Научная революция 17-18 в. и Ф. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научная революция 17-18 в. и Ф.



 

В социальной области в этот период происходили ранние буржуазные революции (Нидерланды, Англия, Сев. Америка), положившие начало формированию капиталистического способа производства, который, обусловил потребность в новой науке, развитии опытного знания как главного средства решения практически важных для производства того времени технологических задач. Необходимо было активизировать исследования реальных фактов и процессов с целью отличия действительных связей от вымышленных, навязанных природе схоластикой средневековья. Длительный период созерцания средневековым человеком чуждой ему природы, сменившись осознанием единства и гармонии с ней в эпоху Возрождения, обернулся в 17в. стремлением к ее строгому изучению и подчинению.

Революционную роль в развитии опытного естествознания сыграла гелиоцентрическая модель мира (Н.Коперник) заложившая основы точного кинематического описания движения в Солнечной системе. Горячим сторонником этого учения стал Иоганн Кеплер, который впервые заинтересовался идеей числовых соотношений между планетами.

Галилео Галилей, продолжив борьбу за естественнонаучную картину мира, выработал основы «новой физики», пришедшей на смену аристотелевской. Открыл закон падения; приблизился к закону сложения сил и принципу бесконечно малых величин; разработал понятие «момент»; вплотную подошел к основной категории механики «инерция». Все эти достижения осуществлялись при посредстве опыта и математического метода. Опыт с этого времени принял форму эксперимента, в структуру которого стало возможно включение прибора, во много раз усиливающего показания наших органов чувств. Эксперимент у него сочетался с математическим описанием, что позволяет определить его как мысленный (воображаемый) эксперимент в отличие от реального. Все это давало возможность вскрыть более существенные стороны и закономерности механических процессов.

Исаак Ньютон в основном завершил разработку механистической картины мира. Опираясь на работы Кеплера, Галилея, Декарта, он сформулировал основные законы классической механики, открыл закон всемирного тяготения, дифференциального исчисления, выдвинул основоположения теории света. Ньютон являлся активным сторонником эксперимента, но, он не смог окончательно порвать с натурфилософскими спекуляциями, о чем свидетельствует допущение существования бога в качестве перводвигателя.

Готфрид Вильгельм Лейбниц – немецкий философ и ученый-энциклопедист. Открыл независимо от Ньютона дифференциальное и интегральное исчисления. Ему принадлежат идеи счетной машины, математической логики, закона сохранения и превращения энергии. Первый употребил термины «материалисты» и «идеалисты». Считал, что в основе материи лежат монады – простые, неделимые субстанции, «элементы вещей».

М.В.Ломоносов. Его труды положили начало русской материалистической философии. Обосновал вечность и неуничтожимость материи и движения, открыв закон их сохранения. Делил движения на два вида (внешнее и внутреннее) и на три рода (вращательное, поступательное, колебательное).

Иммануил Кант – утверждал, что вселенная возникла во времени из хаотического облака разнообразных частиц и пребывает в бесконечном изменении под действием законов механики.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель – рассматривает мир и его развитие не вне абсолюта, а внутри его: абсолютный дух был включен им в работу истории, а развитие мира было представлено как история абсолютного. Ошибочно считал, что естествоиспытатель имеет дело с косным, материально-телесным материалом, не выносящим противоречий, а, следовательно, исключающем развитие, качественное превращение одного в иное.

Маркс и Энгельс - создатели диалектического материализма, принципом которого выступает единство философии и естествознания. Для них это единство является результатом объективного процесса развития, логики научного познания природы и необходимой предпосылкой разработки научной картины мира.

16. И.Кант (1724-1804) является основоположником классической немецкой философии.

Философское развитие Канта делится на два периода. В первый период (до начала 70-х годов) Кант занимался главным образом естественнонаучными проблемами и в одной из первых своих работ «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755) разрабатывает «небулярную» теорию, которая вошла в науку под именем космогонической гипотезы Канта-Лапласа. Он, отказываясь от божественного первотолчка, утверждал, что Вселенная не создана, а возникла во времени из хаотического облака разнообразных частиц и пребывает в бесконечном изменении под действием законов механики. В это же время философ высказал предложение о существовании большой вселенной галактик вне нашей галактики, развил учение о замедлении суточного вращения Земли в результате приливного трения и учение об относительности движения и покоя. Закон тяготения он дополнил концепцией притяжения и отталкивания и действием этих совокупных сил объяснил всю небесную механику, выводя ее из неких энергетических центров, в том числе и Солнца. Теория Канта явилась важнейшим достижением в разработке проблем объективной диалектики.

В философских работах этого периода Кант пытается обосновать идею абсолютного совершенства нашего мира и, на основе изучения работ Лейбница, провести различие между основанием реальным и основанием логическим.

Второй этап – так называемый «критический». В работах этого периода последовательно излагались: «критическая теория познания», этика, эстетика и учение о целесообразности природы. Основное внимание философа сосредоточилось на критическом анализе познавательных способностей человека, на разработке соответствующей теории познания. В этот период он придает большое значение использованию в философии опытного знания.

«Критическая философия» Канта было изложено в трактатах «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788) и «Критика способности суждения» (1790). В первой из этих книг Кант изложил свое учение о познании, во второй – этику, в третьей – эстетику и учение о целесообразности в природе.

Основу всех трех «Критик» составляет учение Канта о «вещах в себе» и «явлениях». По Канту, существует независящий от нашего сознания (от ощущений, от мышления) мир вещей, их Кант называет «вещами в себе».

В философии Канта гносеология (теория познания) занимает первое место. Исследование познавательной деятельности имеет целью выяснение границ человеческого разума.

Познание начинается, по Канту, с того, что «вещи в себе» воздействуют на органы чувств и вызывают ощущения.

«Вещи в себе» не познаваемы. Познаваемы только явления. «Вещи в себе» всегда были и всегда будут за пределами нашего познания.

Основная черта критической философии – попытка примирить материализм и идеализм. Результатом этого «примирения» является агностицизм.

В чем суть агностицизма Канта?

1. В признании существования принципиальных границ человеческого разума, за пределы которых он не должен выходить, поскольку, выходя за эти границы, разум впадает в неразрешимые противоречия (антиномии) – становится диалектичным.

2. Границы познания заданы самой природой человеческой чувственности. Ощущения и восприятия не являются отображением объекта, т.е. вещей самих по себе. Поэтому мы не можем знать каковы вещи сами по себе есть. Вещь как она существует вне субъекта и независимо от него – есть нечто непознаваемое (вещь в себе). Разум не должен выходить за пределы опыта. Именно выходя за положенные ему пределы, разум впадает в противоречия.

Кант отмечает три основных способностей познания: чувственность – способность ощущений; рассудок – способность понятий и суждений; разум – способность умозаключений, доходящих до «идей». «Идеи» - понятия о безусловном единстве всех обусловленных явлений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.139.149 (0.015 с.)