Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Генезис науки. Эпистема греков. Научные программы античности (демокритовская, платоновская, аристотелевская).Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В исследованиях по истории науки обычно выделяют 2 стадии: 1)Преднаука (ее появл связ с античн-ю); 2)Развитая Н. Возникновение науки связано с непосредственными запросами материального производства и повседневной практики людей. Оно сопровождалось появлением первонач-х эмпирических понятий и представлений, которые постепенно приобретали более общий и абстрактный хар-р. 1-е теоретические понятия и sys возникли в рамках древнегреч матем, но математич методы начали широко применяться для изучения природы только в XVII веке, когда возникло эксперим-е естествознание. Элементарная математика античности, хотя достигла зрелого теоретического уровня, но изучала лишь постоянные величины. -> она не могла быть использована для изуч зависимостей между переменными величинами, необход-х д исслед-я простейшей ф-мы движ-я — механического перемещения земных и небесных тел. Именно поэтому в ответ на запросы механики и астрономии была создана в XVII веке Ньютоном и Лейбницем математика переменных величин в форме дифференциального и интегрального исчислений.Синтез новых матем исчислен с эксперимен-м методом исследования положил начало классич Н, кот господствовала до нач XX века. Неклассич Н стала форм-ся в первые десятилетия XX века после созд-я теории относит-ти и квантовой мех-ки. В к-це 20 в – постнекласич-я Н. В античн и средн вв в осн-м имело место философс познан мира, Ф=Н Появл Н происх в Др Греции в VII - VI вв. до н.э. Деятельность по целенапр получ новых знан, налич спец-х людей и организаций для этого, налич соотв-х материалов и технологий по получ-ю этого знания позв говор о греч-м комплексе знан о прир как о Н. Цель гр Н - постижение истины из чистого интереса к самой истине. Причина того, что Н появилась именно в ДрГрец- единств в своем роде революц, кот произошла там в эпоху архаики и состояла в появлении частной собственности, товарн произв-ва, ориентирован-го на рынок, при отсутствии сильной централиз-й власти и самоуправления общин. впервые зарод рабство, кот стало эконом-й основой об-ва. Утвержд общезнач-го гражд права- секуляризация обществ ж-ни, высвобожд-е ее из-под власти религ-х и мистич представ-й. Отнош к закону как к демокр-й норме осно-сь на риторике, иск-ве убеж-я и аргументации. все, входящее в интеллект-ю сферу, подлежало обоснованию-формир-е аппарата логич-го рацион-го обоснован-> появлен Н как доказат-го знан. Но разв-е рабовлад-я обусл-ло пренебреж ко всему, связ с орудийно-практич деят- сформир-ло идеологию созерцат-ти, абстрактно-умозрительного отношения к действит-ти. Н - занятие своб-го че-ка, резко разводилась с ремеслом - занятием рабов. отказ от мат-практич-го отнош к действит-ти породил идеализацию - непременное условие науки (обобщение принципов орудийно-трудовой деятельности порождает лишь абстрагирование - стандартную гносеологическую процедуру по выделению реально существующих признаков, присущую и высшим животным). Возникли такие формы познават деят-ти (систематич доказат-во, рацион-е обоснован, логич дедукция, идеализац), из кот-х в дальнейш могла развиться Н.Обр стор отказа от практической д-ти - неприятие эксперимента как метода познания, закрывало дорогу стан-ю экспериментального естествознания, являющемуся характерной чертой совр-й Н. Направл-ть греч мысли на самостоят-е, объективное рассмотр-е прир как реальн-ти, независимой от политич интересов и моральных норм. Стремление к точному познан действит-ти, доказат-ву, критический дух и смелость выводов. Все это в значительной степени объясняет независимость греческой науки и философии от мифологии.В Гр Гомера и Гесиода мифология была господствующей формой сознания. Миф – обобщ-е отраж действит-ти в фантастич-м виде одушевленных существ. отличается от понятийного мышления тем, что всегда принимается за правду. С формальной точки зр характерной стор мифа - дуализм: мир предстает как скопление бинарных оппозиций: жизнь - смерть, белое - черное, мужское - женское и т.п. отказ от логики мифа, препят-й оформ-ю таких фундаментальных принципов научной идеологии, как универсальность, инвариантность (миф отождествлял предмет с его образом, заставляя предмет претерпевать чуждые ему метаморфозы (например, волосы человека могли быть не только простой частью тела, но и замещать самого человека целиком в магических процедурах насылания порчи), замена духовно-личностное отнош-я к действит-ти объективно-субстанциональным, привело к распаду мифологич здания и формир Н, имевш свой предм, свои методы его изучения, свои способы док-ва, что позв-т говор о появл I научных программ. I Н прогр антич-ти I математическая прогр, представл-я Пифагором и позднее развитая Платоном. В основе – представл о том, что Космос - это упорядоченное выражение целого ряда первоначальных сущностей, которые можно постигать по-разному. Пиф нашел эти сущ-ти в числах и представил в кач-ве первоосновы мира. Картина мира, представленная пифагорейцами, была гармоничной - протяженный мир тел, подчиненный законам геометрии, движение небесных тел по математическим законам, закон прекрасно устроенного человеческого тела, данный каноном Поликлета. Следующий шаг - софисты и элеаты, впервые поставившие проблемы человеч-го познан, а также разработ-е теорию доказ-в. ум человека - это не просто зеркало, пассивно отражающее природу, он накладывает свой отпечаток на мир, активно формируя его картину. Свое завершение математич программа получила в философии Платона, который нарисовал грандиозную картину истинного мира - мира идей, представляющего собой иерархически упорядоченную структуру. Мир вещей, в котором мы живем, возникает, подражая миру идей, из мертвой, косной материи, творцом всего является Бог-демиург (творец, создатель). При этом созидание им мира идет на основе математических закономерностей, которые Платон и пытался вычленить, тем самым математизируя физику. Платоновская физика представляет собой набор умозрительных рассуждений о связи строения вещества с геометрическими фигурами (огонь, как самое подвижное и «острое», состоит из пирамид; воздух - из восьмигранников, вода - из двадцатигранников и т.д.).Эта прогр заложила основы развития естествознания, опираясь не на материальные структуры вещества, а на числовые закономерности, на законы бытия. Согласно этой программе: 1. Мир - это упорядоченный Космос, чей порядок сродни порядку внутри человеческого разума. -> возможен рациональный анализ эмпирического мира. 2. Упорядоч-ть Космоса-следств существования некоего всепроникающего разума, наделившего природу назначением и целью. В силу родства разумов (надмирового и человеческого), он доступен непосредственному восприятию чел-ка, кот должен для этого развить соответствующие способности, сосредоточив свои силы. 3. Умственный анализ обнаруживает за видимым миром некий вневременной порядок, сущность нашего мира - количественные отношения действительности. 4. Познание сущности мира требует от ч-ка сознательного развития его познавательных способностей - разума, интуиции, опыта, оценки, памяти, нравственности (ибо познание конечных причин бытия - глубочайшая потребность не т-ко ума, но и души). Итог познания -духовное освобождение ч-ка. II атомизм. Левкипп и Демокрит. Начала всего сущего - это неделимые частицы-атомы и пустота. Ничто не возникает из несуществующего и не уходит в небытие. Возникновение вещей есть соединение атомов, а уничтожение - распадение на части, в пределе - на атомы. Причиной возникновения является вихрь, собирающий атомы вместе. Атомизм – физич-z прогр, так как Н, по Демокриту, должна объяснить явления физического мира. Объяснение понимается как указание на механические причины всех возможных изменений в природе - движение атомов. Более глубоких причин, принадлежащих какой-то реальности, не доступной обычному восприятию, нет. Причины естественных явлений безличны и имеют физическую природу, их следует искать в земном мире. Познание мира идет путем сочетания чувственного опыта и его рационального преобразования. Это была первая в истории мысли программа, основанная на методологическом требовании объяснения целого как суммы отдельных составляющих его частей. Это означало появление механистического метода, требовавшего объяснять сущность природных процессов механическим соединением индивидуумов. III Программа Аристотеля. Пытаясь найти третий путь, возражая и Демокриту, и Платону с Пифагором, Аристотель отказывается признать существование идей или математических объектов, существующих независимо от вещей. Но не устраивает его и демокритовское появление вещей из атомов. Аристотель предлагает 4 причины бытия: формальную, материальную, действующую и целевую. В его «Метафизике» воссоздается мир как целостное, естественно возникшее образование, имеющее причины в себе самом. Это образование предстает перед нами в виде двойственного мира, имеющего неизменную основу, но проявляющегося через подвижную эмпирическую видимость. Предметом Н должны стать вещи умопостигаемые, не подвластные сиюминутным изменениям. Заслугой Аристотеля является и написание его знаменитого «Органона» - трактата по логике, поставившего науку на прочный фундамент логически обоснованного мышления с использованием понятийно-категориального аппарата. Кроме того, Аристотель систематизировал накопленные к этому времени научные знания. Таковы три основные научные программы античного мира, заложившие основы Н вообще. Все дальнейшее развитие Н по сути было развитием и преобразованием этих научных программ. Это еще не Н в современном смысле слова: еще нет понятия универсального природного закона; еще невозможно применение математики в рамках физики - это разные науки, между которыми нет точек соприкосновения; еще нет эксперимента как искусственного воспроизведения природных явлений, при котором устраняются побочные и несущественные эффекты и который имеет своей целью подтвердить или опровергнуть то или иное теоретическое предположение. Естествознание греков было абстрактно-объяснительным, лишенным деятельного, созидательного компонента. Тем не менее, только то стечение социокультурных обстоятельств, которое реализовалось в античной Греции, смогло обеспечить условия для возникновения науки. Здесь оформились такие свойства науки, как интерсубъективность, идеальное моделирование действительности, надличностность, субстанциональность, что позволяет говорить о появлении там науки как особого типа отношения к реальности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 484; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.19.7 (0.011 с.) |