоров Е.А., Покаржевский А.Д., Таскаев А.И.. М.: Наука, 1988- 240 с. (стр. 69-81)  

(объем рекомендуемых для самостоятельной проработки литературных источников по каждому «блоку» должен определяться из условия «не более 1 печатного листа формата А4 на 2 акад. часа лекций»; недопустимо указывать в качестве соответствующих источников все источники основной и дополнительной литературы (в их полном объеме) вне зависимости от содержания и объема структурированных элементов учебной дисциплины)

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

(список литературы составляется в соответствии с

ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание)

Базовый учебник

1. Белозерский Г.Н. Радиационная экология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2008, -384 с.

Основная литература

1. Белозерский Г.Н. Радиационная экология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2008, -384 с.

Дополнительная литература

1. Алексахин Р.М. Ядерная энергия и биосфера. М.: Энергоиздзт, 1982. -216 с.

2. Действие ионизирующей радиации на биогеоценоз / Криволукций Д.А., Тихомиров Ф.А., Федоров Е.А., Покаржевский А.Д., Таскаев А.И.. М.: Наука, 1988, -240 с.

3. Ильенко А.И., Криволуцкий Д.А. Радиоэкология. М.: Знание, 1985, -41 с.

4. Кузин А.М.. Природный радиоактивный фон и его значение для биосферы Земли. М.: Наука, 1991. 116 с.

5. Рябцев И.А., Лебедева Н.В. Радиоэкология птиц. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов, ун-та, 1999. 64 с.

6. Экологические последствия радиоактивного загрязнения на Южном Урале. М: Наука, 1993.336 с.

Авторские методические разработки

 

  1. Конспект лекций по дисциплине «Радиационная экология»
  2. Интерактивный курс лекций по дисциплине «Радиационная экология»

Технические и электронные средства обучения, иллюстрированные материалы

  1. Интерактивный курс лекций по дисциплине «Радиационная экология»

Материальн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.144 (0.015 с.)