Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формализация, идеализация, моделирование, математизация — методы теоретического уровня наукиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Стр-ра научного познания мб представлена как ед-во 2 его основных уровней — эмпирического и теоретического. Теорет ур Н познаниявключ в себя выдвижение, построение и разработку Н гипотез и теорий; формулир-е законов; выведение логических следствий из законов; сопоставление др с др различ-х гипотез и теорий, теоретическое моделирование, а также процедуры объяснения, предсказания и обобщения. Характ-ся Преоблад-м рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм мышления и "мыслительных операций". Живое созерцание, чувственное познание становится подчиненным (но очень важным) асп-м познавательного процесса. Теор позн отраж явл и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых путем рациональной обработки данных эмпирического знания. На основе эмпирич данных здесь происходит мысленное объединение исследуемых объектов, постижение их сущности, "внутреннего движения", законов их существования, составляющих основное содержание теорий - "квинтэссенции" знания на данном уровне. Важнейшая задача теоретического знания - достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. Формализация - отображен содержат-го знания в знаково-символическом виде, котор создается для точного выражения мыслей с целью исключения возможности для неоднозначного понимания. При Ф рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами), что связано с построением искусств-х языков (язык математики, логики, химии и т.п.). использование спец символики позволяет устранить многозначность слов естеств-го яз. Кажд символ строго однозначен. Ф служит основой для процессов алгоритмизации и программирования вычислительных устройств. Главное в процессе формализации над формулами искус-х яз можно производить операции, получать из них новые формулы и соотношенияà операции с мыслями о предм замен-ся действиями со знаками и символами. Ф, таким обр, есть обобщение форм различных по содержанию процессов, абстрагирование этих форм от их содержания. всеобщего метода, позволяющего любое рассуждение заменить вычислением не существует. Формализов-е яз химии, матем, логики. Идеализац - мыслит процедура, связ-я с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в действит-ти ("точка", "идеальный газ", "абсолютно черное тело" и т.п.). Данные объекты - выражение реальных процессов. Они представляют собой некоторые предельные случаи последних, служат средством их анализа и построения теоретических представлений о них. Идеализир-й объект - отражение реальных предметов и процессов. Образовав с помощью идеализации о такого рода объектах теоретические конструкты, можно в дальнейшем оперировать с ними в рассуждениях как с реально существующей вещью и строить абстрактные схемы реальных процессов, служащие для более глубокого их понимания.Теоретические утверждения непосредственно относятся не к реальным, а к идеализированным объектам, познавательная деятельность с которыми позволяет устанавливать существенные связи и закономерности, недоступные при изучении реальных объектов, взятых во всем многообразии их эмпирических свойств и отношений. Моделирование - метод исслед опр-х obj путем воспроизведения их характеристик на другом объекте - модели, которая представляет собой аналог того/ иного фрагм-та действит-ти (вещного или мыслительного) - оригинала модели. М-ду моделью и obj, интересующим исследователя, должно существовать известное подобие (сходство) - в физических характеристиках, структуре, функциях и др. Формы моделирования весьма разнообразны и зависят от используемых моделей и сферы применения моделирования. По характеру моделей выделяют материальное (предметное) и идеальное моделирование, выраженное в соответствующей знаковой форме. Материальные модели являются природными объектами, подчиняющимися в своем функционировании естественным законам - физики, механики и т.п. При материальном (предметном) моделировании конкретного объекта его изучение заменяется исследованием некоторой модели, имеющей ту же физическую природу, что и оригинал (модели самолетов, кораблей, космических аппаратов и т.п.). Матер моделирование широко применяется для разработки и экспериментального изучения различных сооружений, машин, для прогнозирования климатических явлений, изучения эффективных способов горных изысканий и т. д. При идеальном (знаковом) моделировании модели выступают в виде графиков, чертежей, формул, систем уравнений, предложений естественного и искусственного (символы) языка и т.п. В настоящее время широкое распространение получило математическое (компьютерное) моделирование. Понятие НКМ и научной парадигмы. НКМ – sys общих предст-й о фунд-х св-вах и закономерн универсума, возник-я и развив-ся на осн обобщ и синтеза осн-х Н фактов, понятий и принципов. НКМ сост-т из 2 постоянных компонентов: концептуального и чувственно‑образного. Конц к включ в себя философские принципы и категории (принцип детерминизма, понятия материи, движения, простр-ва, t и др.) и общенауч полож и понятия (закон сохр и превращ энергии, принцип относит-ти) Чувств‑обр к – это совокуп-ть наглядн предст-й о мировых явл-х и проц-х в виде моделей объектов Н познания, их изобр-й, описаний и т. д. Совр НКМ сост из 3 относ-но самост-х блоков – естественнонауч, технич и соц‑гуманит-го, ед-во кот-х обесп-т фундаментальные Ф принципы и категории, позв-т видеть мир как единое целое, отд-е фрагм кот-го изуча-ся конкр Н-ми. След отличать НКМ от КМ, основанной на синтезе общих представ-й ч-ка о мире, которые выраб-ся разными сферами культуры – Ф, религией, иск-м (в античности - натурфилософск КМ. В средн века - религиозная КМ. НКМ появилась в Новое время (XVI–XVII вв.). Главное отличие НКМ от донаучной (натурфилософской) и вненаучн (религиозной)-она созд-ся на осн опред-й Н теории (или теорий) и фунд-х принц-в и категорий Ф. Формы НКМ: 1) по степ общности НКМ выступ-т в след. ф-мах: - общенаучн КМ, т.е. ф-ма систематиз-ции зн-й, выраб-х в естествозн-и и в соц-гум. зн-ях. - ест-науч. КМ (пр-да) и НК соц-ист. действ-ти (картина об-ва). Кажд. из таких картин явл. отн-но самост-м аспектом общенауч. КМ - спец. КМ отд-ч Н (дисциплинарная онтология). Н: физич. мир, биол. мир). Кажд. из спец. КМ м.б. предст-на как набор неких теор. конструктов, образ-х модель изуч-й обл. 2) с точки зр. ист-ко-кул. принадлежности: НКМ в осн. выступ-т как ест-но-науч. к.м., поэтому в св. послед-ти выглядит след. образом: механич. к.м., электродинамич. к.м., квантовореляц-я к.м., синергетич. к.м. Первые три основаны на ест-науч. к.м. Функции Н.К.: Интегративная - обеспеч синтеза знан. Нормативн - не просто опис-т мироздание, воспроизводя основные его закономер-ти, но задает sys устан-к и принц-в освоен универсума, влияет на формир социокульт и методологич норм исслед. Основн критер, на кот опир-ся НКМ- объективность, кот фикс-т совпад-е знан со своим obj и устраняет все, что связ с субъект-м налетом в познават деят. Св-ва совр-й НКМ: строгость, достоверность, обоснованность, доказательность, закономерность (предст-т мир как совокуп-ть причинно обуслов-х событий и проц-в), историчность (опирается на совокупный потенциал науки той или иной эпохи, подчеркивает пределы тех знаний, которыми располагает человечество). Парадигма -совокуп-ть наиболее общих идей и методологических установок в науке, признаваемых данным научным сообществом. Парадигмы – модели (обр-цы) постан-ки и решен науч-х проблем, по мн Т. Куна, управ-т гр-й ученых и науч сообщ-м, станд-ты науч практики, теоретич постулаты. Как прав, П фиксир-ся в учебниках, трудах ученых и на многие годы опред-т круг проблем и методов их решения в той/иной обл Н, Н школе. Смена П-мà полн/частичн замещен элем-в КМ, методов и теоретич допущен. НКМ опир-ся на выработ-е в недрах парадигмы станд-ты и критер.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 867; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.203 (0.008 с.) |