Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные зарубежные психологические

Поиск

ТЕОРИИ, ОБЯСНЯЮЩИЕ ПРИРОДУ ВЛИЯНИЯ

_____________________________________________________________________________

Общая характеристика теоретических направлений

Исследования влияния в зарубежной психологии

Все известные теоретические направления, в рамках которых проводятся социально-психологические исследования ‑ психоаналитическое направление, необихевиоризм, когнитивная психология, интеракционизм, внесли свой вклад в разработку проблемы психологии влияния.

Как известно, каждый из названных подходов выделяет ключевую детерминанту, определяющую социальное поведение и взаимодействие. Для бихевиоризма и необихевиоризма это внешние стимулы, для когнитивных теорий это внутренние психологические мотивации, для психоаналитического направления – неосознаваемые, вытесненные в подсознание влечения, для интеракционизма – структура ролевых предписаний.

В таблице 1 представлены основные идеи и концепции, выработанные в рамках указанных направлений и во многом определившие теоретическое осмысление психологических закономерностей влияния.

Таблица 1

Зарубежные психологические теории, объясняющие природу влияния

 

Название теории Авторы теории Ключевая идея теории
I. Психоаналитическое направление   1. Психоаналитическая теория З. Фрейд Психологические закономерности влияния в общении людей обусловлены опытом и переживаниями раннего детства, трансформированными в подсознательные влечения
2. Неофрейдистские теории А. Фрейд, К. Хорни, Г. Салливан, Э. Фромм Влияние – процесс реализации бессознательной базовой мотивации личности, например, потребности в безопасности, во власти, в любви, регулирующийся механизмами идентификации и психологической защиты
3. Трансактный анализ Э. Берн Психологическое влияние – обмен трансакциями, т.е. действиями-стимулами и реакциями, которые по содержанию соответствуют трёхкомпонентной структуре личности, включающей позиции эмоционального «ребёнка», нормативно-стереотипного «родителя» и разумно-рационального «взрослого»
II. Необихевиоризм 1. Теория социального подражания Г. Тард В основе всех отношений людей лежит неодолимое стремление к подражанию
2. Теория социального научения А. Бандура Люди влияют друг на друга, выступая источником научения. Наблюдая за поведением других людей, человек научается
3. Теория взаимодействия исходов Д. Тибо, Г. Келли Люди взаимодействуют друг с другом на основе опыта, взвешивая возможные затраты и пользы. Всякое взаимодействие приводит к исходу: вознаграждению или потере. Взаимодействие повторяется, если сумма вознаграждений больше суммы потерь
4. Теория социального обмена Г. Хоманс Влияние представляет собой обмен ресурсами определённого рода (любовью, статусами, услугами, товарами, информацией, деньгами и т.д.). Разные типы ресурсов предполагают разные правила обмена
III. Интеракционизм 1. Теория символического интеракционизма Дж. Мид, Г. Блумер, М. Кун Влияние – психологическое взаимодействие посредством символов (жестов, мимики, стиля одежды и т.д.), в котором проявляются их индивидуальное и социальное значение, а также социальные роли
2. Теория управления впечатлениями Э. Гофман Человек способен смотреть на себя глазами других и корректировать своё поведение в соответствии с ожиданиями окружающих с тем, чтобы создать о себе более благоприятное впечатление
3. Теория малых групп Ч. Кули Главный инициатор влияния и социального контроля – малая группа, в которой люди близко общаются (семья, соседи, учебная группа, трудовой коллектив)
4. Теория референтных групп Г. Хайман Влияние на человека оказывает не любая социальная группа, а референтная (т.е. значимая, чьи нормы и ценности являются эталоном)
IV. Когнитивизм 1. Теория поля К. Левин Процесс влияния – это взаимодействие личности и её психологического окружения (объектов, способных притягивать и отталкивать), образующее силовое поле  
2. Теория структурного баланса Ф. Хайдер Влияние – это информационный обмен, в котором участвуют когнитивные процессы и структуры (установки, идеи, убеждения). Каждый человек стремится к сбалансированности когнитивных структур  
3. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингер Когнитивный диссонанс – один из главных факторов, управляющих поведением человека и межличностным взаимодействием. К.д. – противоречие в знаниях человека, порождающее у него неприятное переживание и побуждающее его к действиям, направленным на устранение этого противоречия  

Психоаналитическое направление исследования влияния

Различные психоаналитические теории содержат идеи, объясняющие природу влияния. К ним относятся теория З. Фрейда, неофрейдистские теории К. Хорни, Г. Салливана, Э. Фромма, А. Фрейд, трансактный анализ Э. Берна.

Психоаналитическая теория З. Фрейда

Психоанализ – это научное психологическое направление, предметом исследования в котором является глубинная бессознательная психика. Главной задачей является исследование содержания бессознательного, играющего решающую роль в выяснении ценности личности. Психоанализ возник в начале 90-х гг. XIX в. из медицинской практики лечения больных с функциональными нарушениями психики. Основоположником психоанализа является австрийский психиатр и психолог З. Фрейд.

Хотя психоанализ не получил широкого распространения в социальной психологии, его основные идеи могут быть применены к объяснению социального поведения личности. Согласно мнению З. Фрейда, психологические закономерности влияния в общении людей обусловлены опытом и переживаниями раннего детства, трансформированными в подсознанательные влечения. С самого раннего детства мы устанавливаем шаблоны или паттерны поведения, под которые склонны подгонять все наши будущие отношения. Если у ребёнка поддерживались тёплые отношения с родителями, то, возможно, что он будет стремиться проявлять уважение и симпатию к авторитетным людям. Если же, наоборот, родители были очень строгими по отношению к ребёнку, то возможно тот будет рассматривать авторитетных людей как угрожающих и проявлять ответную агрессию, протест или же, наоборот, заискивать, льстить, стремясь обезопасить себя. В основе любого акта влияния лежит потребность проигрывать такие ситуации и отношения, которые были особенно затруднительными или проблематичными в детстве.

Согласно З. Фрейду, такой вид влияния, как идентификация, является одним из основных механизмов развития личности. Идентификация – принятие некоторых черт другого человека и преобразование их в часть собственной личности. Для каждого возраста есть свои идентификационные фигуры: животные, воображаемые персонажи, вещи, группы, идеи. Дети идентифицируются с родителями. Сильная идентификация существует у отвергнутых детей в надежде вернуть родительскую любовь. Идентификация может происходить из-за страха – ребёнок идентифицируется с запретами родителей, постоянно переживая чувство вины и стыда.

Неопсихоанализ

Под термином «неопсихоанализ», или «неофрейдизм», понимается совокупность учений, созданных последователями З. Фрейда – К. Хорни, Г. Салливаном, Э. Фроммом, Э. Эриксоном, А. Фрейд. Начало неопсихоанализу было положено в 30-е годы XX века.Отличительной особенностью этих учений является развитие основных положений классического психоанализа, исходя из новых задач, возникших перед теорией и практикой оказания психологической помощи, но с включением в сферу исследования различных социальных факторов.

Известные представители неофрейдизма Э. Фромм, Г. Салливан, К. Хорни, Э. Берн специальным предметом своих исследований сделали различные социально-психологические явления, изученные с применением основных идей классического психоанализа.

Представители современного психоанализа исследуют взаимовлияние личности и социума. В социокультурной теории личности К. Хорни исследуется влияние культурных факторов на формирование характера человека и неврозов. Г. Салливан – психиатр-практик, автор концепции межличностной психиатрии, изучал влияние межличностных отношений на формирование личности и процесс её развития. Личность определялась им как «относительно устойчивая модель повторяющихся межличностных ситуаций, характеризующих человеческую жизнь» [цит. по Флоренской Т.А., 1974, с.163]. Ключевой проблемой концепции социального психоанализа Э. Фромм, самого видного представителя неофрейдизма, является «особого рода связанность индивида с внешним миром». «…Общество осуществляет не только функцию подавления, но и функцию созидания личности. Человеческая натура – страсти человека и тревоги его – это продукт культуры» [9, с.20-21]. Э. Фромм анализирует все сферы общества – его экономическую, социальную, политическую структуру в связи с их влиянием на внутренние духовные изменения человека.

С позиций неопсихоанализа, в основе природы межличностного влияния лежит процесс реализации бессознательной базовой мотивации личности, например, потребности в безопасности, во власти, в любви, в свободе и т.д. Содержание доминирующих мотивов у взрослого человека зависит от детского опыта и взаимоотношений с родителями и окружением. В неофрейдизме описаны стратегии и типы влияния. Например, К. Хорни в качестве базовой потребности личности, обуславливающей её способность оказывать влияние, называет потребность в безопасности. Чтобы удовлетворить данную потребность, человек может использовать одну из трёх стратегий оказания влияния:

  • к людям (зависимость, уступчивость, беспомощность; основное убеждение: «Если я отступлю, меня не тронут»),
  • от людей (избегание, отстранение; главный принцип: «Если я отстранюсь, со мной будет всё в порядке»),
  • против людей (доминирование, власть, манипуляция; основной принцип: «Если у меня есть власть, меня никто не тронет»).

Все перечисленные стратегии поведения не продуктивны, т.к. направлены на саморазрушение личности и её отчуждение от других людей.

Тема одиночества современного человека является главной в учении Э. Фромма. Результатом этого одиночества и отчуждения является тяга к разрушению и агрессии, нездоровые стремления и влечения. Основная причина проблем современных людей заключается в главном противоречии человеческого существования – противоречии между стремлением к свободе и независимости от окружающего мира и стремлением к безопасности и принадлежности к социуму. Чтобы преодолеть чувство отчуждения и одиночества человек проявляет такие стратегии влияния и взаимодействия, как авторитаризм, деструктивность и конформность.

  • Авторитаризм – это тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным «Я».
  • Деструктивность – это тенденция разрушать, уничтожать и завоёвывать кого-то или что-то.
  • Конформность – это тенденция максимально подчиняться социальным нормам, регулирующим поведение.

Развивающее влияние способен оказывать только человек, обладающий позитивной свободой. Позитивная свобода – этовид свободы, при которой человек чувствует себя частью мира и в тоже время не зависит от него. Человек, обладающий позитивной свободой, относится к продуктивному типу личности. Продуктивная личность отличается независимостью, честностью, спокойствием, любовью к другим людям и ко всему живому, стремлением к творчеству и совершению социально-полезных поступков. Э. Фромм исследовал не только проблемы влияния человека на самого себя, других людей, общественное развитие, но и вопросы влияния общества на личность. Общество формирует социальный тип характера. Все существовавшие ранее и современные общественные формации создавали непродуктивные типы личности:

  • рецептивный – пассивный, доверчивый, сентиментальный;
  • эксплуатирующий ‑ самоуверенный, агрессивный;
  • накапливающий – скупой, упрямый, предусмотрительный;
  • рыночный – предъявляющий себя как товар и к другим относящийся как к товару.

Продуктивный тип личности может стать доминирующим в будущем совершенном обществе гуманистического общинного социализма.

Трансактный анализ Э. Берна

Среди психоаналитических концепций важнейшее значение для развития теории влияния имеет трансактный анализ. Трансактный анализ – направление в психологии, разработанное в 50-е гг. XX в. американским психологом и психиатром Э. Берном. Предметом исследования является трансакция взаимодействие Я-состояний двух вступающих в общение индивидов. Трансактный анализ включает в себя: 1) теорию Я-состояний; 2) теорию трансакции (взаимодействия); 3) анализ психологических «игр»; 4) анализ жизненного сценария личности.

Трансактный анализ внёс существенный вклад в исследование природы межличностного влияния. По мнению Э. Берна, влияние характеризуется позициями, которые занимают участники взаимодействия с учётом ситуации и стиля взаимодействия. Он выделил в поведении каждого человека три типа позиций и соответствующих им состояний Я: «Родитель», «Взрослый», «Ребёнок». Каждая позиция – психологическая стратегия оказания влияния. Позиция Родителя может быть определена как позиция «Надо!», позиция Ребёнка ‑ как позиция «Хочу!», позиция Взрослого – объединение «Хочу» и «Надо».

Находясь в позиции Родителя, человек стремится управлять другими людьми. Как правило, он руководствуется при этом нормами и правилами, которые внушили ему его родители, школьные учителя и т.д. Условно внутреннего Родителя делят на Помогающего родителя, который стремится оказать помощь и поддержку, и Критического родителя, критикующего, обвиняющего окружающих. Средства влияния Родителя: взгляд сверху вниз; снисходительное или презрительное выражение лица; категоричные, обвинительные или покровительствующие интонации. Ему всё ясно, он знает истину. Любит выражения: «Я этого не потерплю», «Чтобы было сделано немедленно», «Неужели трудно понять», «Какой идиот это придумал», «Вы меня не поняли», «Сколько можно Вам говорить», «Как Вам не стыдно», «Ни в коем случае» и т.п.

Взрослый контролирует действия Родителя и Ребёнка, адаптирует их к реальности. Состояние Взрослого – это состояние, при котором человек стремится рассмотреть ситуацию со всех сторон, наметить план действий и реализовать их. В общении Взрослый ведёт себя уверенно и спокойно. Отношения с собеседником строятся на равных. Средства влияния: прямой взгляд, спокойные ровные интонации, уверенное поведение. Типичные выражения: «Извините, я Вас не понял, объясните, пожалуйста, ещё раз», «Это моё мнение», «А что, если нам поступить так», «Как Вы планируете выполнить эту работу?» и т.п.

Состояние Ребёнка (естественное или спонтанное, приспосабливающееся, бунтующее) – это состояние, следующее на поводу собственных желаний, советов взрослых, родителей, проявляющее творчество, оригинальность, показывающее свою слабость при невозможности самостоятельного решения проблем. В состоянии Ребёнка человек чаще всего находится в зависимости от оценок других людей, в ожидании одобрения или неодобрения. В общении поза и выражении лица Ребёнка соответствуют его внутреннему эмоциональному состоянию: радости, горю, страху, тревоге, восторгу. Используются смех, слезы, дрожание губ, пожимание плечами, опущенный вниз или бегающий взгляд, заискивающие или виноватые интонации и т.д. Часто восклицает: «Превосходно!», «Замечательно!», «Хочу!», «Не хочу!», «Надоело», «Ни за что не соглашусь», «Зачем мне это надо?», «Когда всё это кончится?».

Акт влияния в процессе общения людей называется трансакцией. Э. Берн полагал, что цель простого трансакционного анализа – выяснить, какое именно состояние Я ответственно за трансакционный стимул и какое состояние человека осуществило трансакционную реакцию и тем самым определяет характер влияния и взаимоотношений между людьми. Согласно Э. Берну, первое правило коммуникации гласит: пока трансакции дополнительны, то есть стимул влечёт за собой уместную, ожидаемую и естественную реакцию, процесс коммуникации будет протекать гладко и может продолжаться сколь угодно долго.

ПРИМЕР

Рд – Рд А Б

А. Студенты совсем не хотят заниматься. Рд Рд

Б. Да, раньше к учёбе относились серьёзнее. В В

Рб Рб

 

Рд – Рб А Б

А. Тебе не идёт эта рубашка. Рд Рд

Б. А что мне надеть? В В

Рб Рб

Обратное правило состоит в том, что процесс коммуникации прерывается, если происходит то, что можно назвать пересекающейся трансакцией, то есть стимул вызывает несоответствующую реакцию. При пересекающихся трансакциях ответ партнёра обращён не в то состояние личности, в котором она находится. Источником подобного поведения обычно является обиженный Ребёнок. Состояние такого типа характерно для тех людей, которые в детстве переживали незаслуженную критику или строгое, критичное отношение родителей или учителей. Они сохранили в своей личности обиженного бунтующего Ребёнка.

Для того чтобы преодолеть обиду (повода для которой в реальности могло и не быть), обиженный Ребёнок становится критическим Родителем и влияет на партнёра с помощью обвинений, оскорблений, деструктивной критики.

ПРИМЕР

Преподаватель: Вы не написали реферат, как В – В Рд Рд

требовалось, зачёт я Вам поставить не могу. В В

Студент: Всё равно Ваш предмет никому не нужен Рд – Рб Рб Рб

 

Кроме открытых, бывают скрытые трансакции. Ихсмысл не связан непосредственно с наблюдаемым поведением и буквальным текстом высказывания (например, за безобидным внешне содержанием скрывается очень обидный подтекст).

ПРИМЕР

Студент: А разве интеллект можно измерять? В – В Рд Рд

(Вы, что ли, измерять будете?) Рд – Рб В В

Преподаватель: Можно, если он есть! В – В Рб Рб

(У тебя-то явно не на высоте.) Рд – Рб

Общение с помощью скрытых и пересекающихся трансакций называется психологической игрой. Психологическая игра – серия ходов с чётко определённым и предсказуемым исходом. Игра ‑ наиболее сложный тип взаимовлияния, т.к. в играх каждая сторона неосознанно старается достичь превосходства над другой и получить вознаграждение. Основная отличительная особенность игр – скрытая мотивация их участников. Игры бывают семейные, профессиональные, пожизненные. Наиболее распространённые проигрываемые сценарии игр: «Бедный я, несчастный»; «Я всего лишь пытаюсь помочь тебе»; «Что бы ты делал без меня»; «Это всё из-за тебя»; «Почему бы вам не… - Да…, но…»; «Видишь, как я стараюсь»; «Если бы не ты…».

ПРИМЕР

Психологическая игра «Да…, но…»

Пациентка: Доктор, я опять плохо себя чувствую. Рб - Рд

Врач: Почему бы Вам не полечиться в стационаре? Рд- Рб

Пациентка: Да, это было бы неплохо, но кто будет Рд- Рб

ухаживать за моими детьми и мужем?

Врач: Вы можете полечиться дома. Рд - Рб

Пациентка: Да, я согласна, но кто за меня будет Рд - Рб

работать? и т.д.

Игра непродуктивна для обоих участников взаимодействия, т.к. пациентка не получает помощи, а врач не получает удовлетворения от выполнения своей профессиональной роли. Игра «Да…, но…» в этой же ситуации через некоторое время может перерасти в игру «Это всё из-за тебя», когда в ход идут обвинения в адрес беспомощной медицины, некомпетентных врачей и т.д.

Врач мог бы прервать навязываемый пациенткой сценарий и оказать конструктивное влияние, если бы позволил ей самой рассказать, как бы она хотела лечиться и что ей помогает или использовать вопрос: «Что для Вас важнее – доказать, что врачи не умеют лечить, или ваше здоровье?».

По Э. Берну, игры составляют значительную часть человеческого общения. Игры ‑ единственный способ общения для людей, которым не хватает внимания, поддержки, уверенности в себе, доверия к миру. Из-за своих внутренних проблем они не могут установить отношения близости и привязанности. Чаще всего люди выбирают себе друзей, партнёров, близких людей из числа тех, кто играет в те же игры, что и они. Некоторым людям игры необходимы для поддержания душевного здоровья. У таких людей психическое равновесие столь неустойчиво, а жизненные позиции столь шатки, что стоит лишить их возможности играть, как они впадут в безысходное отчаяние.

Чтобы предотвратить влияние, ведущее к конфликту в общении, необходимо проанализировать, в каком состоянии находится партнёр и к какому Вашему Я-состоянию обращено его воздействие. Необходимо строить параллельные трансакции с использованием приёмов амортизации и суперамортизации [Литвак М.Е., 1995].

 

ПРИМЕР муж жена

Муж: Дорогая, где моя рубашка? В – В Рд Рд

Жена: Ты уже не маленький, пора самому Рд-Рб В В

знать, где лежат твои вещи!

Муж: Да, я не маленький, мне давно пора знать, Рб- Рд Рб Рб

где лежат мои вещи, зато ты у меня такая

хозяйственная, всегда мне подскажешь.

При таком ответе конфликт не возникнет, если не будет скрытой трансакции, где невербальными средствами (ирония, насмешка, раздражение в мимике, взгляде и интонации) партнёр передаёт неискренность своих слов.

Кроме амортизации, существует ещё приём суперамортизации, который заключается в том, если на Вас оказано негативное влияние в виде деструктивной критики или грубого замечания, окажите контрвлияние, т.е. усильте сами то качество, которое Вам приписал партнёр по общению.

ПРИМЕР

А. Лезет как медведь, все ноги отдавил!

Б. Конечно, медведь, даже хуже – бегемот, нет мне прощения, и т.п.

В своей теории Э. Берн описывает самую совершенную форму межчеловеческого влияния ‑ близость. Двустороннюю близость можно определить как свободное от игр общение, предполагающее тёплое заинтересованное отношение между людьми, исключающее извлечение выгоды. Близость приносит ни с чем не сравнимое удовольствие и обеспечивает личностный рост и благополучие.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 831; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.20.108 (0.015 с.)