Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы изучения педагогической действительности.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Методами педагогического исследования называются способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. 1.Методы организации исследования: - комплексный (педагогический объект как система); - сравнительный (изучение педагогических условий, факторов для последующего сравнения); - лонгитюдный (выявление изменений в течение длительного времени). 2.Методы сбора данных: - педагогическое наблюдение, самонаблюдение, самоанализ; - беседа, интервьюирование; - педагогический эксперимент; - педагогическое тестирование; -анализ педагогической документации; - педагогический анализ ситуаций и фактов; - экспертные оценки; - анкетирование; - педагогический консилиум; - сравнительно-педагогический метод. 3.Методы обработки данных: - математические (регистрация, ранжирование, шкалирование); - качественные (теоретический анализ, сравнение, систематизация, группировка, типологизация, синтез, обобщение). 4.Методы интерпретации и оценки данных: - теоретические (на основе существующей теории, концепции); - сравнительные (оценка материала в сравнении с ранее полученными или другими результатами исследования); - системный (выявление взаимосвязи элементов); - генетический (прослеживание процессов становления и развития, их этапов, тенденций); - факторный (определение факторов, их роли и влияний); - структурный (выявление структурных элементов); - саузальный (констатация и объяснение причин сил, педагогических процессов); - апробационный (проверка на практике правильности выводов и результатов). Остановимся более подробно на характеристике некоторых методов сбора данных. Педагогическое наблюдение — организованное целенаправленное восприятие и фиксация педагогических явлений.Цель наблюдения — накопление фактов и образование первоначальных представлений об определенном педагогическом явлении. Наиболее распространенными являются методы письменного или устного опроса. К ним относятся: исследовательская беседа, интервьюирование, анкетирование. С их помощью изучают отношения, мотивы, намерения, мнения, оценочные суждения учащихся, педагогов, родителей и других участников педагогического процесса. Анкетирование — письменный опрос большого количества людей с помощью опросных листов (анкет). Анкеты могут быть открытыми (предполагают ответ на вопрос), закрытыми (выбрать ответ из ряда предложенных) и смешанными. Исследовательская беседа — диалог исследователя с испытуемым по заранее составленному плану. Это наиболее эффективный метод для выявления мотивов поведения, ценностных ориентации, чувств, переживаний опрашиваемого. Интервьюирование (разновидность беседы), метод, более ориентированный на выяснение оценок, позиции опрашиваемого. Интервью проводится по заранее подготовленным вопросам, ответы на которые записываются. К методам опроса тесно примыкают: а) методы обобщения независимых характеристик; б) написание сочинений. В первом случае идет речь о получении характеристики на одно и то же лицо от разных людей по одной и той же теме. Информация, поступившая из разных источников, обрабатывается. Например, изучая личность ученика, исследователь получает сведения о нем от учителя, воспитателя группы продленного дня, классного руководителя, родителей, сверстников и других. Во втором случае группа людей пишет сочинение на заданную тему, интересующую исследователя. Затем сочинения анализируются и обобщаются. Метод педагогического консилиума предполагает коллективное обсуждение результатов изучения воспитанников по определенной программе и единым признакам, а также коллективную выработку путей и средств преодоления обнаруженных недостатков. В педагогических исследованиях довольно часто применяют методы оценивания: рейтинг и самооценку. Рейтинг — метод субъективной оценки какого-либо явления по заданной шкале. Эти оценки дают эксперты (компетентные судьи): ученые-педагоги, психологи, опытные учителя, директора школ и другие. Они оценивают те или иные качества в соответствии с предложенной оценочной шкалой. Самооценка предполагает оценку индивидом своих достижений, личностных качеств, действий, поступков по определенным параметрам. Так, изучение школьной документации даст объективные данные об организации педагогического процесса в школе, а изучение письменных, графических, контрольных, творческих и других видов работ учащихся позволит получить сведения об уровне обученности и воспитанности учащихся, о работе учителя, поможет выявить различные интересы детей, особенности их мышления, суждений, оценок, уровень сформированности учебных умений и т. д. Достаточно распространенным методом исследования является педагогическое тестирование, которое позволяет с помощью специально разработанных заданий объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. В самом общем виде тест — это объективное и стандартизированное измерение знаний, умений, навыков, уровня развития, личностных характеристик испытуемого. Проективные методы — это разновидность тестирования. Испытуемому предлагается высказаться о своих возможных действиях, поступках в той или иной ситуации. Суждения анализируются исследователем. Самым продуктивным методом педагогического исследования является педагогический эксперимент — исследовательская деятельность, осуществляемая с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях. Выделяют разные виды эксперимента. По условиям организацииразличают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный (создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения, когда отдельные учащиеся изолируются от остальных). По конечным целямпедагогический эксперимент может быть констатирующим, устанавливающим только реальное состояние дел в педагогическом процессе, или преобразующим, когда проводится целенаправленная организация эксперимента для определения условий развития личности школьника или детского коллектива. Контрольный эксперименторганизуется для проверки степени достоверности тех результатов, которые получены при проведении констатирующего и преобразующего, а также лабораторного экспериментов. Пилотажный (предварительный) эксперимент имеет целью проверить уровень проработанности и качество методики эксперимента. Для этого эксперимент проводят сначала в сокращенном варианте. После этого, если необходимо, отдельные звенья эксперимента корректируются, и затем он проводится в полном объеме. Выделяют следующие этапы эксперимента: - теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез); - методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов); - собственно эксперимент — проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых); - аналитический — количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций. Все методы педагогического исследования используются в комплексе, уточняя и дополняя друг друга. Образование: сущность, свойства, виды. Образование в буквальном смысле – • создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной взрослой степенью • процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков. Образование как система – специальное организованное взаимодействие культуры. Образование – воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. Национальная система образования включает: 1) участников образовательного процесса 2) образовательные стандарты 3) учебные планы 4) учебные программы 5) учреждения образования и другие организации 6) госорганы управления образованием, включая министерство образования, управления и отделы образования МИРО. Современное образование развивается в различных направлениях. Свойства образования: 1) гуманизация – ориентирование образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений, взаимного уважения учащихся и педагогов, основанное на уважении прав каждого человека, на сохранении и укреплении здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала 2) гуманитарное – ориентация на освоение социального обитания, независимо от его уровня и типа, позволяет с готовность решать главные социальные проблемы на благо и во имя граждан, свободно общаться с людьми разных национальностей и народов и т.д. 3) дифференциация – ориентация образовательных учреждений на достижение учащимися, студентами при их умении удовлетворения и развития интереса, способности всех участников общественного процесса 4) диверсификация – широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ, госорганов 5) стандартизация – реализация государственных образовательных стандартов: набор обязательных дисциплин с чисто образовательным объемом 6) многовариативность – создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулированию учащихся 7) многоуровневость 8) индивидуализация – учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и внимательность во всех формах взаимодействия с ними в процессе образования и воспитания 9) информационность – широкое использование техники и технологий 10) непрерывность – процесс постоянного самообразования. Вид современного образования определяется типом образовательно-воспитательной системы, от качества освоения культурных ценностей, достижений науки и техники В результате выделяют виды образования: 1) по типу и качеству основных научных знаний: биологические, математические и т.д. 2) по виду доминирования содержания • гуманитарные и научные • теоретические и прикладные 3) по виду и мастерству освоения человеческой деятельности • музыкальные • художественные • медицинские 4) по типу освоения культурных ценностей • классические • религиозные • художественно-эстетические 5) по масштабу освоения культурных ценностей человеческого общества: • национальное • отечественное • европейское
42. Система образования в Республике Беларусь. В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании» (2002) государственная образовательная политика основывается на принципах: - приоритетности образования; - обязательности общего базового образования; - осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию; - доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; - преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования; - национально-культурной основы образования; - приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования; - научности; - экологической направленности образования; - демократического характера управления образованием; - светского характера образования. Согласно Закону каждый гражданин Республики Беларусь имеет право на получение образования. Основными языками обучения и воспитания в учреждениях образования Республики Беларусь являются белорусский и русский. Государство гарантирует гражданам право выбора языка обучения и воспитания. Национальная система образования включает: 1.участников образовательного процесса; 2.образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы; 3.учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования; 4.государственные органы управления образованием, включающие Министерство образования Республики Беларусь, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов (республиканского, регионального, местного уровней управления). Согласно Закона образование в нашей стране подразделяется на основное и дополнительное. Основное образование в республике функционирует на следующих уровнях: дошкольное; общее базовое; общее среднее; профессионально-техническое; среднее специальное; высшее; послевузовское. Дополнительное образование направлено на расширение возможностей в интеллектуальном, эстетическом, нравственном и физическом развитии личности при получении основного образования Специальное образование (для учащихся, имеющих психофизические особенности) может осуществляться на всех уровнях основного образования. В системе образования функционируют учреждения образования, к которым относят: - дошкольные учреждения; - учреждения, обеспечивающие получение начального, базового, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также получение специального образования для лиц с особенностями психофизического; - учреждения внешкольного воспитания и обучения; - социально-педагогические учреждения; - специальные учебно-воспитательные учреждения; - научно-исследовательские учреждения, занимающиеся изучением проблем обучения и воспитания, управлением образовательными системами и их проектированием; разработкой и внедрением инновационных педагогических технологий. Дошкольное образование призвано обеспечить полноценное развитие ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, подготовку к получению основного образования на последующих уровнях. Дошкольное образование включает следующие ступени: первая раннего возраста (до одного года); вторая раннего возраста (от одного года до двух лет); первая младшая (от двух до трех лет); вторая младшая (от трех до четырех лет); средняя (от четырех до пяти лет); старшая (от пяти до шести лет). Общее среднее образование призвано обеспечить духовное и физическое становление личности, подготовку молодого поколения к полноценной жизни в обществе, воспитание гражданина Республики Беларусь, овладение основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование у него нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни. Структура общеобразовательной средней школы представлена тремя ступенями: - первая ступень (1—4 классы); - вторая ступень (5—9 классы); - третья ступень (10—11 классы). В соответствии с положением школа может существовать в составе 1—4 классов — начальная школа, 1—9 классов (или 5—9 классов) — базовая школа; 1—11 классов (или 5—11, 10—11классов) — средняя школа. Профессионально-техническое образование призвано осуществлять подготовку лиц к профессиональной деятельности в соответствии с призванием, способностями, с учетом общественных потребностей и обеспечивать приобретение ими профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для присвоения квалификаций рабочих и служащих. Профессионально-техническое образование осуществляется на основе общего базового и общего среднего образования. Среднее специальное образование обеспечивает развитие творческого потенциала личности, получение специальной теоретической и практической подготовки, решает задачи обеспечения отраслей хозяйства республики квалифицированными специалистами. Среднее специальное образование осуществляется по двум направлениям: 1.среднее специальное образование, обеспечивающее получение специальной теоретической и практической подготовки; 2.среднее специальное образование, интегрированное с высшим образованием и обеспечивающее получение углубленной специальной теоретической и практической подготовки. Среднее специальное образование может осуществляться на основе общего базового, общего среднего и профессионально-технического образования. Высшее образование призвано обеспечить наиболее полное развитие способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности, возможность ее активного, свободного и конструктивного участия в развитии общества с целью удовлетворения потребностей общества и государства в специалистах высокой квалификации. 43. Социокультурные функции образования. Образование как социокультурный феномен, выполняет следующие социокультурные функции (по Н. В. Бордовской), являясь: 1.способом вхождения человека в мир материальной и духовной культуры общества, процессом трансляции культурно оформленных образцов деятельности и поведения, устоявшихся форм (норм морали и поведения, правил общения и т. п.) общественной жизни; 2.способом социализации личности и преемственности поколений. Одна из главных задач образования состоит в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни и формирование образа будущего в ходе освоения различных форм жизнедеятельности человека; 3.механизмом формирования общественной и духовной жизни человека и отраслью массового духовного производства. Социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образования состоит в возможности развития познавательных и духовных потребностей человека. В то же время в рамках системы образования происходит накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны; 4.ускорителем процесса развития как отдельной личности, так и общества в целом. Все вышеназванные функции можно свести к двум основным: 1.воспроизводство культурно-исторического опыта человечества; 2.развитие личности и общества. Первая функция осуществляется посредством теоретической (знаниевой) модели образования, вторая — универсальной (способностной, или деятельностной). 44. Мировые образовательные тенденции. Современное состояние образования во многом определяется мировыми образовательными тенденциями, важнейшими из которых являются: - формирование личности как активного субъекта всех сфер собственной жизнедеятельности; - ориентация научных исследований и образовательных программ на учет культурных и общечеловеческих ценностей; - рост культурного плюрализма, самобытности человека; - расширение способов передачи-получения культурно-исторического опыта от поколения к поколению, что предполагает многовариативную модель развития системы образования в обществе. Важнейшими тенденциями и особенностями развития системы высшего образования в мире выступают (О. Л. Жук): 1.быстрые темпы развития высшего образования, массовость высшей школы. В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается 340 студентов на 10 000 населения, что является высоким показателем для стран Европы; 2.расширение сферы образовательных потребностей обучающихся студентов, что способствует диверсификации(увеличению разнообразия) учебных планов и программ, возникновению новых специализаций и специальностей, которые находятся на стыке двух или нескольких научных областей или учебных дисциплин; 3.создание единого образовательного пространства в условиях его интернационализации. В соответствии с Болонской декларацией, принятой министрами образования 29 стран Европы 19 июня 1999 г., к 2010 г. предполагается создание единого европейского образовательного пространства с целью расширения для выпускников вузов возможностей трудоустройства, повышения мобильности специалистов и их конкурентоспособности. Создание единого образовательного пространства предполагает: 1.признание дипломов, ученых степеней и квалификаций; 2.реализацию двухступенчатой структуры высшего образования, включающей бакалавриат и магистратуру; 3.использование единой системы кредитных (зачетных) единиц при освоении образовательных программ; 4.разработку европейских стандартов качества образования с применением сравнимых критериев и способов их оценки; 4.качественное изменение требований к подготовке специалиста для производства. Вузовская наука и практика должна обеспечивать в процессе подготовки будущих специалистов соединение учебной, научно-исследовательской, проектно-конструкторской форм деятельности в единый процесс совершенствования существующих и создания новых технологий и систем деятельности. Это определяет необходимость обновления содержания образования в современном вузе: оно должно быть не только «знаниевым», но и «деятельностным», а также обеспечивать формирование у студентов опыта освоения и создания новых типов деятельности; 5.повышение роли непрерывного самообразования; 6.изменение способов организации и управления учебным процессом в вузе, что предполагает перевод студента из пассивной позиции объекта учебно-познавательной деятельности в активную, рефлексивно-исследовательскую позицию субъекта.
45. Позитивные и негативные тенденции в развитии системы образования. Позитивные тенденции в развитии системы образования: - гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса, направленные на переход к гуманным, демократическим отношениям между педагогами и учащимися; - вариативность и разноуровневость содержания образования, введение новых специальностей и специализаций, учебных дисциплин, востребованных изменившимися социально-экономическими условиями (право, основы экономики, основы психологии и педагогики, информатика и др.); - разработкановых образовательных стандартов, учебных планов и программ, учебно-методических комплексов по предметам; - дифференциация сети учреждений образования, становление негосударственных образовательных учреждений; учет социального заказа на образование; - переход вузов на двухступенчатую подготовку специалистов (включая бакалавров и магистров), отвечающую международным требованиям; - разработка и внедрение в образовательный процесс систем обеспечения и управления качеством образования; - использование учреждениями образования дополнительных источников финансирования, таких как доходы от собственной коммерческой деятельности, средства спонсоров, благотворительные средства. Негативные тенденции в образовании: - отрицательное влияние современной школы на здоровье учащихся. В последние годы фиксируется тенденция ухудшения здоровья детей. Врачи связывают ухудшение физического состояния детей и подростков с осуществлением нездорового образа жизни, нервно-психическими дисфункциями, дидактогенными неврозами. Выделить следующие факторы, способствующие возникновению у учащихся психических и физических расстройств: неспособность детей справиться с учебной программой; усложненные и перегруженные учебные программы и учебники; чрезмерная учебная нагрузка; - авторитарный стиль преподавания и руководства учебным заведением. В современной социокультурной ситуации управление как системой образования в целом, так и конкретным учебным заведением должно носить аналитико-прогностический характер. При этом, например, важным показателем эффективного управления школой выступают демократический стиль педагогического общения, организация сотрудничества всех участников образовательного процесса. В классах с авторитарными, жесткими учителями школьники болеют в три раза чаще, а нарушений психического здоровья у них в пять раз больше; - унификация образовательного процесса в учебных заведениях, ограничивающая вариативность и гибкость учебных планов и программ. Унифицирующее воздействие современной школы выражается в существующей ориентации учебного процесса на «среднего ученика» без должного учета интересов и способностей каждого школьника; в преобладании вербальных, объяснительно-иллюстративных методов обучения, направленных на запоминание и воспроизведение учащимися «готовых», «завершенных» знаний, умений и навыков в ущерб эффективному развитию у них способов мышления и действий; - бюрократизм и формализм в системе образования. Эти характеристики образовательного кризиса проявляются в дидактоцентризме и предметоцентризме. Дидактоцентризм определяется как результат превращения урока в центральное звено учебно-воспитательного процесса школы. Действительно, в массовой школе преобладающей формой обучения продолжает выступать урок с его традиционными обязательными элементами: запоминанием и воспроизведением формальных знаний, проверкой, контролем, оценкой. Такой урок с жесткой структурой и ориентированный, в основном, на строгую реализацию учебных планов и формальное выполнение программ, достижение запрограммированных результатов в виде знаний, умений, навыков, не способствует эффективному развитию у школьников критического мышления, плюралистического мировоззрения и формированию рефлексивных умений, обобщенных способов выполнения различных видов учебно-поисковой деятельности, а поэтому выступает тормозящим фактором в становлении личности школьника. Предметоцентризмом обозначается набор недостаточно связанных между собой предметов как «слепков» основ наук. Содержание учебных дисциплин носит, в основном, информативный характер и не отражает межпредметные связи; оно недостаточно служит целям самопознания личности и познания постоянно меняющегося окружающего мира; изучение этих предметов оторвано от нужд и потребностей развивающейся личности; - недостаточный уровень качества подготовки выпускников средней школы. Например, около 30% «медалистов» получают неудовлетворительные оценки на вступительных экзаменах в вузах республики. Падает процент выпускников средней школы, способных выдержать экзамены в вузы без дополнительной подготовки, что служит показателем снижения уровня школьного образования; - продолжающийся отток преподавательских кадров из системы образования, феминизация и старение педагогического корпуса. В учреждениях образования работает значительное число пенсионеров, в школах — менее 15% учителей-мужчин. Слабым является приток молодых педагогов из-за больших перегрузок, невысокой оплаты труда и низкого социального престижа педагогической профессии. В общеобразовательных школах (особенно сельских) не хватает учителей иностранного языка, физкультуры, математики; - кризис воспитания, обострившийся в связи с политическими и социально-экономическими изменениями в стране, распадом традиционных массовых общественных детско-юношеских и молодежных организаций, изменением функции семьи, распадом ближайшего социального окружения. Наметился кризис дополнительного образования и системы организации досуга детей: сокращаются секции и кружки научно-технического творчества, туризма, спорта.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 696; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.136.210 (0.016 с.) |