Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие о межличностных отношениях.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Межличностные отношения — субъективно переживаемые объективно существующие взаимосвязи и взаимовлияния людей. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. Развитие межличностных отношений обуславливается полом, возрастом, национальностью и многими другими факторами. Межличностные отношения развиваются в динамике: они зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут постепенно ослабляться. Условия развития межличностных отношений существенно влияют на их динамику и формы проявления. В городских условиях, по сравнению с сельской местностью, межличностные контакты более многочисленны, быстро заводятся и также быстро прерываются. Влияние временного фактора различно в зависимости от этнической среды: в восточных культурах развитие межличностных отношений как бы растянуто во времени, а в западных — спрессовано, динамично. Межличностные отношения в группе могут быть гармоничными и противоречивыми. Взаимные симпатии и притяжения в группе могут быть сформированы при следующих условиях: - сходство установок (мнений) и Я-концепций; - адекватность восприятия положительных и отрицательных черт; - сходство главных и различие второстепенных качеств Я-концепции; - приятный фон отношений; - условия сотрудничества. Основными видами межличностных отношений являются: - официальные — возникают на должностной основе, фиксируются и регламентируются; - неофициальные — складываются на базе личных взаимоотношений; - эмоциональные — на первый план выступают субъективные оценки; - рациональные — основаны на знаниях людей друг о друге; - деловые — возникают в связи с совместной работой или по ее поводу; - личные — складываются на основе личностных симпатий, общих интересов. На характер взаимодействия людей в определенной степени могут влиять его социальный статус и выполняемые им социальные роли. Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т. д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом. Человек может занимать в обществе одновременно несколько позиций. Так, женщина может быть учительницей, женой, матерью. Каждая позиция предъявляет человеку определенные требования и в то же время дает ему какие-то права. Такая позиция человека в обществе, характеризующаяся определенными правами и обязанностями, в социологии называется социальным статусом. Некоторые статусы нам даны от рождения. Так, статус человека может быть обусловлен полом, национальностью, местом рождения, фамилией и другими факторами. Такие статусы обычно называются врожденными, или предписанными. Другие же определяются тем, чего человек добился в обществе самостоятельно, благодаря собственными усилиям. Например, статус социального педагога получает человек, который обучался в соответствующем профессиональном учебном заведении и получил диплом по этой специальности. В этом случае говорят о статусе достигнутом, или приобретенном. Статус определяет поведение человека в обществе в том смысле, что в определенных ситуациях личность ведет себя не просто так как ей хочется, а в соответствии со своим статусом, по аналогии с тем, как ведут себя в подобных ситуациях другие люди. Важно также то, что и окружающие люди ожидают от человека в этих ситуациях определенного поведения, т. е. человек как бы вынужден играть определенную роль, поэтому такое ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека, называется социальной ролью. Общение, его функции, структура. Общение — сложный многоплановый процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самым совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. Функции общения: 1.является формой существования и проявления человеческой сущности. Только в общении раскрывается в человеке человек, как для себя, так и для других людей; 2.выполняет коммуникативно-связующую функцию; 3.выступает важным условием формирования и изменения психологического облика человека; 4.играет подтверждающую психотерапевтическую роль в жизни человека. Во всех культурах есть традиции, которые позволяют подтверждать свою личность («Как дела?», “How are you?”). В общении выделяют следующие аспекты. Содержание — информация, которая передается от одного живого существа к другому (информация о внутреннем и внешнем состоянии, знания о мире, приобретенном опыте). Цель — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности (у животных — предупреждение об опасности; у человека — передача или получение объективных знаний, обучение и воспитание, установление взаимоотношений). Средства — способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Различают вербальные (речевые) и невербальные средства общения. В структуру речевого общения входят: 1.Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»): точность употребления слов, выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации. 2.Речевые звуковые явления: темп речи, модуляция высоты голоса. Тональность голоса, ритм, темп, интонация, дикция. Наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи. 3.Выразительные качества голоса: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи, кашель. Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют — 7%, звуки интонации — 38%, неречевое взаимодействие — 53%. Невербальные средства общения: - мимика, жесты, пантомимика, позы, осанка, поклоны, походка; - рукопожатия, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.; - расположение людей в пространстве при общении. Мимика — движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние. Способное дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора. Виды общения. По содержанию различают общение: -материальное (обмен предметами и продуктами деятельности); -когнитивное (обмен знаниями); -кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями: поднять или испортить настроение); -мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями); -деятельностное (обмен умениями и навыками, действиями, операциями). По целям общение может быть: -биологическое — необходимое для поддержания, сохранения и развития организма; -социальное — расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида. По средствам различают общение: -непосредственное — с помощью естественных органов (рук, головы, туловища, голосовых связок); -опосредствованное — связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения (печати, радио, телевидения); -прямое — предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом партнеров по общению в самом акте общения; -косвенное — осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди. Помимо этих выделяют и другие виды общения: 1.межличностное — отличается эмоциональным характером, т. е. отношения между людьми строятся на основе эмоциональной привлекательности, сходства ценностных ориентаций и мало зависят от социальных рангов и ролей. Отношения формируются «здесь и сейчас», причем содержание общения может гибко меняется, приспосабливаться к образу партнера. Если общение будет вызывать взаимные симпатии, то оно будет продолжаться и наоборот; 2.ролевое (деловое) — отношения, построенные на деловых, формально-эмоциональных контактах. Роли участников определяют как будет воспринят партнер. В ролевом общении человек не свободен в выборе стратегии поведения (начальник — подчиненный, милиционер — нарушитель). Соотношения ролевого и межличностного общения зависят от культурных особенностей общества. У нас преобладает межличностное общение; 3.ритуальное — пролог к общению, но может выполнять и самостоятельную функцию. Особенность заключается в его безличности, т. е. партнер воспринимается как элемент ритуала (приветствие, извинение, разговор о погоде, банальные комплименты, поздравления); 4.монологическое — форма общения, которая предполагает позиционное неравноправие. Одна личность выступает в качестве автора воздействия, она обладает активностью, осознанными целями и правом их реализации. Второе лицо — пассивное, если и имеющее цели, то менее значимые. Здесь проявляются субъективно-объективные отношения. Разновидностями монологического общения являются императив и манипуляция; 5.императивное — авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками. Конечная цель — принуждение (военно-уставные отношения); 6.манипуляция — вид общения, который предполагает воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений. При манипулировании также ставиться цель добиться контроля над поведением других, но они скрываются или подменяются другими; 7.диалогическое — равноправное общение, цель которого — самопознание и познание партнера по общению.
|
|||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1608; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.102 (0.009 с.) |