Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Границы науки. Наука и философия. Наука и религия. Наука и искусство.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Н — это ф-ма духовной деят людей, направ-я на произв-во знаний о прир, общ-ве и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению. Проблема отличия науки от других ф-м познават деят-ти — это проблема демаркации, т.е. это поиск критериев разграничения собственно Н знания и не (вне) научных построений. Особ-ти Н познан (критерии науч-ти): 1. Осн задача Н позн — обнаружение объективных законов действитти — прир-х, соц-х (общественных), законов самого познания, мышления и др. ориентация исследования гл обр на общие, существен св-ва предмета, его необходимые хар-ки и их выражение в в ф-ме идеализир-х объектов. 2. На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов Н осущ-т предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности. Нацеленность Н на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом практического освоения в будущем, является важной отличительной чертой научного познания. 3. Непоср-я цель и высшая ценность Н познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными сред-ми и методами, не без участия живого созерцания и внерац-х средств. Отсюда характерная черта научного познания — объективность. 4. системность, т.е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему. Знания превращаются в научные, когда целенаправленное собирание фактов, их описание и обобщение доводятся до уровня их включения в систему понятий, в состав теории. Н есть не т-ко целостная, но и развивающаяся система.Н — это не только органическая развивающаяся система, но и система открытая, самоорганизующаяс я. Современная (постнеклассическая) наука все более активно усваивает идеи и методы синергетики, которая становится коренным основанием науки XXI в. 5.Для Н характерна постоянная методологическая рефлексия. -в ней изучение объектов, выявление их специфики, св-в и связей всегда сопровождается осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты. 6. Н познанию присуща строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Знание для Н- доказательное знание. 7. Выработка специализированного (и прежде всего — искусственного) научного языка — важнейшее условие успешной работы в науке. Н знан не просто фиксирует свои эле-ты в яз, но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами. Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального и методологического арсенала — важный (критерий) научности. 8.Знание, претендующее на статус научного, должно допускать принципиальную возможность эмпирической проверки. Процесс установления истинности научных утверждений путем наблюдений и экспериментов –верификаци], а проц установления их ложности — фальсификация. -> познан мож считаться научным, когда оно: а) дает возможность постоянной проверки «на истинность»; б) когда его рез-ты могут быть многократно повторены и воспроизведены эмпирически в любое время, любым исследователем, в разных странах. Важным условием при этом яв-ся направ-ть научной деятельности на критику своих же собственных результатов.9.В процессе Н познания применяются такие специфич материальные ср-ва, как приборы, инструменты, * Широкое применение экспериментальных средств и систематическая работа с идеализированными объектами — характерные черты развитой Н. 10.Специфическими характеристиками обладает субъект Н деят-ти — отдельный исследователь, научное сообщество, «коллективный субъект». Занятие Н требует особой подготовки познающего субъекта, в ходе которой он осваивает сложившийся запас знаний, средства и методы его получения, систему ценностных ориентации и целевых установок, специфичных для научного познания, его этические принципы. Основные критерии н-ти позволяют в определенной мере осуществить демаркацию (провести границы) между наукой н ненаукой. Эти границы, как и все другие, относительны, условны и подвижны. Эти критерии, таким обр, выполн «охранительную функцию», ограждают науку от непригодных, несостоятельных, «бредовых» идей. Другие кр-и науч-ти В совр ФН: Кр логической непротиворечивости, принципы простоты, красоты, эвристичнос-и, когерентности. След отметить, что ФН отвергает наличие окончательных критериев науч-ти. Н — важнейш. cфера чел-й деят, особ вид познават д-ти, напр-й на получ, уточн и произв-дство объективн, системно-организ и обосн-х знан о прир, об-ве и мышлен. в совр об-ве Н заним центр-е место, являясь особой сферой культуры. Н ныне восприним как 1 из высших ценностей культуры.К-ра – специф человеч ф-ма бытия, включ опред уров организации матер и духовн деят-ти ч-ка, а так же рез-ты этой деят, оценен ч-м ч-з призму идеалов, целей, устан-к, знан и умен. В более узк см-ле К подразд-т на матер-ю и дух-ю. Т. Обр, К вбирает в себя все перечисл понятия.В наст время Н-социокульт феномен. Как социокульт феномен, Н всегда опирается на слож-ся в об-ве культ-е традиц, на принятые цен-ти и нормы. Познават деят-ть вплетена в бытие культуры. Культ сущн-ть Н влечет за собой ее этич и цен-ю наполн-ть. Н и Ф: 1. Спец н-ки служ отд-м конкр-м потребн-м об-ва: техн, эк-ке, обуч пр.,изуч свой специф срез действит-ти, свой фрагм бытия, огранич отд-ми частями мира. Ф интересует мир в целом, она устремлена к целостному постиж универсума. 2. Частн н-ки обращ к яв-м, сущ-м объективно, т.е. вне ч-ка, независ ни от ч-ка, ни от ч-ва. Личност, эмоц отнош уч-го отключ-ся. Мир в глазах ф-фа — не просто статичный пласт реальн, но живое динамичное целое, поэтому осн? Ф -? об отнош мышл-я к бытию (ч-ка к миру). Ф рассматр? о сущностном смысле и знач-ти проц и яв-й в контексте ч-го бытия. 3. Узк спец-ты не зад-ся?, как возникла их дисц, в чем ее собств спец-ка и отл от проч. Ф всегда стрем выясн предпос-ки всякого знан 4. Н —ф-ма общ-го сознан, напр-я на предм-е постиж мира, выяв законом-й и получ нового знан. Цель Н всегда связ с опис-м, объясн и предсказ проц-в и явл-й действит-ти на осн откр-х ею законов. Ф осн на теоретико-рефлексивн и духовно-практич отнош subj к obj, оказ активн воздейств на бытие посредст формир-я новых идеалов, норм и культ цен-й. Главные тенденции развития Ф связ с осмысл проблем: мир и место в нем ч-ка, судьбы совр цивилиза, ед-во и многообр к-р, прир ч-го позн-я, бытие и язык… 5. Н опир-ся на факты, их эксперим-ю пров-ку. Ф отстоит от сферы повседневности и уносится в мир интеллигибельных (недост чувствен позн-ю) сущ-й: красота, истина, добро, справед. 6. Язык Н-четк фиксац термина и предмета, яз Ф - яз категорий, предельно широких понятий: Причина и следств, необход-ть и случайность. 7. конкр-науч дисц могут развив, не учит-я опыт др-х форм общ-го созн-я (физика без истории иск-ва, а химия без религ, в Ф в кач эмпириче базы и исх-го пункта обобщ-х представ-й о мире приним совокупн опыт духовного разв ч-ва, всех форм общ-го сознан: Н, иск, религ, полит, права, морали и пр. 8. В науке ценностно-человеческий аспект отнесен на 2 план, в Ф- на 1. 9. В Ф важен и ярко выраж нац эл-т. Н и религ: Р -Взгляды и представления, основанные на мистике, на вере в чудодейств силы и существа. В конце XX в. «идеологич диктат» атеизма исч-т, его сменяют скептицизм и абстрактн религиозн. Одн Р и Н по-прежнему имеют разные основания: Н опир на знан, получ-е научн методами, а религия - на веру. Подходы при рассмотр Н и Р: 1.утверждающ, что главн роль игр Н-Они проявились в 17-18 вв., когда возн механистич КМ. Натурализм и материализм - это мировоззренч позиц, в которых не т-ко утвержд главенствующ роль Н, но и отриц потребн в Р. 2. отдающ главн роль Р. Эта ТЗ была главн в эп Средневек-я. В наст время этого взгляда придерж религиозн мыслит, теологи. 3. Н и Р должны развив параллельно. Их сторонники исходят из того, что Н и Р можно примирить, найти их общие основ-я. Ведь именно разум определяет содержание Р, а подлинная вера проверяется разумом. Разрыв м-ду Н и Р происход от недостаточного развития Н или от несоверш Р. Окончательная цель развития - высшее объедин обеих областей, синтез всего духовного мира. Р и Н не противореч и не могут противореч др др-у, тк говорят о разном: Н изуч действит-й мир, Р познает Бога, поэтому истины 1й не долж противореч истинам другой. Но у Р и Ф сущ и общ?:? о сущ-ти мира. Классич Н: вселенная- замкнут, саморегулирующ система, в кот все происх-е процессы идут «сами по себе», без внешн вмешат, и мб описаны динамическими и статистическими законами. Такой мир, говорили творцы Н, не нужд в гипотезе Бога. это мир, частицей которого являемся и мы сами, мир, познав-й нами. Этот мир в силу каких-то еще неясных законов творит себя сам, и никто не вмеш в него извне и не наблюдает за ним И человек, являясь «органом самопознания мира», в силу того, что он частица этого мира, осознает свою роль творца и ставит перед собой цель его переделки и совершенствов-я. Главн задача познания традиционной Н -открытие законов, управ-х Вселенной. С ТЗ Р Бог создал мир, он управляет им. Ч-к яв-ся творением Бога. 2. Происхождение мира и жизни. Учено постепенной эволюции растений и жив-х, котор перешло в биологию в основном из геологии, можно разделить на 3 части. 1) более простые ф-мы жизни суть и более древние, а ф-мы, облад сложной стр-й, появляются на поздней ступени развития. 2) более поздние и организ-е формы возникли не спонтанно, но развились из ранних форм, претерпев ряд модификаций; -> «эволюция» в биологии. 3) исследов-я механизма эволюции. Ч. Дарвин предложил в кач-ве Мех-ма естественный отбор. Р: мир возникает в результате творения Бога. Он создает не только «неживую» природу, но и жизнь на Земле. Жизнь на Земле появляется сразу во всем многообразии, т. е. нет постепенной эволюции, одни виды не происходят из других. 3. Происхождение ч-ка. Н - относительн «происхожден» человека, т. е. биологическ преемственность его с иными, низшими организмами более ранних стадий органической жизни, Р - абсолютн происхожд человека. Р утвержд, что Ч-к есть высшее, особое сущ-во, отличное от всего животного мира, что он сотворен Богом как «образ и подобие Божие»; и та же Р в своем учении о грехопадении добавляет, что позднее ч-к «пал», т. е. потерял чистоту своего божественного образа и смешался с миром низшей природы, подчинился ему. Дарвинизм, так же как и учение Н. Коперника, вступил в серьезное противоречие с религ идеями. Пришлось Отказ-ся от представлений о постоянстве видов и множестве отдельных актов творения, содержавшихся в книге Бытия, а также признать, что после возникновения жизни прошел огромный период времени, прежде чем появился ч-к. 4. Объяснен чудес. осн камень преткновения м-ду Р и Н. Вера в чудеса несовместима с науч истиной о строгой закономерности всех явл прир. Чудо- непосредств вмешат высш, Божеств сил.--> Н и Р несмотря на принципиальные и существенные различия, имеют и точки пересеч. Сход-ва яз Н и яз Р: Оба они опираются на естественный язык, добавляя некоторые особенные термины и доказательства; в Н и Р рассужден строятся с привлечением аргументов и логических доказательств. Н и Иск-во. И —ф-ма общ-го сознания, связ с трансляцией опыта ч-ва поср худож-х образов. мастерство, умение того или иного субъекта, искус, искушение, хитрость и обман.В отл от И, отраж-го действит в художе образах, Н делает это в форме абстрактных понятий, полож, обобщ-х в виде гипотез, законов, теорий и т.п.И предлаг 1 из древнейш ф-м знан — худож знан, котор предстает как личностно-субъективное отображ мира на осн худож образов. Оно конструирует специфичмир по отнош к эмпирич действит-ти и ориентирует на нахождение прекрасного и худож идеал. И подвержено историческим изменениям, оно находится в завис от духа эпохи, а также от спос-й того/иного субъекта — творца худож процесса. Родствен Н и И: худож образ как осн матричная ед И явл и неустранимым элем-м научного исслед, подпитываем-м питательными соками воображения и облаченным в наряды метафоры. В отл от Н и научн знания, в худож знан Ч прояв свою индивиду-ть, творческие спос-ти, закрепляет личностно-эмоциональное видение мира. И сопряжено с богатой палитрой эмоц-х переживаний, предоставляет возм-ти для самовыраж Ч, для отраж и познан отдельных, частных сторон жизни и пограничных жизненных ситуаций, ускользающих из сферы ведения Н. Этим И обеспеч способ надэмпирической трансляции человеческого опыта и выступает как источник духовного обогащения личности на осн сопереживания судьбам героев и драматическим ситуациям, отраж-м в ткани худож-го произв. И показывает, насколько отраж действит-ти зависит от способа ее восприятия. Ученый, как и художник, — это творец. Влияние Н на И. И традиционно использовало Н знания. Напр, матем и оптич представ-я влияли на состояние архитектуры и живописи. Познават компонент И сегодня не может обойтись без использования Н достижений и идей. Н идеи и представления проникают в мастерские художников. Влияние И на Н. обусловлено присутствием в Н деят-сти эстетич сост-й (простота концепции, ее логическая стройность и связность, гармония матем формул, остроумие и элегантность доказательства, лаконичность изложения). Для ученого эстетич критерии- дополнительное, но мощн сред-во проверки истинности его интеллект-х конструкций. И выступает для ученого важным фактором, стимулирующим творческую деят-сть, вызывающих у него состояние эмоц подъема и вдохновения, просветляет и обогащает его разум. Общая укорененность в целостной К-исторической эпохе Н и искусства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 699; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.183.77 (0.012 с.) |