Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Критический реализм К. Поппера.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Одним из видных представителей постпозитивизма стал в 50-е годы австрийский философ К.Поппер (1902-1994), работавший в то время в Англии. В книге «Логика научного исследования» он противопоставил свою философскую концепцию неопозитивистской почти по всем вопросам, рассматривавшимся в неопозитивизме. 19. Школа историков науки о природе науки (И. Лакатос, П. Фейерабенд). Динамика – накопл знан- кумулят и антикумулят модель Проб-му роста (разв, изменен) зн-я разраб-ли, нач-я с 60-х гг. XX в.,стор-ки постпозит-ма - К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд. Обрат-сь лицом к ист, разв-ю Н, а не т-ко к фор-му анализу ее "застывшей" стр-ры, они стали строить различн модели этого разв-я.считали, что сущ-т тесная аналогия м\ду ростом зн-я и биологич ростом, т.е. эволюц растений и жив-х. Постпозит-м противопост-ся логич позит-му. Черты логич позитив-ма: 1. попытки изучать связи и отнош объективно сущ-х вещей, устан-ть законы развития внешнего мира - ненаучны, «метафизика”, стрем уничтож метафиз. 2. Ф должна заним-ся исслед-м самого Н зн-я. Ее задача — изучать логич стр-ру Н теорий, логич анализ Яз Н. 3. Устан-ть истин-ть /ложн-ть полож-й можно, сравн их с фактами опыта –верифицируем-ть. 4. Источ-к зн-я- чувств-е воспр-е, для Поппера важен каждый, любой возм-й ист-к. 5. Эмпирич-й базис. ЛП раздел-т теоретич-е и эмпирич знания. 6. Метод науки ЛП – индукция (от фактов к их обобщ-м) Постпозит-м Главной своей проблемой делает поним-е роста, разв-я знан. 1. Конц-я Н К. ПОППЕРА. Карл Поппер (1902-1994) – брит филос австрийск происхождения,изнач физик-теоретик. Н – 1 из величайших сил, делающ ч-ка свободн. Не отриц Ф, счит, что Н развив во многом благод Ф Его конц - альтернат теории Н фил-в Венского кружка. 1 из сущ-х?- проблема критериев науч-ти. Философы Венского кружка, - верификац-й крит (опытной пров-ки). Поппер: Н теор, подтвержд-я фактами, не явл-ся истинной. Наблюд подбир-ся под уже сущ-ю теор и, след-но, зависят от нее. Вериф может лишь увелич убежд-ть наблюд-ля в собств правоте. Пр-пу вериф К. Поппер противопост-т пр-п фальсификации-спос-ть теор быть опроверг-й. Научн высказ-я мб опроверг-ми/ приемлемыми (пока не опроверг-ми) à Н знан не обяз быть истинным и определение Н как деят-ти по добыче достов-х знан ничего не дает для поним-я ее сущ-ти. Н деят-ть,сост-т в выдвиж и пров-ке теорий. Выдвиж-е теории и принцип демаркации. Проц созд-я теории не подчин-ся не т-ко законам индукции, но и любым др-м законам. чтобы быть научной, теория долж удовлетв 3м треб-м:1. Быть логич непротивор-й (описывать непротивореч возможный мир), 2. д быть в сост предполож факты, которые, если обнаружатся при дальнейш исслед-х, ее опровергнут, а также указать научно приемл спос фиксации этих фактов. Знан не может добыв-ся путем индукции, т.к. данные индук-го наблюд-я зависят от уже имеющихся знаний. Наибол эффект-й метод – м. Проб и ошибок. – предполож-й и опроверж-й, смелое выдвиж теорий; попытки наилучш обр-м показать ошиб-ть этих теорий и временное их признание, если критика безуспешна. Знание - не т-ко как готовую sys, но и как sys изменяющ-cя, развив-сяà концепц роста Н знан. Отвергая агенетизм, антиисторизм в этом?, он считает, что метод построения искус-х модельн яз-в не в силах решить пробл, связ-е с ростом нашего знания. Но в своих пределах этот метод правомерен и необходим. Распростр-й идеалу Н, доминир-й в европ-й эпистемолог – систематизир-я дедукт-я sys. К нему недопустимо сводить Н в ее целост-ти, элиминировать эволюцию, изменение, развитие. Рост знания - не повт-ся/ кумулятивн проц, он есть проц устран ошибок, "дарвиновский отбор". Рост знан- не накопление наблюдений, а повто-ся ниспровержение Н-х теорий и их замена лучшими и более удовлетворительными теориями. Рост Н знан сост в выдвиж смелых гипотез и наилучших (из возможных) теорий и осуществлении их опровержений, в резу чего и реш-ся научные проблемы. Рост Н знания - частный случай общих мировых эволюц-х проц-в. Необход-е сред-ва роста Н: как яз, формулир-е проблем, появ-е новых пробл-х ситуаций, конкурир-е теории, взаимная критика в процессе дискуссии. 3 осн треб-я к росту знания. 1) новая теория долж исход из простой, новой, плодотворн и объедин-й идеи. 2) д вести к представлению явл-й, кот-е до сих пор не наблюдались. 3) д выдерж нек-е новые и строгие проверки. Дихотомия эмпирич и теоретич зн. И. Лакатос рассматр-т рост зрелой Н как смену ряда непрерывно свя-х теорий - не отд-х, а серии (совокупности) теорий, за кот-ми стоит исслед-я программа. Сравн-ся и оцен-ся не просто 2 теории, а теории и их серии, в послед-ти, опред-й реализацией исследов-й прогр. Фунд-й ед. оценки -не изолир-я теория или совокуп теорий, а "исслед-я прогр". Осн этапы в развит последней - прогресс и регресс, граница этих стадий - "пункт насыщения". Новая программа должна объяснить то, что не могла старая. Прогр исслед-й включ 2 осн части — жесткий базовый стержень (твердое ядро) и положит эвристич комп-ту. Твердое ядро сост из принятых ранее предполож-й, кот-е в ходе выполнения исслед-й прогр считаются неопроверж-ми. Прогр исслед-й мож быть отвергнута, если имеется лучшая, способная ее заменить (с более широким эмпир-м содерж-м по отн-ю к действовавшей до этого прогр — конкуренту). Смена основных научно-исследовательских программ - научная революция. Концепция науки П. Фейерабенда - «методологич анархизм» - свобода от власти каких-либо методологич правил. Методолог-х правил, которые не были бы нарушены, не сущ-т. Абс-е больш-во крупных Н открытий делается не по вопреки методолог Н. Правила не обладают какой-либо истин-ю. Их убеди-ть имеет не эпистемологич, а психологич и культурн корни, - правдоподобным нам кажется то, что привычно, а привычно то, что было навязано в процессе прохождения Ч-з sys пропаганды сущ-й традиции. требование II. Фейерабенда заменить все методологические рекомендации одной - «все дозволено!». В противовес методологии принуждения П. Фейерабенд формулирует собственные «методологические» устан-ки: * Контриндукция. В противовес треб-ю выведения теоретич-х построениз фактич наблюд-й и уже имеющ-ся теор-го мат-ла Фей-д рекомендует «вводить и обосновывать гипотезы, которые несовместимы с хорошо обоснов-ми теориями или фактамиà расшир-е Н кругозора: сопост-е альтернативных теорий позв-т лучше оценить каждую из них - со всеми ее дост-ми и недост-ми. С этой же целью уч-му стоит сохранять в поле зрения теории, давно утратившие свой авторитет. Согласование теории с фактами нецелесообразно по 2 причинам:* объяснить все возможные факты все равно не получится à обосн-е фактами носит условный характер. *теория первична по отн-ю к своему эмпир-му наполн-ю - факты отбир-ся, исходя из опред-х теоретич-х предпосылок. * Пролиферация (неконтролир-е размнож-е) теорий- непременное условие прогресса Н. Налич многих Конкурир-х теор sys гарант-т их постоянное соверш-е. Размнож-е теоретич концепций влечет за собой и увелич-е фактического мат-ала. Иррац-ть обосн-я - цель - уравнять в правах логику обоснования теории и логику открытия. В позит-ме произв-во нового знан не подлеж никакому нормир-ю, тогда как на его обосн-е наклад-ся ряд методолог-х норм и станд-в. эта сит-я в корне несправедлива, т.к. каждая новая теория диктует свою собственную процедуру док-ва, в том числе и эмпир-го. Неравномер-ть разв-я Н означает, что в Н дискурсе могут присутствов идеи «давно минувших дней» в самых неожид-х сочет-х с идеями, предвосхищающ-ми совершенно новые веяния мысли. Причем «реликтовые» конц не всегда играют негативную роль. Антикумулят-м. Новая теория не дополн, а отмен-т предшеств-ю, кардинально меняя направлен и методы исслед и объявляя часть проблем предшеств-й теории псевдонаучными. Принцип несоизмеримости (строгой взаимосвязи логич апп-та теории и решаемых ею проблем и невозможность использовать их отдельно друг от друга или «привить» теоретический аппарат к неродственной ему проблематике) распространяется не только на различные научные теории, но и на сравнение науки с другими типами дискурса - мифом, религией и т. п.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 851; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.145.168 (0.015 с.) |