Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип подчинения авторитету – сильно выраженная готовность людей следовать указаниям авторитета.

Поиск

Авторитеты оказывают очень сильное давление и контролируют поведение людей.

Эксперименты американского психолога С. Милграма (1965, 1974) [3], целью которых было определить, что будет, если приказания авторитета разойдутся с призывами совести, стали, пожалуй, самыми знаменитыми и дискуссионными в социальной психологии. В психологическую лабораторию Йельского университета были приглашены для участия в эксперименте два человека. Суровый экспериментатор в сером рабочем халате объясняет, что испытываются новаторские исследования эффекта наказания при обучении. Для эксперимента требуется, чтобы один из испытуемых обучил другого списку пар слов и наказывал за ошибки, нанося удары электрическим током возрастающей интенсивности. Чтобы распределить роли, участники тянут жребий. Один из участников, 47-летний бухгалтер с манерами, выдающими мягкий характер, является «подсадным». Он притворяется, что ему выпал жребий быть «учеником», и следует в соседнюю комнату. «Учителю» (доброволец, пришедший по объявлению в газете) дают для примера несильный удар током, а затем он видит, как экспериментатор привязывает «ученика» к креслу и закрепляет электрод у него на запястье.

После этого «учитель» и экспериментатор возвращаются в главную комнату, где «учитель» занимает своё место перед «генератором тока» с переключателями в диапазоне от 15 до 450 вольт с шагом в 15 вольт. Переключатели помечены: «слабый удар», «очень чувствительный удар», «опасно: мощнейший удар» и т.д. На отметках в 435 и 450 вольт стоит «XXX». Экспериментатор приказывает «учителю» «переключать генератор на одну ступеньку выше» всякий раз, когда «ученик» даёт неверный ответ. При каждом переключении вспыхивает лампочка, щёлкает реле и звучит зуммер.

Если испытуемый уступает требованиям экспериментатора, он слышит, как «ученик» стонет на 75, 90 и 105 вольтах. При 120 вольтах «ученик» кричит, что ему больно. А при 150 вольтах он взывает: «Экспериментатор, выпустите меня отсюда! Я больше не хочу участвовать в эксперименте! Я отказываюсь продолжать!». При 270 вольтах его протесты превращаются в агонизирующий крик, и он продолжает настаивать, чтобы его выпустили. При 300 и 315 вольтах он кричит, что отказывается отвечать. После 330 он замолкает. В ответ на просьбы или предложения «учителя» прервать процедуру экспериментатор замечает, что отсутствие ответа должно расцениваться как неверный ответ. Чтобы вынудить испытуемого продолжать, он использует четыре фразы:

- «Пожалуйста, продолжайте».

- «Условия эксперимента требуют, чтобы вы продолжали».

- «Чрезвычайно важно, чтобы вы продолжали».

- «У вас нет другого выбора; вы должны продолжать».

На самом деле «ученик» в этих экспериментах не получал ударов током (он вставал с кресла и включал магнитофонную запись протестов). Но испытуемые «учителя» этого не знали.

Как бы далеко вы зашли? С. Милграм описывал эксперимент 110 разным людям: психиатрам, студентам, представителям среднего класса. Во всех трёх группах опрашиваемые предположили, что они подчинялись бы примерно до 135 вольт; ни один не собирался зайти за 300 вольт. Учитывая, что из-за влияния самооценки возможны отклонения, С. Милграм спрашивал также, как далеко, по их мнению, могут зайти другие. Практически никто не ожидал, что хоть кто-то дойдёт до отметки силы удара «XXX» (психиатры предполагали, что примерно один из тысячи).

Но когда С. Милграм проводил эксперимент с 40 мужчинами – различных профессий в возрасте от 20 до 50 лет – 25 из них (63%) дошли до полных 450 вольт. Фактически происходило следующее: все, кто достигал 450 вольт, подчинялись команде «продолжать» до тех пор, пока их не останавливал экспериментатор.

Получив эти обескураживающие результаты, С. Милграм в дальнейшем сделал протесты «ученика» ещё более убедительными. Когда «ученика» привязывали к креслу, «учитель» мог слышать, как тот жалуется на больное сердце, а экспериментатор отвечает: «Хотя удар может быть болезненным, он не вызовет необратимого повреждения тканей». Страдальческие протесты «ученика» принесли мало пользы; из 40 новых участников этого эксперимента 26 (65%) полностью уступили требованиям экспериментатора.

С. Милграм не только выявил, до какой степени люди подчиняются авторитету; он также исследовал условия, вызывающие подчинение. Решающими факторами оказались следующие.

Эмоциональное удаление от жертвы. Испытуемые C. Милграма действовали с меньшим сочувствием к «ученикам», когда не могли их видеть (и те не видели их).

Близость и легитимность авторитета. Когда авторитет находится поблизости, процент уступчивых возрастает. Когда экспериментатор отдавал свои приказания по телефону, ему подчинялись только 21% испытуемых. Авторитет также должен восприниматься законным.

Институциональный авторитет. Влияние авторитета усиливается, когда он поддерживается статусом официальных институтов. Легитимность приказов в опытах С. Милграма поддерживалась за счёт престижа Йельского университета.

Освобождающее воздействие не подчиняющейся авторитету группы. С.Милграм зафиксировал отказ подчиняться авторитету в экспериментах, когда «учителю» должны были помогать два «подсадных». По ходу проведения опыта оба они отказывались подчиняться экспериментатору, и тогда тот приказывал настоящему испытуемому продолжать эксперимент в одиночку. 90% участников освободили себя от дальнейшего участия в эксперименте, подражая неподчиняющейся группе «подсадных».

Принцип следования авторитету выполняет позитивные и негативные функции.

Позитивная функция состоит в том, что существование системы власти авторитетов предоставляет обществу преимущества: развитие структур регуляции материального производства, торговли, обороны, социального контроля. Предотвращается возникновение анархии и хаоса.

Негативная функция проявляется в механическом подчинении авторитетам. Подчиняясь, люди реагируют, но не думают. Как только авторитет отдаёт приказ, подчинённые перестают думать и начинают действовать автоматически. Этот механизм является причиной возникновения профессиональных ошибок. Особенно опасны врачебные ошибки, причиной которых является бездумное исполнение младшим медицинским персоналом ошибочных назначений врачей.

Психологические причины следования авторитету

1. Склонность людей к повиновению и лояльности властям имеет большую социальную ценность.

2. Религиозное обучение укореняет в сознании людей мысли о необходимости повиновения авторитетам.

3. Перенос личной ответственности за исход ситуации на авторитетное лицо.

4. Экономия психических сил при принятии решения (информация, полученная от авторитета, может подсказать, как следует действовать в конкретной ситуации).

5. Мнения авторитетов считаются правильными и им легко подчиняться. Авторитетные люди, как правило, имеют гораздо больший доступ к информации и власти, чем простые граждане, следовательно, по мнению окружающих, больше знают.

6. Люди не способны критически оценивать авторитеты, не доверяя своему опыту и своим знаниям.

Символы авторитета

Существуют символы авторитета, на которые люди склонны автоматически реагировать. К ним относятся:

- титулы,

- одежда,

- марка автомобиля и другие атрибуты.

Люди порой реагируют не на сам авторитет, а на символы, роль которых, как правило, недооценивается.

Титулы. Люди часто используют имеющиеся титулы или присваивают их, чтобы воздействовать на других людей.

В одном остроумном эксперименте психолог П. Уилсон показывал студентам разных групп колледжа одного и того же мужчину, которого он называл «мистер Инглэнд». В одном классе его представляли как студента, во втором – как лаборанта, в третьем – как преподавателя, в четвёртом – как доцента, в последнем – как профессора. После того, как гость уходил, просили максимально точно определить его рост и рост самого экспериментатора. Оказалось, что рост П. Уилсона не менялся, а рост «мистера Инглэнда» увеличился на 15 см с повышением его социального статуса [Куницына и др., 2002, с. 309-310].

Иногда люди вынуждены скрывать свой титул, чтобы не оказывать давление на людей в повседневном общении. Один профессор старался никогда не пользоваться своим титулом во время отдыха, поездок и встреч с людьми, потому что имел отрицательный опыт. Люди, которые были непосредственными и интересными собеседниками, как только узнавали о его статусе, сразу становились почтительными, скучными, соглашались с каждым словом.

Поскольку размер и статус взаимосвязаны, некоторые индивиды с выгодой для себя заменяют первое последним. В животных сообществах статус особей определяется их размером, поэтому тактика животных при встрече с соперником ‑ показное увеличение размеров (выгибают спину; шерсть дыбом; рыбы раздуваются и расправляют плавники; птицы распускают крылья и хвост). В человеческом обществе также рост может влиять на статус. Высокие мужчины пользуются б о льшим успехом у женщин. Люди придумали каблуки, чтобы увеличить рост и соответственно усилить влияние на окружающих.

Одежда. Ещё один тип символов, который может заставить людей автоматически подчиняться. Сильное влияние оказывает форменная одежда. Серия исследований социального психолога Л. Бикмана (1974) [6] показывает, как трудно бывает людям отклонять требования, исходящие от людей в форме. Эксперимент, проведённый на улице многолюдного города, показал, что 92% прохожих подчинились требованиям ассистентов психолога, одетых в форму полицейских, заставлявших людей выполнять различные нелепые требования («поднять выброшенный кем-то бумажный пакет»; «встать по другую сторону от знака автобусной остановки» и т.д.). Действие униформы продолжалось и после ухода одетого в неё человека. «Полицейский» отдавал распоряжение и уходил – требование выполнялось.

Свидетельством авторитета является дорогая одежда. Эксперимент Р. Чалдини, проведённый в Техасе, показывает, что человек в дорогой модной одежде вызывает уважение окружающих и стремление подражать. Человек в возрасте 31года нарушал правила дорожного движения, переходя улицу на красный свет. В половине случаев он был одет в дорогой костюм, а в остальных – в рабочие брюки и робу. В первом случае в 3,5 раза больше людей последовали примеру нарушителя [6].

Марка автомобиля, драгоценности и другие атрибуты. Исследования Р. Чалдини, проведённые на улицах Сан-Франциско, показали, что водители, прежде чем начать сигналить машине, остановившейся на зелёный свет, обычно ждали дольше, если эта машина имела роскошный вид, а не являлась старой дешёвой моделью. Престижная машина имела такую пугающую ауру, что 50% водителей терпеливо ждали момента, когда эта машина тронется с места, не сигналя ей [6].

Самозащита от негативного действия принципа следования авторитету. Мы недооцениваем обычно влияние авторитета на свои действия и перестаём быть осторожными. Чтобы не оказаться объектом чужого влияния нужно соблюдать следующие правила.

1) Осознать власть авторитета.

2) Спросить себя: «Этот авторитет в самом деле является специалистом в данной области?». Например, если физик, лауреат Нобелевской премии, возьмётся давать советы по воспитанию детей, они действительно будут квалифицированными?

3) Если признанный авторитет компетентен, спросить себя: «Насколько правдивым был данный авторитет в конкретном случае?».

Принцип дефицита

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.154.237 (0.013 с.)