Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальности «Экономика и управление напредприятии»

Поиск

Специальности «Экономика и управление напредприятии»

1. Психология как наука: предмет, объект, основные задачи на современном этапе.

2. Индивид, личность, индивидуальность.

3. Характеристика ощущения как психического процесса. Виды ощущений.

4. Общая характеристика восприятия. Виды восприятия.

5. Внимание, его функции, свойства. Виды внимания.

6. Характеристика памяти как психического процесса. Виды памяти.

7. Мышление: операции, формы, виды, качества.

8. Воображение. Виды воображения.

9. Речь: функции, виды, качества.

10. Основные социальные процессы и поведение человека.

11. Понятие о темпераменте. Свойства темперамента.

12. Характеристика типов темперамента.

13. Понятие о характере. Качества характера.

14. Акцентуации характера и их типы.

15. Психологическая характеристика способностей.Виды способностей.

16. Понятие о межличностных отношениях.

17. Общение,его функции, структура.

18. Виды общения.

19. Потребности. Классификация потребностей.

20. Мотив и мотивация.

21. Эмоциии чувства. Классификация чувств.

22. Формы и виды переживания чувств.

23. Воля и волевые процессы. Виды волевых действий.

24. Понятие конфликта, его причины. Классификация конфликтов.

25. Динамика протекания конфликта.

26. Способы разрешения конфликтов.

27. Понятие малой группы, стадии её развития.

28. Классификации малых групп.

29. Феноменология (структура) малой группы.

30. Динамические процессы в малой группе. Образование малых групп.

31. Самочувствие личности в группе.

32. Общее понятие об управлении. Психологизация управленческой деятельности.

33. Характеристика структуры управления.

34. Личность как объект управления и самоуправления. Личность и группа как субъекты управления.

35. Организация как объект управления.

36. Управленческие коммуникации в организации.

37. Руководство и лидерство. Стили руководства в управлении группой.

38. Становление и развитие педагогики как науки. Категориальный аппарат педагогики.

39. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.

40. Методы изучения педагогической действительности.

41. Образование: сущность, свойства, виды.

42. Система образования в Республике Беларусь.

43. Социокультурные функции образования.

44. Мировые образовательные тенденции.

45. Позитивные и негативные тенденции в развитии системы образования.

46. Развитие личности как педагогическая проблема.Факторы и условия, детерминирующие формирование личности.

47. Роль обучения в развитии личности.

48. Сущность, содержание, составляющие процесса социализации личности.

49. Характеристика процесса социализации: агенты, средства, этапы, факторы.

50. Механизмы процесса социализации.

51. Понятие семьи и семейного воспитания. Функции семьи.

52. Типы и виды семей, особенности их влияния на ребёнка.

53. Правовые основы семейного воспитания.

54. Деятельность как доминирующая сфера жизни личности.

55. Игра как специфическая форма жизни и развития человека. Типология игр.

56. Акмеологические основы самосовершенствования личности.

57. Карьера человека как условие и уровень его самореализации.

58. Творческий потенциал, активность и инициативность личности.

59. Объективное и субъективное творчество.

60. Личностные качества творческой личности, мотивация творчества.

61. Условия и технологии развития творческого потенциала личности.

ОТВЕТЫ.

Психология как наука: предмет, объект, основные задачи на современном этапе.

Термин «психология» имеет древнегреческое происхождение. В буквальном смысле психология— наука о душе (гр. psyche — душа, logos — учение). По мнению Ю. Б. Гиппенрейтер, в системе наук психологии должно быть отведено совершенно особое место. Причинами этого могут быть такие особенности психологии как науки:

во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству — о психике как свойстве высокоорганизованной материи (высокоорганизованная материя — это мозг);

во-вторых, в психологии как бы сливаются объект и субъект познания (человек с помощью психики познает окружающий его мир: он учится ходить, видеть, понимать, говорить, а потом мысль человека обращается на саму себя — с помощью мышления человек исследует само мышление);

в-третьих, особенность психологии заключается в уникальных практических следствиях (результаты исследования этой науки очень часто более значимы для людей);

в-четвертых, чрезвычайная перспективность психологии и ее исследований обусловлена постоянно возрастающей ролью и значением людей, их психики и сознания. Таким образом, психология представляет собой науку о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

Предметом психологии является система знаний, объясняющих закономерности психики, сознания, бессознательного, личности, ее поведения и деятельности.

Среди основных задач психологии определяют:

1.теоретическое переосмысление психической организации человека с учетом результатов современных исследований в нейропсихологии, генетике, физиологии, социологии и других наук;

2.разработку психологического инструментария для качественной и оперативной диагностики психических характеристик человека;

3.участие в разрешении комплексных глобальных проблем современности, в которых большое значение имеет человеческий фактор;

4.реализацию программ по повышению психологической культуры людей, что позволит им в большой степени использовать внутренние ресурсы для достижения своих жизненных целей;

5.разработку способов активного обучения и воспитания подрастающего поколения с учетом действия психологических законов и современных информационно-технических возможностей;

6.реализацию прикладных программ в самых различных сферах (здравоохранении, бизнесе, семье, досуге и т. д.)

7.содействие нейтрализации негативных психологических последствий различного рода катастроф, войн и т. д.

Общая характеристика восприятия. Виды восприятия.

Восприятие — целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Это процесс, с помощью которого информация об окружающем мире преобразуется в чувственный опыт о событиях, звуках, объектах и т. д. Человеческий мозг обладает механизмами, которые упорядочивают процессы восприятия.

Способ классификации воспринимаемого у каждого из нас тесно связан с нашим предварительным жизненным опытом. Если людям, слепым от рождения, возвратить зрение уже во взрослом возрасте, они смогут различать предметы на определенном фоне, следить за движущимися объектами и различать цвета. Но они не смогут узнавать отдельные предметы, геометрические формы и даже лица, назвать цвет, который они видят. Все виды восприятия — результат практики и опыта.

Физиологической основой восприятия является одновременная и согласованная деятельность нескольких анализаторов.

Принято выделять различные виды восприятия:

1.в зависимости от цели: преднамеренное — в основе лежит сознательно поставленная цель (связано с волевыми усилиями); непреднамеренное — предметы воспринимаются без специально поставленной задачи, процесс восприятия не связан с волевыми умениями;

2.в зависимости от форм отражения: пространство — восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления; время — отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности; движение — отражение изменения положения, которое предметы занимают в пространстве;

3.в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в восприятии: зрительные, слуховые, осязательные, кинестетические, обонятельные, вкусовые.

Виды общения.

По содержанию различают общение:

-материальное (обмен предметами и продуктами деятельности);

-когнитивное (обмен знаниями);

-кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями: поднять или испортить настроение);

-мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями);

-деятельностное (обмен умениями и навыками, действиями, операциями).

По целям общение может быть:

-биологическое — необходимое для поддержания, сохранения и развития организма;

-социальное — расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

По средствам различают общение:

-непосредственное — с помощью естественных органов (рук, головы, туловища, голосовых связок);

-опосредствованное — связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения (печати, радио, телевидения);

-прямое — предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом партнеров по общению в самом акте общения;

-косвенное — осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

Помимо этих выделяют и другие виды общения:

1.межличностное — отличается эмоциональным характером, т. е. отношения между людьми строятся на основе эмоциональной привлекательности, сходства ценностных ориентаций и мало зависят от социальных рангов и ролей. Отношения формируются «здесь и сейчас», причем содержание общения может гибко меняется, приспосабливаться к образу партнера. Если общение будет вызывать взаимные симпатии, то оно будет продолжаться и наоборот;

2.ролевое (деловое) — отношения, построенные на деловых, формально-эмоциональных контактах. Роли участников определяют как будет воспринят партнер. В ролевом общении человек не свободен в выборе стратегии поведения (начальник — подчиненный, милиционер — нарушитель). Соотношения ролевого и межличностного общения зависят от культурных особенностей общества. У нас преобладает межличностное общение;

3.ритуальное — пролог к общению, но может выполнять и самостоятельную функцию. Особенность заключается в его безличности, т. е. партнер воспринимается как элемент ритуала (приветствие, извинение, разговор о погоде, банальные комплименты, поздравления);

4.монологическое — форма общения, которая предполагает позиционное неравноправие. Одна личность выступает в качестве автора воздействия, она обладает активностью, осознанными целями и правом их реализации. Второе лицо — пассивное, если и имеющее цели, то менее значимые. Здесь проявляются субъективно-объективные отношения. Разновидностями монологического общения являются императив и манипуляция;

5.императивное — авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками. Конечная цель — принуждение (военно-уставные отношения);

6.манипуляция — вид общения, который предполагает воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений. При манипулировании также ставиться цель добиться контроля над поведением других, но они скрываются или подменяются другими;

7.диалогическое — равноправное общение, цель которого — самопознание и познание партнера по общению.

 

 

Мотив и мотивация.

Часто предмет потребности в психологии связывают с мотивом. Однако существуют и другие подходы к трактовке мотива, но, так или иначе, потребности и мотивы очень взаимосвязаны. Мотивы — побуждения к определенному поведению и действиям, связанные с удовлетворением тех потребностей человека, без которых, по его мнению, невозможно поддерживать свою нормальную жизнедеятельность. Иначе, потребность человека — это испытываемая им нужда в чем-то, а мотив — побуждение человека в связи с этой нуждой.

Если рассматривать роль мотивов в структуре деятельности, то можно увидеть, что деятельность определяется мотивами, которые предшествуют возникновению цели деятельности. Мотивы служат побуждением человека к действию, поведению, которые складываются из отдельных операций (частные акты действия). Если попытаться очень условно разделить все теоретические подходы в зависимости оттого, что выступает мотивами, то можно выделить:

- диспозиционный подход к изучению мотивов (поведение человека определяет­ся его внутренними, личностными диспозициями, т. е. потребностями, целями, интересами, установками, желаниями);

- ситуационный подход (поведение зависит от ситуации, от внешних условий, стимулов).

Исследователь Е. П. Ильин рассматривает мотив как сложное психологическое образование, в качестве основных компонентов включающее потребностный блок, блок «внутрен­него фильтра» и целевой блок. Потребностный блок образуют биологические и социальные потребности, а также то, что связано с осознанием долга, необходимости осуществления чего-либо. Содержание блока «внутреннего фильтра» составляют те психические явления, которые позволяют осуществить нравственный контроль (убеждения, идеалы, ценности и т. д.), оценку внешней ситуации, своих возможностей (знаний, умений, качеств) и предпочтений (интересов, склонностей, уровеня притязаний). Целевой блок составляет, с одной стороны, образ предмета, который может удовлетворить потребность, а с другой — образ определенного действия (действий), реализация которого позволяет достичь желаемого.

Мотивация включает:

1.побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность;

2.процесс формирования мотива.

В первом случае определение мотивации совпадает со значением «направлен­ность личности», поэтому мы будем понимать мотивацию в процессуальном значении.

Мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — сложное психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием.

Классификация конфликтов

Горизонтальные конфликты — те, в которых задействованы люди, не связанные тем или иным видом подчиненности, это противоборство равноправных партнеров, находящихся на одном статусном уровне: учителя, школьники, студенты, соседи, сослуживцы и т. п.

Вертикальные конфликты — противостояние разностатусных участников, находящихся на разных ступенях организационно-иерархической лестницы («начальник — подчиненный», «учитель — ученик»).

В зависимости от участников конфликта выделяют внутриличностные, межличностные, личностно-групповые и межгрупповые конфликты.

Внутриличностный конфликт — проявление столкновения различных личностных образований (мотивов, целей, интересов), представленных в сознании индивида соответствующими переживаниями.

Межличностные конфликты — наиболее распространенный тип конфликтных взаимодействий, субъектами которого в данном случае выступают две или более личности, враждующие между собой вследствие своих психологических особенностей и специфики их социального окружения (семья, соседство, коллектив), а также на почве конкурентной борьбы за обладание привилегиями и жизненно важными ресурсами (собственностью, властью, престижем).

Личностно-групповой конфликт своеобразная форма конфликтного взаимодействия, в котором сталкиваются интересы и притязания отдельного индивида, в одной стороны, и группы людей — с другой, и которые чаще всего возникают вследствие того, ожидания группы вступают в противоречия с ожиданиями и стремлениями отдельной личности.

Межгрупповой конфликт —распространенный тип конфликтного противоборства, субъектами которого выступают различные социальные группы (политические, демографические, профессиональные), конкурирующие между собой по различным причинам, в различных условиях формах, с различной степенью напряженности и интенсивности за обладание различными объектами.

Классификации малых групп.

Малые группы могут быть разделены на условные (номинальные) и реальные (действительные).

Условные — это группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы. Иногда выделение таких групп необходимо в исследовательских целях, чтобы сравнить результаты, полученные в реальных группах, с теми, которые характеризуют случайное объединение людей, не имеющих ни постоянных контактов друг с другом, ни общей цели. В противоположность условным группам выделяются реальные, которые представляют собой действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы.

Реальные группы могут быть естественными и лабораторными. Естественными называют группы, которые складываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора. Они возникают и существуют, исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей. В отличие от них лабораторные группы создаются экспериментатором с целью проведения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Они столь же действенны, как и другие группы, но существуют временно — только в лаборатории.

Естественные группы могут быть формальными (официальными) и неформальными (неофициальными). Первых отличает то, что они создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций, вторые возникают и действуют как бы вне этих организаций. Цели, преследуемые официальными группами, задаются извне на основе задач, стоящих перед организацией, в которую данная организация включена. Цели неофициальных групп обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников, могут совпадать и расходиться с целями официальных организаций.

Малые группы подразделяются на референтные и нереферентные. Референтная группа — это любая реальная или условная малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. Нереферентной группой считается такая малая группа, психология и поведение которой чуждо для индивида или безразлично для него.

Все естественные группы можно разделить на высокоразвитые и слаборазвитые. Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия, четкого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы. Вторые представляют собой психологические общности, отвечающие всем перечисленным выше требованиям.

Еще один подход к классификации.

Неорганизованная и случайно организованная группа (номи­нальная группа, конгломерат; зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т. п.) характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства.

Ассоциация — группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно-значимыми целями (группа друзей, при­ятелей).

Кооперация — группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой. Межличностные отношения в та­кой группе носят деловой характер и подчинены достижению требуемого результата в определенном виде деятельности.

Корпорация — группа, объединенная только внутренними це­лями, не выходящими за ее рамки, и стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Иногда корпоративный дух в трудовых или учебных груп­пах может приобретать черты группового эгоизма.

Коллектив — устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой фор­мальных (деловых) и неформальных взаимоотношений.

Настоящий сплоченный коллектив, например учебный, воз­никает не сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов.

29. Феноменология (структура) малой группы.

Основными элементами групповой структуры являются: социальный статус, социальная роль, групповая норма. Кроме того, важными составляющими любой малой группы являются феномены "группового давления" и "групповой сплоченности".

Социальный статус (от лат. Status — положение, состояние) — это положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. Один и тот же человек в различных группах (на работе, в семье, среди друзей) может иметь разный статус. Некоторые статусы предписаны человеку с рождения (пол, национальность, фамилия семьи), другие определяются тем, что человек осуществил в своей жизни (получение специальности, вступление в брак). Наивысшим статусом в малой группе характеризуется ее лидер и руководитель.

Социальной ролью называют ожидаемое поведение человека, обусловленное его статусом. Роль—это круг функций и видов поведения, которые считаются подходящими для данного члена группы и реализуются в определенном социальном контексте.

Поскольку человек исполняет одновременно несколько ролей (в семье, среди друзей и др.), то между ролями могут существовать конфликты. Можно выделить формальные роли, которые определяются в организации, и роли неформальные, которые возникают в процессе взаимодействия людей.

Групповая норма понимается как некоторое правило, регулятор развертывающихся в группе отношений. Нормы, как принятые правила поведения, руководят действиями участников и позволяют применять санкции к неприемлемым для данной общности формам поведения.

Феномен группового давления. Его часто в социальной психологии именуют феноменом конформизма. Само слово "конформизм" в обычном языке означает "приспособленчество" и на уровне обыденного сознания приобретает

Функционирование групп зависит во многом от согласия их членов относительно каких-то фундаментальных жизненных ценностей. Различают внешнюю конформность ("подчинение"), когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, и внутреннюю (подлинный конформизм, "идентификация"), когда индивид действительно усваивает мнение большинства

Противоположным конформности являются понятия "независимость" или "самостоятельность позиции. Дальнейшие исследования феномена конформности привели к выводу о том, что давление на индивида может оказывать не только большинство группы, но и меньшинство. В соответствии с этим стали выделять два вида группового влияния: нормативное (давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом группы как норма) и информационное (давление оказывает меньшинство, и член группы рассматривает его лишь как информацию, на основе которой он должен сам осуществить свой выбор).

Феномен групповой сплоченности. Курт Левин (1947) определяет групповую сплоченность как "тотальное поле сил, формирующее у участников чувство принадлежности к группе и желание в ней остаться". Большинство исследователей придерживаются мнения, что основой групповой сплоченности является эмоциональная сторона системы межличностных отношений в группе. Социометрия симпатий и антипатий позволила даже предложить специальный "индекс групповой сплоченности" как формальную характеристику малой группы. Иногда сплоченность анализируется на основе частоты и прочности коммуникативных связей, обнаруживаемых в группе. Существует ряд работ, которые в изучении феномена сплоченности придают особое значение характеру групповых целей.

 

 

Динамические процессы в малой группе. Образование малых групп.

В группах протекают следующие динамические процес­сы:

- давление на членов группы, способствующее их конфор­мизму и внушаемости;

- формирование социальных ролей, распределение группо­вых ролей;

- изменение активности членов: возможны феномены фасилитации — нарастание энергии человека в присутствии других людей; феномены ингибиции — затормаживание поведения и деятельности под влиянием других людей, ухудшение самочувствия и результатов деятельности че­ловека в ситуации, когда за ним наблюдают другие люди;

- изменение мнений, оценок, норм поведения членов груп­пы: феномен «групповая нормализация» — формирование усредненного группового стандарта-нормы;

- феномен «групповой поляризации, экстремизации» — при­ближение общегруппового мнения к какому-то полюсу континуума всех групповых мнений, часто «сдвиг к риску», когда групповое решение является более рискован­ным, чем решение, принимаемое индивидуально; феномен подчинения авторитету в сочетании с феноме­ном атрибуции ответственности, когда человек приписы­вает ответственность за все происходящее другим лицам, лидеру, начальству, а не себе.

Социальная фасилитация проявляется в том, что при­сутствие других возбуждает, и это социальное возбуждение усиливает доминирующую реакцию человека, в результате чего он лучше выполняет простые и хорошо знакомые действия в присутствии других людей, напри­мер, велогонщики показывают лучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером. В сложных задачах, где правильный ответ не напрашивается сам со­бой, присутствие людей и возникшее в связи с этим воз­буждение приводит к неправильной реакции, к ухудшению деятельности, к ингибиции. Социальная фасилитация показывает, что группа мо­жет возбуждать людей, а социальная леность демонстриру­ет, что в группе ответственность может размываться, а когда возбуждение и размывание ответственности комби­нируются, то нормативное сдерживание значительно осла­бевает, и вместе люди начинают делать то, что они не стали бы делать в одиночку, вплоть до преступных дей­ствий: происходит феномен деиндивидуализации — потери самоосознания и чувства личной ответственности людей в ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не кон­центрируют внимание на отдельном человеке.

Группа людей вынуждена искать согласие между члена­ми, чтобы обеспечить взаимодействие людей и функцио­нирование группы. Групповая активность означает, что люди действуют вместе определенным образом, что между ними существует некое разделение труда и что налицо опреде­ленное взаимное приспособление различных линий инди­видуального поведения. В группе постепенно складываются групповые настроения, групповые мнения, групповые цели, групповые нормы поведения, групповые ритуалы. Эти фе­номены взаимодействия объединяют людей, как бы упо­добляя их друг другу.

Социальное влияние имеет место в том случае, если в результате взаимодействия повторный ответ человека на некую проблему более сближается с ответом другого чело­века, чем с собственным первоначальным ответом, т. е. по­ведение одного человека становится подобным поведению других людей.

В связи с проблемой социального влияния следует раз­личать конформность и внушаемость. Конформность — под­верженность человека групповому давлению, изменение своего поведения под влиянием других лиц, сознательная уступчивость человека мнению большинства группы для избежания конфликта с ней. Внушаемость, или суггестия — непроизвольная податливость человека мнению других лиц или группы (человек и сам не заметил, как изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой, ис­кренне).

Различают: а) внутреннюю личную конформность (ус­ваиваемая конформная реакция) — мнение человека действительно меняется под воздействием группы, человек соглашается, что группа права, и изменяет свое первона­чальное мнение в соответствии с мнением группы, впо­следствии проявляя усвоенное групповое мнение, поведение и при отсутствии группы; б) демонстративное согласие с группой по разным причинам, чаще всего, чтобы избежать конфликтов, неприятностей лично для себя или близких людей, при сохранении собственного мнения в глубине души (внешняя, публичная конформность).

 

Образование: сущность, свойства, виды.

Образование в буквальном смысле –

• создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной взрослой степенью

• процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков.

Образование как система – специальное организованное взаимодействие культуры. Образование – воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров.

Национальная система образования включает:

1) участников образовательного процесса

2) образовательные стандарты

3) учебные планы

4) учебные программы

5) учреждения образования и другие организации

6) госорганы управления образованием, включая министерство образования, управления и отделы образования МИРО.

Современное образование развивается в различных направлениях.

Свойства образования:

1) гуманизация – ориентирование образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений, взаимного уважения учащихся и педагогов, основанное на уважении прав каждого человека, на сохранении и укреплении здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала

2) гуманитарное – ориентация на освоение социального обитания, независимо от его уровня и типа, позволяет с готовность решать главные социальные проблемы на благо и во имя граждан, свободно общаться с людьми разных национальностей и народов и т.д.

3) дифференциация – ориентация образовательных учреждений на достижение учащимися, студентами при их умении удовлетворения и развития интереса, способности всех участников общественного процесса

4) диверсификация – широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ, госорганов

5) стандартизация – реализация государственных образовательных стандартов: набор обязательных дисциплин с чисто образовательным объемом

6) многовариативность – создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулированию учащихся

7) многоуровневость

8) индивидуализация – учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и внимательность во всех формах взаимодействия с ними в процессе образования и воспитания

9) информационность – широкое использование техники и технологий

10) непрерывность – процесс постоянного самообразования. Вид современного образования определяется типом образовательно-воспитательной системы, от качества освоения культурных ценностей, достижений науки и техники

В результате выделяют виды образования:

1) по типу и качеству основных научных знаний: биологические, математические и т.д.

2) по виду доминирования содержания

• гуманитарные и научные

• теоретические и прикладные

3) по виду и мастерству освоения человеческой деятельности

• музыкальные

• художественные

• медицинские

4) по типу освоения культурных ценностей

• классические

• религиозные

• художественно-эстетические

5) по масштабу освоения культурных ценностей человеческого общества:

• национальное

• отечественное

• европейское

 

42. Система образования в Республике Беларусь.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании» (2002) государственная образовательная политика основывается на принципах:

- приоритетности образования;

- обязательности общего базового образования;

- осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию;

- доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования;

- преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования;

- национально-культурной основы образования;

- приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;

- научности;

- экологической направленности образования;

- демократического характера управления образованием;

- светского характера образования.

Согласно Закону каждый гражданин Республики Беларусь имеет право на получение образования.

Основными языками обучения и воспитания в учреждениях образования Республики Беларусь являются белорусский и русский. Государство гарантирует гражданам право выбора языка обучения и воспитания. Национальная система образования включает:

1.участников образовательного процесса;

2.образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;

3.учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования;

4.государственные органы управления образованием, включающие Министерство образования Республики Беларусь, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов (республиканского, регионального, местного уровней управления).

Согласно Закона образование в нашей стране подразделяется на основное и дополнительное.

Основное образование в республике функционирует на следующих уровнях: дошкольное; общее базовое; общее среднее; профессионально-техническое; среднее специальное; высшее; послевузовское.

Дополнительное образование направлено на расширение возможностей в интеллектуальном, эстетическом, нравственном и физическом развитии личности при получении основного образования

Специальное образование (для учащихся, имеющих психофизические особенности) может осуществляться на всех уровнях основного образования.

В системе образования функционируют учреждения образования, к которым относят:

- дошкольные учреждения;

- учреждения, обеспечивающие получение начального, базового, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также получение специального образования для лиц с особенностями психофизического;

- учреждения внешкольного воспитания и обучения;

- социально-педагогические учреждения;

- специальные учебно-воспитательные учреждения;

- научно-исследовательские учреждения, занимающиеся изучением проблем обучения и воспитания, управлением образовательными системами и их проектированием; разработкой и внедрением инновационных педагогических технологий.

Дошкольное образование призвано обеспечить полноценное развитие ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, подготовку к получению основного образования на последующих уровнях.

Дошкольное образование включает следующие ступени: первая раннего возраста (до одного года); вторая раннего возраста (от одного года до двух лет); первая младшая (от двух до трех лет); вторая младшая (от трех до четырех лет); средняя (от четырех до пяти лет); старшая (от пяти до шести лет).

Общее среднее образование призвано обеспечить духовное и физическое становление личности, подготовку молодого поколения к полноценной жизни в обществе, воспитание гражданина Республики Беларусь, овладение основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование у него нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни.

Структура общеобразовательной средней школы представлена тремя ступенями:

- первая ступень (1—4 классы);



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.102 (0.012 с.)