Семинар: разновидности и функции



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар: разновидности и функции



Семинар(лат. seminarium – рассадник)вид учебных занятий практического характера, направленный на углубленную проработку определенного теоретического материала.

Как вид учебной деятельности семинары появились в Древней Греции Риме еще до нашей эры, но получили широкое распространение только в ХVІІ веке в Западной Европе. Тогда же они стали широко применяться и в учебных заведениях на территории Украины, а в ХІХ веке семинарские формы работы стали активно внедряться в общеобразовательных школах.

В ходе педагогической практики выделились следующие разновидности семинарских занятий:

1) Просеминары: они играют вступительную, подготовительную роль (34 просеминара в начале курса) и представляют собой аудиторную работу студентов под руководством педагога, направленную на овладение умениями и навыками самостоятельной работы по подготовке к непосредственному участию в семинарах.

2) Семинары, которые по методике проведения представляют собой обсуждение, дискуссию в пределах обсуждаемой проблемы. Обсуждение должно носить творческий характер с четкой и убедительной аргументацией. Дискуссия помогает участникам семинара приобрести более совершенные знания, проникнуть в суть изучаемых проблем, выработать методологию, овладеть методами анализа социально-экономических процессов. Семинары могут проводиться в следующих формах:

– вопросов и ответов;

– развернутая беседа с предварительной подготовкой заданий;

– коллективное чтение и комментирование текстов;

– устные ответы студентов с последующим обсуждением;

– дискуссия по предварительно заданной теме;

– защита письменных рефератов студентов;

– семинар-конференция с докладами и ответами на вопросы;

– итоговая теоретическая конференция со студентами всего потока;

– проблемный семинар по разрешению проблемных ситуаций;

– пресс-конференция: сообщения по узловым вопросам и обсуждение;

– семинар – «мозговой штурм» с выработкой рекомендаций.

3) Спецсеминары, которые предусмотрены для студентов старших курсов и направлены на формирование у студентов умений и навыков научной работы.

Кафедры утверждают и разрабатывают их тематику, составляют программы с четким определением узловых тем, основной литературы.

За студентами закрепляются конкретные темы (можно одну тему поручать 23 студентам). Составляется календарный план подготовки материалов. Студенты выступают с докладами, знакомятся с технологическими картами, обсуждают определенные аспекты проблемы. При подготовке к таким семинарам они конспектируют необходимые материалы, читают рекомендованную литературу.

Семинарские занятия как вид учебной работы в высшей школе выполняет следующие функции:

познавательная: углубление, конкретизация, систематизация знаний, полученных на лекции и во время самостоятельной работы;

контрольная: контроль за качеством усвоения студентами материала;

деятельная: развитие навыков самостоятельной работы, мотивация к научному поиску.

Семинарские занятия способствуют:

▪ активизации познавательной деятельности студентов;

▪ формированию самостоятельности суждений;

▪ умению отстаивать собственное мнение, аргументировать его на основе научных фактов;

▪ развитию логического мышления;

▪ формированию убеждений;

▪ овладению культурой толерантности;

▪ социальному становлению личности.

Семинарские занятия выполняют следующие задачи:

1) образовательные;

2) развивающие;

3) воспитывающие.

В педагогической практике выделяются следующие виды семинаров:

1. Самой распространенной формой является вопросно-ответная форма семинарского занятия в виде беседы.

2. Семинар-диспут ориентирован на обсуждение проблемных вопросов, имеющих многовариантные решения. Один вид дискуссии ориентируется на учебное знание, другой – на научное, когда существуют различные точки зрения, подходы к решению проблемы. Для организации дискуссии уместно использовать теорию спора.

3. Реферативная форма. Рефераты полезны по узким проблемам. Руководитель предлагает тему, литературу.

4. Семинарское знание может пройти в форме письменного задания. Это может быть тестирование, вопросы с развернутыми ответами, сочинение. Этот вид работы дает студентам свободу при ответе, развивает логическую и языковую культуру.

5. Игровой метод. Моделируется проблемная ситуация. На основе приобретенного опыта и развития личностных качеств формируются профессиональные навыки.

6. Коллоквиум, на котором проверяется самостоятельной работы студентов. На коллоквиуме проверяются знания – в диалоге, дискуссии, в свободном обмене мнениями.

В качестве основных форм учебной работы на семинаре могут быть следующие: анализ первоисточников, комментарии, рецензия, пресс-конференция, дискуссия, ролевые игры и кейс-методики.

10.2.Алгоритм методики проведения семинара

На семинаре преподаватель организовывает дискуссию по заранее определенным темам, по которым студенты готовят тезисы ответов или индивидуально выполненные рефераты-доклады. Такие семинары называются семинарами-дискуссиями.

Семинары-практикумы посвящены обсуждению разных вариантов решения практических ситуационных задач.

Алгоритм методики проведения семинара включает:

▪ сообщение темы за 23 недели до проведения семинара;

▪ доведение до студентов цели и задач семинарского занятия;

▪ план семинара;

▪ сообщение списка литературы с комментарием;

▪ выделение рефератов, докладчиков, содокладчиков и иногда оппонентов;

▪ консультация преподавателя;

▪ прослушивание реферата или доклада.

С целью успешной организации семинара необходимо нацелить студентов на следующие виды учебной работы:

– заслушивание реферата, доклада;

– вопросы участникам семинара;

– выступление студентов по теме выслушанного реферата;

– необходимые пояснения преподавателя по ходу занятия;

– заключительное слово автора реферата;

– заключительное слово педагога, проводившего семинар;

– оценочные суждения преподавателей.

Одна из главных дидактических задач преподавателя на семинаре – наблюдение за ходом занятия, его педагогический анализ и систематизация знаний, выводов, подготовка заключения.

Процесс подготовки преподавателя к семинарскому занятию имеет ряд этапов:

– формулирование темы, дидактической цели;

– подбор методического обеспечения;

– определение конкретных вопросов, рекомендация приемов и методов работы с первоисточниками;

– выделение узловых вопросов, научная аргументация теоретических положений;

– организация выступлений студентов, рекомендации по культуре ведения дискуссий;

– оценка работы по кредитно-модульной системе

По своей структуре семинар начинается со вступительного слова преподавателя, в котором кратко излагаются место и значение обсуждаемой темы в данной дисциплине, напоминаются порядок и направления ее обсуждения, конкретизируется ранее известный обучающимся план проведения занятия. После этого начинается процесс обсуждения вопросов обучающимися. Завершается занятие заключительным словом преподавателя. Учитывая непродолжительное время, отводимое учебным планом на проведение семинаров (1 час 20 минут – 2 часа), следует определять длительность вступительного и заключительного слова преподавателя.

Проведение семинарских занятий в рамках учебной группы (до 15 человек) позволяет обеспечить активное участие в обсуждении проблемы всех присутствующих. Задача преподавателя – не обойти вниманием пассивных участников семинара, вовлекая их в ход обсуждения дополнительными вопросами, помогающими раскрыть содержание обсуждаемой темы.

По ходу обсуждения темы преподаватель может напомнить, что изучение теории должно быть связано с определением (выработкой) средств, путей применения теоретических положений в практической деятельности, например, при выполнении функций государственного служащего. В то же время важно не свести обсуждение научной проблемы только к пересказу случаев из практики работы, к критике имеющих место недостатков. Преподаватель не должен допускать выступления «общего порядка», не связанные с обсуждаемой на семинаре темой. Эти действия преподавателя имеют важное значение: учат дисциплине ума, умению выступать по существу, мыслить логически, выделяя главное, критически оценивая предыдущие выступления участников семинара.

В процессе проведения семинара преподаватель и обучающиеся могут использовать разнообразные по своей форме и характеру пособия (от доски с мелом до самых современных технических средств), демонстрируя фактический, в том числе статистический, материал, убедительно подтверждающий теоретические выводы и положения.

Как показывает практика, весьма эффективным способом овладения материалом служит использование на семинаре таких форм обучения, как решение задач, анализ статистического материала, рассмотрение разного рода ситуаций.

Заключительное слово преподавателя зависит от уровня проведения семинара, подготовленности и активности его участников. Оно может быть фрагментарным, указывающим на слабо усвоенные стороны обсуждаемой проблемы, или логически кратко воспроизводящим все важнейшие вопросы темы. Последнее следует использовать в том случае, если у преподавателя сложится впечатление, что обучающиеся не представляют отдельные разделы темы как взаимосвязанные составные части единой проблемы. Важно отметить, по результатам работы семинара, что хорош о усвоено, а над чем следует дополнительно поработать.

В целях эффективности семинарских занятий необходима обстоятельная подготовка к их проведению как со стороны кафедры и преподавателей, так и обучающихся. Кафедра в начале семестра (учебного года) должна обеспечить обучающихся методическими материалами для своевременной подготовки их к активным формам занятий, в том числе и к семинарам. Во время лекций, связанных с темой семинарского занятия, следует обратить внимание обучающихся на то, что необходимо дополнительно изучить при подготовке к семинару (новые официальные документы, статьи в периодических журналах, вновь вышедшие монографии и т. д.).

Эффективность семинарского занятия зависит также и от умения преподавателя обеспечить логическое развитие обсуждения проблемы, вовлечения всех обучающихся в процесс активного обсуждения темы. При этом многое зависит от учета преподавателем состава участников семинара, уровня их подготовки в области данной науки, их интересов. Решающим условием результативности семинара является самостоятельная работа обучающихся, полнота их подготовки к занятию, степень изучения не только лекционного материала, но и рекомендованной учебной и научной литературы.

Во время оценивания качества семинарского занятия, а также в ходе подготовки к нему необходимо использовать следующие критерии:

целенаправленность: выдвижение проблемы, попытки соединить теоретический материал с его практическим использованием в будущей профессиональной деятельности;

планирование: выделение основных вопросов, связанных с профильными дисциплинами; наличие новинок в списке литературы;

организация семинара: умение организовать и поддержать дискуссию, конструктивный анализ всех ответов студентов, заполненность учебного времени обсуждением проблем; поведение самого преподавателя;

стиль проведения семинара: оживленный, с постановкой острых вопросов, с дискуссией или скучный, вялый, не вызывающий интереса;

отношение преподавателя к студентам: уважительное, уравновешенное, в меру требовательное или равнодушное, попустительское;

отношение студентов к преподавателю: уважительное или равнодушное, критическое;

▪ управление группой, контакт с группой, уверенность, свободное общение, целесообразность требований, обоснованность замечаний, вовлечение в работу всех студентов; эмоциональная окрашенность и тон речи;

комментарии и итоги преподавателя: квалифицированные, доказательные или, наоборот, неквалифицированные, несущественные, не содержащие теоретических обобщений;

записи студентов: делают систематически, иногда записывают, не ведут конспект.

 

Самостоятельная работа в высшей школе: формы и методы организации и контроля

 

Одной из важнейших проблем, стоящих перед высшей школой, является повышение качества подготовки специалистов. Студент и выпускник высшего учебного заведения должен не только получать знания по предметам программы, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, методами исследовательской работы, но и уметь самостоятельно приобретать новые научные сведения.

Современный специалист должен уметь оперативно принимать нешаблонные решения, действовать самостоятельно, творчески. Поскольку именно самостоятельность становится профессионально необходимым качеством личности любого специалиста, то подготовка будущих специалистов в вузе должна ориентироваться на формирование у студентов самостоятельности, а не только на репродуктивную исполнительскую деятельность с овладением определенной суммы знаний и учений.

Выражением самостоятельности личности являются ее действия, поступки, высказывания, оценка личностью окружающих и самой себя. Самостоятельность соотносится с самореализацией личности, с ее активностью относительно внутренних мотивов, без внешнего принуждения, с относительной независимостью. Самостоятельность это интегративное качество личности, заключающееся в способности и потребности принимать и реализовывать решения по собственной инициативе и нести за них ответственность.

Самостоятельная работа – учебная деятельность студента, которая планируется, выполняется по заданиям, при методическом руководстве и под контролем преподавателя, но без его прямого участия.

Необходимость развития системы самостоятельной работы обусловлена следующими причинами:

социально-экономические условия развития общества;

модернизация профессионального образования;

прирост объемов научной информации;

новые требования к студентам со стороны потенциальных работодателей.

В отношении самостоятельной работы в вузе сложились две концепции самостоятельной деятельности студентов:

1. Умение самостоятельно мыслить и действовать необходимо формировать с помощью специальных курсов и дисциплин.

2. Развитие самостоятельности происходит в течение всех лет обучения в вузе, в ходе учебных занятий.

Управленческий аспект организации самостоятельной работы студентов предполагает обеспечение конкретных функций в зависимости от уровня:

1) уровень высшего учебного заведения (факультета) – функция планирования;

2) уровень отдельного курса – функция координации параллельно изучаемых предметов;

3) уровень изучаемого предмета – функция дидактической и методической деятельности преподавателя (кафедры).

В вузе выделяются следующие виды учебной работы: лекции, семинары, практические, лабораторные работы, индивидуальные задания, педагогическая практика, подготовка рефератов, курсовых, дипломных работ и т. д. Все они требуют от студента напряженного самостоятельного труда. Великий чешский педагог Ян Амос Коменский на титульном листе своей книги «Большая дидактика» написал: «Альфой и омегой нашей дидактики пусть будут поиски и открытия средства, согласно которому те, кто учит, меньше бы учили, а ученики больше бы учились».

Репродуктивная самостоятельная работа не может быть достаточно эффективной во время формирования самостоятельности как профессионального качества личности. Необходимо не только умение работать без посторонней помощи, но и способность решать целостные задачи, содержащие все компоненты деятельности человека:

‒ осознание и формулирование проблем и задач;

‒ определение целей и составление плана решения;

‒ анализ, прогнозирование и приятие (выбор) решения, его практическую реализацию;

‒ контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

‒ постановка новых целей и задач, направленных на дальнейшее усовершенствование окружающего мира и самого себя.

Отсутствие любого из этих компонентов не позволяет формировать самостоятельность как личностное качество любого специалиста.

Важнейшим и доминирующим компонентом самостоятельности является принятие решения. Эта способность основывается на понимании сущностного умения сравнивать, осуществлять анализ, синтез и обобщения, классифицировать, планировать, делать умозаключения, организовывать свою деятельность. Уверенность личности в истинности знаний, правильности своей позиции ведет к готовности ее доказательно защищать, отстаивать в дискуссионных и конфликтных ситуациях.

Обучать студентов стратегии и тактике самостоятельного принятия решения на первом этапе можно с помощью проблемного обучения, учебных дискуссий и решения практических задач проблемного характера (кейс-стади).

Эффективным способом включения студентов в самостоятельную деятельность и процесс принятия решений являются дискуссии. Причем важно, чтобы каждый студент обязательно определял свою позицию, собственное отношение к проблеме, его обоснование и аргументированную защиту.

Очень полезно для будущих специалистов исполнение студентами по очереди обязанностей руководителя семинара, когда они ведут семинар, следят за регламентом, организовывают обсуждение, проводят коллективный анализ и оценку работы, причем на основе принципа сотрудничества с преподавателем.

Способствует развитию самостоятельности и установление субъект-субъектных отношений между преподавателем и студентом, что требует опоры на принцип ролевого участия. С помощью использования имитационно-моделирующих игр студенты получают возможность принимать решения при выборе сложности задания, методов овладения материалом, личностно и практически значимого содержания. Но главное это необходимость высказывать и защищать свои идеи, проявлять самостоятельность в действиях и поведении во время игры. Для самостоятельной работы студентов можно предложить студентам такие игры и задания, как «бой ораторов», «конкурс ситуаций», «пресс-конференция», «презентация новых технологий», «выборы директора», «конкурс менеджеров» и т. п.

На старших курсах студентов целесообразно включать в научно-исследовательскую работу, которая предусматривает принятие самостоятельных решений во время проведения диагностического эксперимента, написания и защиты научных статей, проектов. Студенты могут объединиться в исследовательскую группу и принимать участие в «мозговом штурме», «ролевой игре», «дискуссии без лидера» и других формах работы, способствующих самостоятельному принятию решений.

Среди направлений организации самостоятельной работы выделяются следующие:

w формирование и развитие у студентов умений и навыков самостоятельной работы;

w планирование и организация самостоятельной работы студентов в процессе обучения;

w организация систематического контроля;

w консультирование студентов;

w организация учета, анализа, поощрения и активизации самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа как педагогическое явление в высшей школе имеет следующие характерные черты:

самостоятельная работа определяется большинством исследователей как вид познавательной деятельности обучаемых на уроке и дома; ее выполнение осуществляется по заданию учителя, но без его непосредственного участия;

самостоятельная работа способствует формированию таких важных черт личности, как самостоятельность, познавательная активность, творческое отношение к труду и др.;

при самостоятельной работе цель каждого задания должна быть осознана, т. е. для выполнения учащиеся опираются на свои знания, предметные умения, опыт в изучении данной дисциплины, а также умения пользоваться средствами обучения;

самостоятельная работа требует наличия у учащихся некоторых общеучебных умений, способствующих ее рациональной организации:

‒ умение планировать эту работу, четко ставить систему задач, вычленять среди них главные;

‒ умело избирать способы наиболее быстрого, экономного решения поставленных задач;

‒ осуществлять оперативный контроль за выполнением задания;

‒ своевременно вносить коррективы в самостоятельную работу;

‒ анализировать общие итоги работы;

‒ сравнивать результаты с намеченными в начале ее, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе.

Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. Существуют следующие виды контроля:

▪ входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения очередной дисциплины;

▪ текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях;

▪ промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса;

▪ самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;

▪ итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена;

▪ контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.

К методам стимулирования самостоятельной работы относятся следующие:

– создание заинтересованности изучаемой дисциплиной у студента;

– соревновательный дух;

– связь изучаемой теории с практикой;

– «пряник»: оценка, баллы;

– «кнут»: угроза незачета, выговор.

В последние годы наряду с традиционными формами контроля – коллоквиумами, зачетами, экзаменами достаточно широко вводятся новые методы. В первую очередь. следует отметить рейтинговую систему контроля, применяемую во многих вузах. Использование рейтинговой системы позволяет добиться более ритмичной работы студента в течение семестра, а также активизирует познавательную деятельность студентов путем стимулирования их творческой активности. Введение рейтинга может вызвать увеличение нагрузки преподавателей за счет дополнительной работы по структурированию содержания дисциплин, разработке заданий разного уровня сложности и т. д.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.203.87 (0.016 с.)