Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мышление: операции, формы, виды, качества.Содержание книги Поиск на нашем сайте Мышление — это обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Оно является результатом переработки как индивидуального, так и огромного прошлого опыта предшествующих поколений. Основными функциями мышления являются: 1.понимание — заключается в раскрытии существенного в предметах и явлениях действительности, что достигается путем связывания нового с тем, что уже известно человеку; 2.решение проблем и задач, когда средства и способы деятельности, которыми владеет человек, становятся недостаточными; 3.целеполагание; 4.рефлексия — деятельность мышления направлена на осмысление своей личности. Основными видами мышления являются: 1.теоретическое — это мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений; 2.практическое — на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач; 3.теоретическое понятийное — человек обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с чувственным опытом. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований; 4.теоретическое образное — материалом решения задачи являются образы. Таким мышлением пользуются представители литературы, искусства и т. д.; 5.понятийное и образное теоретическое — дополняют друг друга, делают наше восприятие действительности глубоким, разносторонним, точным и богатым оттенками; 6.наглядно-образное — человек привязан к действительности, а необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти. Этот вид мышления наиболее полно и развернуто представлен у детей дошкольного и младшего школьного возраста. 7.наглядно-действенное — сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Если рассматривать мышление с точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач, то можно выделить мышление творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное). К мыслительным операциям относят: 1.анализ — расчленение предмета (мысленное или практическое) на составляющие его элементы; 2.синтез — построение целого из отдельных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности. Поэтому, характеризуя мышление, уместно будет говорить об аналитико-синтетической деятельности человека; 3.сравнение — сопоставление предметов и явлений, их свойств и выявление на этой основе сходства и различия; 4.абстракцию — выделение какой-либо стороны (аспекта) явления, которой в действительности как самостоятельной не существует; 5.обобщение — объединение многих предметов и явлений по каким-либо признакам; 6.конкретизацию — операция, обратная обобщению: из общего определения выводится суждение о принадлежности отдельных вещей к определенному классу. Среди форм мышления выделяют: 1.суждение — основную форму мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Например, факультет экономики и права — один из лучших факультетов БарГУ. Студенты факультета экономики и права всегда подготовлены к занятиям по курсу «Основы педагогики и психологии»; 2.умозаключение — выведение из одного или нескольких суждений общего положения (шесть делится на три, следовательно, все числа, кратные шести, делятся на три); 3.понятие — форму мышления, в которой отражаются существенные свойства однородной группы предметов и явлений. Чем более существенные признаки предметов отражены в понятии, тем эффективнее организуется деятельность человека. Способы мышления следующие: - индуктивный (от единичных фактов к общему выводу); - дедуктивный (в обратном порядке индукции). Индивидуальное своеобразие типов мышления (К. Юнг) представлено двумя основными типами личности: 1.интуитивный — преобладание эмоций над логикой и доминирование правого полушария головного мозга над левым; ориентирован на практически полезное использование знаний: истинно то, что полезно; 2.мыслительный — рациональность и преобладание левого полушария над правым (логики над интуицией и чувством); интересуется знаниями как таковыми, ищет и устанавливает логическую связь между явлениями. Критерием истинности для интуитивного типа является ощущение правильности и практики, а для мыслительного типа — эксперимент и логическая безупречность выводов. Мышление характеризуется: - широтой — способностью охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей; - глубиной — умением проникать в сущность сложных процессов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного; - самостоятельностью — умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей; - гибкость мысли — умением быстро менять действия при изменении обстановки; - быстротой ума — способностью человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение; - торопливость ума — проявляется в том, что человек, не обдумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные суждения; - критичностью ума — умением человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Воображение. Виды воображения. Воображение — психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых. Благодаря воображению человек предвидит будущее и регулирует свое поведение, творчески преобразует действительность. Воображение позволяет человеку принимать решения при дефиците исходной информации, формировать высоковероятностные предположения в проблемных ситуациях. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и представить себе конечный результат. Физиологическая основа воображения — образование временных нервных связей, их распадение на отдельные элементы и объединение в новые системы. В психологии различают следующие виды воображения: 1.пассивное (фантазии, грезы, галлюцинации, сновидения) — подчинено внутренним, субъективным факторам, желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения «удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение отрицательных эмоций и аффектов. Материалами пассивного воображения являются образы, представления и другая информация, почерпнутая с помощью опыта; 2.активное — всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. В нем мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии. Оно ориентировано в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т. е. человек не теряет чувства реальности). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами; определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю. Оно может быть воссоздающим и творческим; 3.воссоздающее определяется конструированием новых образов, представлений в соответствии с воспринятыми словесными сообщениями, схемами, условными изображениями (чтение карт, чертежей и т. п.); 4.творческое — характеризуется самостоятельно созданными новыми образами и идеями, которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности; является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 693; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.102 (0.008 с.) |