Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о межличностных отношениях.

Поиск

Межличностные отношения — субъективно переживаемые объективно существующие взаимосвязи и взаимовлияния людей. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности.

Развитие межличностных отношений обуславливается полом, возрастом, национальностью и многими другими факторами. Межличностные отношения развиваются в динамике: они зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут постепенно ослабляться.

Условия развития межличностных отношений существенно влияют на их динамику и формы проявления. В городских условиях, по сравнению с сельской местностью, межличностные контакты более многочисленны, быстро заводятся и также быстро прерываются. Влияние временного фактора различно в зависимости от этнической среды: в восточных культурах развитие межличностных отношений как бы растянуто во времени, а в западных — спрессовано, динамично.

Межличностные отношения в группе могут быть гармоничными и противоречивыми.

Взаимные симпатии и притяжения в группе могут быть сформированы при следующих условиях:

- сходство установок (мнений) и Я-концепций;

- адекватность восприятия положительных и отрицательных черт;

- сходство главных и различие второстепенных качеств Я-концепции;

- приятный фон отношений;

- условия сотрудничества.

Основными видами межличностных отношений являются:

- официальные — возникают на должностной основе, фиксируются и регламентируются;

- неофициальные — складываются на базе личных взаимоотношений;

- эмоциональные — на первый план выступают субъективные оценки;

- рациональные — основаны на знаниях людей друг о друге;

- деловые — возникают в связи с совместной работой или по ее поводу;

- личные — складываются на основе личностных симпатий, общих интересов.

На характер взаимодействия людей в определенной степени могут влиять его социальный статус и выполняемые им социальные роли.

Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т. д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом. Человек может занимать в обществе одновременно несколь­ко позиций. Так, женщина может быть учительницей, женой, матерью. Каждая позиция предъявляет человеку определенные требования и в то же время дает ему какие-то права. Такая по­зиция человека в обществе, характеризующаяся определенны­ми правами и обязанностями, в социологии называется соци­альным статусом.

Некоторые статусы нам даны от рождения. Так, статус чело­века может быть обусловлен полом, национальностью, местом рождения, фамилией и другими факторами. Такие статусы обычно называются врожденными, или предписанными. Дру­гие же определяются тем, чего человек добился в обществе са­мостоятельно, благодаря собственными усилиям. Например, ста­тус социального педагога получает человек, который обучался в соответствующем профессиональном учебном заведении и получил диплом по этой специальности. В этом случае говорят о статусе достигнутом, или приобретенном.

Статус определяет поведение человека в обществе в том смыс­ле, что в определенных ситуациях личность ведет себя не про­сто так как ей хочется, а в соответствии со своим статусом, по аналогии с тем, как ведут себя в подобных ситуациях другие люди. Важно также то, что и окружающие люди ожидают от человека в этих ситуациях определенного поведения, т. е. человек как бы вынужден играть определенную роль, поэтому такое ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека, называется социальной ролью.

Общение, его функции, структура.

Общение — сложный многоплановый процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самым совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью.

Функции общения:

1.является формой существования и проявления человеческой сущности. Только в общении раскрывается в человеке человек, как для себя, так и для других людей;

2.выполняет коммуникативно-связующую функцию;

3.выступает важным условием формирования и изменения психологического облика человека;

4.играет подтверждающую психотерапевтическую роль в жизни человека. Во всех культурах есть традиции, которые позволяют подтверждать свою личность («Как дела?», “How are you?”).

В общении выделяют следующие аспекты.

Содержание — информация, которая передается от одного живого существа к другому (информация о внутреннем и внешнем состоянии, знания о мире, приобретенном опыте).

Цель — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности (у животных — предупреждение об опасности; у человека — передача или получение объективных знаний, обучение и воспитание, установление взаимоотношений).

Средства — способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.

Различают вербальные (речевые) и невербальные средства общения.

В структуру речевого общения входят:

1.Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»): точность употребления слов, выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

2.Речевые звуковые явления: темп речи, модуляция высоты голоса. Тональность голоса, ритм, темп, интонация, дикция. Наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

3.Выразительные качества голоса: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи, кашель.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют — 7%, звуки интонации — 38%, неречевое взаимодействие — 53%.

Невербальные средства общения:

- мимика, жесты, пантомимика, позы, осанка, поклоны, походка;

- рукопожатия, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.;

- расположение людей в пространстве при общении.

Мимика — движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние. Способное дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Виды общения.

По содержанию различают общение:

-материальное (обмен предметами и продуктами деятельности);

-когнитивное (обмен знаниями);

-кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями: поднять или испортить настроение);

-мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями);

-деятельностное (обмен умениями и навыками, действиями, операциями).

По целям общение может быть:

-биологическое — необходимое для поддержания, сохранения и развития организма;

-социальное — расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

По средствам различают общение:

-непосредственное — с помощью естественных органов (рук, головы, туловища, голосовых связок);

-опосредствованное — связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения (печати, радио, телевидения);

-прямое — предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом партнеров по общению в самом акте общения;

-косвенное — осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

Помимо этих выделяют и другие виды общения:

1.межличностное — отличается эмоциональным характером, т. е. отношения между людьми строятся на основе эмоциональной привлекательности, сходства ценностных ориентаций и мало зависят от социальных рангов и ролей. Отношения формируются «здесь и сейчас», причем содержание общения может гибко меняется, приспосабливаться к образу партнера. Если общение будет вызывать взаимные симпатии, то оно будет продолжаться и наоборот;

2.ролевое (деловое) — отношения, построенные на деловых, формально-эмоциональных контактах. Роли участников определяют как будет воспринят партнер. В ролевом общении человек не свободен в выборе стратегии поведения (начальник — подчиненный, милиционер — нарушитель). Соотношения ролевого и межличностного общения зависят от культурных особенностей общества. У нас преобладает межличностное общение;

3.ритуальное — пролог к общению, но может выполнять и самостоятельную функцию. Особенность заключается в его безличности, т. е. партнер воспринимается как элемент ритуала (приветствие, извинение, разговор о погоде, банальные комплименты, поздравления);

4.монологическое — форма общения, которая предполагает позиционное неравноправие. Одна личность выступает в качестве автора воздействия, она обладает активностью, осознанными целями и правом их реализации. Второе лицо — пассивное, если и имеющее цели, то менее значимые. Здесь проявляются субъективно-объективные отношения. Разновидностями монологического общения являются императив и манипуляция;

5.императивное — авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками. Конечная цель — принуждение (военно-уставные отношения);

6.манипуляция — вид общения, который предполагает воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений. При манипулировании также ставиться цель добиться контроля над поведением других, но они скрываются или подменяются другими;

7.диалогическое — равноправное общение, цель которого — самопознание и познание партнера по общению.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.199 (0.009 с.)