Способы разрешения конфликтов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы разрешения конфликтов.



Выделяют пять основных стратегий поведения и стилей разрешения конфликта в конфликтных ситуациях:

1.настойчивость (принуждение). Стиль разрешения конфликта — «Я активно отстаиваю собственную позицию». Тот, кто придерживается этой стратегии, пытается заставить принять свою точку зрения, во что бы то ни стало, его не интересуют мнения других. При этом он либо игнорирует ту «цену» в своих отношениях с партнером, которая будет оплачена в результате его действий, либо просто не задумывается над этим. Принято считать, что чем более долговременные в перспективе отношения связывают участников взаимодействия (как, например, в семье или организации), тем целесообразнее заботиться не только о сиюминутном выигрыше, но и о сохранении взаимоотношений. Данный стиль связан с агрессивным поведением, для влияния на других людей здесь используется власть, основанная на принуждении.

Этот стиль может быть эффективным, если используется в ситуации, угрожающей существованию организации или препятствующей достижению ею своих целей. Руководитель отстаивает интересы дела, интересы своей организации, и порой он просто обязан быть настойчивым. Существенным недостатком данной стратегии являются подавление инициативы подчиненных и возможность повторных вспышек конфликта из-за ухудшения взаимоотношений;

2.уход (уклонение). Стиль разрешения конфликта — «Я стараюсь уклониться от участия в конфликте». Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности, если ситуация может разрешиться сама собой (такое бывает редко, но все же бывает), если сейчас нет условий для продуктивного разрешения конфликта, но через некоторое время они появятся. Эффективна эта стратегия и в случае нереалистических конфликтов;

3.приспособление (уступчивость). Стиль разрешения конфликта — «Я стараюсь во всем уступать, идти навстречу партнеру», предполагает отказ человека от собственных интересов, готовность принести их в жертву другому, пойти ему навстречу. Эта стратегия может быть признана рациональной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной, когда при «тактическом проигрыше» еще не гарантирован «стратегический выигрыш». Если данная стратегия станет для менеджера доминирующей, то он, скорее всего, не сможет эффективно руководить подчиненными;

4.компромисс. Стиль разрешения конфликта — «Я ищу решение, основанное на взаимных уступках». Он характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до определенной степени. Поиск приемлемого решения осуществляется за счет взаимных уступок. Способность к компромиссу в управленческих ситуациях высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Но через какое-то время могут проявиться и дисфункциональные последствия компромиссного решения, например, неудовлетворенность «половинчатыми решениями». Кроме того, конфликт в несколько измененной форме может возникнуть вновь, так как породившая его проблема была решена не до конца;

5.сотрудничество (решение проблемы). Стиль разрешения конфликта — «Я стараюсь найти решение, максимально удовлетворяющее интересы обеих сторон». Он основывается на убежденности участников конфликта в том, что расхождение во взглядах — это неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что — нет. При такой стратегии участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Тот, кто опирается на сотрудничество, не старается добиться своей цели за счет других, а ищет решение проблемы. Установку на сотрудничество обычно формулируют так: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы».

Понятие малой группы, стадии её развития.

Под группой понимается ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков.

Существование любой группы имеет общие закономерности:

1.Группа неизбежно структурируется.

2.Группа развивается. Это может быть прогресс либо регресс, но динамические процессы в группе обязательно происходят.

Малая группа — это достаточно устойчивые немногочислен­ные (от 3 до 15—20 человек) объединения людей, связанных вза­имными контактами, общей социальной деятельностью, которая характеризуется возникновением эмоциональных отношений, выработкой групповых норм и развитием групповых процессов. Примером малой группы является учебная группа (класс) — группа детей приблизительно одного возраста, живущих и обучающихся приблизительно в одинаковых социокультурных условиях.

Отличительными признаками малой группы являются:

-пространственное и временное соприсутствие людей;

-наличие постоянной цели совместной деятельности;

-наличие в группе организующего начала;

-разделение и дифференциация персональных ролей;

-наличие эмоциональных отношений между членами;

-выработка специфической групповой культуры, включаю­щей нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу и обу­словливающие групповую динамику.

Малая группа имеет ряд психологических характери­стик, таких как:

-групповые интересы;

-групповые ценности;

-групповые потребности;

-групповые нормы;

-групповые мнения;

-групповые цели.

Для малой группы характерна определенная степень психологической и поведенческой общности ее членов, отличающей эту группу от всех остальных. Мера этой общности определяет сплоченность группы, которая является одной из характеристик уровня ее социального и психологического развития. Сплоченность груп­пы — это мера ее единства, проявляющаяся в общности мнений, убеждении, традиций, характере межличностных отношений, а также практической деятельности.

Классификации малых групп.

Малые группы могут быть разделены на условные (номинальные) и реальные (действительные).

Условные — это группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы. Иногда выделение таких групп необходимо в исследовательских целях, чтобы сравнить результаты, полученные в реальных группах, с теми, которые характеризуют случайное объединение людей, не имеющих ни постоянных контактов друг с другом, ни общей цели. В противоположность условным группам выделяются реальные, которые представляют собой действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы.

Реальные группы могут быть естественными и лабораторными. Естественными называют группы, которые складываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора. Они возникают и существуют, исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей. В отличие от них лабораторные группы создаются экспериментатором с целью проведения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Они столь же действенны, как и другие группы, но существуют временно — только в лаборатории.

Естественные группы могут быть формальными (официальными) и неформальными (неофициальными). Первых отличает то, что они создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций, вторые возникают и действуют как бы вне этих организаций. Цели, преследуемые официальными группами, задаются извне на основе задач, стоящих перед организацией, в которую данная организация включена. Цели неофициальных групп обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников, могут совпадать и расходиться с целями официальных организаций.

Малые группы подразделяются на референтные и нереферентные. Референтная группа — это любая реальная или условная малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. Нереферентной группой считается такая малая группа, психология и поведение которой чуждо для индивида или безразлично для него.

Все естественные группы можно разделить на высокоразвитые и слаборазвитые. Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия, четкого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы. Вторые представляют собой психологические общности, отвечающие всем перечисленным выше требованиям.

Еще один подход к классификации.

Неорганизованная и случайно организованная группа (номи­нальная группа, конгломерат; зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т. п.) характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства.

Ассоциация — группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно-значимыми целями (группа друзей, при­ятелей).

Кооперация — группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой. Межличностные отношения в та­кой группе носят деловой характер и подчинены достижению требуемого результата в определенном виде деятельности.

Корпорация — группа, объединенная только внутренними це­лями, не выходящими за ее рамки, и стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Иногда корпоративный дух в трудовых или учебных груп­пах может приобретать черты группового эгоизма.

Коллектив — устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой фор­мальных (деловых) и неформальных взаимоотношений.

Настоящий сплоченный коллектив, например учебный, воз­никает не сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов.

29. Феноменология (структура) малой группы.

Основными элементами групповой структуры являются: социальный статус, социальная роль, групповая норма. Кроме того, важными составляющими любой малой группы являются феномены "группового давления" и "групповой сплоченности".

Социальный статус (от лат. Status — положение, состояние) — это положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. Один и тот же человек в различных группах (на работе, в семье, среди друзей) может иметь разный статус. Некоторые статусы предписаны человеку с рождения (пол, национальность, фамилия семьи), другие определяются тем, что человек осуществил в своей жизни (получение специальности, вступление в брак). Наивысшим статусом в малой группе характеризуется ее лидер и руководитель.

Социальной ролью называют ожидаемое поведение человека, обусловленное его статусом. Роль—это круг функций и видов поведения, которые считаются подходящими для данного члена группы и реализуются в определенном социальном контексте.

Поскольку человек исполняет одновременно несколько ролей (в семье, среди друзей и др.), то между ролями могут существовать конфликты. Можно выделить формальные роли, которые определяются в организации, и роли неформальные, которые возникают в процессе взаимодействия людей.

Групповая норма понимается как некоторое правило, регулятор развертывающихся в группе отношений. Нормы, как принятые правила поведения, руководят действиями участников и позволяют применять санкции к неприемлемым для данной общности формам поведения.

Феномен группового давления. Его часто в социальной психологии именуют феноменом конформизма. Само слово "конформизм" в обычном языке означает "приспособленчество" и на уровне обыденного сознания приобретает

Функционирование групп зависит во многом от согласия их членов относительно каких-то фундаментальных жизненных ценностей. Различают внешнюю конформность ("подчинение"), когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, и внутреннюю (подлинный конформизм, "идентификация"), когда индивид действительно усваивает мнение большинства

Противоположным конформности являются понятия "независимость" или "самостоятельность позиции. Дальнейшие исследования феномена конформности привели к выводу о том, что давление на индивида может оказывать не только большинство группы, но и меньшинство. В соответствии с этим стали выделять два вида группового влияния: нормативное (давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом группы как норма) и информационное (давление оказывает меньшинство, и член группы рассматривает его лишь как информацию, на основе которой он должен сам осуществить свой выбор).

Феномен групповой сплоченности. Курт Левин (1947) определяет групповую сплоченность как "тотальное поле сил, формирующее у участников чувство принадлежности к группе и желание в ней остаться". Большинство исследователей придерживаются мнения, что основой групповой сплоченности является эмоциональная сторона системы межличностных отношений в группе. Социометрия симпатий и антипатий позволила даже предложить специальный "индекс групповой сплоченности" как формальную характеристику малой группы. Иногда сплоченность анализируется на основе частоты и прочности коммуникативных связей, обнаруживаемых в группе. Существует ряд работ, которые в изучении феномена сплоченности придают особое значение характеру групповых целей.

 

 

Динамические процессы в малой группе. Образование малых групп.

В группах протекают следующие динамические процес­сы:

- давление на членов группы, способствующее их конфор­мизму и внушаемости;

- формирование социальных ролей, распределение группо­вых ролей;

- изменение активности членов: возможны феномены фасилитации — нарастание энергии человека в присутствии других людей; феномены ингибиции — затормаживание поведения и деятельности под влиянием других людей, ухудшение самочувствия и результатов деятельности че­ловека в ситуации, когда за ним наблюдают другие люди;

- изменение мнений, оценок, норм поведения членов груп­пы: феномен «групповая нормализация» — формирование усредненного группового стандарта-нормы;

- феномен «групповой поляризации, экстремизации» — при­ближение общегруппового мнения к какому-то полюсу континуума всех групповых мнений, часто «сдвиг к риску», когда групповое решение является более рискован­ным, чем решение, принимаемое индивидуально; феномен подчинения авторитету в сочетании с феноме­ном атрибуции ответственности, когда человек приписы­вает ответственность за все происходящее другим лицам, лидеру, начальству, а не себе.

Социальная фасилитация проявляется в том, что при­сутствие других возбуждает, и это социальное возбуждение усиливает доминирующую реакцию человека, в результате чего он лучше выполняет простые и хорошо знакомые действия в присутствии других людей, напри­мер, велогонщики показывают лучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером. В сложных задачах, где правильный ответ не напрашивается сам со­бой, присутствие людей и возникшее в связи с этим воз­буждение приводит к неправильной реакции, к ухудшению деятельности, к ингибиции. Социальная фасилитация показывает, что группа мо­жет возбуждать людей, а социальная леность демонстриру­ет, что в группе ответственность может размываться, а когда возбуждение и размывание ответственности комби­нируются, то нормативное сдерживание значительно осла­бевает, и вместе люди начинают делать то, что они не стали бы делать в одиночку, вплоть до преступных дей­ствий: происходит феномен деиндивидуализации — потери самоосознания и чувства личной ответственности людей в ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не кон­центрируют внимание на отдельном человеке.

Группа людей вынуждена искать согласие между члена­ми, чтобы обеспечить взаимодействие людей и функцио­нирование группы. Групповая активность означает, что люди действуют вместе определенным образом, что между ними существует некое разделение труда и что налицо опреде­ленное взаимное приспособление различных линий инди­видуального поведения. В группе постепенно складываются групповые настроения, групповые мнения, групповые цели, групповые нормы поведения, групповые ритуалы. Эти фе­номены взаимодействия объединяют людей, как бы упо­добляя их друг другу.

Социальное влияние имеет место в том случае, если в результате взаимодействия повторный ответ человека на некую проблему более сближается с ответом другого чело­века, чем с собственным первоначальным ответом, т. е. по­ведение одного человека становится подобным поведению других людей.

В связи с проблемой социального влияния следует раз­личать конформность и внушаемость. Конформность — под­верженность человека групповому давлению, изменение своего поведения под влиянием других лиц, сознательная уступчивость человека мнению большинства группы для избежания конфликта с ней. Внушаемость, или суггестия — непроизвольная податливость человека мнению других лиц или группы (человек и сам не заметил, как изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой, ис­кренне).

Различают: а) внутреннюю личную конформность (ус­ваиваемая конформная реакция) — мнение человека действительно меняется под воздействием группы, человек соглашается, что группа права, и изменяет свое первона­чальное мнение в соответствии с мнением группы, впо­следствии проявляя усвоенное групповое мнение, поведение и при отсутствии группы; б) демонстративное согласие с группой по разным причинам, чаще всего, чтобы избежать конфликтов, неприятностей лично для себя или близких людей, при сохранении собственного мнения в глубине души (внешняя, публичная конформность).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.218.254 (0.021 с.)