Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наука и вненаучные формы познания. Наука и антинаука, лженаука, псевдонаука.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Познание — обусл-й прежде всего общественно-исторической практикой проц приобрет-я и развит знания, его постоянное углублен, расширен, совершенствован и воспроизв-во. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Появление научного знания не упразднило и не сделало бесполезными другие формы знания. Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. соответствуют специфические формы знания. К вненаучным ф-м познан относят: 1.Обыденно-практическое- доставляющ элементарные сведения о природе и окружающей действит. Обыде знан включает в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и яичный опыт, и традиции. Фиксир-т истину не систематично и бездоказательно. используется ч-м практически неосознанно и в своем применении не требует предварительных систем доказательств.Принципиально бесписьменный характер. ученый, используя узкоспециализированный арсенал научных понятий и теорий для данной конкретной сферы действит-ти, всегда внедрен также и в сферу неспециализированного повседневного опыта, имеющего общечеловеческий хар-р. Особ форма вненаучного знания - народная Н, которая в настоящее время стала делом отдельных групп или отдельных субъектов: знахарей, целителей, экстрасенсов, а ранее шаманов, жрецов, старейшин рода. Считается, что народные науки обращены, с одной стороны, к самым элементарным, а с другой — к самым жизненно важным сферам человеческой деятельности, как-то: здоровье, земледелие, скотоводство, строительство. Важную роль, особенно на начальном этапе истории человечества, играло мифологич познание: представ собой фантастиче отражен реальности, явл-ся бессознательно-худож-й переработкой прир и об-ва народной фантазией. В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самих людях, их условии бытия, формах общения и т.д. Не просто безудержная игра фантазии, а своеобразное моделирование мира, позволяющее фиксировать и передавать опыт поколений.Самыми распространенными мифами были космогонические мифы, описывающие творение мира, происхождение людей и животных. Этот процесс часто представлялся как превращение хаоса в космос путем постепенного упорядочения, которое сопровождалось борьбой богов или героев с демоническими силами. Человек в мифе являлся органической частью наблюдаемого им мира. И вместе с тем все в мире рисуется по образу и подобию человека. Уже в рамках мифологии зарождается художественно-образная форма познания, которая в дальнейшем получила наиболее развитое выражение в искусстве. Хотя оно специально и не решает познавательные задачи, однако содержит в себе достаточно мощный гносеологический потенциал. Одной из древних форм познания, генетически связанной с мифологией, является религиозное познание. Его специфика состоит не только в способности к трансцендированию, к выходу за пределы чувственно осязаемой реальности и признании иного («сверхъестественного», «небесного») мира — проще говоря, Бога или богов. Особ-ти религиозного познания определяются тем, что оно обусловлено непосредственной эмоциональной формой отношения людей к господствующим над ними земным силам (природным и социальным). религиозные представления содержат в себе определенные знания о действительности, хотя нередко и превратные. Важнейш понят религии и религиозного познания- «вера». В понятии «вера» следует выделять два аспекта: а) религиозная вера; б) вера как уверенность (доверие, убеждение), т.е. то, что еще не проверено, не доказано в данный момент, в различных формах научного познания и прежде всего в гипотезах. Как подчеркивал А. Эйнштейн, «без веры в то, что возможно охватить реальность нашими теоретическими построениями, без веры во внутреннюю гармонию нашего мира не может быть никакой Н. Эта вера есть и всегда останется основным мотивом всякого научного творчества». Некоторые ученые считают, что Н нужна и религиозная вера, и предлагают «построить мост» не только между философией и наукой, но и между Н и религией. Игровое Позн - 1 из исторически первых форм. важный элемент деят-ти не т-ко детей, но и взрослых. Целый ряд влиятельных направлений современной философской и научной мысли выдвигают игру в качестве самостоятельной области изучения. Это, в частности, герменевтика (Гадамер), философская антропология (Финк) и др. Так, Хейзингер считает игру всеобщим принципом становления культуры, основой человеческого общежития в любую эпоху. По Гадамеру, игра представляет собой способ бытия произведений искусства, которое в свою очередь есть преимущественный способ свершения (раскрытия) истины. Важнейшая цель игры — физическое и умственное развитие человека. Особенности игры: а) возможность вырваться из-под гнета обычных форм принуждения — экономического, социального, идеологического и даже семейного; б) реализация потребности в свободе, осуществление блокированных желаний; в) возможность решения определенных личностных задач — реализации себя, влияние на других, поднятие своего престижа и т.п. В соврем исслед-х в кач-ве главной особ-ти игры в сравнении с другими формами человеческой деятельности отмечается, что взаимосвязь субъекта и объекта здесь носит условный, символический характер. С методологической точки зрения игра — это прежде всего имитация реально существующих или потенциально реализуемых систем отношений, гипотез, теорий, правил (норм) деятельности, особенностей конкретных личностей и т.п. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта, отнесены к ведомству вненаучного знания. Н и антинаука, лженаука, псевдонаука. Н -это ф-ма духовной деятельности людей, направл-я на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта, отнесены к ведомству вненаучного знания. Выделяют следующие формы вненаучного знания: • паранаучное - несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. это учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями, самые яркие представители- мистика и спиритизм. • лженаучное как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Лженаука, представляет собой ошибочное знание. В качестве симптомов лженауки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам:, а также претенциозность. Лженаучное знание очень чувствительно к злобе дня, сенсации. Особенностью лженаучных знаний является то, что они не могут быть объединены парадигмой, не могут обладать систематичностью, универсальностью. Они пятнами и вкраплениями со существуют в научных знаниях, Считается, что лженаучное обнаруживает себя и развивается через квазинаучное; • квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях жестко иерархированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим, В истории нашей страны периоды «триумфа квазинауки» хорошо известны: лысенковщина, шельмование кибернетики и т.п.;• антинаучное знание как утопичное и сознательно искажающее представления о действительности. Приставка «анти» обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны Н. Это как бы подход с противоположным знаком, С ним связывают извечную потребность в обнаружении общего легкодоступного «лекарства от всех болезней». Особый интерес и тяга к антинауке возникает в периоды социальной нестабильности. • псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс. характерны сенсационность тем, признание тайн и загадок, «умелая обработка фактов». По форме псевдонаука — это прежде всего рассказ или история о тех или иных событиях. Другой отличительный признак — безошибочность. Бессмысленно надеяться на корректировку псевдонаучных взглядов, ибо критические аргументы никак не влияют на суть истолкования рассказанной истории.
Наука как знание обладает целым рядом характеристик. Главной особенностью научного знания является его рациональность. В науке новые сведения о реальности формируются и выражаются в виде непротиворечивых принципов и законов. Другой особенностью научного знания является его объективность. В отличие от обыденного, научное знание не ограничивается констатацией фактов, а объединяет их, т.е. имеет объяснительный характер. Научное знание является доказательным. Цель науки – открытие общих принципов и закономерностей. Особенностью научного знания является системная организованность. Все данные науки упорядочены в теории и концепции, которые согласуются друг с другом. АНТИНАУКА - систематизированное собрание околонаучных и ненаучных теорий, облад-х внутр-й доказательностью и противоречащих официальным версиям научной деят-ти. Антинаука выступала альтернативой официальной версии научного знания на протяжении жизни всего человечества. К антинауке относятся различные доктрины и практики, которые рассматривают науку как зло, источник человеческих несчастий, как угрозу самому человеческому существованию. В современном мире нет сколько-нибудь организованных форм антинауки. Ее идеи разбросаны в концепциях постмодернизма, иррационализма, в различных религиозно-мистических учениях. Однако в ряде случаев антинаучные настроения могут приобретать поддержку малообразованных или отсталых слоев населения, а также в условиях теократических режимов типа талибана, когда наука и просвещение практически отвергаются, заменяясь средневековыми законами шариата.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.186.27 (0.007 с.) |