Основные формы научного познания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные формы научного познания



 

Применение различных методов научного познания дает возможность получить научное знание, но это знание возникает не сразу в готовом виде, а развивается постепенно в процессе познания в различных формах.

Для научного познания, прежде всего характерны такие формы, как эмпирический факт, проблема, идея, гипотеза, теория.

Фундаментом всего знания в каждой науке является фактический материал или конкретные факты. Фактом (от лат. factum – осуществленное, сделанное) называют событие, явление, процесс, которые имеют место в объективной действительности и являются объектом исследования. Факт представляет собой зафиксированное в предложении эмпирическое знание.

В научном познании совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания теорий. Задачей научной теории является описание фактов, их объяснение, а также предсказание ранее неизвестных фактов. Факты играют важную роль в проверке, подтверждении и опровержении теорий: соответствие фактам – одно из существенных требований к научным теориям. Расхождение теорий с фактами рассматривается как существенный недостаток теоретической системы знания.

В понимании природы фактов в современной философии науки выделяются две основных тенденции: фактуализм и теоретизм. Если первая из них подчеркивает независимость и автономность фактов относительно различных теорий, то вторая, наоборот, утверждает, что факты полностью зависят от теории и при смене теорий происходит изменение всего фактуального базиса науки. Неверно как абсолютное противопоставление фактов теории, так и полное растворение фактов в теории.

В результате намерения объяснить явление, найти его причины возникает научная проблема. Научное исследование всегда представляет собой цепь следующих одна за другой проблем.

Проблема – это теоретический или практический вопрос, который нуждается в своем решении, изучении и исследовании.Толчком к созданию научной проблемы служат новые факты, которые возникают на практике; они не укладываются в существующую систему знаний и поэтому требуют для своего объяснения новых идей.

Формирование проблемы – это важный момент развития научного знания, потому что в правильной постановке проблемы уже содержится ключ к ее решению. Неверная ее постановка является одной из причин возникновения вымышленных проблем (псевдопроблем), противоречащих фактам и законам. И такие проблемы практически не разрешимы. В силу комплексного характера многих проблем современного естествознания и социальных наук большую значимость для анализа построения и динамики проблем приобретают системные методы.

Одной из важных форм развития научного знания является идея (от греч. ἰδέα – вид, образ), которая будучи активным, опосредствующим звеном в развитии действительности создает новые, ранее не существовавшие формы реальности. Под идеей понимается также форма развития научного знания, когда в виде идей формируются некоторые обобщения, теоретические знания, объясняя сущность, закономерность явлений.

В науке идеи не только подытоживают опыт предыдущего развития знания в той или иной области, но и служат основанием, на котором знания синтезируются в некоторую целостную систему. Идеи выполняют роль активных эвристических принципов объяснения явлений, поисков новых путей решения проблем.

Ведущая идея для систематического освещения предметов и явлений получила в теории познания название «концепция». Концепция (от лат. conceptio –понимание, система)– определенный способ понимания, трактовки любого явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, ведущая идея для их систематического толкования. Этот термин употребляется также для обозначения ведущего мнения, конструктивного принципа в научной, художественной, технической, политической и др. деятельности.

Огромную роль в развитии научного знания играет такая форма теоретического мышления, как гипотеза (от греч. ὑπόθεσις –основа, предположение), т. е.научно обоснованное предположение о существовании явлений, о внутренней структуре или функциях явлений, о причинах возникновения и развитии явлений, достоверность которых на современном этапе производства и науки не может быть проверена и доказана. Гипотеза представляет собой форму вероятностного знания, так как она является высказыванием, истинность и ошибочность которого еще не установлена.

В процессе развития научного знания гипотеза используется:

w когда известные факты недостаточны для объяснения причинной зависимости явлений и существует потребность в их объяснении;

w когда факты сложные и гипотеза может принести пользу как получение, построение знаний в данный момент, как первый шаг к их объяснению;

w когда причины фактов недоступны для опыта, но действия и последствия их могут быть изучены.

Как форма научного познания гипотеза в своем развитии проходит четыре стадии:

▪ накопление фактического материала, его описание и изучение;

▪формирование гипотезы о причинных связях явлений;

▪проверка полученных выводов на практике;

▪преобразование гипотезы в достоверную теорию или же отрицание ранее существующей гипотезы и выдвижение новой.

Важным требованием научной гипотезы является также возможность ее практической проверки. Если фактические данные подтверждают выдвинутую гипотезу, то она превращается в окончательный диагноз, который следует рассматривать как специфическую форму познания.

Проверяемость гипотезы заключается в том, что ее теоретические последствия и выводы сопоставляются с результатами опытов. При этом опыт не сразу может подтверждать гипотезу. От возникновения гипотезы к превращению ее в доказательство нередко проходит значительное время. Степень вероятности гипотезы тем выше, чем разнообразнее и многочисленнее исследования, которые подтверждаются опытом. При достаточных условиях вероятности гипотеза теоретически и практически граничит с достоверностью.

Проверенная и доказанная на практике гипотеза переходит в разряд достоверных истин и становится научной теорией.

Тесная, неразрывная связь гипотезы, теории, закона и практики раскрывается в ходе научного исследования. Теория является наиболее развитой формой научного познания.

Теория –это система обобщенного знания, основных научных идей, законов и принципов, которые отображают определенную часть окружающего мира, а также материальную и духовную деятельность людей. Термин «научная теория» используется и в более узком понимании, как совокупность понятий и суждений относительно некоторой предметной области, объединенных в единую истинную, достоверную систему знаний с помощью определенных логических принципов.

В созерцательном, теоретико-познавательном плане под теорией понимают систему знаний, которая описывает и объединяет совокупность явлений некоторой области действительности и приводит открытые в этой сфере законы к единому объединительному основанию. В этом плане научная теория как система знания характеризуется некоторыми признаками:

предметность (все понятия и утверждения должны относиться к одной и той же предметной области);

адекватность и полнота описания объективной действительности (теория должна описывать все существующие ситуации в соответствующей предметной области);

интерпретируемость (однозначное и определенное раскрытие сущности и содержания используемых теорией терминов);

проверяемость (установление соответствия содержания утверждений теории свойствам и отношениям реальных систем);

истинность и достоверность основных утверждений теории.

Научная теория развивается под воздействием разных стимулов, внутренних или внешних. Внешние стимулы – это противоречия теории и опыта. Внутренние стимулы представляют собой обнаруженные в составе теории нерешенные задачи. Как те, так и другие побуждают развитие теории, что может осуществляться в трех основных формах:

1) в интенсификационной форме, когда происходит углубление наших знаний без изменения области применения теории;

2)в экстенсификационной, когда происходит расширение использования теории без существенных изменений ее содержания. Примером этого может служить распространение теории электромагнетизма на сферу оптических явлений;

3) в комбинированной, экстенсификационно-интенсификационной. Таким по форме является процесс дифференциации научных теорий.

В развитии теории могут быть выделены два относительно самостоятельных этапа:

1. Эволюционный, когда теория сохраняет свою качественную определенность.

2. Революционный, когда осуществляется слом ее основных исходных оснований, компонентов, математического аппарата, методологии. В конечном итоге такой скачок в развитии теории знаменует создание новой теории.

Действительная, зрелая теория представляет собой не просто сумму связанных между собой знаний, но и содержит определенный механизм построения знания, внутреннего развертывания теоретического содержания, воплощает некоторую программу исследования; все это создает целостность теории как единой системы знания.

К основным принципам построения научной теории относятся следующие:

Принцип детерминизма, будучиобщенаучным, организует построение знания в конкретных науках. Детерминизм выступает, прежде всего, в форме причинностикак совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени какому-либо событию и вызывают его.

Принцип соответствия означает, в частности, и преемственность научных теорий. На необходимость следования принципу соответствия приходится обращать внимание исследователей, поскольку в последнее время в гуманитарных и общественных науках (в том числе, в педагогике) стали появляться работы, особенно выполненные людьми, пришедшими в эти отрасли науки из других, «сильных» областей научного знания, в которых делаются попытки создать новые теории, концепции и т. п., мало связанные или никак не связанные с прежними теориями. Так, например, во многих педагогических исследованиях последнего времени, посвященных различным образовательным, информационным технологиям в обучении, педагогическим техникам и т. д., новые построения вообще никак не соотносятся с традиционными для педагогики понятиями: педагогический процесс, дидактика, методика, методы, средства обучения и т. п. Новые теоретические построения бывают полезны для развития науки, но если они не будут соотноситься с прежними, то ученые в скором времени вообще перестанут понимать друг друга.

Принцип дополнительности. Этот принцип был впервые сформулирован Н. Бором: воспроизведение целостности явления требует применения в познании взаимоисключающих «дополнительных» классов понятий. Принцип дополнительности существенно повернул весь строй науки. Если классическая наука функционировала как цельное образование, ориентированное на получение системы знаний в окончательном и завершенном виде, на однозначное исследование событий, на исключение из контекста науки влияния деятельности исследователя и используемых им средств, на оценку входящего в наличный фонд науки знания как абсолютно достоверного, то с появлением принципа дополнительности ситуация изменилась:

– Во-первых, включение субъектной деятельности исследователя в контекст науки привело к изменению понимания предмета знания – им стала теперь не реальность «в чистом виде», а некоторый ее срез, заданный через призму принятых теоретических и эмпирических средств и способов ее освоения познающим субъектом.

– Во-вторых, взаимодействие изучаемого объекта с исследователем (в том числе посредством приборов) не может не привести к различной проявляемости свойств объекта в зависимости от типа его взаимодействия с познающим субъектом в различных, часто взаимоисключающих условиях. А это означает правомерность и равноправие различных научных описаний объекта, в том числе различных теорий, описывающих один и тот же объект, одну и ту же предметную область. Поэтому, очевидно, булгаковский Воланд и говорит: «Все теории стоятодна другой».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.74.227 (0.014 с.)