Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Деловая игра «Самопродвижение творческого проекта»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Инструкция. Группа делится на три подгруппы. Каждой подгруппе необходимо подготовить самопрезентацию. Тема может быть такой: «Самопрезентация проекта тренинга «Управление временем» для инвестиционной комиссии Банка развития». Цель: заинтересовать членов комиссии и вызвать желание финансировать проект. При подготовке и проведении самопрезентации эффективно использовать все методы самопродвижения. Самый эффективный метод – реальное проявление компетентности. Можно предъявить также сертификаты и другие свидетельства вашей успешности, показать графики диаграммы, расчёты. Необходимо также открыто сформулировать ваши цели, запросы и условия. Работа будет оцениваться по эффективности использования всех методов. Таблица с оценками рисуется на доске.
На подготовку самопрезентации даётся 20 минут. Сама презентация должна занять не более 5 минут. В конце занятия обсуждается эффективность самопродвижения каждой группы.
Вопросы и задания для самопроверки 1. Почему императивное, силовое влияние называется исследователями примитивным? 2. Какие осознаваемые и неосознанные цели преследует инициатор психологического нападения? 3. Какие существуют средства психологического нападения? Дайте им краткую характеристику. 4. Что представляет собой принуждение и в каких формах оно может осуществляться? 5. В каких случаях принуждение может быть оправдано? 6. Какие последствия для адресата влияния имеют психологическое нападение и принуждение? 7. В чём основное отличие манипуляции от силового влияния? 8. Назовите известные вам тактики и приёмы манипулирования. Приведите примеры. 9. Какие социально-психологические условия жизни и проблемы современных людей привели к широкому распространению манипуляций в межличностном общении? 10. Каковы основные признаки конструктивного влияния? 11. Почему конструктивное влияние выполняет развивающую функцию и для адресата и для инициатора влияния? 12. Какими качествами и способностями обладает человек, оказывающий на других конструктивное влияние? Литература 1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1995. 2. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. ‑ М., 1996. 3. Ксенофонт Сократические сочинения. – СПб.: Изд-во АО «Комплект», 1993. 4. Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб.:Макет, 1995. 5. Московичи С. Психология харизматического вождя // Психология и психоанализ власти. Т. 2. Хрестоматия. – Самара: Издатальский Дом «БАХРАХ», 1999. ‑ С. 408 – 448. 6. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб.: Речь, 2002. 7. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. ‑ СПб., 1999. 8. Пезешкиан Н. «Торговец и попугай». – М., 1993. 9. Шострем Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор. – Минск: Полифакт, 1992.
ТЕМА 6 КОНСТРУКТИВНОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НАПАДЕНИЮ И МАНИПУЛЯЦИИ ______________________________________________ Понятие конструктивного противостояния влиянию Противостояние влиянию – это ответное влияние, т.е. разновидность влияния. Конструктивное противостояние влиянию 1) соответствует правилам этикета и 2) соответствует этическим нормам, принятым самим противостоящим субъектом.
Общие правила конструктивного противостояния 1. Противостояние начинается с минимальных средств. 2. Противостояние прекращается: а) либо когда инициатор силового или манипулятивного влияния переключился на диалогическое взаимодействие; б) либо когда противостоящий адресат влияния принял решение прекратить общение. 3. Переход к более мощным средствам противостояния совершается только в том случае, если инициатор влияния не реагирует на менее мощные средства. В соответствии с этими правилами можно использовать алгоритм конструктивного противостояния влиянию.
Рис. 5. Алгоритм конструктивного противостояния влиянию, по Е.В. Сидоренко Противостояние влиянию начинается с применения минимальных и наименее мощных средств (мониторинга эмоций, психологической самообороны, информационного диалога), а заканчивается максимальными или наиболее мощными средствами (конструктивной критикой, конфронтацией). При этом этап психологической самообороны может быть пропущен. Он необходим лишь в тех случаях, когда адресат ошеломлён чувствами и не в состоянии сразу перейти к информационному диалогу.
Основные способы конструктивного противостояния влиянию Мониторинг эмоций Мониторинг –это сплошное наблюдение явления в его динамике; прослеживание. Эта техника широко используется в бихевиоральной терапии. Самомониторинг эмоций выполняет две важные функции: 1. Позволяет судить о манипулятивных намерениях партнёра по собственным эмоциональным реакциям; 2. Сам факт самонаблюдения существенно снижает интенсивность наблюдаемой эмоциональной реакции. Анализ эмоций необходим для того, чтобы распознать признаки начинающегося нежелательного манипулятивного влияния. К числу таких признаков относятся: · дисбаланс – противоречивость, амбивалентность эмоций, например, сочетание гордости и обиды, радости и недоверия, умиления и тревоги и т.д.; · «странность» эмоций – неадекватные для данной ситуации эмоции, например, вспышка ярости в момент делового разговора о несущественных деталях; безотчётный страх в процессе мирного обсуждения и т.п.; · повторяемость эмоций – систематическое возникновение одних и тех же эмоций при встрече с определённым человеком: чувства вины, профессиональной некомпетентности, унижения, протеста и т.п. · резкий всплеск эмоций – неожиданная интенсивная эмоциональная реакция, по силе не соответствующая объективной значимости ситуации. А. Эллис высказывал идею о том, что «преувеличенные» эмоции являются признаком того, что активизирована иррациональная идея (см. Тему 5). Если задеты наши (зачастую неосознаваемые) представления о том, какими должны быть мы сами, какими должны быть окружающие и мир в целом, то возникают неприятные чувства, по интенсивности значительно превосходящие значение произошедшего события, произнесённой собеседником фразы и т.п. Вместо лёгкой озабоченности мы почему-то испытываем панику, вместо мимолётной досады – тоску, вместо сожаления – отчаяние, вместо едва различимого раздражения – ярость и т.п. Собственные эмоции выступают в качестве значимых сигналов, информирующих нас о начале манипулятивных действий со стороны другого человека. Необходимо сохранять самообладание (не вовлекаться слишком эмоционально в ситуацию, дистанцироваться от неё). «Ты, конечно же, прав, Тимофей, они нас обманывают, что товар не идёт, но давайте подождём ещё неделю, прежде чем устраивать разбирательство».
Психологическая самооборона
Психологическая самооборона – способ предохранения личности от разрушительных последствий нападения и манипуляции. Они позволяют выиграть время, необходимое, чтобы овладеть своими эмоциями и восстановить способность к рациональному взаимодействию. Условия эффективной психологической самообороны: 1) использование чётких речевых формулировок; 2) правильно подобранная интонация – например, спокойная, холодная, задумчивая, весёлая или грустная; 3) основательность в ответе, которая достигается: · выдерживанием паузу перед ответом; · неторопливость ответа; · обращённость ответа в пространство более глубокое и обширное, нежели то, которое представляет собой непосредственная зона столкновения. Пауза воспринимается как признак силы. Пауза должна сопровождаться внимательным прямым взглядом в глаза собеседнику. Слишком поспешный ответ означает, что адресат не в состоянии справиться с волнением и торопится «отбросить» выброшенное в него ядро, как пытаются отбросить горячую картофелину. Однако перебрасываться горячей картофелиной – значит поддаться манипуляции или ответить нападением на нападение. Вопреки ожиданиям нападающего, адресат удерживает картофелину некоторое время у себя, изучает, рассматривает, взвешивает её – и лишь затем возвращает интервенту в неузнаваемом виде. Спокойная интонация ответа оставляет пространство для раздумий, а значит, способствует переводу межличностной интервенции в информационное обсуждение. Использование других интонаций, например, напористой или язвительной, будет означать ответное нападение. Иногда допускается реагирование с юмором и использование весёлой интонации. Психологическая самооборона – это не только метод социально-психологического взаимодействия, но и метод размышления. Таблица 7 Техники психологической самообороны
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.150 (0.011 с.) |