Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Формы текущего, промежуточного и итогового контроля
Филиал «Угреша»
Кафедра Экологии и природопользования
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«РАДИАЦИОННАЯ ЭКОЛОГИЯ»
Для специальности
ГЕОЭКОЛОГИЯ
(код и наименование специальности по Общероссийскому классификатору специальностей по образованию)
(ГОС ВПО 98ЕН/СП)
Дзержинский, 2011 г.
УМК разработан д.б.н., проф. кафедры Экологии и природопользования Гитарским (ученая степень, ученое звание, фамилия, имя, отчество разработчиков)
Михаилом Леонидовичем
Протокол заседания кафедры Экологии и природопользования
(название кафедры)
№ _____ от «____» ________________ 201__ г.
Заведующий кафедрой _______________ / Абакумов Владимир Анатольевич /
(подпись) (фамилия, имя, отчество)
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания выпускающей[1] кафедры Экологии и природопользования
(название кафедры_
№ _____ от «____» ________________ 201__ г.
Заведующий выпускающей кафедрой _____________ / Абакумов Владимир Анатольевич /
(подпись) (фамилия, имя, отчество)
Протокол заседания совета факультета _______________________________
(название факультета)
№ ______ от «____» ________________ 201__ г.
Председатель совета (декан) факультета ___________/__________________ /
(подпись) (фамилия, имя, отчество)
Директор филиала ___________/ Б.М. Балоян /
(подпись)
«____» ________________ 201__ г.
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования Московской области
«Международный университет природы, общества и человека «Дубна»
Филиал «Угреша»
| УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
____________ С.В. Моржухина
«___» _______________200_ г.
|
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«РАДИАЦИОННАЯ ЭКОЛОГИЯ»
(наименование дисциплины)
по специальности
ГЕОЭКОЛОГИЯ
(код и наименование специальности по Общероссийскому классификатору специальностей по образованию)
(ГОС ВПО 98ЕН/СП)
Форма обучения: очная
Уровень подготовки: специалист
(выбрать нужное)
Курс (семестр): III, семестр 6
Дзержинский, 2011 г.
Программа дисциплины «Радиационная экология» по специальности 020804.65 - «Геоэкология»: Учебная программа. Гитарского М.Л. – Филиал «Угреша» Университета «Дубна», 2011.
Автор программы:
д.б.н., проф. кафедры Экологии и природопользования Гитарский Михаил Леонидович
(ученая степень, ученое звание, кафедра, фамилия, имя, отчество разработчика, подпись)
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом по специальности
020804.65 — «Геоэкология» (ГОС ВПО 98ЕН/СП)
(указывается номер ОКСО, код и наименование направления подготовки / специальности)
Программа рассмотрена на заседании кафедры Экологии и природопользования
(название кафедры)
Протокол заседания № _____ от «____» ________________ 201__ г.
Заведующий кафедрой _______________ / д.б.н., профессор Абакумов Владимир Анатольевич /
(подпись) (ученое звание, фамилия, имя, отчество)
СОГЛАСОВАНО
заведующий выпускающей кафедрой[2]_______/ д.б.н., проф. Абакумов Владимир Анатольевич /
(подпись) (ученое звание, фамилия, имя, отчество)
«____» ____________ 201__ г.
Рецензент: Черногаева Галина Михайловна,
(ученая степень, ученое звание, Ф.И.О., место работы, должность)
доктор географических наук, профессор, зам. директора ГУ ИГКЭ Росгидромета и РАН
ОДОБРЕНО
директор филиала _______________ / д.т.н., профессор Б.М. Балоян /
(подпись)
«____» _________ 201__ г.
Руководитель библиотечной системы ___________________ /_______________/
(подпись) (ФИО)
РЕЦЕНЗИЯ
на учебную программу дисциплины “Радиационная экология”, филиал «Угреша» ГОУ ВПО Московской области Международный университет природы, общества и человека “Дубна”, специальность 020804.65 - Геоэкология, составленную д.б.н., профессором Гитарским М.Л.
Представленная программа курса “Радиационная экология” дает необходимый объем знаний студентам специальности 020804.65 – Геоэкология (ГОС ВПО 98ЕН/СП/1). Цель курса - изучение студентами механизма воздействия ионизирующей радиации на живые организмы, источников и путей поступления радионуклидов в биосферу, а также принципов и норм радиоэкологического нормирования. В курсе рассмотрены характеристики и особенности основных экологически значимых радионуклидов, а также их поведение в окружающей среде и живых организмах. Отдельные разделы курса посвящены закономерностям накопления радионуклидов в биоте и их миграции в трофических цепях, биоиндикации радиоактивных загрязнений и изменению биологического разнообразия в зонах радиоактивного загрязнения. Специально рассматриваются принципы и методы радиоэкологического нормирования и нормы радиационной безопасности.
В результате изучения данного курса студенты овладеют знаниями о единицах измерения радиоактивности, дозах, биологических эффектах и риске воздействия основных экологически значимых радионуклидов. Студенты познакомятся с закономерности накопления и миграции радионуклидов в экосистемах основных природных зон России, принципами и методами радиоэкологического нормирования, а также нормами радиационной безопасности. В программе курса “Радиационная экология” полностью учтены требования Государственного образовательного стандарта высшего и послевузовского профессионального образования в части формирования компетентностного подхода к организации учебного процесса. По мнению рецензента, программа курса “Радиационная экология” подготовлена на высоком профессиональном уровне и будет способствовать развитию экологических знаний и современного мировоззрения у студентов.
Профессор, д.г.н., заместитель директора института
глобального климата и экологии
Росгидромета и РАН Черногаева Г.М.
Подпись Г.М. Черногаевой удостоверяю
Аннотация
Программа курса «Радиационная экология» основана на положениях программы дисциплин федерального компонента специальности 020804.65 – «Геоэкология». Она отвечает требованиям Государственного образовательного стандарта высшего и послевузовского профессионального образования в части формирования компетентностного подхода к организации учебного процесса (ГОС ВПО 98ЕН/СП). Программа «Радиационная экология» отражает общие требования к образованности выпускников высших учебных заведений в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2006–2010 годы и Планом мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005–2010 годы. В программе использованы элементы курсов дисциплин «Экология», «Физика» и «Учение об атмосфере». Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны обладать знаниями по вышеназванным курсам. При обучении используются инновационные методы обучения, в том числе наглядно-визуальные материалы, интерактивные лекции и пособия и гибкая система контроля знаний студентов. В процессе обучения используются самостоятельная и аудиторная формы работы студентов. Формами контроля являются регулярные опросы по пройденному материалу в сочетании с промежуточной аттестацией уровня знаний каждого студента. Результирующая оценка знаний по курсу формируется на основе анализа посещения лекций, регулярных опросов и промежуточной аттестации студентов.
Цель и задачи дисциплины
Цель курса – изучение студентами механизма воздействия ионизирующей радиации на живые организмы, источников и путей поступления радионуклидов в биосферу, а также принципов и норм радиоэкологического нормирования. В курсе рассмотрены характеристики и особенности основных экологически значимых радионуклидов, а также их поведение в окружающей среде и живых организмах. Отдельные разделы курса посвящены закономерностям накопления радионуклидов в биоте и их миграции в трофических цепях, биоиндикации радиоактивных загрязнений и изменению биологического разнообразия в зонах радиоактивного загрязнения. Специально рассматриваются принципы и методы радиоэкологического нормирования и нормы радиационной безопасности.
Задачи курса включают:
· овладение основными понятиями, характеризующими воздействие ионизирующей радиации на окружающую среду;
· ознакомление с экологическими особенностями биологически значимых радионуклидов;
· изучение закономерностей накопления и миграции радионуклидов в биосфере;
· ознакомление с принципами оценки степени воздействия ионизирующей радиации на окружающую среду;
· овладение навыками радиоэкологических исследований.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
· Знать:
o единицы измерения радиоактивности, дозы, биологические эффекты и риск от воздействия основных экологически значимых радионуклидов;
o пути поступления радионуклидов в организмы растений, животных и грибов;
o закономерности накопления и миграции радионуклидов в экосистемах основных природных зон России;
o принципы и методы радиоэкологического нормирования;
o нормы радиационной безопасности.
· уметь применять полученные знания для:
o анализа характера и степени воздействия основных экологически значимых радионуклидов на окружающую среду;
o определения последствий воздействия радионуклидов на отдельные компоненты экосистем и биоту в целом;
o организации и осуществления радиоэкологических исследований;
· иметь представление о:
o основных источниках искусственных радионуклидов и механизме их поступления в биосферу;
o экологических особенностях биологических значимых радионуклидов;
o поведении радионуклидов в организме животных, растений и грибов;
o динамике биологического разнообразия в зонах радиоактивного загрязнения;
o биологической индикации радиоактивных загрязнений;
· получить навыки
o планирования и проведения радиоэкологических исследований в полевых и лабораторных условиях;
o нормирования радиоактивного воздействия.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
|
|
|
|
| Общая трудоемкость дисциплины
|
| |
|
|
| Аудиторные занятия
|
| |
|
|
| Лекции
|
|
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
|
|
| Семинары (С)
|
|
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа
|
| |
|
|
| Курсовой проект (работа)
|
|
|
|
|
| Расчетно-графические работы
|
|
|
|
|
| Реферат (эссе)
|
|
|
|
|
| Контрольная работа
|
|
|
|
|
| Вид итогового контроля (зачет, экзамен)
| | | экзамен
| | | *ГОС ВПО по специальности 020804.65 № 98 ЕН/СП)
Разделы (темы) дисциплины и виды занятий (часов)
Таблица 2
№ раздела
| Содержание учебного материала
(дидактические единицы),
обобщенные требования к знаниям и умениям
| Лекции
| ПЗ (С)
| ЛР
| СРС
| Раздел 1.
| Наименование раздела Введение в предмет.
Тема 1.1. Общая постановка задач курса
Тема 1.2. Предмет и задачи радиоэкологии
|
0,5
|
0,5
|
|
| Раздел 2.
| Наименование раздела. Радиобиология
Тема 2.1. Биологические механизмы воздействия ионизирующей радиации
Тема 2.2. Характеристики основных биологически значимых радионуклидов.
|
|
|
|
| Раздел 3.
| Наименование раздела Поступление радионуклидов биосферу
Тема 3.1. Источники и пути поступления радионуклидов
|
|
|
|
| Раздел 4.
| Наименование раздела Основные биологически значимые радионуклиды
Тема 4.1. Искусственные и естественные радионуклиды.
Тема 4.2. Зоны повышенного содержания естественных радионуклидов
|
|
|
|
| Раздел 5.
| Наименование раздела Понятие радиационного загрязнения
Тема 5.1. Радиационное загрязнение регионов СНГ
Тема 5.2. Поведение долгоживущих радионуклидов в живых организмах
|
|
|
|
| Раздел 6.
| Наименование раздела Накопление и миграция радионуклидов
Тема 6.1. Накопление радионуклидов в биоте основных природных зон
Тема 6.2. Миграция радионуклидов в трофических цепях
|
|
|
|
| Раздел 7.
| Наименование раздела Радиоэкология агроценозов
Тема 7.1. Накопление радионуклидов в сельскохозяйственной продукции
|
|
|
|
| Раздел 8.
| Наименование раздела Биоиндикация радиоактивных загрязнений
Тема 8.1. Биологические индикаторы радиоактивного загрязнения
Тема 8.2. Радиационный мониторинг
|
|
|
|
| Раздел 9.
| Наименование раздела Биологическое разнообразие в зонах радиоактивного загрязнения
Тема 9.1. Динамика биоразнообразия в зонах радиоактивного загрязнения.
Тема 9.2. Биологическое разнообразие в зонах радиационных аварий
|
0,5
|
0,5
|
|
| Раздел 10.
| Наименование раздела Радиоэкологические исследования и нормирование
Тема 10.1. Радиоэкологические исследования.
Тема 10.2. Радиоэкологическое нормирование.
|
|
|
|
| (название раздела указано в соответствии с обязательным минимумом содержания, изложенным в ГОС ВПО).
Содержание лекционного курса
Таблица 3
№ п/п
| Содержание лекции
| Тема 1.1. Общая постановка задач курса
| Ионизирующая радиация как экологический фактор. Радиация и здоровье населения.
| Тема 1.2. Предмет и задачи радиоэкологии
| Характеристики основных экологически значимых радионуклидов, единицы измерения радиоактивности; дозы, биологические эффекты облучения, риск. Космическое облучение живых организмов.
| Тема 2.1. Биологические механизмы воздействия ионизирующей радиации
| Радиобиология: биологические механизмы воздействия ионизирующей радиации на организм — на макромолекулы, структуры клетки, биохимические процессы, органы и ткани, жизненный цикл организма.
| Тема 2.2. Характеристики основных биологически значимых радионуклидов
| Экологические особенности биологически значимых радионуклидов. Радиочувствительность организмов.
| Тема 3.1. Источники и пути поступления радионуклидов
| Источники и пути поступления искусственных долгоживущих радионуклидов в биосферу: предприятия атомной промышленности и энергетики, испытания ядерного оружия, пункты захоронения радиоактивных отходов, радиационные аварии в России, на Украине, в США.
| Тема 4.1. Искусственные и естественные радионуклиды.
| Искусственные радионуклиды — стронций-90, цезий-135, плутоний, их физико-химические формы в радиоактивных выпадениях. Естественные радионуклиды: калий-40, радий-226, уран-238, торий - 230.
| Тема 4.2. Зоны повышенного содержания естественных радионуклидов
| Зоны повышенного содержания естественных радионуклидов.
| Тема 5.1. Радиационное загрязнение регионов СНГ
| Радиационное загрязнение регионов СНГ: Европейский Север, средняя полоса европейской России, Украина и Белоруссия, юг Европейской России и северный Кавказ, уральский регион, западная и восточная Сибирь, Казахстан, Алтайский регион, Дальний Восток.
| Тема 5.2. Поведение долгоживущих радионуклидов в живых организмах
| Поведение долгоживущих искусственных радионуклидов в организме животных, растений и грибов. Пути поступления в организм, распределение по органам и тканям, удержание и выведение радионуклидов стронция, цезия и плутония. Поведение в организме трансплутониевых радионуклидов: нептуния, америция, кюрия.
| Тема 6.1. Накопление радионуклидов в биоте основных природных зон
| Закономерности накопления радионуклидов в биоте основных природных зон России: тундра, тайга, смешанные леса, широколиственные леса, лесостепь, степь и полупустыни, пустыни. Накопление радионуклидов растениями, грибами, основными группами животных: червями, моллюсками, членистоногими, млекопитающими, птицами, амфибиями и рептилиями.
| Тема 6.2. Миграция радионуклидов в трофических цепях
| Сопряженная миграция радионуклидов и их изотопных и неизотопных носителей в трофических цепях основных экосистем: морские экосистемы, пресноводные, естественные наземные экосистемы. Коэффициенты накопления и наблюдаемые отношения.
| Тема 7.1. Накопление радионуклидов в сельскохозяйственной продукции
| Радиоэкология агроценозов. Накопление радионуклидов в сельскохозяйственной продукции и пути ее защиты от радиоактивного загрязнения. Сельскохозяйственное производство в загрязненных условиях.
| Тема 8.1. Биологические индикаторы радиоактивного загрязнения
| Биоиндикация радиоактивных загрязнений. Биоиндикаторы повышенного фона ионизирующей радиации среди грибов, растений, животных.
| Тема 8.2. Радиационный мониторинг
| Радиационная биогеоценология. Радиационный биомониторинг.
| Тема 9.1. Динамика биоразнообразия в зонах радиоактивного загрязнения.
| Динамика биоразнообразия в зонах радиоактивного загрязнения среды: прямые эффекты действия радиации, вторичные эффекты действия на трофически связанные виды, косвенные эффекты от изъятия загрязненных земель из хозяйственного пользования.
| Тема 9.2. Биологическое разнообразие в зонах радиационных аварий
| Долговременная динамика биоразнообразия в зонах Чернобыльской и Кыштымской аварий, на ядерных полигонах.
| Тема 10.1. Радиоэкологические исследования
| Методы и объекты радиоэкологических исследований в полевых и в лабораторных условиях, экспериментальные полигоны, гамма-поля, экспериментальные водоемы.
| Тема 10.2. Радиоэкологическое нормирование
| Принципы и методы радиоэкологического нормирования. Экологические нормативы качества природной среды. Нормы радиационной безопасности. Различие экологического и санитарно-гигиенического нормирования.
| (если лекции не предусматриваются учебным планом, делается запись «не предусмотрено»)
Тематика практических занятий (семинаров)
Таблица 4а
№ п/п
| № раздела (темы)
| Виды и содержание практической работы
| ПЗ № 1
| Тема 1.1- 1.2; 2.1-2.2
| Контрольный опрос по темам: Характеристики основных экологически значимых радионуклидов, единицы измерения радиоактивности; дозы, биологические эффекты облучения, риск. Космическое облучение живых организмов.
Биологические механизмы воздействия ионизирующей радиации на организм — на макромолекулы, структуры клетки, биохимические процессы, органы и ткани, жизненный цикл организма.
Экологические особенности биологически значимых радионуклидов. Радиочувствительность организмов.
| ПЗ № 2
| Тема 3.1
| Контрольный опрос, дискуссия по темам: Источники и пути поступления искусственных долгоживущих радионуклидов в биосферу: предприятия атомной промышленности и энергетики, испытания ядерного оружия, пункты захоронения радиоактивных отходов, радиационные аварии в России, на Украине, в США.
| ПЗ № 3
| Тема 4.1-4.2
| Искусственные радионуклиды — стронций-90, цезий-135, плутоний, их физико-химические формы в радиоактивных выпадениях. Естественные радионуклиды: калий-40, радий-226, уран-238, торий - 230.
Зоны повышенного содержания естественных радионуклидов.
| ПЗ № 4
| Тема 5.1 – 5.2
| Контрольный опрос, дискуссия по темам: Радиационное загрязнение регионов СНГ: Европейский Север, средняя полоса европейской России, Украина и Белоруссия, юг Европейской России и северный Кавказ, уральский регион, западная и восточная Сибирь, Казахстан, Алтайский регион, Дальний Восток
Контрольный опрос, дискуссия по темам: Поведение долгоживущих искусственных радионуклидов в организме животных, растений и грибов. Пути поступления в организм, распределение по органам и тканям, удержание и выведение радионуклидов стронция, цезия и плутония. Поведение в организме трансплутониевых радионуклидов: нептуния, америция, кюрия.
| ПЗ № 5
| Тема 6.1 – 6.2
| Контрольный опрос, дискуссия по темам: Закономерности накопления радионуклидов в биоте основных природных зон России: тундра, тайга, смешанные леса, широколиственные леса, лесостепь, степь и полупустыни, пустыни. Накопление радионуклидов растениями, грибами, основными группами животных: червями, моллюсками, членистоногими, млекопитающими, птицами, амфибиями и рептилиями.
Контрольный опрос, дискуссия по темам: Сопряженная миграция радионуклидов и их изотопных и неизотопных носителей в трофических цепях основных экосистем: морские экосистемы, пресноводные, естественные наземные экосистемы. Коэффициенты накопления и наблюдаемые отношения.
| ПЗ № 6
| Тема 7.1
| Контрольный опрос, дискуссия по темам: Радиоэкология агроценозов. Накопление радионуклидов в сельскохозяйственной продукции и пути ее защиты от радиоактивного загрязнения. Сельскохозяйственное производство в загрязненных условиях.
| ПЗ № 7
| Тема 8.1 – 8.2
| Контрольный опрос, дискуссия по темам: Биоиндикация радиоактивных загрязнений. Биоиндикаторы повышенного фона ионизирующей радиации среди грибов, растений, животных.
Непреднамеренные воздействия человека на климат. Радиационная биогеоценология. Радиационный биомониторинг.
| ПЗ № 8
| Тема 9.1 – 9.2
| Контрольный опрос, дискуссия по темам: Динамика биоразнообразия в зонах радиоактивного загрязнения среды: прямые эффекты действия радиации, вторичные эффекты действия на трофически связанные виды, косвенные эффекты от изъятия загрязненных земель из хозяйственного пользования.
Контрольный опрос, дискуссия по темам: Долговременная динамика биоразнообразия в зонах Чернобыльской и Кыштымской аварий, на ядерных полигонах.
| ПЗ № 9
| Тема 10.1 – 10.2
| Контрольный опрос, дискуссия по темам: Методы и объекты радиоэкологических исследований в полевых и в лабораторных условиях, экспериментальные полигоны, гамма-поля, экспериментальные водоемы.
Контрольный опрос, дискуссия по темам: Принципы и методы радиоэкологического нормирования. Экологические нормативы качества природной среды. Нормы радиационной безопасности. Различие экологического и санитарно-гигиенического нормирования.
|
Лабораторный практикум
Таблица 4б
№ п/п
| № раздела (темы)
| Наименование и содержание лабораторных работ
|
|
| Не предусмотрен
|
|
|
| (если лабораторный практикум не предусматривается учебным планом, делается запись «не предусмотрен»)
Виды самостоятельной работы студентов
Таблица 5
№ п/п
| Вид работы, литературные источники
| Тема 1.1
| Подготовка к контрольному опросу. Сбор дополнительного материала по теме. Источники:
Индивидуальные конспекты лекций;
Презентации интерактивного курса лекций;
Белозерский Г.Н. Радиационная экология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2008, -384 с. (Гл. 1, стр. 8-17)
Алексахин Р.М. Ядерная энергия и биосфера. М.: Энергоиздзт, 1982. -216 с. (стр. 15-35).
| Тема 1.2
| Подготовка к контрольному опросу. Сбор дополнительного материала по теме. Источники:
Индивидуальные конспекты лекций;
Презентации интерактивного курса лекций;
Белозерский Г.Н. Радиационная экология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2008, -384 с. (Гл. 1, стр. 18-25)
Алексахин Р.М. Ядерная энергия и биосфера. М.: Энергоиздзт, 1982. -216 с. (стр. 41-69)
Ильенко А.И., Криволуцкий Д.А. Радиоэкология. М.: Знание, -41 с.
| Тема 2.1
| Подготовка к контрольному опросу. Сбор дополнительного материала по теме. Источники:
Индивидуальные конспекты лекций;
Презентации интерактивного курса лекций;
Белозерский Г.Н. Радиационная экология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2008, -384 с. (Гл. 4, стр. 92-110)
Алексахин Р.М. Ядерная энергия и биосфера. М.: Энергоиздзт, 1982. -216 с. (стр. 71-87).
Действие ионизирующей радиации на биогеоценоз / Криволукций Д.А., Тихомиров Ф.А., Федоров Е.А., Покаржевский А.Д., Таскаев А.И.. М.: Наука, 1988- 240 с. (стр. 17-29)
| Тема 2.2
| Подготовка к контрольному опросу. Сбор дополнительного материала по теме. Источники:
Индивидуальные конспекты лекций;
Презентации интерактивного курса лекций;
Белозерский Г.Н. Радиационная экология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2008, -384 с. (Гл. 4, стр. 111-122)
Алексахин Р.М. Ядерная энергия и биосфера. М.: Энергоиздзт, 1982. -216 с. (стр. 91-115)
| Тема 3.1
| Подготовка к контрольному опросу. Сбор дополнительного материала по теме. Источники:
Индивидуальные конспекты лекций;
Презентации интерактивного курса лекций;
Белозерский Г.Н. Радиационная экология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2008, -384 с. (Гл. 2, стр. 26-37)
Алексахин Р.М. Ядерная энергия и биосфера. М.: Энергоиздзт, 1982. -216 с. (130-151)
Действие ионизирующей радиации на биогеоценоз / Криволукций Д.А., Тихомиров Ф.А., Федоров Е.А., Покаржевский А.Д., Таскаев А.И.. М.: Наука, 1988- 240 с. (стр. 55-69)
| Тема 4.1
| Подготовка к контрольному опросу. Сбор дополнительного материала по теме. Источники:
Индивидуальные конспекты лекций;
Презентации интерактивного курса лекций;
Белозерский Г.Н. Радиационная экология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2008, -384 с. (Гл. 2, стр. 38-48)
Алексахин Р.М. Ядерная энергия и биосфера. М.: Энергоиздзт, 1982. -216 с. (стр. 165-181)
Действие ионизирующей радиации на биогеоценоз / Криволукций Д.А., Тихомиров Ф.А., Федоров Е.А., Покаржевский А.Д., Таскаев А.И.. М.: Наука, 1988- 240 с. (стр. 37-47)
| Тема 4.2
| Подготовка к контрольному опросу. Сбор дополнительного материала по теме. Источники:
Индивидуальные конспекты лекций;
Презентации интерактивного курса лекций;
Белозерский Г.Н. Радиационная экология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2008, -384 с. (Гл. 2, стр. 48-69)
Алексахин Р.М. Ядерная энергия и биосфера. М.: Энергоиздзт, 1982. -216 с. (стр. 191-207)
Действие ионизирующей радиации на биогеоценоз / Криволукций Д.А., Тихомиров Ф.А., Федоров Е.А., Покаржевский А.Д., Таскаев А.И.. М.: Наука, 1988- 240 с. (стр. 51-67)
| Тема 5.1
| Подготовка к контрольному опросу. Сбор дополнительного материала по теме. Источники:
Индивидуальные конспекты лекций;
Презентации интерактивного курса лекций;
Белозерский Г.Н. Радиационная экология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2008, -384 с. (Гл. 10, стр. 311-350)
Действие ионизирующей радиации на биогеоценоз / Криволукций Д.А., Тихомиров Ф.А., Федоров Е.А., Покаржевский А.Д., Таскаев А.И.. М.: Наука, 1988- 240 с. (стр. 71-89)
| Тема 5.2
| Подготовка к контрольному опросу. Сбор дополнительного материала по теме. Источники:
Индивидуальные конспекты лекций;
Презентации интерактивного курса лекций;
Белозерский Г.Н. Радиационная экология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2008, -384 с. (Гл. 3, стр. 70-91)
Действие ионизирующей радиации на биогеоценоз / Криволукций Д.А., Тихомиров Ф.А., Федоров Е.А., Покаржевский А.Д., Таскаев А.И.. М.: Наука, 1988- 240 с. (стр. 95-115)
Кузин А.М.. Природный радиоактивный фон и его значение для биосферы Земли. М.: Наука, 1991. 116 с. (стр. 7-19)
| Тема 6.1
| Подготовка к контрольному опросу. Сбор дополнительного материала по теме. Источники:
Индивидуальные конспекты лекций;
Презентации интерактивного курса лекций;
Белозерский Г.Н. Радиационная экология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2008, -384 с. (Гл. 5, стр. 149-163)
Действие ионизирующей радиации на биогеоценоз / Криволукций Д.А., Тихомиров Ф.А., Федоров Е.А., Покаржевский А.Д., Таскаев А.И.. М.: Наука, 1988- 240 с. (стр. 121-151)
| Тема 6.2
| Подготовка к контрольному опросу. Сбор дополнительного материала по теме. Источники:
Индивидуальные конспекты лекций;
Презентации интерактивного курса лекций;
Белозерский Г.Н. Радиационная экология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2008, -384 с. (Гл. 6, стр. 177-210)
Действие ионизирующей радиации на биогеоценоз / Криволукций Д.А., Тихомиров Ф.А., Федоров Е.А., Покаржевский А.Д., Таскаев А.И.. М.: Наука, 1988- 240 с. (стр. 165-185)
Кузин А.М.. Природный радиоактивный фон и его значение для биосферы Земли. М.: Наука, 1991. 116 с. (стр. 53-71)
| Тема 7.1
| Подготовка к контрольному опросу. Сбор дополнительного материала по теме. Источники:
Индивидуальные конспекты лекций;
Презентации интерактивного курса лекций;
Белозерский Г.Н. Радиационная экология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2008, -384 с. (Гл. 6, стр. 208-219)
Экологические последствия радиоактивного загрязнения на Южном Урале. М: Наука, 1993.336 с. (стр. 79-101)
| Тема 8.1
| Подготовка к контрольному опросу. Сбор дополнительного материала по теме. Источники:
Индивидуальные конспекты лекций;
Презентации интерактивного курса лекций;
Белозерский Г.Н. Радиационная экология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2008, -384 с. (Гл. 6, стр. 164-179)
Действие ионизирующей радиации на биогеоценоз / Криволукций Д.А., Тихомиров Ф.А., Федоров Е.А., Покаржевский А.Д., Таскаев А.И.. М.: Наука, 1988- 240 с. (стр. 195-215)
Кузин А.М.. Природный радиоактивный фон и его значение для биосферы Земли. М.: Наука, 1991. 116 с. (стр. 85-97)
| Тема 8.2
| Подготовка к контрольному опросу. Сбор дополнительного материала по теме. Источники:
Индивидуальные конспекты лекций;
Презентации интерактивного курса лекций;
Белозерский Г.Н. Радиационная экология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2008, -384 с. (Гл. 5, стр. 122-140)
Действие ионизирующей радиации на биогеоценоз / Криволукций Д.А., Тихомиров Ф.А., Федоров Е.А., Покаржевский А.Д., Таскаев А.И.. М.: Наука, 1988- 240 с. (стр. 215-231)
Кузин А.М.. Природный радиоактивный фон и его значение для биосферы Земли. М.: Наука, 1991. 116 с. (стр. 101-107)
| Тема 9.1
| Подготовка к контрольному опросу. Сбор дополнительного материала по теме. Источники:
Индивидуальные конспекты лекций;
Презентации интерактивного курса лекций;
Белозерский Г.Н. Радиационная экология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2008, -384 с. (Гл. 7, стр. 220-238)
Экологические последствия радиоактивного загрязнения на Южном Урале. М: Наука, 1993.336 с. (стр. 57-79)
| Тема 9.2
| Подготовка к контрольному опросу. Сбор дополнительного материала по теме. Источники:
Индивидуальные конспекты лекций;
Презентации интерактивного курса лекций
Белозерский Г.Н. Радиационная экология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2008, -384 с. (Гл. 8, стр. 239-288)
Экологические последствия радиоактивного загрязнения на Южном Урале. М: Наука, 1993.336 с. (стр. 89-121)
| Тема 10.1
| Подготовка к контрольному опросу. Сбор дополнительного материала по теме. Источники:
Индивидуальные конспекты лекций;
Презентации интерактивного курса лекций;
Белозерский Г.Н. Радиационная экология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2008, -384 с. (Гл. 5, стр. 182-219)
Кузин А.М.. Природный радиоактивный фон и его значение для биосферы Земли. М.: Наука, 1991. 116 с. (стр. 43-79)
| Тема 10.2
| Подготовка к контрольному опросу. Сбор дополнительного материала по теме. Источники:
Индивидуальные конспекты лекций;
Презентации интерактивного курса лекций;
Белозерский Г.Н. Радиационная экология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2008, -384 с. (Гл. 5, стр. 122-148)
Действие ионизирующей радиации на биогеоценоз / Криволукций Д.А., Тихомиров Ф.А., Федоров Е.А., Покаржевский А.Д., Таскаев А.И.. М.: Наука, 1988- 240 с. (стр. 69-81)
| (объем рекомендуемых для самостоятельной проработки литературных источников по каждому «блоку» должен определяться из условия «не более 1 печатного листа формата А4 на 2 акад. часа лекций»; недопустимо указывать в качестве соответствующих источников все источники основной и дополнительной литературы (в их полном объеме) вне зависимости от содержания и объема структурированных элементов учебной дисциплины)
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
(список литературы составляется в соответствии с
ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание)
Базовый учебник
1. Белозерский Г.Н. Радиационная экология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2008, -384 с.
Основная литература
1. Белозерский Г.Н. Радиационная экология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2008, -384 с.
Дополнительная литература
1. Алексахин Р.М. Ядерная энергия и биосфера. М.: Энергоиздзт, 1982. -216 с.
2. Действие ионизирующей радиации на биогеоценоз / Криволукций Д.А., Тихомиров Ф.А., Федоров Е.А., Покаржевский А.Д., Таскаев А.И.. М.: Наука, 1988, -240 с.
3. Ильенко А.И., Криволуцкий Д.А. Радиоэкология. М.: Знание, 1985, -41 с.
4. Кузин А.М.. Природный радиоактивный фон и его значение для биосферы Земли. М.: Наука, 1991. 116 с.
5. Рябцев И.А., Лебедева Н.В. Радиоэкология птиц. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов, ун-та, 1999. 64 с.
6. Экологические последствия радиоактивного загрязнения на Южном Урале. М: Наука, 1993.336 с.
Авторские методические разработки
- Конспект лекций по дисциплине «Радиационная экология»
- Интерактивный курс лекций по дисциплине «Радиационная экология»
Технические и электронные средства обучения, иллюстрированные материалы
- Интерактивный курс лекций по дисциплине «Радиационная экология»
Материальн
|