Деловая игра «Самопродвижение творческого проекта» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деловая игра «Самопродвижение творческого проекта»



Инструкция. Группа делится на три подгруппы. Каждой подгруппе необходимо подготовить самопрезентацию. Тема может быть такой: «Самопрезентация проекта тренинга «Управление временем» для инвестиционной комиссии Банка развития». Цель: заинтересовать членов комиссии и вызвать желание финансировать проект.

При подготовке и проведении самопрезентации эффективно использовать все методы самопродвижения. Самый эффективный метод – реальное проявление компетентности. Можно предъявить также сертификаты и другие свидетельства вашей успешности, показать графики диаграммы, расчёты. Необходимо также открыто сформулировать ваши цели, запросы и условия.

Работа будет оцениваться по эффективности использования всех методов. Таблица с оценками рисуется на доске.

Команда Демонстрация своих возможностей Цели Графики и расчёты Сертификаты Запросы и условия
           
           
           
           

 

На подготовку самопрезентации даётся 20 минут. Сама презентация должна занять не более 5 минут.

В конце занятия обсуждается эффективность самопродвижения каждой группы.

 

Вопросы и задания для самопроверки

1. Почему императивное, силовое влияние называется исследователями примитивным?

2. Какие осознаваемые и неосознанные цели преследует инициатор психологического нападения?

3. Какие существуют средства психологического нападения? Дайте им краткую характеристику.

4. Что представляет собой принуждение и в каких формах оно может осуществляться?

5. В каких случаях принуждение может быть оправдано?

6. Какие последствия для адресата влияния имеют психологическое нападение и принуждение?

7. В чём основное отличие манипуляции от силового влияния?

8. Назовите известные вам тактики и приёмы манипулирования. Приведите примеры.

9. Какие социально-психологические условия жизни и проблемы современных людей привели к широкому распространению манипуляций в межличностном общении?

10. Каковы основные признаки конструктивного влияния?

11. Почему конструктивное влияние выполняет развивающую функцию и для адресата и для инициатора влияния?

12. Какими качествами и способностями обладает человек, оказывающий на других конструктивное влияние?

Литература

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1995.

2. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. ‑ М., 1996.

3. Ксенофонт Сократические сочинения. – СПб.: Изд-во АО «Комплект», 1993.

4. Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб.:Макет, 1995.

5. Московичи С. Психология харизматического вождя // Психология и психоанализ власти. Т. 2. Хрестоматия. – Самара: Издатальский Дом «БАХРАХ», 1999. ‑ С. 408 – 448.

6. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб.: Речь, 2002.

7. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. ‑ СПб., 1999.

8. Пезешкиан Н. «Торговец и попугай». – М., 1993.

9. Шострем Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор. – Минск: Полифакт, 1992.

 

ТЕМА 6

КОНСТРУКТИВНОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НАПАДЕНИЮ И МАНИПУЛЯЦИИ

______________________________________________

Понятие конструктивного противостояния влиянию

Противостояние влиянию – это ответное влияние, т.е. разновидность влияния. Конструктивное противостояние влиянию 1) соответствует правилам этикета и 2) соответствует этическим нормам, принятым самим противостоящим субъектом.

 

Общие правила конструктивного противостояния

1. Противостояние начинается с минимальных средств.

2. Противостояние прекращается:

а) либо когда инициатор силового или манипулятивного влияния переключился на диалогическое взаимодействие;

б) либо когда противостоящий адресат влияния принял решение прекратить общение.

3. Переход к более мощным средствам противостояния совершается только в том

случае, если инициатор влияния не реагирует на менее мощные средства.

В соответствии с этими правилами можно использовать алгоритм конструктивного противостояния влиянию.

 

Рис. 5. Алгоритм конструктивного противостояния влиянию, по Е.В. Сидоренко

Противостояние влиянию начинается с применения минимальных и наименее мощных средств (мониторинга эмоций, психологической самообороны, информационного диалога), а заканчивается максимальными или наиболее мощными средствами (конструктивной критикой, конфронтацией).

При этом этап психологической самообороны может быть пропущен. Он необходим лишь в тех случаях, когда адресат ошеломлён чувствами и не в состоянии сразу перейти к информационному диалогу.

 

Основные способы конструктивного противостояния влиянию

Мониторинг эмоций

Мониторинг –это сплошное наблюдение явления в его динамике; прослеживание.

Эта техника широко используется в бихевиоральной терапии.

Самомониторинг эмоций выполняет две важные функции:

1. Позволяет судить о манипулятивных намерениях партнёра по собственным эмоциональным реакциям;

2. Сам факт самонаблюдения существенно снижает интенсивность наблюдаемой эмоциональной реакции.

Анализ эмоций необходим для того, чтобы распознать признаки начинающегося нежелательного манипулятивного влияния.

К числу таких признаков относятся:

· дисбаланс – противоречивость, амбивалентность эмоций, например, сочетание гордости и обиды, радости и недоверия, умиления и тревоги и т.д.;

· «странность» эмоций – неадекватные для данной ситуации эмоции, например, вспышка ярости в момент делового разговора о несущественных деталях; безотчётный страх в процессе мирного обсуждения и т.п.;

· повторяемость эмоций – систематическое возникновение одних и тех же эмоций при встрече с определённым человеком: чувства вины, профессиональной некомпетентности, унижения, протеста и т.п.

· резкий всплеск эмоций – неожиданная интенсивная эмоциональная реакция, по силе не соответствующая объективной значимости ситуации.

А. Эллис высказывал идею о том, что «преувеличенные» эмоции являются признаком того, что активизирована иррациональная идея (см. Тему 5). Если задеты наши (зачастую неосознаваемые) представления о том, какими должны быть мы сами, какими должны быть окружающие и мир в целом, то возникают неприятные чувства, по интенсивности значительно превосходящие значение произошедшего события, произнесённой собеседником фразы и т.п. Вместо лёгкой озабоченности мы почему-то испытываем панику, вместо мимолётной досады – тоску, вместо сожаления – отчаяние, вместо едва различимого раздражения – ярость и т.п.

Собственные эмоции выступают в качестве значимых сигналов, информирующих нас о начале манипулятивных действий со стороны другого человека. Необходимо сохранять самообладание (не вовлекаться слишком эмоционально в ситуацию, дистанцироваться от неё). «Ты, конечно же, прав, Тимофей, они нас обманывают, что товар не идёт, но давайте подождём ещё неделю, прежде чем устраивать разбирательство».

 

Психологическая самооборона

 

Психологическая самооборона – способ предохранения личности от разрушительных последствий нападения и манипуляции. Они позволяют выиграть время, необходимое, чтобы овладеть своими эмоциями и восстановить способность к рациональному взаимодействию.

Условия эффективной психологической самообороны:

1) использование чётких речевых формулировок;

2) правильно подобранная интонация – например, спокойная, холодная, задумчивая, весёлая или грустная;

3) основательность в ответе, которая достигается:

· выдерживанием паузу перед ответом;

· неторопливость ответа;

· обращённость ответа в пространство более глубокое и обширное, нежели то, которое представляет собой непосредственная зона столкновения.

Пауза воспринимается как признак силы. Пауза должна сопровождаться внимательным прямым взглядом в глаза собеседнику. Слишком поспешный ответ означает, что адресат не в состоянии справиться с волнением и торопится «отбросить» выброшенное в него ядро, как пытаются отбросить горячую картофелину. Однако перебрасываться горячей картофелиной – значит поддаться манипуляции или ответить нападением на нападение. Вопреки ожиданиям нападающего, адресат удерживает картофелину некоторое время у себя, изучает, рассматривает, взвешивает её – и лишь затем возвращает интервенту в неузнаваемом виде.

Спокойная интонация ответа оставляет пространство для раздумий, а значит, способствует переводу межличностной интервенции в информационное обсуждение.

Использование других интонаций, например, напористой или язвительной, будет означать ответное нападение. Иногда допускается реагирование с юмором и использование весёлой интонации.

Психологическая самооборона – это не только метод социально-психологического взаимодействия, но и метод размышления.

Таблица 7

Техники психологической самообороны



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.199 (0.015 с.)