Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мышление: операции, формы, виды, качества.
Мышление — это обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Оно является результатом переработки как индивидуального, так и огромного прошлого опыта предшествующих поколений. Основными функциями мышления являются: 1.понимание — заключается в раскрытии существенного в предметах и явлениях действительности, что достигается путем связывания нового с тем, что уже известно человеку; 2.решение проблем и задач, когда средства и способы деятельности, которыми владеет человек, становятся недостаточными; 3.целеполагание; 4.рефлексия — деятельность мышления направлена на осмысление своей личности. Основными видами мышления являются: 1.теоретическое — это мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений; 2.практическое — на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач; 3.теоретическое понятийное — человек обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с чувственным опытом. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований; 4.теоретическое образное — материалом решения задачи являются образы. Таким мышлением пользуются представители литературы, искусства и т. д.; 5.понятийное и образное теоретическое — дополняют друг друга, делают наше восприятие действительности глубоким, разносторонним, точным и богатым оттенками; 6.наглядно-образное — человек привязан к действительности, а необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти. Этот вид мышления наиболее полно и развернуто представлен у детей дошкольного и младшего школьного возраста. 7.наглядно-действенное — сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Если рассматривать мышление с точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач, то можно выделить мышление творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное). К мыслительным операциям относят: 1.анализ — расчленение предмета (мысленное или практическое) на составляющие его элементы; 2.синтез — построение целого из отдельных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности. Поэтому, характеризуя мышление, уместно будет говорить об аналитико-синтетической деятельности человека;
3.сравнение — сопоставление предметов и явлений, их свойств и выявление на этой основе сходства и различия; 4.абстракцию — выделение какой-либо стороны (аспекта) явления, которой в действительности как самостоятельной не существует; 5.обобщение — объединение многих предметов и явлений по каким-либо признакам; 6.конкретизацию — операция, обратная обобщению: из общего определения выводится суждение о принадлежности отдельных вещей к определенному классу. Среди форм мышления выделяют: 1.суждение — основную форму мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Например, факультет экономики и права — один из лучших факультетов БарГУ. Студенты факультета экономики и права всегда подготовлены к занятиям по курсу «Основы педагогики и психологии»; 2.умозаключение — выведение из одного или нескольких суждений общего положения (шесть делится на три, следовательно, все числа, кратные шести, делятся на три); 3.понятие — форму мышления, в которой отражаются существенные свойства однородной группы предметов и явлений. Чем более существенные признаки предметов отражены в понятии, тем эффективнее организуется деятельность человека. Способы мышления следующие: - индуктивный (от единичных фактов к общему выводу); - дедуктивный (в обратном порядке индукции). Индивидуальное своеобразие типов мышления (К. Юнг) представлено двумя основными типами личности: 1.интуитивный — преобладание эмоций над логикой и доминирование правого полушария головного мозга над левым; ориентирован на практически полезное использование знаний: истинно то, что полезно; 2.мыслительный — рациональность и преобладание левого полушария над правым (логики над интуицией и чувством); интересуется знаниями как таковыми, ищет и устанавливает логическую связь между явлениями. Критерием истинности для интуитивного типа является ощущение правильности и практики, а для мыслительного типа — эксперимент и логическая безупречность выводов.
Мышление характеризуется: - широтой — способностью охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей; - глубиной — умением проникать в сущность сложных процессов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного; - самостоятельностью — умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей; - гибкость мысли — умением быстро менять действия при изменении обстановки; - быстротой ума — способностью человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение; - торопливость ума — проявляется в том, что человек, не обдумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные суждения; - критичностью ума — умением человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Воображение. Виды воображения. Воображение — психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых. Благодаря воображению человек предвидит будущее и регулирует свое поведение, творчески преобразует действительность. Воображение позволяет человеку принимать решения при дефиците исходной информации, формировать высоковероятностные предположения в проблемных ситуациях. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и представить себе конечный результат. Физиологическая основа воображения — образование временных нервных связей, их распадение на отдельные элементы и объединение в новые системы. В психологии различают следующие виды воображения: 1.пассивное (фантазии, грезы, галлюцинации, сновидения) — подчинено внутренним, субъективным факторам, желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения «удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение отрицательных эмоций и аффектов. Материалами пассивного воображения являются образы, представления и другая информация, почерпнутая с помощью опыта; 2.активное — всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. В нем мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии. Оно ориентировано в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т. е. человек не теряет чувства реальности). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами; определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю. Оно может быть воссоздающим и творческим; 3.воссоздающее определяется конструированием новых образов, представлений в соответствии с воспринятыми словесными сообщениями, схемами, условными изображениями (чтение карт, чертежей и т. п.); 4.творческое — характеризуется самостоятельно созданными новыми образами и идеями, которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности; является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 544; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.34.0 (0.009 с.) |