Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретический уровень научного знания: гипотеза, теория, законы науки.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Н познание есть целостная развивающаяся sys, имеющая довольно сложную структуру, выраж-ю собой ед-во устойчивых взаимосвязей м-ду элементами данной sys. В структуре Н знан существуют элементы, не укладывающиеся в традиционное понятие науч-ти: философские, религиозные, магические представления; социально-психологические стереотипы, интересы и потребности; определенные конвенции, метафоры; следы личных пристрастий и антипатий, привычек, ошибок и т.д. Н позн-е включает в себя 4 необход-х комп-та: а) Субъект Н — ключ ее эл-т б) Объект (предмет, предметная область), т.е. то, что именно изучает данная Н или Н дисц. все то, на что направлена мысль исслед-ля, в) Sys методов и приемов, харак-х д данной Н/Н дисц г) Свой специфический, именно для них язык — как естественный, так и особенно искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т.п.). Н как таковая, как целостное развивающееся формообразование, включает в себя ряд частных наук, которые в свою очередь подразделяются на множество научных дисциплин. Выявление стр-ры Н в этом ее аспекте ставит проблему классификации Н. По предм и мет-м познания выделяют Н о прир — естествозн, об об-ве — обществознан (соц, гуманит науки) и о самом познан, мышлен (логика, гносеолог, эпистемолог, когнитолог). Отд-ю группу сост-т технич Н. Каждая группа Н мб подвергнута более подробн членению: в сост естеств-х Н входят механика, физика, химия, геология, биология и др., каждая: из "кот-х подразд-ся на целый ряд отдельн Н дисц. В плане такого критерия, как «основания науки», выделяют 3 осн-х эл-та стр-ры Н познания а.) идеалы и нормы; б) философские основания; в) научная картина мира. Взятые в их взаимосвязи, эти элементы и образуют основания науки. Стр-ра научного познания мб представлена как ед-во 2 его основных уровней — эмпирического и теоретического. Теорет ур Н познаниявключ в себя выдвижение, построение и разработку Н гипотез и теорий; формулир-е законов; выведение логических следствий из законов; сопоставление друг с другом различных гипотез и теорий, теоретическое моделирование, а также процедуры объяснения, предсказания и обобщения. Преоблад-е рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм мышления и "мыслительных операций". Живое созерцание, чувственное познание становится подчиненным (но очень важным) асп-м познавательного процесса. Теор позн отраж явл и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых путем рациональной обработки данных эмпирического знания. На основе эмпирич данных здесь происходит мысленное объединение исследуемых объектов, постижение их сущности, "внутреннего движения", законов их существования, составляющих основное содержание теорий - "квинтэссенции" знания на данном уровне. Важнейшая задача теоретического знания - достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. При этом особенно широко используются такие познавательные приемы и средства, как абстрагирование - отвлечение от ряда свойств и отношений предметов, идеализация - процесс создания чисто мысленных предметов ("точка", "идеальный газ" и т.п.), синтез - объединение полученных в результате анализа элементов в систему, дедукция - движение познания от общего к частному, восхождение от абстрактного к конкретному и др. Н аправленность на себя, внутринаучная рефлексия, т.е. исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата и т.д. На основе теоретического объяснения и познанных законов осуществляется предсказание, научное предвидение будущего. На теоретической стадии Н преоблад(по сравн с живым созерц) рац познание, которое наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление - осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций. Челов-е мышл осущ-ся в теснейшей связи с речью, а его результаты фиксируются в яз как опре-й знаковой sys. Рац (мышл) взаимосвязано не только с чувственным, но и с другими - внерационалъными - формами познания. Большое значение в процессе познания имеют такие факторы, как воображение, фантазия, эмоции и др. Особенно важн роль - интуиция (внезапное озарение) – спос-ть прямого, непосредств-го постиж истины без предварительных логических рассужд и без доказ-в. структурные компоненты теор позн-я: проблема, гипотеза, теория и закон, выступающие вместе с тем как формы, "узловые моменты" построения и развития знания на теоретическом его уровне. Проблема – ф-ма теор знан, содержанием кот-й яв-ся то, что еще не познано че-м, но что нужно познать.?, возникший в ходе познания и требующий ответа. процесс, включающий 2 осн-х момента (этапа движения познания) - ее постановку и решение. Н проблемы следует отличать от ненаучных (псевдопроблем), например, проблема создания вечного двигателя.. Наряду с теоретическими, сущ-т и практич проблемы. Гипотеза – ф-ма теор знан, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в док-ве. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования. Решающ проверка ист-ти гипотезы - практика во всех своих формах. Проверенная и доказанная гипотеза переходит в разряд достоверных истин, становится Н теорией. Теория - наиболее развитая ф-ма Н знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действ-ти: классич механика Ньютона, эволюц теория Ч. Дарвина, т. Относит-ти А. Эйнштейна и др. Любая Т - это целостная развивающаяся sys истинного знания (включающая и элементы заблуждения), кот имеет сложную стр-ру и выполняет ряд функций. основные элементы структуры теории: 1) Исх осн-я 2) Идеализир-й obj - абстрактная модель существен св-в и связей изуч-х предм-в 3) Логика теории - совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания. 4) Философские установки, социокультурные и ценностные факторы. 5) Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответствии с конкретными принципами. Многообразию форм идеализации и соответственно типов идеализированных объектов соответствует и многообразие видов (типов) теорий, которые могут быть классифицированы по разным основаниям (критериям): описательные, математические, дедуктивные и индуктивные, фундаментальные и прикладные, формальные и содержательные, "открытые" и "закрытые", объясняющие и описывающие (феноменологические), физические, химические, социологические, психологические и т.д. Теории опытных (эмпирических) наук - физики, химии, биологии, социологии, истории - по глубине проникновения в сущность изучаемых явлений можно разделить на два больших класса: феноменологические и нефеноменологические. Феноменологические (их называют также описательными, эмпирическими) описывают наблюдаемые в опыте свойства и величины предметов и процессов, но не анализируют их природу. нефеноменологич (объясняющими). не т-ко отображсвязи между явлениями и их свойствами, но и раскрывают глубинный внутренний механизм изуч-х явлений и процессов, их необходимые взаимосвязи, существенные отношения, т.е. их законы. Классиф по точ-ти предсказ: 1) Т, в которых предсказание имеет достоверный характер (многие Т классич механики, физики и химии). 2) предсказание имеет вероятностный характер, который обусловливается совокупным действием большого числа случайных факторов- физика, биол, СГН. теория (независимо от своего типа) имеет следующие основные особенности: 1. Т - это не отдельные взятые достоверные Н полож-я, а их совокуп-ть, целостная развивающаяся sys. Объединение знания в теорию произв самим предметом исследования, его закономерностями. 2. Не всякая совокуп-ть положений об изуч-м предм яв-ся Т. Чтобы превратиться в Т, знан долж достигнуть в своем развит опр-й степени зрелости (когда знание вскрывает причины и законом-ти явл-й. 3. Для Т обязательно обоснование, док-во вход-х в нее положений 4. Т знание долж стрем-ся к объясн-ю как можно более широкого круга явл-й, к непрерывн углублен знан о них. 5. Хар-р Т опред-т степень обосн-и ее определяющего начала, отраж-го фундамен-ю закономер-ть данного предм. 7. Т - это не т-ко готовое знан, но и проц его получ àТ не яв-ся "голым результатом", а должна рассматр-ся вместе со своим возникнов-м и развит-м.
Н познание есть целостная развивающаяся sys, имеющая довольно сложную структуру, выраж-ю собой ед-во устойчивых взаимосвязей м-ду элементами данной sys. В структуре Н знан существуют элементы, не укладывающиеся в традиционное понятие науч-ти: философские, религиозные, магические представления; социально-психологические стереотипы, интересы и потребности; определенные конвенции, метафоры; следы личных пристрастий и антипатий, привычек, ошибок и т.д. Н позн-е включает в себя 4 необход-х комп-та: а) Субъект Н — ключ ее эл-т б) Объект (предмет, предметная область), т.е. то, что именно изучает данная Н или Н дисц. все то, на что направлена мысль исслед-ля, в) Sys методов и приемов, харак-х д данной Н/Н дисц г) Свой специфический, именно для них язык — как естественный, так и особенно искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т.п.). Н как таковая, как целостное развивающееся формообразование, включает в себя ряд частных наук, которые в свою очередь подразделяются на множество научных дисциплин. Выявление стр-ры Н в этом ее аспекте ставит проблему классификации Н. По предм и мет-м познания выделяют Н о прир — естествозн, об об-ве — обществознан (соц, гуманит науки) и о самом познан, мышлен (логика, гносеолог, эпистемолог, когнитолог). Отд-ю группу сост-т технич Н. Каждая группа Н мб подвергнута более подробн членению: в сост естеств-х Н входят механика, физика, химия, геология, биология и др., каждая: из "кот-х подразд-ся на целый ряд отдельн Н дисц. В плане такого критерия, как «основания науки», выделяют 3 осн-х эл-та стр-ры Н познания а.) идеалы и нормы; б) философские основания; в) научная картина мира. Взятые в их взаимосвязи, эти элементы и образуют основания науки. Стр-ра научного познания мб представлена как ед-во 2 его основных уровней — эмпирического и теоретического. Теорет ур Н познаниявключ в себя выдвижение, построение и разработку Н гипотез и теорий; формулир-е законов; выведение логических следствий из законов; сопоставление друг с другом различных гипотез и теорий, теоретическое моделирование, а также процедуры объяснения, предсказания и обобщения. Преоблад-е рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм мышления и "мыслительных операций". Живое созерцание, чувственное познание становится подчиненным (но очень важным) асп-м познавательного процесса. Теор позн отраж явл и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых путем рациональной обработки данных эмпирического знания. На основе эмпирич данных здесь происходит мысленное объединение исследуемых объектов, постижение их сущности, "внутреннего движения", законов их существования, составляющих основное содержание теорий - "квинтэссенции" знания на данном уровне. Важнейшая задача теоретического знания - достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. При этом особенно широко используются такие познавательные приемы и средства, как абстрагирование - отвлечение от ряда свойств и отношений предметов, идеализация - процесс создания чисто мысленных предметов ("точка", "идеальный газ" и т.п.), синтез - объединение полученных в результате анализа элементов в систему, дедукция - движение познания от общего к частному, восхождение от абстрактного к конкретному и др. Н аправленность на себя, внутринаучная рефлексия, т.е. исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата и т.д. На основе теоретического объяснения и познанных законов осуществляется предсказание, научное предвидение будущего. На теоретической стадии Н преоблад(по сравн с живым созерц) рац познание, которое наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление - осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций. Челов-е мышл осущ-ся в теснейшей связи с речью, а его результаты фиксируются в яз как опре-й знаковой sys. Рац (мышл) взаимосвязано не только с чувственным, но и с другими - внерационалъными - формами познания. Большое значение в процессе познания имеют такие факторы, как воображение, фантазия, эмоции и др. Особенно важн роль - интуиция (внезапное озарение) – спос-ть прямого, непосредств-го постиж истины без предварительных логических рассужд и без доказ-в. структурные компоненты теор позн-я: проблема, гипотеза, теория и закон, выступающие вместе с тем как формы, "узловые моменты" построения и развития знания на теоретическом его уровне. Проблема – ф-ма теор знан, содержанием кот-й яв-ся то, что еще не познано че-м, но что нужно познать.?, возникший в ходе познания и требующий ответа. процесс, включающий 2 осн-х момента (этапа движения познания) - ее постановку и решение. Н проблемы следует отличать от ненаучных (псевдопроблем), например, проблема создания вечного двигателя.. Наряду с теоретическими, сущ-т и практич проблемы. Гипотеза – ф-ма теор знан, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в док-ве. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования. Решающ проверка ист-ти гипотезы - практика во всех своих формах. Проверенная и доказанная гипотеза переходит в разряд достоверных истин, становится Н теорией. Теория - наиболее развитая ф-ма Н знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действ-ти: классич механика Ньютона, эволюц теория Ч. Дарвина, т. Относит-ти А. Эйнштейна и др. Любая Т - это целостная развивающаяся sys истинного знания (включающая и элементы заблуждения), кот имеет сложную стр-ру и выполняет ряд функций. основные элементы структуры теории: 1) Исх осн-я 2) Идеализир-й obj - абстрактная модель существен св-в и связей изуч-х предм-в 3) Логика теории - совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания. 4) Философские установки, социокультурные и ценностные факторы. 5) Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответствии с конкретными принципами. Многообразию форм идеализации и соответственно типов идеализированных объектов соответствует и многообразие видов (типов) теорий, которые могут быть классифицированы по разным основаниям (критериям): описательные, математические, дедуктивные и индуктивные, фундаментальные и прикладные, формальные и содержательные, "открытые" и "закрытые", объясняющие и описывающие (феноменологические), физические, химические, социологические, психологические и т.д. Теории опытных (эмпирических) наук - физики, химии, биологии, социологии, истории - по глубине проникновения в сущность изучаемых явлений можно разделить на два больших класса: феноменологические и нефеноменологические. Феноменологические (их называют также описательными, эмпирическими) описывают наблюдаемые в опыте свойства и величины предметов и процессов, но не анализируют их природу. нефеноменологич (объясняющими). не т-ко отображсвязи между явлениями и их свойствами, но и раскрывают глубинный внутренний механизм изуч-х явлений и процессов, их необходимые взаимосвязи, существенные отношения, т.е. их законы. Классиф по точ-ти предсказ: 1) Т, в которых предсказание имеет достоверный характер (многие Т классич механики, физики и химии). 2) предсказание имеет вероятностный характер, который обусловливается совокупным действием большого числа случайных факторов- физика, биол, СГН. теория (независимо от своего типа) имеет следующие основные особенности: 1. Т - это не отдельные взятые достоверные Н полож-я, а их совокуп-ть, целостная развивающаяся sys. Объединение знания в теорию произв самим предметом исследования, его закономерностями. 2. Не всякая совокуп-ть положений об изуч-м предм яв-ся Т. Чтобы превратиться в Т, знан долж достигнуть в своем развит опр-й степени зрелости (когда знание вскрывает причины и законом-ти явл-й. 3. Для Т обязательно обоснование, док-во вход-х в нее положений 4. Т знание долж стрем-ся к объясн-ю как можно более широкого круга явл-й, к непрерывн углублен знан о них. 5. Хар-р Т опред-т степень обосн-и ее определяющего начала, отраж-го фундамен-ю закономер-ть данного предм. 7. Т - это не т-ко готовое знан, но и проц его получ àТ не яв-ся "голым результатом", а должна рассматр-ся вместе со своим возникнов-м и развит-м.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.77.244 (0.007 с.) |