Структура авторитета преподавателя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура авторитета преподавателя



Авторитет (лат. auctoritas – достоинство, сила, власть, влияние) – это важнейшее средство воспитательного воздействия. Это особая профессиональная позиция, определяющая влияние на учащихся, дающая право принимать решение, выражать оценку, давать советы. Подлинный авторитет опирается не на должностные и возрастные привилегии, а на высокие личностные и профессиональные качества: демократический стиль сотрудничества с воспитанниками, способность к открытому общению, его стремление к постоянному совершенствованию, эрудированность, компетентность, справедливость и доброту, общую культуру и т. п.

Истинный авторитет – это такое отношение учащихся к учителю, которое побуждает учащихся быть все время младшими товарищами учителю.

Основными составными частями авторитета являются следующие: личностный и профессиональный.

Личностный компонент педагогического авторитета включает в себя следующие качества педагога:

‒ любовь к студентам и педагогической профессии;

‒ уважение и доверие к обучающимся;

‒ взаимное уважение;

‒ общая культура поведения педагога (умение владеть речью, мимикой и жестами, опрятность в костюме и т. п.);

‒ внешность педагога и его культура поведения;

‒ умение держать себя в аудитории;

‒ обладание правильной и выразительной речью;

‒ настойчивость и требовательность;

‒ знание своего предмета;

‒ педагогический такт, то есть умение находить в каждом случае наиболее правильный педагогический приём.

Профессионально-психологические качества педагога воспитываются путем систематической работы над собой и заимствования лучшего опыта у других педагогов, так как черты характера хорошего учителя и воспитателя формируются в педагогическом коллективе.

Авторитет педагога-воспитателя также зависит от того, какой стиль взаимодействия сложился у него со студентами (демократический, авторитарный, либеральный), уважительность и требовательное отношение к учащимся. При этом качества личностного компонента (любовь к детям, к профессии, уважение доверие к студенту, общая культура поведения, оптимизм, требовательность, строгость, справедливость, терпение, и т. д.) и профессионального компонента (профессиональные знания, педагогический такт, стили взаимодействия и т. д.) тесно взаимосвязаны.

В целом, в структуру авторитета включаются следующие компоненты:

▪ профессиональный компонент: специальная эрудиция, методическое мастерство, технологическое разнообразие;

▪ личностный компонент:

‒ ценностная составляющая (носителем каких конкретных нравственных, философских, эстетических и других ценностей является педагог);

‒ характерологическая составляющая (черты характера, создающие предпосылки для формирования авторитета);

‒ культурологическая составляющая (культура поведения, общая эрудиция, круг интересов, стиль общения);

▪ социальный компонент (социальная перцепция):

‒ социальная значимость профессии;

‒ социальный престиж профессии;

‒ социальные (профессиональные) стереотипы;

▪ ролевой компонент:

‒ занимаемая должность;

‒ права и обязанности.

Авторитет педагога – это средство воспитательного воздействия на учащегося, это сложный феномен, который качественно характеризует систему отношений к педагогу. Отношения учащихся к авторитетному педагогу положительно эмоционально окрашены и насыщены. И чем выше этот авторитет, чем важнее для воспитанников науки, основы которых преподает учитель, тем справедливее кажутся его требования, замечания, тем весомее каждое его слово. Подлинный авторитет можно только заслужить честным и упорным трудом. Существует мнение, что должность учителя сама по себе обеспечивает ему авторитет среди учащихся.

Впервые в педагогической науке авторитет учителя-воспитателя был разделен на истинный и ложный А. С. Макаренко, который отмечал, что истинный авторитет – один, а ложных – множество разновидностей. Под ложным авторитетом понимается такое отношение воспитанников (учеников) к воспитателю (учителю), которое побуждает их быть потребителями готового опыта, пассивными или активными. Ложный авторитетоснован на стремлении учителя-воспитателя добиваться послушания от ученика.

Различаются следующие виды ложного авторитета:

авторитет подавления: завоевывается путем систематической демонстрации превосходства в правах и возможности держать учащихся в постоянном безотчетном страхе перед высмеиванием за неудачный ответ или выполнение упражнения, перед окриком, наказанием.

авторитет расстояния: педагог, воспитатель стремится всегда держать дистанцию относительно студентов;

авторитет педантизма:у педагога, воспитателя существует система мелочных, никому не нужных условностей, традиций. Он постоянно придирается к занимающимся, причем его придирки не согласуются со здравым смыслом, они просто неразумны. Педант несправедлив и его действия малоэффективны;

авторитет резонерства:педагог бесконечно поучает воспитанников, полагая, что нотации – главное средство воспитания. К словопрениям таких педагогов учащиеся быстро привыкают, перестают на них реагировать и раздраженно, а иногда посмеиваясь, слушают поток нравоучений;

авторитет мнимой доброты чаще, чем другие виды ложного авторитета, встречаются у молодых педагогов. Не имея достаточного педагогического опыта, эти руководители молодежи считают, что учащиеся оценят их доброту, попустительство и ответят послушанием, вниманием, любовью; получается лишь наоборот.

Управление, разрушающее авторитет преподавателя, в современной литературе обозначается термином «терминаторный менеджмент», который проявляется в следующих личностных позициях педагога:

«один я все знаю, все вы неучи»;

создатель чехарды и некомпетентности;

«чтобы работать с вами, надо иметь адское терпение»;

главное – добиться высоких результатов поведения и успеваемости;

«с кем приходится работать!».

8.3. Воспитание как процесс обогащения субъективно-личностного мира студента

Интенсивные процессы совершенствования государственности в условиях социальной трансформации общественных отношений невозможны без теоретического обоснования и реализации в учебно-воспитательных учреждениях новых и усовершенствования существующих парадигм воспитания.

Воспитание представляет собойпроцесс становления, обогащения и совершенствования субъективно-личностного и духовного мира человека. Оно реализуется посредством творческого овладения всей доступной культурой в конкретном социально-историческом контексте, отражая триаду: «знания» «убеждения» «практическая деятельность».

Воспитание всегда представляет собой культивирование в индивиде человеческих качеств, усвоение научно-познавательной, художественной и непременно нравственной культуры, что ориентирует личность на безусловные ценности добра, истины и красоты.

Исторически сложились два основных типа воспитания:

1) своецентристское воспитание (мерило становления человека заключено в нём самом);

2) межсубъектное воспитание (общение между людьми не предполагает притязания кого-либо быть центром общения).

Воспитание оказывает существенное влияние на духовность специфически человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности.

Духовность обычно рассматривается как определённая позиция целостного сознания – нравственного, политического, религиозного, эстетического. Ведущую роль эта позиция занимает в сфере моральных отношений. В христианской этике духовность традиционно связывается с внутренней чистотой и умиротворённостью, со скромностью и послушанием. Однако духовность следует рассматривать шире, в социальном плане – как продукт и фундаментальное основание культуры, проявление «человеческого в человеке».

Духовность характеризуется бескорыстностью, свободой, эмоциональностью, по сути теми качествами, которые возвышают личность над собственными физиологическими потребностями. В последнее время понятие «духовность» употребляется для обозначения мировоззренческих, жизнеориентирующих мотивов поведения личности. Духовность личности и общества заключается в том, что в сознании присутствует определённое представление об идеале личности, об отношении человека к человеку, человека к власти, об идеальной модели совершенного общества или государства.

При всем многообразии поисков воспитательной парадигмы, можно выделить четыре основных направления:

1. Рационалистическое, которое может иметь авторитарный или либеральный характер, но обязательно с преимуществом научной рациональности. Сущность этого направления состоит в абсолютизации научных знаний («знаниецентризм»).

У истоков этого направления стояли К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, в педагогическом творчестве которых обосновывался принцип единства обучения и воспитания. Сегодня в этом направлении выделяются как прогрессивные, так и реакционные тенденции.

1. Культуроцентристское, в котором культура рассматривается как основание воспитания и образования. Оно не ограничивается школой, предусматривает гуманный социум, способный к гармонизации отношений человека и общества. Такая парадигма обеспечивает триаду – Истина, Добро, Красота – и базируется на культуротворческом принципе «целостности картины мира и человека в нем».

Особое место при такой парадигме имеет сохранение традиций, которые имеют национально-культурный, высокоморальный характер. М. Грушевский обосновал концепцию мирового значения национальных традиций и в многотомной работе «История Украины-Руси» отмечал, что в произведениях своего духа украинский народ заложил пророческие свидетельства своих культурных примет, богатых способностей и результатов долгой исторической жизни. В. Вернадский, создавая свое учение о ноосфере, главным фактором формирования нового биосоциального бытия человечества считал научную мысль, которую он рассматривал как упорядоченное восприятие действительности.

Основываясь на учении В. Вернадского и современных мировых тенденциях, ученые признают еще одну новую воспитательную парадигму – планетарно-личностную, глобально-историческую по своему значению, в основе которой – образованный человек, вооруженный научными знаниями и новейшими культурными достижениями человечества.

3. На смену знаниецентристской и культуроцентристской парадигме пришла нетрадиционная личностно-гуманистическая парадигма воспитания, которая имеет антропоцентрический характер. Ее системообразующим фактором выступает не культура, не образование, а личность обучаемого как уникальная неповторимость и высшая ценность. Для практической реализации этой современной парадигмы необходимо обеспечение субъект-субъектных, морально-эстетических взаимоотношений студентов и преподавателей на уровне сотрудничества и сотворчества.

В личностно-гуманистической парадигме акценты переносятся с потребностей и интересов общества на интересы и потребности человека. При этом утверждается, что не человек существует для общества, а общество – для человека. В связи с этим ставится задача повышения культурного уровня, этико-эстетической, гуманистической направленности высшей школы, сориентированной на возможности и потребности студентов.

В целом, эта концепция имеет перспективный характер, поскольку в условиях интеграции Украины в культурно-образовательное пространство Европы она адекватна целям государства и потребностям конкретной личности. Именно на ее основе ведутся поиски более совершенной модели, которая должна базироваться на лучших национальных, культурных и воспитательных традициях, учитывать уроки истории украинского народа, собственные ресурсы и возможности государства, обеспечивать педагогическое творчество в высшей школе.

Идеалом воспитания в украинском обществе является гармонически развитая, высокообразованная, социально активная и национально сознательная личность, наделенная глубокой гражданской ответственностью, высокими духовными качествами. Такой человек является носителем лучших традиций национальной и мировой культуры, способен к саморазвитию и самоусовершенствованию.

Цель национального воспитания конкретизируется через систему воспитательных задач, которые являются общими не только для всех воспитательных учреждений, но и для всего человечества в целом.

В воспитательной деятельности учебного заведения важно формировать гражданские качества через триаду:

гражданин – гражданское сознание, гражданская активность, гражданский долг, гражданское достоинство, гражданская ответственность;

патриот – восприятие украинской идеи, принятие независимости, готовность к защите государства, соблюдение Конституции, уважение к исторической памяти, любовь к родному языку и культуре;

гуманист – доброта, толерантность, искренность, принципиальность, взаимопомощь, добросовестность, справедливость.

Высшие учебные заведения должны осуществлять подготовку интеллектуального генофонда нации, воспитания духовной элиты, приумножать культурный потенциал, который обеспечит высокую эффективность деятельности будущих специалистов.

Профессиональная культура специалиста представляет собой системное качество, исходными элементами которого являются знания, практические умения и навыки, собственные социальные качества, которые характеризуют отношение человека к миру социальных ценностей. Это результат качественного развития знаний, интересов, убеждений, норм деятельности и поведения, способностей и социальных чувств.

Уровень формирования профессиональной культуры зависит от следующих факторов:

§ направленности и стойкости социально значимых мотивов деятельности (потребности, интересы, ценности, взгляды);

§ соответствия психофизических особенностей личности (способности, возможности), которые обеспечивают необходимый уровень и эффективность профессиональной деятельности;

§ степени развития психических процессов человека (мышление, память, эмоции, чувства, воля);

§ полноты и глубины усвоения психолого-педагогических и специализированных знаний, умений, навыков, а также приобретенного опыта;

§ социальной активности человека.

Профессиональная подготовка культурного специалиста включает следующие компоненты:

І. – Формирование системы развитых, гибких профессиональных умений и мышления, которое обеспечивает успешное решение нестандартных сложных новых профессиональных задач.

ІІ.С истема профессиональных знаний, навыков, умений, отвечающих требованиям профессиональной деятельности, функциям и обязанностям будущего специалиста.

ІІІ. – Гуманизация и гуманитаризация образования: признание уникальной личности, неповторимой индивидуальности каждого человека. Его жизнь и здоровье – это приоритетная доминанта, ценнейшее сокровище общества, сохранение и развитие которого требует определенных условий.

ІV. – Способность самостоятельно учиться, приобретать профессиональные знания и умения, овладевать новыми технологиями, совершенствовать квалификацию. Если нет потребности и умения профессионально самосовершенствоваться, наступает быстрая дисквалификация и потеря конкурентоспособности на рынке труда.

Применительно к профессиональному становлению личности студента можно выделить условные типы культуры:

«культура эрудита» – доминирование познавательной деятельности, проявляющейся в предельно широком накоплении личностью знаний;

«культура практика» – доминанта преобразовательной деятельности, где высокая степень владения техникой и технологией определяет уровень культуры труда;

«культура моралиста» – доминирование ценностно-ориентационной деятельности. Нравственные ценности образуют незыблемое ядро ценностных ориентаций конкретного человека;

«культура общительного человека» –доминанта общения во всей совокупности проявлений жизненной активности личности. Системообразующим фактором здесь является стремление к совершенным человеческим взаимоотношениям как высшей ценности жизни и деятельности личности, которой подчинены все остальные ценности.

Все вышеизложенное позволяет говорить о целостном процессе общекультурного и профессионального становления личности в системе высшего образования при доминирующей роли творчества как возможности реализации глубинной потребности человека, определяющей смысл его существования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 823; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.72 (0.023 с.)