Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наука и вненаучные формы познания. Наука и антинаука, лженаука, псевдонаука.

Поиск

Познание — обусл-й прежде всего общественно-истори­ческой практикой проц приобрет-я и развит знания, его посто­янное углублен, расширен, совершенствован и воспроизв-во. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной сво­ей форме существует и за пределами науки. Появление научного зна­ния не упразднило и не сделало бесполезными другие формы знания. Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифоло­гии, политике, религии и т. д. соответствуют специфические формы знания.

К вненаучным ф-м познан относят: 1.Обыденно-практическое- доставляющ элементарные сведения о природе и окружающей действит. Обыде знан включает в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и яичный опыт, и традиции. Фиксир-т истину не систематично и бездоказательно. используется ч-м практи­чески неосознанно и в своем применении не требует предваритель­ных систем доказательств.Принципиально бесписьменный харак­тер. уче­ный, используя узкоспециализированный арсенал научных понятий и теорий для данной конкретной сферы действит-ти, всегда вне­дрен также и в сферу неспециализированного повседневного опыта, имеющего общечеловеческий хар-р.

Особ форма вненаучного знания - народная Н, которая в настоящее время стала делом от­дельных групп или отдельных субъектов: знахарей, целителей, экст­расенсов, а ранее шаманов, жрецов, старейшин рода. Считается, что народные науки обращены, с одной стороны, к самым элементарным, а с другой — к самым жизненно важным сферам человеческой деятельности, как-то: здоровье, земле­делие, скотоводство, строительство.

Важную роль, особенно на начальном этапе истории человечества, играло мифологич познание: представ собой фантастиче отражен реальности, явл-ся бессознательно-худож-й переработкой прир и об­-ва народной фантазией. В рамках мифологии вырабатывались оп­ределенные знания о природе, космосе, о самих людях, их условии бытия, формах общения и т.д. Не просто безудержная игра фантазии, а своеобразное моделирование мира, позволяющее фиксировать и передавать опыт поколений.Самыми распространенными мифами были космогонические мифы, описывающие творение мира, происхождение людей и живот­ных. Этот процесс часто представлялся как превращение хаоса в кос­мос путем постепенного упорядочения, которое сопровождалось борь­бой богов или героев с демоническими силами. Человек в мифе яв­лялся органической частью наблюдаемого им мира. И вместе с тем все в мире рисуется по образу и подобию человека.

Уже в рамках мифологии зарождается художественно-образная форма познания, которая в дальнейшем получила наиболее развитое выражение в искусстве. Хотя оно специально и не решает познава­тельные задачи, однако содержит в себе достаточно мощный гносео­логический потенциал.

Одной из древних форм познания, генетически связанной с мифо­логией, является религиозное познание. Его специфика состоит не толь­ко в способности к трансцендированию, к выходу за пределы чувствен­но осязаемой реальности и признании иного («сверхъестественного», «небесного») мира — проще говоря, Бога или богов. Особ-ти религиозного познания определяются тем, что оно обусловлено непосредственной эмоциональной формой отношения людей к господствующим над ними земным силам (природным и соци­альным). религиоз­ные представления содержат в себе определенные знания о действи­тельности, хотя нередко и превратные. Важнейш понят религии и религиозного познания- «вера». В понятии «вера» следует выделять два аспекта: а) религиозная вера; б) вера как уверенность (доверие, убеждение), т.е. то, что еще не проверено, не доказано в данный мо­мент, в различных формах научного познания и прежде всего в гипо­тезах. Как подчеркивал А. Эйнштейн, «без веры в то, что возможно охватить реальность нашими теоретическими построениями, без веры во внутреннюю гармонию нашего мира не может быть никакой Н. Эта вера есть и всегда останется основным мотивом всякого на­учного творчества».

Некоторые ученые считают, что Н нужна и религиозная вера, и предлагают «построить мост» не только между философией и наукой, но и между Н и религией.

Игровое Позн - 1 из исторически первых форм. важ­ный элемент деят-ти не т-ко детей, но и взрослых. Целый ряд влиятельных на­правлений современной философской и научной мысли выдвигают игру в качестве самостоятельной области изучения. Это, в частности, герменевтика (Гадамер), философская антропология (Финк) и др. Так, Хейзингер считает игру всеобщим принципом становления культуры, основой человеческого общежития в любую эпоху. По Гадамеру, игра представляет собой способ бытия произведений искусства, которое в свою очередь есть преимущественный способ свершения (раскрытия) истины. Важнейшая цель игры — физическое и умственное развитие чело­века. Особенности игры: а) возмож­ность вырваться из-под гнета обычных форм принуждения — эконо­мического, социального, идеологического и даже семейного; б) реа­лизация потребности в свободе, осуществление блокированных жела­ний; в) возможность решения определенных личностных задач — ре­ализации себя, влияние на других, поднятие своего престижа и т.п.

В соврем исслед-х в кач-ве главной особ-ти игры в сравнении с другими фор­мами человеческой деятельности отмечается, что взаимосвязь субъекта и объекта здесь носит условный, символический характер.

С методологической точки зрения игра — это прежде всего имита­ция реально существующих или потенциально реализуемых систем отношений, гипотез, теорий, правил (норм) деятельности, особеннос­тей конкретных личностей и т.п.

В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от класси­ческого научного образца и стандарта, отнесены к ведомству вненаучного знания.

Н и антинаука, лженаука, псевдонаука.

Н -это ф-ма духовной деятельности людей, направл-я на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их вза­имосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действи­тельности и способствовать ее изменению. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от класси­ческого научного образца и стандарта, отнесены к ведомству вненаучного знания.

Выделяют следующие формы вненаучного знания: • паранаучное - несовместимое с имеющимся гносеологичес­ким стандартом. это учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями, самые яркие представители- мистика и спиритизм. • лженаучное как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Лженаука, представляет собой ошибочное зна­ние. В качестве симптомов лженауки выде­ляют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам:, а также претенциозность. Лжена­учное знание очень чувствительно к злобе дня, сенсации. Особенностью лженаучных знаний является то, что они не могут быть объединены парадигмой, не могут обладать систематич­ностью, универсальностью. Они пятнами и вкраплениями со существуют в научных знаниях, Считается, что лженаучное обнаруживает себя и развивается через квазинаучное; • квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как прави­ло, расцветает в условиях жестко иерархированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко прояв­лен идеологический режим, В истории нашей страны периоды «триумфа квазинауки» хорошо известны: лысенковщина, шельмова­ние кибернетики и т.п.;• антинаучное знание как утопичное и сознательно искажаю­щее представления о действительности. Приставка «анти» об­ращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны Н. Это как бы подход с противополож­ным знаком, С ним связывают извечную потребность в обна­ружении общего легкодоступного «лекарства от всех болез­ней». Особый интерес и тяга к антинауке возникает в периоды социальной нестабильности. • псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс. характерны сенсационность тем, при­знание тайн и загадок, «умелая обработка фактов». По форме псевдонаука — это прежде всего рассказ или история о тех или иных событиях. Другой отличительный признак — безошибочность. Бес­смысленно надеяться на корректировку псевдонаучных взглядов, ибо критические аргументы никак не влияют на суть истолкования рас­сказанной истории.

 

Наука как знание обладает целым рядом характеристик. Главной особенностью научного знания является его рациональность. В науке новые сведения о реальности формируются и выражаются в виде непротиворечивых принципов и законов.

Другой особенностью научного знания является его объективность. В отличие от обыденного, научное знание не ограничивается констатацией фактов, а объединяет их, т.е. имеет объяснительный характер.

Научное знание является доказательным. Цель науки – открытие общих принципов и закономерностей. Особенностью научного знания является системная организованность. Все данные науки упорядочены в теории и концепции, которые согласуются друг с другом.

АНТИНАУКА - систематизированное собрание околонаучных и ненаучных теорий, облад-х внутр-й доказательностью и противоречащих официальным версиям научной деят-ти. Антинаука выступала альтернативой официальной версии научного знания на протяжении жизни всего человечества. К антинауке относятся различные доктрины и практики, которые рассматривают науку как зло, источник человеческих несчастий, как угрозу самому человеческому существованию. В современном мире нет сколько-нибудь организованных форм антинауки. Ее идеи разбросаны в концепциях постмодернизма, иррационализма, в различных религиозно-мистических учениях. Однако в ряде случаев антинаучные настроения могут приобретать поддержку малообразованных или отсталых слоев населения, а также в условиях теократических режимов типа талибана, когда наука и просвещение практически отвергаются, заменяясь средневековыми законами шариата.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.186.27 (0.007 с.)