Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие о межличностных отношениях.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Межличностные отношения — субъективно переживаемые объективно существующие взаимосвязи и взаимовлияния людей. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. Развитие межличностных отношений обуславливается полом, возрастом, национальностью и многими другими факторами. Межличностные отношения развиваются в динамике: они зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут постепенно ослабляться. Условия развития межличностных отношений существенно влияют на их динамику и формы проявления. В городских условиях, по сравнению с сельской местностью, межличностные контакты более многочисленны, быстро заводятся и также быстро прерываются. Влияние временного фактора различно в зависимости от этнической среды: в восточных культурах развитие межличностных отношений как бы растянуто во времени, а в западных — спрессовано, динамично. Межличностные отношения в группе могут быть гармоничными и противоречивыми. Взаимные симпатии и притяжения в группе могут быть сформированы при следующих условиях: - сходство установок (мнений) и Я-концепций; - адекватность восприятия положительных и отрицательных черт; - сходство главных и различие второстепенных качеств Я-концепции; - приятный фон отношений; - условия сотрудничества. Основными видами межличностных отношений являются: - официальные — возникают на должностной основе, фиксируются и регламентируются; - неофициальные — складываются на базе личных взаимоотношений; - эмоциональные — на первый план выступают субъективные оценки; - рациональные — основаны на знаниях людей друг о друге; - деловые — возникают в связи с совместной работой или по ее поводу; - личные — складываются на основе личностных симпатий, общих интересов. На характер взаимодействия людей в определенной степени могут влиять его социальный статус и выполняемые им социальные роли. Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т. д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом. Человек может занимать в обществе одновременно несколько позиций. Так, женщина может быть учительницей, женой, матерью. Каждая позиция предъявляет человеку определенные требования и в то же время дает ему какие-то права. Такая позиция человека в обществе, характеризующаяся определенными правами и обязанностями, в социологии называется социальным статусом. Некоторые статусы нам даны от рождения. Так, статус человека может быть обусловлен полом, национальностью, местом рождения, фамилией и другими факторами. Такие статусы обычно называются врожденными, или предписанными. Другие же определяются тем, чего человек добился в обществе самостоятельно, благодаря собственными усилиям. Например, статус социального педагога получает человек, который обучался в соответствующем профессиональном учебном заведении и получил диплом по этой специальности. В этом случае говорят о статусе достигнутом, или приобретенном. Статус определяет поведение человека в обществе в том смысле, что в определенных ситуациях личность ведет себя не просто так как ей хочется, а в соответствии со своим статусом, по аналогии с тем, как ведут себя в подобных ситуациях другие люди. Важно также то, что и окружающие люди ожидают от человека в этих ситуациях определенного поведения, т. е. человек как бы вынужден играть определенную роль, поэтому такое ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека, называется социальной ролью. Общение, его функции, структура. Общение — сложный многоплановый процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самым совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. Функции общения: 1.является формой существования и проявления человеческой сущности. Только в общении раскрывается в человеке человек, как для себя, так и для других людей; 2.выполняет коммуникативно-связующую функцию; 3.выступает важным условием формирования и изменения психологического облика человека; 4.играет подтверждающую психотерапевтическую роль в жизни человека. Во всех культурах есть традиции, которые позволяют подтверждать свою личность («Как дела?», “How are you?”). В общении выделяют следующие аспекты. Содержание — информация, которая передается от одного живого существа к другому (информация о внутреннем и внешнем состоянии, знания о мире, приобретенном опыте). Цель — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности (у животных — предупреждение об опасности; у человека — передача или получение объективных знаний, обучение и воспитание, установление взаимоотношений). Средства — способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Различают вербальные (речевые) и невербальные средства общения. В структуру речевого общения входят: 1.Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»): точность употребления слов, выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации. 2.Речевые звуковые явления: темп речи, модуляция высоты голоса. Тональность голоса, ритм, темп, интонация, дикция. Наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи. 3.Выразительные качества голоса: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи, кашель. Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют — 7%, звуки интонации — 38%, неречевое взаимодействие — 53%. Невербальные средства общения: - мимика, жесты, пантомимика, позы, осанка, поклоны, походка; - рукопожатия, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.; - расположение людей в пространстве при общении. Мимика — движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние. Способное дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора. Виды общения. По содержанию различают общение: -материальное (обмен предметами и продуктами деятельности); -когнитивное (обмен знаниями); -кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями: поднять или испортить настроение); -мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями); -деятельностное (обмен умениями и навыками, действиями, операциями). По целям общение может быть: -биологическое — необходимое для поддержания, сохранения и развития организма; -социальное — расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида. По средствам различают общение: -непосредственное — с помощью естественных органов (рук, головы, туловища, голосовых связок); -опосредствованное — связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения (печати, радио, телевидения); -прямое — предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом партнеров по общению в самом акте общения; -косвенное — осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди. Помимо этих выделяют и другие виды общения: 1.межличностное — отличается эмоциональным характером, т. е. отношения между людьми строятся на основе эмоциональной привлекательности, сходства ценностных ориентаций и мало зависят от социальных рангов и ролей. Отношения формируются «здесь и сейчас», причем содержание общения может гибко меняется, приспосабливаться к образу партнера. Если общение будет вызывать взаимные симпатии, то оно будет продолжаться и наоборот; 2.ролевое (деловое) — отношения, построенные на деловых, формально-эмоциональных контактах. Роли участников определяют как будет воспринят партнер. В ролевом общении человек не свободен в выборе стратегии поведения (начальник — подчиненный, милиционер — нарушитель). Соотношения ролевого и межличностного общения зависят от культурных особенностей общества. У нас преобладает межличностное общение; 3.ритуальное — пролог к общению, но может выполнять и самостоятельную функцию. Особенность заключается в его безличности, т. е. партнер воспринимается как элемент ритуала (приветствие, извинение, разговор о погоде, банальные комплименты, поздравления); 4.монологическое — форма общения, которая предполагает позиционное неравноправие. Одна личность выступает в качестве автора воздействия, она обладает активностью, осознанными целями и правом их реализации. Второе лицо — пассивное, если и имеющее цели, то менее значимые. Здесь проявляются субъективно-объективные отношения. Разновидностями монологического общения являются императив и манипуляция; 5.императивное — авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками. Конечная цель — принуждение (военно-уставные отношения); 6.манипуляция — вид общения, который предполагает воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений. При манипулировании также ставиться цель добиться контроля над поведением других, но они скрываются или подменяются другими; 7.диалогическое — равноправное общение, цель которого — самопознание и познание партнера по общению.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.199 (0.009 с.) |