Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория структурного баланса Ф. ХайдераСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Теория, объясняющая поведение человека его стремлением к сбалансированности и его потребностью поиска причин для объяснения поведения другого, своих действий на субъективном уровне. Автор теории – Фриц Хайдер. Его основные работы: «Психология межличностных отношений», «Аттитюды и когнитивная организация», «Социальная перцепция и феноменальная причинность». Содержание теории сводится к следующему. Человек изначально стремится к упорядоченному и связному пониманию его отношений с окружающим миром. Эту черту своего поведения он фиксирует, создавая наивную или житейскую психологию, которая выражается в языке, установках, мнениях, суждениях и т.п. По внешнему поведению человека можно определять эти установки, мотивы, которыми он руководствуется. Ф. Хайдер считал, что необходимо изучать «наивную психологию» «человека с улицы», который руководствуется здравым смыслом при объяснении поведения других людей. В своей теории Ф. Хайдер использовал две идеи:
Идея баланса состоит в том, что каждый человек стремится к установлению соответствия во взаимодействии в триаде: субъект, воспринимаемый другой субъект и воспринимаемый объект. Баланс в когнитивной структуре человека существует в том случае, когда он воспринимает всю систему как гармонию (например, человек с оптимизмом воспринимает окружающий мир и находит подтверждение этому образу в мнениях других, которым он склонен доверять: близких, друзей, средств массовой информации). Дисбаланс возникает, например, в том случае, когда мнения двух положительно относящихся друг к другу людей в отношении какого-либо события, явления или третьего лица расходятся. Дисбаланс вызывает напряжение и силы, которые ведут к восстановлению баланса. Идея когнитивной атрибуции исходит из следующих положений:
Применяя идеи теории структурного баланса к психологии влияния, можно охарактеризовать влияние как процесс и результат установления человеком гармонии во взаимоотношениях с внешним и внутренним миром. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера Эта теория, предложенная американским учёным Леоном Фестингером, рассматривает когнитивный диссонанс как один из главных факторов, управляющих поведением человека и межличностными отношениями. Основные положения данной теории изложены в его работе «Теория когнитивного диссонанса» (1957). До теории когнитивного диссонанса Л. Фестингер разрабатывал идеи социального сравнения. Основная суть этих идей состоит в том, что человек имеет тенденцию постоянно сравнивать себя с другими, причём чем более он замечает расхождений в способностях, мнениях между собой и другими, тем меньше он способен объективно оценивать себя. Внутреннее состояние человека при этом оценивается как:
Когнитивный диссонанс ‑ противоречие в системе знаний человека, порождающее у него неприятные переживания и побуждающее его к действиям, направленным на устранение этого противоречия. Существование диссонанса, будучи психологически дискомфортным, вызывает стремление уменьшить его или препятствовать его росту. Проявление этого стремления включает изменение поведения; изменение знаний об объекте; игнорирование ситуации. Источниками диссонанса могут выступать:
Последствия диссонанса:
Способами уменьшения диссонанса являются:
Таким образом, согласно теории Л. Фестингера, влияние выступает как способ воздействия человека на самого себя и окружающих с целью устранения диссонансных отношений в системе знаний.
Вопросы и задания для самопроверки
Литература
ТЕМА 3 __________________________________________________________
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1934; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.34.105 (0.011 с.) |