Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принятие решения о вступлении в конфронтацию, по А.БекуСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Честно оцените ситуацию, в которой вы находитесь. 2. Определите, имеют ли ваши действия или бездействие желаемый эффект. 3. Изучите, чего вы хотите от человека или ситуации и что мешает вам этого достичь 4. Далее рассмотрите возможные результаты действий. Каковы наилучшие и наихудшие возможные последствия? 5. Ответы на эти вопросы могут привести вас к конфронтации с другим человеком, к принятию его (её) поведения или разрыву отношений [A. Beck, 1988]. Если принято решение вступить в конфронтацию, необходимо быть последовательным и готовым идти до конца. Конфронтация может быть эффективной, только если реализована каждая из необходимых её фаз.
Рис. 6. Алгоритм конфронтации, по Е.В. Сидоренко
Первая фаза конфронтации. Я-послание о чувствах, которые вызывает данное поведение инициатора воздействий. Например, манипулятор (мужчина) специально нарушил психологическую дистанцию между собой и адресатом своих воздействий (девушкой), чтобы та испытала чувство неудобства и скорее согласилась выполнить его просьбу. Он придвигает свой стул вплотную к её стулу и, приобнимая её за плечи, говорит: «Дай мне, пожалуйста, это руководство, мне оно сегодня просто необходимо». Девушка-адресат отвечает ему Я-посланием: «Когда ко мне подсаживаются так близко, я чувствую тревогу и неудобство». Если манипулятор принимает Я-послание, приносит свои извинения и отсаживается, цель достигнута и конфронтация завершена. Только в том случае, если он этого не делает или, сделав, затем вновь повторяет попытки ограничить психологическое пространство адресата, необходимо перейти ко второй фазе. Вторая фаза конфронтации. Усиление Я-послания. В данном примере девушка-адресат сделала это так: «Когда я говорю, что у меня возникают тревога и неудобство, а на это никак не реагируют, то я начинаю испытывать тоску, огорчение. Обиду, наконец. Мне плохо, понимаешь?». Если инициатор воздействия принимает это Я-послание и прекращает своё поведение, конфронтация может считаться успешно завершённой. Только в том случае, если он этого не делает, адресату необходимо перейти к следующей фазе. Третья фаза конфронтации. Выражение пожелания или просьбы Например, «Я прошу тебя сидеть приблизительно вот на таком расстоянии от меня, не ближе. И ещё я прошу не хлопать меня по руке и вообще ко мне не прикасаться». Если просьба не выполняется, необходимо перейти к четвёртой фазе. Четвёртая фаза конфронтации. Назначение санкций Пример: «Если ты ещё раз похлопаешь меня по руке или сядешь ближе, чем мне это удобно, во-первых, немедленно уйду, а во-вторых, всякий раз буду отходить, как только ты ко мне подойдёшь. Перестану с тобой общаться». Санкция – это угроза, а угроза является атрибутом принуждения. Если конфронтация дошла до этой фазы, необходимо признаться себе, что мы принуждаем манипулятора совершить выбор: либо подчиниться нашим требованиям, либо отказаться от возможности взаимодействовать с нами. Манипулятор может противостоять принуждению в форме ответной конфронтации. Мы можем пойти на переговоры и обсудить его требования. Только в том случае, если он продолжит свои действия или нам не удалось добиться соглашения, необходимо перейти к пятой фазе. Пятая фаза конфронтации. Реализация санкций Адресат воздействия должен отказаться от всякого взаимодействия с инициатором. Порвать отношения с ним, если нет другого выхода. Конфронтация – это метод, требующий решимости идти до конца в утверждении своей психологической свободы, своего права противостоять чужому влиянию.
Дополнительные способы противостояния влиянию Для противостояния нападению, манипуляции и спорным видам влияния могут использоваться и другие виды противостояния. Они названы дополнительными потому, что не являются самодостаточными, это скорее фон противостояния, чем способ, генерализованная подготовка, а не конкретная последовательность действий. Эти техники перечислены в таблице 8. Таблица 8 Дополнительные виды противостояния влиянию
Внутренняя мобилизация Внутренняя мобилизация подразумевает активизацию собственных ресурсов в ситуациях, когда происходит навязывание чужой воли. Такими ресурсами являются жизненный тонус, положительные эмоции, позитивное самовосприятие и уверенность в себе. Внутренняя мобилизация способствует эффективному противостоянию нападению, внушению, заражению, попыткам вызвать благосклонность. Внутренняя мобилизация может обеспечиваться целенаправленным использованием психологических и физиологических стимулов: горячего душа или сауны, определённого режима питания и сна, чтения любимых книг, просмотра определённых кинофильмов, встреч с определёнными людьми и т.п. Внутренняя мобилизация также может обеспечиваться эмоциональной регуляцией. Противостояние нежелательному влиянию с помощью эмоциональной регуляции состоит: 1) в способности сохранять спокойствие в эмоциогенных ситуациях; 2) в преобразовании негативных эмоций в позитивные (страха и гнева в юмор, тревоги в удивление); 3) в преобразовании астенических эмоций в стенические (страх и депрессия могут быть преобразованы в гнев). Некоторые психологи рекомендуют следовать правилу: если не знаешь, как реагировать на ситуацию, когда на тебя оказывают нежелательное влияние, реагируй эмоцией гнева. Постарайся рассердиться на этого человека или на самого себя. Творчество Творчество предполагает совершение непредсказуемых, оригинальных поступков и действий. Творчество особенно эффективно для противостояния попыткам вызывать стремление к подражанию. Для этого необходимо развивать у себя потребность в самовыражении. Подражанием, вольным или невольным, проникнута вся наша жизнь. С детства в нас глубоко укореняется привычка следовать чужим образцам. Этому способствует существующая система образования и воспитания. Негативным последствием такого поведения становится бездумное следование навязываемым образцам, некритичное их усвоение, неспособность проявлять самостоятельность, лень, отсутствие оригинальности, самобытности в жизни. Если внутренняя потребность в творчестве сама не актуализируется в нас, когда кто-то другой призывает нас к подражанию, остаётся выход – придумать что-то другое, иное, не такое, как нам предлагают или даже навязывают. Пусть это будет творчество от противного, или «подражание наоборот», но только это может спасти нас от погружения в трясину подражания (иногда упоительную, так как человеку свойственно упиваться переживанием единения с другими, переживанием своей похожести на других, своим не-одиночеством). Уклонение В современной практике психотерапии одним из существующих приёмов сохранения психологического благополучия является контролирование стрессовых факторов. Клиент совместно с терапевтом определяет условия, в которых у него возникает стресс. Затем ему предлагаются методы снижения и контролирования возникновения в его жизни стрессов: управление своим временем; решение проблем до того, как они становятся проблемами; избегание посещения определённых мест, встреч с определёнными людьми и вообще попадания в ситуации, которые вызывают у него нежелательные чувства и реакции [Д. Гринберг, 2002]. Такие приёмы относятся к стратегическому уклонению. В случае, если стрессовая ситуация неизбежна или уже происходит, возможно применение тактического уклонения – тайм-аутов и сокращения времени взаимодействия с нежелательным человеком. Техники уклонения: 1. Тайм-аут: · отвлечение внимания на бытовую подробность (Ой, у меня стул сломался; что-то попало мне в глаз; мне пора принять лекарство и т.п.); · физический выход из пространства взаимодействия под благовидным предлогом (Простите, мне нужно срочно взять эти бумаги у офис-менеджера; мне необходимо сверить эти данные, позвольте мне взять паузу на три минуты; простите, я должен оставить Вас на одну минуту и т.п.); · философский выход из ситуации – риторические вопросы или обобщённые высказывания вроде «Что есть истина?» или «Все мы субъективны…»; · попытки отшутиться или шуткой переключить внимание начто-то другое («О, уже ругают! Скоро бить будут!» ‑ см. «Дни Турбиных» М. Булгакова). 2. Сокращение интервалов взаимодействия: · перенесение разговора на другое время (Прости, сейчас не могу разговаривать, предлагаю завтра в два; давай вернёмся к этому через полчаса, хорошо? и т.п.); · установление «графика» взаимодействия (Я могу посвящать этому проекту только 1 час в день/три часа в неделю/15 минут каждый вечер и т.п.). 3. Предотвращение личного взаимодействия: · исключение возможности встреч с нападающим или манипулятором, если это допускается условиями работы; · преобразование личной встречи в переписку (Прошу тебя прислать мне адрес с точными данными, я займусь этим после обеда и сам отвечу заказчикам и т.п.). Уклонение в деловом общении – это временная отсрочка реального действия, поэтому оно рано или поздно должно быть заменено более действенными средствами, предполагающими всё-таки взаимодействие, а не избегание его. Отказ Отказ – это одно из прав уверенного человека по списку К. Келли. Человек, по мнению К. Келли, имеет право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым и эгоистичным. [Kelley C., 1979. P. 58-59; цит., по Е.В. Сидоренко, 2002]. Техники отказа 1. Отказ-опасение: -Боюсь, что это невозможно. -Есть большая опасность, что я не смогу принять это предложение. - Меня пугает необходимость отказать Вам. 2.Отказ-сожаление: - Мне очень жаль, но я не смогу этого сделать. - Сожалею, но не смогу согласиться с этим. - Мне очень не хочется Вас огорчать, но мой ответ будет отрицательным. 3.Отказ-вынужденность: - Я вынуждена отказаться от этого предложения. - Увы! Другие мои обязательства требуют, чтобы я отказался. - Придётся мне всё-таки ответить отказом… Отказ не может быть систематически используемой техникой, так как это может нарушить деловое взаимодействие. Отказ опасен ещё и тем, что, помимо воли отказывающего, оставляет осадок в виде чувства вины, а это слабая струна, на которой может сыграть манипулятор. Практическое занятие 1 «Конструктивные способы противостояния нападению и манипуляции (техники психологической самообороны)» Задание 1. Использование техники уточнения Инструкция. В технике уточнения важно действительно стараться прояснить позицию нападающего, а не отвечать ему встречным нападением. Из числа студентов выбирается «нападающий» и несколько адресатов нападения. Нападение должно быть шутливым, смешным или нелепым и касаться самых поверхностных характеристик внешности – цвета ботинок, формы воротника, толщины свитера и т.п. Например: «Как ты мог прийти на занятия в таком толстом свитере? Ведь это неуважение по отношению к тем, кто пришёл в костюме». Если адресат влияния даёт ответ, являющийся встречным нападением (например: Какая тебе разница, какой у меня свитер?), или ответ, принижающий собственную личность (например: Какой есть, такой и ношу), на это обращается внимание группы. Все ответы обсуждаются. П р и м е ч а н и е. Ответ в технике уточнения звучит так: «Как я мог бы, будучи в свитере, всё же проявить уважение к тем, кто пришёл в костюме?». Задание 2. Использование техники внешнего согласия Инструкция. Студенты распределяют роли нападающих и адресатов. Инициаторы нападения обращаются к адресатам с нелепыми утверждениями и вопросами, а адресатам нужно соглашаться с ними. Необходимо постараться найти что-то, с чем можно согласиться. Например, можно согласиться с какой-либо частью высказывания партнёра или с тем, что то, на что он обратил внимание действительно важно, представляет интерес, заставляет задуматься, содержит в себе ценное рациональное зерно, обогащает наше видение проблемы или даже соответствует истине. ПРИМЕР М. А правда замечательно, что у Кати такой чудесный изумрудный цвет костюма (на самом деле у Кати малиновый костюм)? А. Я тоже люблю изумрудный цвет. П р и м е ч а н и е. Использование техники приводит к открытию, что в ответ на нападение можно не воевать, а размышлять вместе с нападающим. Задание 3. Использование техники испорченной пластинки Инструкция. Сейчас нападающий будет обращаться к кому-либо с возмущением, а задача адресата – найти подходящую фразу, которую можно будет повторить несколько раз, не теряя нити разговора. ПРИМЕР. М. Ты совершенно напрасно распорядился взять человека из моего отдела для подготовки этой презентации! А. Это больше не повторится. М. Она мне самому нужна была сегодня, ты понимаешь? А. Это больше не повторится. М. И вообще, почему ты считаешь, что можешь через мою голову распоряжаться моими сотрудниками? А. Это больше не повторится. П р и м е ч н и е. Упражнение завершается обсуждением возможностей и ограничений данной техники. Главное её ограничение – трудности в нахождении подходящей фразы. Задание 4. Использование техники английского профессора Инструкция. Сейчас нападающий будет обращаться к кому-либо из студентов группы, и задачей адресата будет ответить в технике английского профессора. Очень важно дать ответ действительно «по-английски», то есть вежливо, возможно, с некоторой долей юмора, но непоколебимо твёрдо. ПРИМЕР М. Почему бы тебе не подстричься? А. Таков мой имидж. П р и м е ч а н и е. Следует обратить внимание группы, что ответы «Это часть моей головы!» (грозно) или «Я не мальчик для рекламы шампуня» квалифицируются как встречное нападение.
Практическое занятие 2 «Конструктивные способы противостояния нападению и манипуляции (информационный диалог)» Задание «Различение ответов в технике информационного диалога» Инструкция. Внимательно прочитайте задание. Выберите тот ответ, который вам кажется наиболее конструктивным для информационного диалога. В о з м о ж н ы е т е х н и к и: Вопрос по существу дела Вопрос для прояснения целей манипулятора Ответ Ответ + Вопрос по существу дела Ответ + Вопрос для прояснения целей Сообщение Предложение по существу дела Предложение по выбору темы обсуждения Отказ Отсрочка ответа Укажите, какая из 8 возможных интонаций является наиболее подходящей для данного ответа. Возможные интонации: 1) задумчивая 5) тёплая 2) весёлая 6) грустная 3) напористая 7) спокойная 4) холодная 8) язвительная Ситуация 1 Манипулятор. Как же мы можем обсуждать ваше участие в этой работе, если вы не знаете таких элементарных вещей?! Адресату действительно неизвестны некоторые технические подробности работы. Наиболее конструктивный ответ: 1) Да, мне необходимо это знать. Каким образом я мог бы получить техническое описание работы? 2) Да нет, я всё это знал…но забыл 3) Почему вы решили, что я должен это знать? 4) Я и не должен этого знать. Ситуация 2 Манипулятор. Вы считаете, что выбрали лучших из всех претендентов на эти рабочие места? Адресат считает, что он выбрал действительно лучших из имеющихся претендентов, но что реклама была недостаточно активной, и поэтому настоящего конкурса не получилось. Наиболее конструктивный ответ: 1) А Вы что, так не считаете? 2) У Вас есть какие-нибудь конкретные претензии к кому-то из них? 3) Да, из тех претендентов, которые у нас были, я выбрал лучших? 4) Как вы считаете, могли мы нашей рекламой привлечь более качественных претендентов? Ситуация 3 Манипулятор. Вы, я думаю, безо всяких объяснений всё понимаете. Адресат пока не всё понимает и нуждается в объяснениях. Наиболее конструктивный ответ: 1) Прошу Вас дать пояснения по следующим пунктам… 2) Да разве здесь можно хоть что-то понять? 3) Да, конечно, всё ясно… 4) Не беспокойтесь, если мне понадобятся Ваши объяснения, я за ними обращусь… Ситуация 4 Манипулятор. Вы у нас никому не доверяете, я знаю… Адресат не вполне доверяет манипулятору. Наиболее конструктивный ответ: 1) Да с чего вы взяли! Я доверяю… 2) Да, я Фома неверующий. 3) Это вы никому не доверяете. 4) Ну, у нас-то с Вами полное доверие. Ситуация 5 Манипулятор. Я уже отвечал на этот вопрос, разве вы не слышали? Адресат действительно не слышал никакого ответа. Наиболее конструктивный ответ: 1) Разве вы уже ответили? 2) Почему Вы решили, что я не слышал? 3) Ах, ну да, действительно, извините… 4) Простите, я не уверен, что слышал ответ на этот вопрос. И каков же Ваш ответ? Ситуация 6 Манипулятор. По-моему, в офисе нельзя так громко разговаривать, как Вы это делаете. Адресат понял, что он несколько повысил голос. Наиболее конструктивный ответ: 1) Может быть, лучше вообще не разговаривать? 2) Почему Вы сразу так сердитесь? 3) Да, согласен. Простите, если помешал. 4) Почему вы считаете возможным делать мне такие замечания?
Ситуация 7 Манипулятор. Да, трудно с Вами. Ну почему Вы всегда такой несговорчивый?! Обсуждаемый пункт важен для адресата, и он уверен в оптимальности собственного предложения. Наиболее конструктивный ответ: 1) Когда это я был несговорчивым? 2) Да что Вы! Со мной очень легко договариваться! 3) Это ещё как посмотреть, кто из нас несговорчивый! 4) Предлагаю проанализировать наши разногласия ещё раз. Ситуация 8 Манипулятор. А ты уже представился новому шефу? Ты никогда таких вещей не пропускаешь… Адресат действительно одним из первых представился новому начальнику. Наиболее конструктивный ответ: 1) Чего я не пропускаю? 2) А ты пропускаешь что ли? 3) Что ты на самом деле хочешь сказать? 4) Зря ты всё время пытаешься меня поймать. Студенты, выбирая правильные ответы, аргументируют своё мнение. Причины неэффективности остальных вариантов ответов анализируются.
Практическое занятие 3 «Конструктивные способы противостояния нападению и манипуляции (конструктивная критика, конфронтация)» Задание 1. Использование техник конструктивной критики Инструкция. Объединитесь в пары. Расскажите друг другу ситуации, в которых вы не смогли противостоять напору манипулятора или нападающего. Затем выберите одну из ситуаций и продемонстрируйте на её примере использование техник конструктивной критики (выражение сомнения в целесообразности или цитирование прошлого случая). При этом тот, кому эта ситуация «принадлежит», играет роль нападающего. Ситуации проигрываются в группе и обсуждаются. Задание 2. Использование техник цивилизованной конфронтации Инструкция. Выбрать из числа студентов одного, кто будет играть роль манипулятора, и другого – противодействующего. Они будут участниками ситуации с использованием техники конфронтации. Остальные студенты делятся на 5 подгрупп. Каждая подгруппа отвечает за определённый этап конфронтации и продумывает возможные формулировки. Первая подгруппа отвечает за фазу Я-посланий, вторая – за фазу усиления Я-послания, третья – за фазу предложения, четвёртая – назначение санкций и пятая – за исполнение санкций. Во время проигрывания ситуации, задача участников подгрупп – напоминать противодействующему, что ему пора переходить к следующей фазе, и, если противодействующий будет затрудняться с формулировками, подсказывать ему подходящую фразу. ПРИМЕР Подчинённый получил от начальника срочное задание, которое он должен выполнить через 10 минут. Через 5 минут начальник заходит проверить, выполняется ли задание, поскольку у него есть подозрения, что это не так. Подчинённый и ранее манипулировал начальником. Выясняется, что задание отложено, и на этот раз и подчинённый занимается своими делами. Заключительным этапом работы является обсуждение поведения участников диалога и эффективность работы подгрупп.
Вопросы и задания для самопроверки 1. Каковы основные условия конструктивного противостояния влиянию? 2. Какую роль в противостоянии нежелательному влиянию играет осознание собственных эмоций? 3. Какие техники психологической самообороны вы считаете наиболее эффективными для себя? Почему? 4. Чем отличается конструктивная критика от деструктивной? Каковы её функции? 5. Приведите примеры использования техник конструктивной критики. 6. Какие причины должны побудить человека применять самое мощное средство противостояния негативному влиянию – конфронтацию? 7. Каков алгоритм поведения при цивилизованной конфронтации? 8. О каких последствиях конфронтации должен помнить человек, решивший её использовать? 9. Какие дополнительные приёмы саморегуляции вы используете как способы противостояния чужому влиянию?
Литература 1. Гринберг Д. Управление стрессом. – СПб., 2002. 2. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2002. 3. Психогимнастика в тренинге /Под ред. Н.Ю. Хрящёвой. ‑ СПб.: Ювента, 1999. 4. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. ‑ Спб.: Речь, 2002. 5. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. ‑ М.: Физкультура и спорт, 1985.
ТЕМА 7
Педагогическое влияние ______________________________________________ Содержание понятия и основные характеристики педагогического влияния Педагогическое влияние – это разновидность влияния, которое возникает в профессиональном общении педагога с учениками. Педагогическое влияние – одна из ведущих функций профессионального педагогического общения. Для того, чтобы дать определение педагогического влияния, необходимо привести формулировку педагогического общения. По определению А.Н. Леонтьева, «педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определённые педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива» [Зимняя, 1997, с. 434-435]. Главная функция педагогического общения – это управление (влияние) учебным процессом и процессом развития личности учеников. В связи с этим педагогическое влияние представляет собой систему педагогических воздействий преподавателя на коллектив учащихся и отдельных учеников для достижения заданных результатов обучения. При этом, как отмечает Л.Д. Столяренко, управлять (влиять) – это не подавлять, не навязывать процессу обучения и развития ход, противоречащий его природе, а, наоборот,максимально учитывать его логику и закономерности. Эффективное управление (влияние) предусматривает определение места каждого участника учебного процесса, его функций, прав и обязанностей, создание благоприятных условий для наилучшего выполнения учебных задач [10]. В связи с этим педагогическое влияние представляет собой двусторонний процесс взаимовлияния, в котором задействованы два субъекта: педагог и ученик. Педагогическое влияние выполняет две основные специфические функции: обучающую, которая включает в себя воспитывающую, и фасилитативную (термин К. Роджерса). Обучающая функция является ведущей и состоит в трансляции учителем общественного знания и координации совместных с учениками действий в учебном процессе. Как отмечает А.Б. Добрович, «какой бы предмет ни преподавал учитель, он передаёт ученику прежде всего убеждение в силе человеческого разума, могучую тягу к познанию, любовь к истине и установку на самоотверженный общественно полезный труд… Когда же учитель способен заодно продемонстрировать учащимся высокую и отточенную культуру межличностных отношений, справедливость в сочетании с безупречным тактом, энтузиазм в сочетании с благородной скромностью – тогда, невольно подражая такому педагогу, младшее поколение формируется духовно гармоничным, способным к человеческому разрешению столь нередких в жизни межличностных конфликтов…» [Добрович, 1987, с. 4]. Не менее существенной является и отмеченная К. Роджерсом функция облегчения, фасилитации общения. Эта функция столь важна, что К. Роджерс называет учителя прежде всего фасилитатором обучения и общения. Это означает, что учитель помогает ученику выразить себя, проявить то, что в нём есть позитивного. Заинтересованность в успехе ученика, благожелательная атмосфера помогает, облегчает обучение, способствует самоактуализации и дальнейшему развитию ученика. В процессе педагогического влияния своеобразно сочетаются как преднамеренные, целенаправленные, осознаваемые, так и стихийные, непреднамеренные, не осознаваемые педагогом воздействия на учеников. Учитель не всегда контролирует свои слова, поступки, жесты, выражение лица, эмоциональные реакции и т.д. Однако любое воздействие взрослого оставляет след в душе ребёнка. Ещё А.С. Макаренко, отличавшийся тонкой педагогической интуицией, писал, что мы воспитываем детей в любой момент своей жизни, даже тогда, когда нас нет рядом. Поэтому педагогам особенно важно осознавать и регулировать оказываемые на учеников воздействия. Педагогическое влияние по своему характеру может быть различным: оно может происходить в форме сотрудничества, соперничества, конфликта и даже конфронтации. Выбор педагогом той или иной стратегии влияния определяется профессиональной мотивацией, особенностями личности учителя, состоянием его эмоциональной сферы, коммуникативными способностями и творческой индивидуальностью педагога, а также прошлым опытом общения, сложившимся характером взаимоотношений педагога и воспитанников, спецификой ситуации взаимодействия, особенностями ученической группы и воздействиями со стороны учеников. Педагогическое влияние предполагает использование различных методов. Основными являются методы контролирования, поощрения и наказания, убеждения, личного примера, создания воспитательных ситуаций, совместной деятельности воспитанника и педагога, психотерапевтические методы (беседа, социально-психологический тренинг). И.А. Зимняя приводит результаты опроса учителей г. Москвы, которые показывают, что чаще всего в педагогическом общении используются такие методы влияния, как доказательство и объяснение. На вопрос анкеты «Что вам легче делать в классе» более 50% учителей отвечают: «объяснять», «рассказывать», «убеждать». В то же время на вопрос, «что вам чаще всего приходится делать в классе», около 50% учителей отвечают «доказывать», что не отмечалось ими как лёгкая задача. Показано, что 66,7% опрошенных учителей «убеждают» успешнее, когда им возражают, а не тогда, когда с ними соглашаются. 80% учителей предпочитают общение с классом, а не с одним учеником, т.е. для них социально ориентированное влияние предпочтительнее личностно ориентированного [4]. Эффективное педагогическое влияние осуществляется на основе учебного сотрудничества и предполагает следующие способности педагога: 1) пристальное внимание к мыслительному процессу ученика (учеников), малейшее движение мысли требует немедленной поддержки, одобрения, иногда просто знака, что мысль замечена; 2) эмпатия – умение поставить себя на место ученика, понять цель и мотивы его поведения, а значит, и его самого, что позволяет прогнозировать деятельность ученика и управлять ею заранее; 3) доброжелательность, заинтересованность в успехе ученика; 4) рефлексия – непрерывный анализ своего поведения и деятельности, управляющих деятельностью учеников и введение максимально быстрых поправок в учебный процесс [4].
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 578; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.72.181 (0.012 с.) |