Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы изучения педагогической действительности.

Поиск

Методами педагогического исследования называются способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

1.Методы организации исследования:

- комплексный (педагогический объект как система);

- сравнительный (изучение педагогических условий, факторов для последующего сравнения);

- лонгитюдный (выявление изменений в течение длительного времени).

2.Методы сбора данных:

- педагогическое наблюдение, самонаблюдение, самоанализ;

- беседа, интервьюирование;

- педагогический эксперимент;

- педагогическое тестирование;

-анализ педагогической документации;

- педагогический анализ ситуаций и фактов;

- экспертные оценки;

- анкетирование;

- педагогический консилиум;

- сравнительно-педагогический метод.

3.Методы обработки данных:

- математические (регистрация, ранжирование, шкалирование);

- качественные (теоретический анализ, сравнение, систематизация, группировка, типологизация, синтез, обобщение).

4.Методы интерпретации и оценки данных:

- теоретические (на основе существующей теории, концепции);

- сравнительные (оценка материала в сравнении с ранее полученными или другими результатами исследования);

- системный (выявление взаимосвязи элементов);

- генетический (прослеживание процессов становления и развития, их этапов, тенденций);

- факторный (определение факторов, их роли и влияний);

- структурный (выявление структурных элементов);

- саузальный (констатация и объяснение причин сил, педагогических процессов);

- апробационный (проверка на практике правильности выводов и результатов).

Остановимся более подробно на характеристике некоторых методов сбора данных.

Педагогическое наблюдение — организованное целенаправленное восприятие и фиксация педагогических явлений.Цель наблюдения — накопление фактов и образование первоначальных представлений об определенном педагогическом явлении.

Наиболее распространенными являются методы письменного или устного опроса. К ним относятся: исследовательская беседа, интервьюирование, анкетирование. С их помощью изучают отношения, мотивы, намерения, мнения, оценочные суждения учащихся, педагогов, родителей и других участников педагогического процесса.

Анкетирование письменный опрос большого количества людей с помощью опросных листов (анкет). Анкеты могут быть открытыми (предполагают ответ на вопрос), закрытыми (выбрать ответ из ряда предложенных) и смешанными.

Исследовательская беседа диалог исследователя с испытуемым по заранее состав­ленному плану. Это наиболее эффективный метод для выявления мотивов поведения, цен­ностных ориентации, чувств, переживаний опрашиваемого. Интервьюирование (разновидность беседы), метод, более ориентированный на выяснение оценок, позиции опрашиваемого. Интервью прово­дится по заранее подготовленным вопросам, ответы на которые записываются.

К методам опроса тесно примыкают: а) методы обобщения независимых характеристик; б) написание сочинений. В первом случае идет речь о получении характеристики на одно и то же лицо от разных людей по одной и той же теме. Информация, поступившая из разных источни­ков, обрабатывается. Например, изучая личность ученика, исследователь получает сведения о нем от учителя, воспитателя группы продленного дня, классного руководителя, родителей, сверстников и других. Во втором случае группа людей пишет сочинение на заданную тему, интересующую исследователя. Затем сочинения анализируются и обобщаются.

Метод педагогического консилиума предполагает коллективное обсуждение результа­тов изучения воспитанников по определенной программе и единым признакам, а также коллективную выработку путей и средств преодоления обнаруженных недостатков.

В педагогических исследованиях довольно часто применяют методы оценивания: рей­тинг и самооценку. Рейтинг — метод субъективной оценки какого-либо явления по задан­ной шкале. Эти оценки дают эксперты (компетентные судьи): ученые-педагоги, психологи, опытные учителя, директора школ и другие. Они оценивают те или иные качества в со­ответствии с предложенной оценочной шкалой.

Самооценка предполагает оценку индивидом своих достижений, личностных качеств, действий, поступков по определенным параметрам.

Так, изучение школьной документации даст объектив­ные данные об организации педагогического процесса в школе, а изучение письменных, графических, контрольных, творческих и других видов работ учащихся позволит получить сведения об уровне обученности и воспитанности учащихся, о работе учителя, поможет выявить различные интересы детей, особенности их мышления, сужде­ний, оценок, уровень сформированности учебных умений и т. д.

Достаточно распространенным методом исследования является педагогическое тести­рование, которое позволяет с помощью специально разработанных заданий объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. В самом общем виде тест — это объ­ективное и стандартизированное измерение знаний, умений, навыков, уровня развития, личностных характеристик испытуемого.

Проективные методы это разновидность тестирования. Испытуемому предлагается высказаться о своих возможных действиях, поступках в той или иной ситуации. Суждения анализируются исследователем.

Самым продуктивным методом педагогического исследования является педагогический эксперимент исследовательская деятельность, осущест­вляемая с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях.

Выделяют разные виды экс­перимента. По условиям организацииразличают эксперимент естественный (в условиях обычного образова­тельного процесса) и лабораторный (создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения, когда отдельные учащиеся изолируются от остальных).

По конечным целямпедагогический эксперимент может быть констатирующим, устанавливающим только реальное состояние дел в педагогическом процессе, или преобразующим, когда проводится целенаправленная организация эксперимента для определения условий развития лич­ности школьника или детского коллектива.

Контрольный эксперименторганизуется для проверки степени достоверности тех результатов, которые по­лучены при проведении констатирующего и преобразующего, а также лабораторного экспериментов.

Пилотажный (предварительный) эксперимент имеет целью проверить уровень проработанности и качество методики эксперимента. Для этого эксперимент проводят сначала в сокращенном варианте. После этого, если необходимо, отдельные звенья эксперимента корректируются, и затем он проводится в полном объеме.

Выделяют следующие этапы эксперимента:

- теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его за­дач и гипотез);

- методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки получен­ных результатов);

- собственно эксперимент проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюде­ние, управление опытом и измерение реакций испытуемых);

- аналитический количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формули­рование выводов и практических рекомендаций.

Все методы педагогического исследования используются в комплексе, уточняя и до­полняя друг друга.

Образование: сущность, свойства, виды.

Образование в буквальном смысле –

• создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной взрослой степенью

• процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков.

Образование как система – специальное организованное взаимодействие культуры. Образование – воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров.

Национальная система образования включает:

1) участников образовательного процесса

2) образовательные стандарты

3) учебные планы

4) учебные программы

5) учреждения образования и другие организации

6) госорганы управления образованием, включая министерство образования, управления и отделы образования МИРО.

Современное образование развивается в различных направлениях.

Свойства образования:

1) гуманизация – ориентирование образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений, взаимного уважения учащихся и педагогов, основанное на уважении прав каждого человека, на сохранении и укреплении здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала

2) гуманитарное – ориентация на освоение социального обитания, независимо от его уровня и типа, позволяет с готовность решать главные социальные проблемы на благо и во имя граждан, свободно общаться с людьми разных национальностей и народов и т.д.

3) дифференциация – ориентация образовательных учреждений на достижение учащимися, студентами при их умении удовлетворения и развития интереса, способности всех участников общественного процесса

4) диверсификация – широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ, госорганов

5) стандартизация – реализация государственных образовательных стандартов: набор обязательных дисциплин с чисто образовательным объемом

6) многовариативность – создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулированию учащихся

7) многоуровневость

8) индивидуализация – учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и внимательность во всех формах взаимодействия с ними в процессе образования и воспитания

9) информационность – широкое использование техники и технологий

10) непрерывность – процесс постоянного самообразования. Вид современного образования определяется типом образовательно-воспитательной системы, от качества освоения культурных ценностей, достижений науки и техники

В результате выделяют виды образования:

1) по типу и качеству основных научных знаний: биологические, математические и т.д.

2) по виду доминирования содержания

• гуманитарные и научные

• теоретические и прикладные

3) по виду и мастерству освоения человеческой деятельности

• музыкальные

• художественные

• медицинские

4) по типу освоения культурных ценностей

• классические

• религиозные

• художественно-эстетические

5) по масштабу освоения культурных ценностей человеческого общества:

• национальное

• отечественное

• европейское

 

42. Система образования в Республике Беларусь.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании» (2002) государственная образовательная политика основывается на принципах:

- приоритетности образования;

- обязательности общего базового образования;

- осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию;

- доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования;

- преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования;

- национально-культурной основы образования;

- приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;

- научности;

- экологической направленности образования;

- демократического характера управления образованием;

- светского характера образования.

Согласно Закону каждый гражданин Республики Беларусь имеет право на получение образования.

Основными языками обучения и воспитания в учреждениях образования Республики Беларусь являются белорусский и русский. Государство гарантирует гражданам право выбора языка обучения и воспитания. Национальная система образования включает:

1.участников образовательного процесса;

2.образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;

3.учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования;

4.государственные органы управления образованием, включающие Министерство образования Республики Беларусь, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов (республиканского, регионального, местного уровней управления).

Согласно Закона образование в нашей стране подразделяется на основное и дополнительное.

Основное образование в республике функционирует на следующих уровнях: дошкольное; общее базовое; общее среднее; профессионально-техническое; среднее специальное; высшее; послевузовское.

Дополнительное образование направлено на расширение возможностей в интеллектуальном, эстетическом, нравственном и физическом развитии личности при получении основного образования

Специальное образование (для учащихся, имеющих психофизические особенности) может осуществляться на всех уровнях основного образования.

В системе образования функционируют учреждения образования, к которым относят:

- дошкольные учреждения;

- учреждения, обеспечивающие получение начального, базового, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также получение специального образования для лиц с особенностями психофизического;

- учреждения внешкольного воспитания и обучения;

- социально-педагогические учреждения;

- специальные учебно-воспитательные учреждения;

- научно-исследовательские учреждения, занимающиеся изучением проблем обучения и воспитания, управлением образовательными системами и их проектированием; разработкой и внедрением инновационных педагогических технологий.

Дошкольное образование призвано обеспечить полноценное развитие ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, подготовку к получению основного образования на последующих уровнях.

Дошкольное образование включает следующие ступени: первая раннего возраста (до одного года); вторая раннего возраста (от одного года до двух лет); первая младшая (от двух до трех лет); вторая младшая (от трех до четырех лет); средняя (от четырех до пяти лет); старшая (от пяти до шести лет).

Общее среднее образование призвано обеспечить духовное и физическое становление личности, подготовку молодого поколения к полноценной жизни в обществе, воспитание гражданина Республики Беларусь, овладение основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование у него нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни.

Структура общеобразовательной средней школы представлена тремя ступенями:

- первая ступень (1—4 классы);

- вторая ступень (5—9 классы);

- третья ступень (10—11 классы).

В соответствии с положением школа может существовать в составе 1—4 классов — начальная школа, 1—9 классов (или 5—9 классов) — базовая школа; 1—11 классов (или 5—11, 10—11классов) — средняя школа.

Профессионально-техническое образование призвано осуществлять подготовку лиц к профессиональной деятельности в соответствии с призванием, способностями, с учетом общественных потребностей и обеспечивать приобретение ими профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для присвоения квалификаций рабочих и служащих. Профессионально-техническое образование осуществляется на основе общего базового и общего среднего образования.

Среднее специальное образование обеспечивает развитие творческого потенциала личности, получение специальной теоретической и практической подготовки, решает задачи обеспечения отраслей хозяйства республики квалифицированными специалистами.

Среднее специальное образование осуществляется по двум направлениям:

1.среднее специальное образование, обеспечивающее получение специальной теоретической и практической подготовки;

2.среднее специальное образование, интегрированное с высшим образованием и обеспечивающее получение углубленной специальной теоретической и практической подготовки.

Среднее специальное образование может осуществляться на основе общего базового, общего среднего и профессионально-технического образования.

Высшее образование призвано обеспечить наиболее полное развитие способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности, возможность ее активного, свободного и конструктивного участия в развитии общества с целью удовлетворения потребностей общества и государства в специалистах высокой квалификации.

43. Социокультурные функции образования.

Образование как социокультурный феномен, выполняет следующие социокультурные функции (по Н. В. Бордовской), являясь:

1.способом вхождения человека в мир материальной и духовной культуры общества, про­цессом трансляции культурно оформленных образцов деятельности и поведения, устоявшихся форм (норм морали и поведения, правил общения и т. п.) общественной жизни;

2.способом социализации личности и преемственности поколений. Одна из главных задач образования состоит в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни и формирование образа будущего в ходе освоения различных форм жизнедеятельности человека;

3.механизмом формирования общественной и духовной жизни человека и отраслью массового духовного производства. Социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образования состоит в возможности развития познавательных и духовных потребностей человека. В то же время в рамках системы образования происходит накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны;

4.ускорителем процесса развития как отдельной личности, так и общества в целом.

Все вышеназванные функции можно свести к двум основным:

1.воспроизводство культурно-исторического опыта человечества;

2.развитие личности и общества.

Первая функция осуществляется посредством теоретической (знаниевой) модели образования, вторая — универсальной (способностной, или деятельностной).

44. Мировые образовательные тенденции.

Современное состояние образования во многом определяется мировыми образовательными тенденциями, важнейшими из которых являются:

- формирование личности как активного субъекта всех сфер собственной жизнедеятельности;

- ориентация научных исследований и образовательных программ на учет культурных и общечеловеческих ценностей;

- рост культурного плюрализма, самобытности человека;

- расширение способов передачи-получения культурно-исторического опы­та от поколения к поколению, что предполагает многовариативную модель разви­тия системы образования в обществе.

Важнейшими тенденциями и особенностями развития си­стемы высшего образования в мире выступают (О. Л. Жук):

1.быстрые темпы развития высшего образования, массо­вость высшей школы. В настоящее время в Рес­публике Беларусь насчитывается 340 студентов на 10 000 насе­ления, что является высоким показателем для стран Европы;

2.расширение сферы образовательных потребностей обуча­ющихся студентов, что способствует диверсификации(увеличе­нию разнообразия) учебных планов и программ, возникновению новых специализаций и специальностей, которые находятся на стыке двух или нескольких научных областей или учебных дис­циплин;

3.создание единого образовательного пространства в ус­ловиях его интернационализации. В соответствии с Болонской декларацией, принятой министрами образования 29 стран Европы 19 июня 1999 г., к 2010 г. предполагается созда­ние единого европейского образовательного пространства с целью расширения для выпускников вузов возможностей тру­доустройства, повышения мобильности специалистов и их конкурентоспособности. Создание единого образовательного про­странства предполагает:

1.признание дипломов, ученых степеней и квалификаций;

2.реализацию двухступенчатой структуры высшего образо­вания, включающей бакалавриат и магистратуру;

3.использование единой системы кредитных (зачетных) единиц при освоении образовательных программ;

4.разработку европейских стандартов качества образования с применением сравнимых критериев и способов их оценки;

4.качественное изменение требований к подготовке спе­циалиста для производства. Вузовская наука и практика должна обеспечивать в процессе подготовки будущих специалистов соединение учебной, научно-исследовательской, проектно-конструкторской форм деятельности в единый про­цесс совершенствования существующих и создания новых тех­нологий и систем деятельности. Это определяет необходимость обновления содержания образования в современном вузе: оно должно быть не только «знаниевым», но и «деятельностным», а также обеспечивать формирование у студентов опыта освоения и создания новых типов деятельности;

5.повышение роли непрерывного самообразования;

6.изменение способов организации и управления учебным процессом в вузе, что предполагает перевод студента из пассив­ной позиции объекта учебно-познавательной деятельности в ак­тивную, рефлексивно-исследовательскую позицию субъекта.

 

45. Позитивные и негативные тенденции в развитии системы образования.

Позитивные тенденции в развитии системы образования:

- гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса, направленные на переход к гуманным, демократическим отношениям между педагогами и учащимися;

- вариативность и разноуровневость содержания образования, введение новых специальностей и специализаций, учебных дисциплин, востребованных изменившимися социально-экономическими условиями (право, основы экономики, основы психологии и педагогики, информатика и др.);

- разработкановых образовательных стандартов, учебных планов и программ, учебно-методических комплексов по предметам;

- дифференциация сети учреждений образования, становление негосударственных образовательных учреждений; учет социального заказа на образование;

- переход вузов на двухступенчатую подготовку специалистов (включая бакалавров и магистров), отвечающую международным требованиям;

- разработка и внедрение в образовательный процесс систем обеспечения и управления качеством образования;

- использование учреждениями образования дополнительных источников финансирования, таких как доходы от собственной коммерческой деятельности, средства спонсоров, благотворительные средства.

Негативные тенденции в образовании:

- отрицательное влияние современной школы на здоровье учащихся. В последние годы фиксируется тенденция ухудшения здоровья детей. Врачи связывают ухудшение физического состояния детей и подростков с осуществлением нездорового образа жизни, нервно-психическими дисфункциями, дидактогенными неврозами. Выделить следующие факторы, способствующие возникновению у учащихся психических и физических расстройств: неспособность детей справиться с учебной программой; усложненные и перегруженные учебные программы и учебники; чрезмерная учебная нагрузка;

- авторитарный стиль преподавания и руководства учебным заведением. В современной социокультурной ситуации управление как системой образования в целом, так и конкретным учебным заведением должно носить аналитико-прогностический характер. При этом, например, важным показателем эффективного управления школой выступают демократический стиль педагогического общения, организация сотрудничества всех участников образовательного процесса. В классах с авторитарными, жесткими учителями школьники болеют в три раза чаще, а нарушений психического здоровья у них в пять раз больше;

- унификация образовательного процесса в учебных заведениях, ограничивающая вариативность и гибкость учебных планов и программ. Унифицирующее воздействие современной школы выражается в существующей ориентации учебного процесса на «среднего ученика» без должного учета интересов и способностей каждого школьника; в преобладании вербальных, объяснительно-иллюстративных методов обучения, направленных на запоминание и воспроизведение учащимися «готовых», «завершенных» знаний, умений и навыков в ущерб эффективному развитию у них способов мышления и действий;

- бюрократизм и формализм в системе образования. Эти характеристики образовательного кризиса проявляются в дидактоцентризме и предметоцентризме.

Дидактоцентризм определяется как результат превращения урока в центральное звено учебно-воспитательного процесса школы. Действительно, в массовой школе преобладающей формой обучения продолжает выступать урок с его традиционными обязательными элементами: запоминанием и воспроизведением формальных знаний, проверкой, контролем, оценкой. Такой урок с жесткой структурой и ориентированный, в основном, на строгую реализацию учебных планов и формальное выполнение программ, достижение запрограммированных результатов в виде знаний, умений, навыков, не способствует эффективному развитию у школьников критического мышления, плюралистического мировоззрения и формированию рефлексивных умений, обобщенных способов выполнения различных видов учебно-поисковой деятельности, а поэтому выступает тормозящим фактором в становлении личности школьника. Предметоцентризмом обозначается набор недостаточно связанных между собой предметов как «слепков» основ наук. Содержание учебных дисциплин носит, в основном, информативный характер и не отражает межпредметные связи; оно недостаточно служит целям самопознания личности и познания постоянно меняющегося окружающего мира; изучение этих предметов оторвано от нужд и потребностей развивающейся личности;

- недостаточный уровень качества подготовки выпускников средней школы. Например, около 30% «медалистов» получают неудовлетворительные оценки на вступительных экзаменах в вузах республики. Падает процент выпускников средней школы, способных выдержать экзамены в вузы без дополнительной подготовки, что служит показателем снижения уровня школьного образования;

- продолжающийся отток преподавательских кадров из системы образования, феминизация и старение педагогического корпуса. В учреждениях образования работает значительное число пенсионеров, в школах — менее 15% учителей-мужчин. Слабым является приток молодых педагогов из-за больших перегрузок, невысокой оплаты труда и низкого социального престижа педагогической профессии. В общеобразовательных школах (особенно сельских) не хватает учителей иностранного языка, физкультуры, математики;

- кризис воспитания, обострившийся в связи с политическими и социально-экономическими изменениями в стране, распадом традиционных массовых общественных детско-юношеских и молодежных организаций, изменением функции семьи, распадом ближайшего социального окружения.

Наметился кризис дополнительного образования и системы организации досуга детей: сокращаются секции и кружки научно-технического творчества, туризма, спорта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 696; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.104.132 (0.011 с.)