Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наука, ее структура, функции и место в духовной культуре человека

Поиск

Духовная культура человечества представляет собой сложное динамичное образование, и неудивительно, что место и роль науки в ее структуре постоянно меняется. Такие изменения становятся особенно заметны на протяжении последних двух столетий. Здесь намечается явная тенденция доминирования науки над всеми другими компонентами духовной культуры. Такое доминирование неизбежно влечет за собой ряд последствий, как позитивных, так и негативных.

Экспансия науки часто приводит к деформации духовной культуры. Если философия сумела найти с наукой точки соприкосновения и установить плодотворный диалог, то, например религия, испытывает значительные трудности во взаимоотношениях с ней. За последние десятилетия стало ясно, что наука потеряла монополию на истину. Наравне с наукой существует и вненаучное (паранаучное) знание, дающее определенный ракурс истинных представлений о действительности.

Развитие науки приводит также к росту потока новаций, использование которых открывает широкие возможности для развития общества. Однако хорошо известно, что новации могут носить как конструктивный, созидательный, так и деструктивный, разрушительный характер. Причем заранее невозможно предсказать, какой характер будет иметь та или иная новация применительно к конкретной ситуации. Это приводит к тому, что общество в наши дни вынуждено ограничивать или даже запрещать те или иные научные исследования, которые генерируют новации, представляющие потенциальную угрозу для общества и человека (генная инженерия, психофармакология, химия отравляющих веществ, конструирование психотронных генераторов и т.д.).

Сейчас мы все больше убеждаемся в том, что использование результатов развития науки и техники в интересах человека в большой мере зависит от мировоззренческих установок, которые формируются при активном взаимодействии всех компонент духовной культуры и, прежде всего, философии.

В случае несовпадения установок научного сообщества с идеологическими стереотипами наука подвергается жестким ограничениям и массированному давлению со стороны государства. Эволюция отношений науки и государства породила специфическую ситуацию в современном обществе, где произошел раскол на техническую и гуманитарную культуру. В результате в обществе значительно падает интерес к гуманитарному знанию, что приводит к падению культурного уровня населения и к увлечению «массовой» культурой.

Можно сделать вывод, что в рамках духовной культуры наука проходит ряд ступеней в своем развитии, связанных как с давлением и диктатом государства, идеологии, религии, так и с относительной свободой науки в рамках общества. Сейчас мы сталкиваемся с иным аспектом зависимости, а именно с абсолютизацией связей науки с техникой и технологией, когда наблюдается самодостаточность этой научно-технической фазы в развитии науки. И в этом можно видеть угрозу развития науки как таковой.

 

 

7 Основные достижения античной натурфилософии досократовского периода

Первый этап в истории взаимоотношения философии и науки связан с античной философией. Нераздельность, слитность, синкретизм характеризуют рождающуюся философско-научную мысль (7-6 вв. до н. э.). Первые греческие философы были и первыми математиками, физиками, астрономами, физиологами.

Возникновение в античности философско-научного мировоззрения имело большое значение: оно привело к отстранению от объяснения мироздания мифологии и религии; замене фантастического, религиозного рассказа обоснованной аргументацией, реалистическими соображениями. Появление философского мировоззрения означало духовную революцию в истории человеческой мысли, которая выражается формулой от мифа к логосу, от мифологических представлений к теоретическому мышлению.

Основной узел проблем, рассматриваемый античными философами был связан с анализом естественных причин возникновения, развития и строения мира в целом и входящих в его состав отдельных элементов. Позднее Аристотель назвал эту науку физикой, а мыслителей, которые ею занимались – физиками или физиологами. В дальнейшем это учение получило название натурфилософии, в котором органически сочетаются философское и естественно-научное знание. Мыслители античности за качественным многообразием чувственно-воспринимаемых вещей пытались найти некое единое первоначало, из которого возникают и в которое превращаются по истечении определенного времени все вещи и все явления. Философы были убеждены, что за многообразием всех вещей скрывается их единство, что в основе всего сущего лежит некая единая субстанция, которая не возникает и не исчезает, но которая составляет все вещи материального мира.

Для определения логической природы мирового первоначала античные мыслители вводят понятие «архэ». Понятие «архэ» выражает основную идею философского мировоззрения: порядок мира не устанавливается каким-то деятелем, а изначально содержится в материальном элементе, из которого все происходит и состоит. Формирует космос и управляет им не персонифицированная надприродная сила, а всеобщее начало. В этом заключалась суть философского научного мировоззрения античности.

Для милетской школы первоначалом была вода Фалеса, апейрон Анаксимандра и воздух Анаксимена. Центральной темой милетцев была тема космоса, который они понимали как единое, не нуждающееся в своем существовании ни в каком внешнем факторе. При этом космос отождествляли с природой, которую необходимо было исследовать в рамках философии и зарождающегося научного знания, понять ее сущность и раскрыть причины ее возникновения. Милетцы были первыми в европейской культуре, кто осознал и сформулировал основные философские проблемы.

Заслуга ранних греческих философов заключалась в том, что они заложили основы теоретической науки, выдвинув теоретические проблемы, связанные с изучением природы: проблемы космогонии, космологии, происхождения жизни, антропологии, что в дальнейшем привело к дифференциации научных исследований. Осознание более высокой значимости по сравнению с частнонаучным обусловило первые попытки, хотя и весьма несовершенные, применения общефилософских принципов к научно-теоретическим гипотезам. Начала осознаваться методологическая функция философии, к осуществлению которой впервые приступили пифагорейцы и Демокрит. Пифагорейцы расширили не только математическое знание, но и существенно продвинулись вперед в других областях частного научного исследования, сформировав общетеоретическую концепцию космологии, астрономии, акустики, психологии и антропологии.

Следующий шаг в развитии научного знания был сделан атомистикой основоположником которой был Демокрит. Греческий атомизм выступал в качестве универсального теоретического объяснения устройства вселенной в целом и ее частей с присущими ей особенностями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.0.20 (0.006 с.)