Наука, искусство, религия и философия как сферы постижения бытия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наука, искусство, религия и философия как сферы постижения бытия.



Изначально научный взгляд на мир ориентирован на повторяемость, воспроизводимость, на выявление моментов всеобщности. При этом само собой разумеется, что все эти моменты присущи материальному миру. Когда же говорят о вненаучных представлениях о мире, тогда имеют в виду уже существенно иные характеристики, среди которых можно назвать такие, как свобода, уникальность, неповторяемость, невоспроизводимость.

Наука всегда протестовала против того, чтобы природе приписывать такие характеристики, которые не укладываются в рамки ее привычного категориального аппарата. Вместе с тем среди ученых и представителей вненаучного знания (философов, деятелей искусства, богословов) существовало и существует глубочайшее убеждение, что в природе существуют как компоненты, поддающиеся рациональному постижению, так и такие, которые ему недоступны. Выдающиеся философы, поэты и художники неизменно приписывали природе такие характеристики, как любовь, язык, красоту, гармонию и пр.

Если наука мало пригодна для описания высших проявлений духа, то философия, напротив, практически всегда связана с проявлением духа, ибо она формирует целостное представление о мире, включающее в себя как материальное, так и духовное начала. Если устраняется одно из них, то возникает деформированная модель мира и философская система начинает вырождаться. Это хорошо видно на примерах абсолютного материализма и идеализма, как явно односторонних подходов к действительности. И материализм, и идеализм построены по одной схеме: выпячивая одну сторону, одну грань мира (материю или дух), они при этом игнорируют другую, считая ее вторичной, производной. Тем не менее, философия способна обрести второе дыхание и вновь заявить о себе как о квинтэссенции культуры человечества на путях утверждения реалистического мировоззрения, в полной мере учитывающего и материальный и духовный аспект мира.

Природа как целое объединяет в себе материальное и духовное начала. Именно поэтому она является объектом изучения и науки, и философии, и искусства, и религии. И в известном смысле в процессе познания единого мира все эти сферы духовного освоения его взаимно дополняют и взаимно проникают друг в друга. Осознание этого факта приводит к выводу, что между наукой, искусством, религией и философией должен постоянно вестись диалог. И к такому диалогу мы сейчас довольно быстро приближаемся. Сейчас уже многие признают, что, например, Земля, есть не только простое материальное тело, но одновременно живой суперорганизм, включающий в себя духовную компоненту. В силу этого она по необходимости является объектом изучения не только науки, но и философии, искусства, религии.

Прежде наука была гораздо терпимей к вненаучному и паранаучному знанию. Известно, что уже Гиппократ настаивал на том, что врач не имеет права лечить людей, используя все имеющиеся в его распоряжении научные методы, если он не освоил астрологии. Да и многие современные выдающиеся ученые интуитивно чувствуют, что явления духа так или иначе должны быть введены в контекст науки. Сейчас наука все более решительно возвращается к тому, чтобы обязательно учитывать все формы вненаучного знания.

Одновременно философия, искусство и религия все больше начинают признавать, что необходимо учитывать достижения науки. II Ватиканский собор признал, что все конфликты католической церкви с наукой, в том числе и процессы над Дж.Бруно и Г.Галилеем, были результатом юридической ошибки. Целостное видение мира начинает все больше доминировать и не случайно в научном мире все отчетливее зреет убеждение, что время разбрасывания камней (умножения различных форм освоения мира) прошло, наступает время их собирать, т.е. пытаться дать целостное представление о мире.

Материальное бытие и его атрибуты.

К атрибутам материи относят движение, пространство и время, отражение и информацию, структурность и др.

 

Движение. Еще Аристотель выделял 4 возможных вида движения: возникновение и уничтожение; количественные изменения; качественные изменения; механическое перемещение. Наличие движения Аристотель обосновывал через вечный абсолютно неподвижный перводвигатель (Бога).

С возникновением философской системы Г.Гегеля по-новому стал рассматриваться вопрос об источнике движения. Любое изменение (движение) состоит из противоположных моментов: устойчивости (покоя) и изменчивости, дискретности и непрерывности. Источник движения, по Гегелю, есть внутреннее противоречие или противоречивое явление. «Противоречие есть жизненный нерв всякого движения». Гегель выделяет 3 основные формы движения: механическая, химическая и органическая.

Движение обладает следующими свойствами:

– движение объективно, т.е. оно существует независимо от воли наблюдателя и его знаний о нем;

– движение абсолютно (всеобще), т.е. оно существует всюду, везде и всегда, где есть материя;

– движение относительно, т.е. оно существует не вообще, а в виде конкретных форм движения, рассматриваемых друг относительно друга;

– движение противоречиво, ибо выступает в неразрывном единстве двух противоположных моментов: момента устойчивости и момента изменчивости.

 

Пространство есть, прежде всего, протяженность. Нет протяженности, нет и пространства. Пространственная характеристика любого объекта заключается в определении его места, положения и пространственных отношений.

 

Время. У Платона оно отделено от вещей, а у Аристотеля время присуще самим вещам (количество движения). Действительно, любое явление характеризуется последовательностью этапов развития, длительностью своего существования. Тела и явления меняются: возникают и исчезают, увеличиваются и уменьшаются. По этим изменениям люди научились понимать время.

Подобно тому как пространство есть протяженность, время есть длительность.

Общие свойства пространства и времени:

– объективность, т.е. пространство и время существуют независимо от воли и создания людей;

– абсолютность, т.е. не существует материального объекта вне пространственно-временных характеристик;

– относительность означает зависимость их существования от свойств движущейся материи;

– противоречивость выражается в единстве протяженности (непрерывности) и дискретности (прерывности) пространственной структуры. Время есть единство длительности и мгновенности.

 

Отражение и информация. Отражение проявляется как результат взаимодействия любых материальных систем и означает воспроизведение свойствами одной системы свойств другой системы. В процессе взаимодействия и отражения происходит передача информации от одной системы к другой. Информацию можно определить как меру упорядоченности (Н.Винер). В процессе взаимодействия и отражения мера упорядоченности одной системы воспроизводится другой системой в той или иной степени изоморфности (одинаковости).

 

Структурность выражает устойчивый момент материальных и духовных процессов. Сохранение во времени процесса изменения, полагают одни философы, обусловлено структурой этого изменения. Другие философы, наоборот, основой структуры полагают время (время – основа структурности).

Атрибуты духа.

Атрибуты показывают, чем отличается дух вообще от своей противоположности – материи. Дух не обладает пространством, временем, качеством, количеством, причинностью.

В лит-ре давно разрабатывается проблема атрибутов бытия. Она была четко сформулирована Б.Спинозой, который выделил два атрибута – мышление и протяжение, хотя и считал, что таких атрибутов имеется бесчисленное множество.

Мысль Спинозы глубже, чем просто выделение двух атрибутов. В этих двух атрибутах он акцентирует внимание как на материальной стороне субстанции (протяженность), так и на духовной (мышление). И на этом уровне общности ничего третьего он найти не сумел.

Реальность духовного мира практически никогда не отрицалась, по крайней мере, в философии и религии. Но тогда правомерно поставить вопрос об атрибутах духа, что наиболее четко было сделано Р.Декартом и Б.Спинозой. По Декарту, Бог есть духовная субстанция, которая непосредственно не проявляется в мире, но представлена двумя атрибутами, обладающими наличным бытием, – это мышление и протяжение. Бог обладает только атрибутами: абсолютностью, беспричинностью, бесконечностью, правдивостью.

Разделение материального и духовного начал характерно не только для науки, но и для религии, где оно даже еще больше доведено до взаимного противопоставления.

Дух, душа, духовность относятся к важнейшим темам религиозной рефлексии.

Но проблема духа является вечной и в философии. Правда дух в ней понимается не только иначе, чем в религии, но и по-разному в разных философских школах и направлениях. Поэтому, прежде чем говорить о духе, нужно четко определить систему координат, в которой он будет рассматриваться.

В материалистической Ф дух изгоняется из природы, поскольку материалистическая Ф тесно связана с наукой и признает реальность существования только материи, дух же ограничивается лишь областью сознания.

В идеалистической Ф дух изначально трактуется как то первоначало, которое затем породило весь мир.

Реализм исходит из признания материи, энергии и духа тремя вечными основаниями мира, несводимыми друг к другу, но друг без друга несуществующими.

В реалистической Ф дух понимается как: 1) индивидуальный дух (сознание и подсознание отдельного человека); 2) общественный дух (менталитет); 3) объективированный дух (феномены культуры); 4) универсальный дух.

В последнем значении дух рассматривается как антипод материи, находящийся с материей в нерасторжимом единстве. Будучи антиподом материи, дух зачастую имеет противоположные материи характеристики.

И если материя есть Все, то дух есть Ничто, но такое Ничто, которое равно Все. Это было осознано еще древними мудрецами.

Исследователи духа обычно уделяют внимание на тех его признаках, которые противоположны материальным. Но у духа есть и признаки, роднящие его с материей. Это – реальность существования, способность к изменчивости и наличие энергии.

Итак, дух действительно есть Ничто, если подходить к нему с позиций здравого ума. Но он в то же время есть Нечто, что определяет внутренние силы мира природы

и человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.172.68 (0.009 с.)