Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогический контроль в высших учебных заведениях и основные формы его осуществленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Педагогический контроль представляет собой систему проверки результатов обучения и воспитания студентов. Попытки исключить его полностью или частично из учебно-воспитательного процесса приводят к снижению уровня знаний, качества обучения и т. п. Главная цель контроля состоит в определении качества усвоения учебного материала, степени соответствия сформированных умений и навыков целям и задачам изучения того или иного предмета. Эффективное функционирование системы педагогического контроля требует соблюдения определенных условий: ▪ объективность контроля – согласованность критериев оценивания, обоснование которых всем известно заранее; ▪ несомненность полученных оценок, которые с необходимостью признаются и теми, кого контролируют, и теми, кто осуществляет контроль; ▪ гласность, благодаря которой делаются обоснованные выводы, стимулирующие активную позитивную работу. К контролю знаний предъявляются следующие требования: ‒ объективность – создание условий для максимально точного выявления знаний студентов, выдвижение к ним единых требований, справедливое отношение к каждому; ‒ обоснованность оценок – их аргументация; ‒ систематичность – важнейший психологический фактор, способствующий формированию организованности, дисциплинированности, упорства и направленности на достижение цели; ‒ индивидуальный и дифференцированный подход к оценке знаний – учет особенностей нервной системы студентов, их характера, потенциальных возможностей; создание дидактических условий, снижающих напряженность учебного процесса; ‒ всесторонность и оптимальность – адекватность контроля целям обучения; валидность контроля, т. е. охват всего объема знаний, подлежащих контролю; надежность, то есть подтверждаемость результатов в ходе повторных проверок и сравнения с данными других преподавателей; ‒ профессиональная направленность контроля, что обусловлено целевой подготовкой специалиста и способствует повышению мотивации познавательной деятельности будущих специалистов. Функции контроля: √ обучающая, ведь проведение контроля полезно для всей группы: каждый сопоставляет свои знания со знаниями отвечающего, анализирует ответ, дополняет, отвечает на вопросы и т. д.; √ воспитательная, поскольку студенты приучаются к систематичности учебной работы, настойчивости и трудолюбию; √ развивающая, так как развиваются память, внимание, логическое мышление, профессиональные способности, мотивы познавательной деятельности; √ методическую функцию осуществляет сам преподаватель с целью дальнейшего усовершенствования курса, корректировки всего учебного процесса. В качестве форм педагогического контроля выступают экзамены, зачеты, коллоквиумы, устный опрос, письменные контрольные работы, защита курсовых и дипломных работ, отчет о результатах практики. В зависимости от времени проведения и поставленных задач учебный контроль бывает таких видов: • текущий, который осуществляется в ходе занятий и позволяет выявить степень понимания учебного материала, умения применять знания на практике; • итоговый, который осуществляется с целью оценки результатов обучения на определенных этапах или уровнях образования; это семестровый контроль, семестровый экзамен, семестровый дифференцированный зачет (на основе выполнения индивидуальных заданий), коллоквиум (обязательный опрос на семинаре, который представляет собой контрольное повторение темы или раздела); государственная аттестация; • государственная аттестация, которую осуществляет государственная экзаменационная (квалификационная) комиссия после завершения обучения на определенном образовательном (квалификационном) уровне или его этапе с целью установления фактического соответствия уровня образовательной подготовки требованиям квалификационной характеристики; • устный опрос, помогающий контролировать не только знания, но и вербальные способности, способствует активному использованию научных понятий, исправлению речевых ошибок; • письменные работы, помогающие определить уровень усвоения материала, но при условии исключения списывания; • защита курсовых и дипломных работ, способствующая росту самостоятельности студентов, формированию их профессиональных компетенций. Практическое использование какой-либо формы контроля обязательно завершается оценками и отметками. Оценка – это способ и результат установления факта соответствия или несоответствия знаний, умений, навыков, усвоенных студентами, целям и задачам обучения. Оценка также предусматривает выяснение причин, которые мешали усвоению, и способов организации учебной деятельности для устранения ошибок. Отметка является числовым аналогом оценки и имеет несколько ранговых значений: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно. К недостаткам такой системы относятся: – во-первых, субъективизм в оценке; – во-вторых, слабая дифференцированность шкалы. В основе оценивания качества знаний студентов лежат требования предметных программ, но независимо от специфики предмета есть и общие требования к оценке знаний студентов: ‒ понимание и степень усвоения вопроса, полнота, которая измеряется объемом программных знаний об изучаемом объекте; ‒ глубина, характеризующая совокупность связей между знаниями, которые осмысливаются студентом; ‒ методологическое обоснование знаний; ‒ ознакомление с основной литературой по предмету, а также с современной периодической и отечественной литературой по специальности; ‒ умение использовать теорию на практике, решать задачи, осуществлять расчеты, отрабатывать проекты; оперативность, то есть количество ситуаций, в которых студент может использовать свои знания; ‒ ознакомление с историей и современным состоянием науки и перспективами ее развития; ‒ логика, структура, стиль ответа и умения студента защищать выдвигаемые научно-теоретические положения, осмысленность, обобщенность, конкретность; ‒ гибкость, то есть умения студента самостоятельно находить ситуации использования этих знаний; ‒ прочность знаний. При осуществлении контроля необходимо учитывать следующие моменты: √ нецелесообразно контролировать то, что усвоено на уровне ознакомления, первичных представлений; √ не следует контролировать в ситуациях, когда преподаватель уверен, что все студенты справятся с заданием; нужно, чтобы меньшая часть студентов испытывала затруднения с выполнением задачи, тогда стимулируется вера студентов в свои силы; √ хорошо организованный поэтапный, модульный контроль снижает необходимость итогового контроля; √ необходимо варьировать средства, способы контроля; √ доброжелательная атмосфера во время осуществления контроля позитивно влияет на результаты контроля.
Семинар № 10. «Технология и техника организации и проведения семинаров, консультаций, коллоквиумов и т. п.»
План 1. Семинар: разновидности и функции. 2.Алгоритм методики проведения семинара. 3. Формы и методы организации и контроля самостоятельной работы. 4. Основные формы осуществления педагогического контроля в вузе.
Темы рефератов 1. Дидактика высшей школы. Современные технологии в образовании. 2. Организация учебного процесса в высшем учебном заведении. 3. Основные виды учебной работы в вузе. 4. Причины и факторы развития самостоятельной работы студентов в современном вузе. 5. Модульно-рейтинговая оценка знаний студентов. 6. Совершенствование форм педагогического контроля в вузе. 7. Система организации научно-исследовательской работы студентов. 8. Анализ и оценивание учебных и научных достижений студентов в вузе. Вопросы для самоконтроля 7. Дайте характеристику основных форм проведения семинаров. Оцените их возможности в решении различных педагогических задач. 8. Как называются семинары для студентов старших курсов, направленные на формирование у студентов умений и навыков научной работы. 9. Какие функции выполняют семинары? Решению каких задач они способствуют? 10. Выделите основные этапы подготовки преподавателя к семинарскому занятию 11. Какие существуют виды контроля результативности самостоятельной работы студентов? 12. Каковы методы стимулирования самостоятельной работы студентов? 13. Опишите условия эффективного функционирования системы контроля учебной работы. 14. Назовите основные функции контроля знаний. 15. Дайте характеристику различных видов контроля. Проблемные задания 1. Продолжите перечень форм, в которых могут проводиться семинары: а) устные ответы студентов с последующим обсуждением; б) дискуссия по предварительно заданной теме; в) защита письменных рефератов студентов; г) … 2. Составьте алгоритм методики проведения семинара. Что он включает? Считаете ли Вы необходимым выделение рефератов, докладчиков, содокладчиков и иногда оппонентов? 3. Продолжите перечень критериев оценки качества семинарского занятия: а) планирование; б) целенаправленность; в) … 4. Что является выражением самостоятельности личности в учебном процессе? Чем вызвана необходимость увеличения доли самостоятельной работы студентов над учебным материалом? Какие формы самостоятельной работы Вам представляются наиболее эффективными? Обоснуйте свой выбор. 5. Докажите, что доминирующим компонентом самостоятельности является принятие решения. На чем основывается эта способность? Согласны ли Вы, что обучать студентов стратегии и тактике самостоятельного принятия решения на первом этапе можно с помощью проблемного обучения, учебных дискуссий и решения практических задач проблемного характера (кейс-стади). Аргументируйте свой ответ. 6. Способствует ли развитию самостоятельности установление субъект-субъектных отношений между преподавателем и студентом? Как с этой целью можно использовать имитационно-моделирующие игры? Приведите примеры, когда студенты получают возможность принимать решения при выборе сложности задания, методов овладения материалом, личностно и практически значимого содержания. 7. Продолжите перечень требований, которые предъявляются к контролю знаний: а) обоснованность оценок; б) профессиональная направленность; в) … 8. Продолжите перечень требований к оценке знаний студентов: а) понимание и степень усвоения вопроса; б) методологическое обоснование знаний; в) … Задания для самостоятельной работы 1. Разработайте алгоритм методики проведения семинарского занятия. Составьте план. 2. Разработайте три задания для самостоятельной работы студентов по конкретной теме. Используйте их при проведении занятия. Проконтролируйте выполнение. Оцените выполнение задания. 3. Подготовьте отзыв о проведении семинарского занятия Вашими коллегами. Оцените уровень выполнения дидактических задач преподавателя на семинаре: наблюдение за ходом занятия, его педагогический анализ и систематизация знаний, выводов, подготовка заключения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 794; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.107 (0.01 с.) |