Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философская и естественнонаучная мысль средневекового арабского ВостокаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Средние века занимают особое место в истории науки и философии. Продолжаясь тысячелетие, они познали и периоды глубокого политического, экономического и интеллектуального варварства (6-11 в), и эпоху исключительно плодотворную, беспримерную по интенсивности интеллектуальной и художественной жизни (12-14в), которой Европа обязана готическим искусством, схоластической философией и пробуждающейся наукой. Этому способствовало и развитие товарного производства, совершенствование ремесел, расширение торговли, рост городов, а также распространение знания арабских мыслителей, заново открывших для Запада античную философию и науку. Ф. и наука в арабо-мусульманских странах В период раннего феодализма Ф. и естественнонаучная мысль на Востоке обрела относительную самостоятельность. Широко известна деятельность арабских ученых в этот период времени в области математики и астрономии, механики и химии, медицины и литературы, географии и философии. 4-12в. – это век расцвета культуры, науки и философии. Арабский мир вполне справедливо провозгласил себя преемником и продолжателем мира эллинистического. Арабские ученые сделали значительный вклад в развитие существовавшего научного знания. Круг проблем арабоязычной философии достаточно широк: онтологические, гносеологические, антропологические и социальные. Значительное место в философии занимала проблема классификации имеющегося знания и их соотношения. Аль-Кинди, полагал, что Ф. выступает в качестве основы энциклопедического научного знания. Аль-Фараби вводит 4м раздела. Первый: наука о языке (законах, управляющих словами языка); второй: логике (наука о правильном мышлении), третий – математике (арифметика, геометрия, оптика, астрономия, музыка и др.), четвертый: а) физика; б) метафизика. Ибн-Рушд – создал энциклопедию сознания, которая включала в себя материалы по медицине, астрономии, юриспруденции, филологии, философию. Обосновывал необходимость разделения религии и науки. Выступая за эмансипацию науки и философии, ученый ратовал за предоставление им автономии и известной свободы от церковной опеки. Значение арабо-исламской средневековой философии и науки весьма велико. Это новый и во многих отношениях более высокий этап развития философской и естественнонаучной мысли, приведший к расцвету культуры, важнейшим открытиям в астрономии, химии, математике, медицине, оптике, которые прославили арабо-исламскую науку и оказали громадное влияние на европейскую научную мысль. Средневековая философия в целом имела прогрессивное значение, с одной стороны, подготовив возрождение классической древности, с другой – став провозвестником опытного естествознания. Важную роль сыграла и средневековая диалектика, развиваемая схоластикой. Движению к науке способствовали и дискуссии о природе универсалий (категорий единичного и общего), без которых не может обойтись ни одна наука.
12. Философская и естественнонаучная мысль Возрождения Основные методологические принципы, сформулированные в рамках средневековой научной мысли, стали решающим ориентиром в развитии знания в эпоху Возрождения. Мыслители эпохи Ренессанса переработав античные традиции создают новую пантеистическую картину мира, отождествляющую природу и бога, возвеличивающую природу и человека и преодолевающую ложные противопоставления природного-божественного, конечного-бесконечного, временного-вечного. Теоретическую почву, на которой возникла новая натурфилософия подготовил естествоиспытатель кардинал Н. Кузанский (1401-1464 гг.). Он предлагает рассматривать природу трояко: 1) как дух, разлитый во вселенной; 2) как идеальное бесконечное пространство; 3) как бесконечное разнообразие чувственно данных вещей. Радикальные выводы делает Кузанец о бесконечности вселенной, которая в отличие от божественной бесконечности привратно, в противном случае мир был бы равен богу. По его мнению, центр мира повсюду, а окружность нигде, поэтому земля не центр вселенной, она подобна другим планетам и не является неподвижной. Большую значимость в методологическом плане имеет гносеологическая концепция ученого незнания, которую он противопоставлял самоуверенному схоластическому знанию о мире и боге. Речь идет о невозможности выразить полноту знания в терминах схоластической формальной логики. Он полагал, что возможность познания заложена в самой природе человеческого разума, т. е. бог развертывает из себя мир, а человеческий разум при соприкосновении с природой – предметы рассудка. Начало процессов познания невозможно без чувств. Истина – бесконечный процесс, познание никогда не может быть завершено, ибо бесконечен его объект. Также он сформулировал принцип связи научного познания с реальным, техническим преобразованием природы. Под сильным влиянием Кузанского оказался Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.). Занимаясь философией природы он отвергал любое знание, не опирающееся на непосредственное знание окружающей среды. Толька та наука может претендовать на истину, которая опирается на опыт. Он также отрицает теологию, алхимию и астрологию. Пытается использовать математические методы исследования в механике. Задачу науки он видел в установлении причинной связи природных явлений, в выявлении законов природы. Коренной пересмотр всей физической картины мира сделан Коперником (1473-1543 гг.). С его именем связывают освобождение естествознания от теологии. Он создает гелиоцентрическую картину мира. Коренному пересмотру подвергается вопрос о причине и характере движения небесных тел. Не бог выступает конечным источником движения, а сферическая шарообразная форма планет, их природа. Последователем Коперника был Джордано Бруно (1548-1600 гг.). Учтя опыт развития науки, он сумел сделать ряд блестящих теоретических обобщений философского и естественнонаучного характера. В противоположность схоластам и теологам Бруно возвеличивал природу, материальный мир, порождающий бесчисленные формы жизни и самого себя, требовал свободной мысли для ученого, остро критиковал инквизицию за ее запрет. Таким образом, философия и наука в эпоху Возрождения становится на путь самостоятельного развития от религии и церкви. Именно в этот период происходит дифференциация научного знания от прежней единичной нерасчлененной науки. Окончательно отпочковались отдельные области знания – астрономия, механика, позднее физика, химия и биология, что в свою очередь способствовало возникновению нового экспериментального метода познания который требовал опытной проверки и доказательства любых утверждений. Для философии этого периода уже просматриваются задачи теоретической разработки и обобщения приемов опытного познания, выявлении источников и достоверности знания полученных из опытов, которые были практически решены в философии Нового времени.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.37.211 (0.006 с.) |