Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе. Авторитет воспитателя↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 28 из 28 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В самом общем виде ответ на вопрос о взаимоотношениях семьи и школы состоит в признании необходимости, взаимосвязи, взаимопреемственности, взаимоподкрепления и взаимодополнения их воспитательной деятельности. И то и другое — это два основных и равноправных субъекта социального воспитания в период детства и отрочества. Не разграничение функций, не снижение ответственности семьи, а углубление воспитательного процесса за счет включения в него педагогического коллектива — вот единственно правильный путь повышения качества образования и воспитания. Только при этом условии можно обеспечить трудовое обучение и профессиональную ориентацию учащихся, выработку у молодежи высоких нравственных качеств. Родительская общественность должна чувствовать себя не "бедным родственником" педагогического коллектива, а его соратником при разработке и реализации конкретных воспитательных целей и средств, программ педагогических действий с учетом контингента данного учебного заведения и его семейно-бытового окружения. В этом качестве родители проявляют себя: в ресурсном обеспечении нормальной деятельности школы (используя свои личные возможности); в учебном процессе (например, помогая вести уроки этики, эстетики, основ права); в воспитательной работе (осуществляя согласованное со школой воздействие на формирование жизненных планов учащихся, их потребностей и интересов, критериев оценки досуговой информации); в предупреждении отсева учащихся и восстановлении интереса к учебе у тех детей и подростков, которые его утратили; в работе с выпускниками с тем, чтобы поддержать их на первых порах в новом качестве, а при наличии оснований для опасений — предупредить переход к нетрудовому образу жизни. В процессе взаимообщения не только педагоги должны указывать родителям на недостатки в методах и содержании семейного воспитания, но и родители педагогам,— на аналогичные "сбои" в работе школы. Однако взаимная критика должна быть обоснованной и конструктивной. Не общие слова и обидные эпитеты, а конкретные факты и предложения должны лежать в ее основе. Культура беседы и дискуссии одинаково нужна во взаимных контактах, причем не только между педагогами и родителями, но и в контактах с учащимися. Конечно, трудности в общении педагогов с учащимися, в воздействии на них возможны и даже неизбежны. Однако выход следует искать не в жалобах или "директивах" семье через дневник, а в совместном обсуждении ситуации для выработки совместной линии воспитания. Родительская общественность вправе твердо требовать этого от педагогов. Только в таком случае цель школы и цель семьи — воспитать человека и гражданина, полезного обществу, — может быть достигнута. Участие родителей, родительской общественности в делах школы — не благотворительность. Помогая школе, семья тем самым помогает себе ' в воспитании детей. Для современной семьи не менее актуальна проблема стиля отношений между ее членами. В качестве основных семейная педагогика выделяет два противоположных типа семейного воспитания — авторитарный и демократический. Авторитарный стиль характеризуется властностью родителей (чаще отца). При этом существует убеждение, что подобным воспитанием можно выработать у ребенка привычку беспрекословного подчинения. Однако в семьях такого типа нет душевного единения, дружного коллектива. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, его возрастными особенностями, интересами и желаниями. Хотя дети и растут послушными, дисциплинированными, но эти качества складываются у них без эмоционально-позитивного и осознанного отношения к требованиям взрослого. В большей мере это слепое послушание нередко основано на опасении быть наказанным (наказания, даже физические, в таких семьях не редкость). В результате такой "методики" у детей слабо развиваются самостоятельность, инициатива, творчество. Факты также говорят о том, что к подростковому возрасту именно в семьях с авторитарным стилем дети чаще вступают в конфликты с родителями, отдаляются от семьи. При демократическом стиле семейного воспитания родители являются организаторами жизни всего семейного коллектива. Взаимоотношения мужа и жены, а также других членов семьи (если семья сложная, т.е. включает в себя несколько поколений) характеризуются взаимной любовью и уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В семьях демократического типа деятельными участниками жизни семьи, ее труда и отдыха с ранних лет становятся дети. Родители стараются глубже познать своих детей, выяснить причины их хороших и дурных поступков. Давая задания, предъявляя определенные требования, взрослые обращаются к чувствам и сознанию ребенка, поощряют его инициативу, уважают его личность. Вместе с тем дети хорошо знают слова "можно", "надо", "нельзя". Демократический стиль семейного воспитания дает наибольший эффект в формировании у детей активного послушания и сознательной дисциплины, нравственной осознанной заинтересованности в делах семьи, в событиях окружающей жизни. В игровых ситуациях у детей формируются инициатива, находчивость, начала творческого подхода при выполнении порученного дела. Наказания в таких семьях обычно не применяются — для детей достаточно порицания или огорчения родителей. Демократический стиль семейного воспитания очень созвучен социальным задачам сегодняшнего дня. Однако бывает и так, что в семье внешне сложился демократический стиль воспитания, но он не дает нужного эффекта, так как родители нарушают важные педагогические принципы (например, им не удается определить меру требовательности, организовать режим дня и посильный труд детей). В иных случаях им слишком много объясняют, доказывают, позволяют пререкаться со старшими. Родители бывают непоследовательны в требованиях, у них нет единого подхода. Названные основные стили семейного воспитания типичны как для сельских, так и городских семей. Особое воспитательное значение в семье имеет авторитет взрослых. По замечанию С.А. Макаренко, смысл авторитета заключается в том, "что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая простым детским взглядом"*. * Макаренко С.А. Пед. соч.: В 8 т. —Т. 4: Лекции о воспитании детей. — М., 1984. — С.65.
Некоторые родители, у которых дети "не слушаются", иногда склонны думать, что авторитет дается от природы, что это — особый талант и если его нет, то ничего не поделаешь. Эти родители глубоко ошибаются. Авторитет может быть организован в каждой семье, важно, чтобы он строился на истинных основаниях: требовательности и доброте, открытости и соучастии во всех делах, доверии и ответственности, внимании к детям и их жизни. К сожалению, встречаются родители, которые организуют такой авторитет на ложных основаниях. К числу таких ложных авторитетов, которых следует остерегаться, относятся следующие. Авторитет подавления. Родители по каждому поводу раздражаются, при всяком удобном и неудобном случае хватаются за ремень, на каждый вопрос ребенка отвечают грубостью, каждую его вину сопровождают наказанием. Такой метод приучает детей держаться подальше от родителей, вызывает детскую ложь и человеческую трусость, и в то же время воспитывает в ребенке жестокость. Этот дикий сорт авторитета бывает только у некультурных родителей. Авторитет расстояния. Существуют родители, которые убеждены, что детей следует держать на расстоянии, поменьше с ними разговаривать, изредка только выступая перед ними в качестве начальства: у них своя жизнь, свои интересы, свои мысли, о которых дети не должны знать. Такой авторитет не приносит никакой воспитательной пользы. Авторитет чванства. Подобный авторитет строится на представлении некоторых родителей, что они самые заслуженные, самые главные и важные, и это они демонстрируют на каждом шагу, причем и своим детям. Они без конца толкуют о своих достоинствах и высокомерно относятся к другим людям. Неудивительно, что такое поведение повторяют и их дети. Авторитет педантизма. Некоторые родители уверены в том, что дети должны каждое их слово выслушивать с трепетом, и ведут себя с детьми как бюрократы. Они больше всего боятся, чтобы дети не подумали, что они могут ошибаться. Как бы родители ни были не правы, они все равно настаивают на своем: сказали — значит так и будет. Жизнь ребенка проходит мимо таких родителей, так как за начальственным бюрократизмом они не видят внутренней жизни ребенка. Авторитет резонерства. В этом случае родители буквально заедают ребенка бесконечными поучениями и назидательными разговорами, так как они уверены в том, что в поучениях заключается главная педагогическая мудрость. Атмосфера в такой семье малорадостная. Родители изо всех сил стараются быть добродетельными и непогрешимыми, однако эмоциональная жизнь ребенка протекает сама собой, без их участия. Авторитет любви. Это самый распространенный вид ложного авторитета. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, признания сыплются на детей в избыточном количестве. Родители ревниво следят за выражением детских глаз и буквально требуют любви и нежности. Если ребенок не слушается, то у него спрашивают: "Значит ты не любишь маму или папу?" Такая семья погружается в море сентиментальных чувств и уже ничего другого не замечает. Ребенок же с малых лет начинает понимать, что к людям можно подыгрываться и извлекать из этого выгоду. В результате он приучается к интригам и манипулированию чужой любовью. Авторитет доброты. В этом случае родители пытаются добиться детского послушания с помощью своей уступчивости и мягкости. Им кажется, что дети будут любить их именно за эти качества. Они предстают перед ребенком в образе доброго ангела, который готов жертвовать всем чем угодно, только бы все было благополучно. Они все разрешают детям, им ничего не жаль. Очень скоро в такой семье дети начинают командовать, добиваясь своими капризами исполнения любых своих желаний. Иногда родители пытаются оказать небольшое сопротивление, но чаще всего это уже не дает никакого результата. Авторитет дружбы. Дружба между родителями и детьми — великое воспитательное средство, если она не достигает крайних пределов, с которых начинается обратный процесс. В таких семьях дети начинают потешаться над родителями, бабушкой или дедушкой, поучать их на каждом шагу, упрекать, что они все делают не так, как надо. Однако в таком случае пропадает и дружба, так как она невозможна без взаимного уважения. Авторитет подкупа. В этом случае послушание просто покупается подарками или обещаниями, что развращает детей, делает их лицемерными и меркантильными. Дети рассказывают о своих делах только в выгодном для них свете, чтобы родители заплатили им за хорошие поступки. Все негативное они утаивают, становясь все более неискренними и расчетливыми. Большинство воспитателей в случае неудачи своих педагогических мероприятий охотно сваливают все на пресловутую наследственность, на прирожденную испорченность детской натуры или же в утешение себе и другим ссылаются на объективные
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Основная литература
Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1994. Безрукова B.C. Педагогика: Учебное пособие. — Екатеринбург: Деловая книга, 1996. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. — М., 1964. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. — Т. 1. — М.: Педагогика, 1982. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. — М., 1996. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2т. — М., 1983. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. — М.: Прометей, 1996. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы: в 2 ч. — М., 1970. Немов Р.С. Психология: Учебник. — Т. 1. — М., 1995. Павлов И.П. Поли. собр. соч., 2-е изд. — Т. 3. — Кн. 1, 2. — М.—Л., 1951. Петровский А.В. Введение в психологию. — М., 1995. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. — М., 1994. Психология и педагогика / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. — М.: Центр, 1996. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского. — М., 1990. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. — М.: Владос, 1995. Рубинштейн С.Л. Проблема общей психологии. — М., 1973. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. — М., 1947. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. — М., 1989. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 1990. Дополнительная литература К разделу I
Гальперин П.Я. Введение в психологию. — М., 1976. Гинецинский В.И. Предмет психологии: дидактический аспект. — М., 1994. Годфруа Ж. Что такое психология. — Т. 1. — М.: Высшая школа, 1992. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1981. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию: Курс лекций. — М., 1988. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. — М., 1994. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности: Учебное пособие. — М.: Школа-Пресс, 1995. Фрейд А. Психология и защитные механизмы: Пер. с англ. — М.: Педагогика, 1993. К разделу II
Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. — М., 1980. Брунер Д.С. Психология познания. — М., 1997. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. — М., 1973. Гороболин Ф.Н. Внимание и его восприятие. — М., 1972. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. — М., 1993. Николов Н., Нешев Г. Загадки тысячелетия. Что мы знаем о памяти. — М., 1988. Петухов В. В. Психология мышления. — М., 1987. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избр. психол.тр. — М., 1969. К разделу III
Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. — М., 1980. АсмоловА.Г. Психология личности. — М., 1990. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. — Пятигорск, 1990. Бодалев А.А. Психология личности. — М., 1988. Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. — Л., 1989. Левитов Н.Д. Психология характера. — М., 1969. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л., 1983. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. — М., 1979. Русалов В.М. Биологические свойства индивидуально-психологических различий. — М., 1979. Экспериментальные исследования волевой активности. — Рязань, 1986. К разделу IV
Аникеева Н.П. Режиссура педагогического взаимодействия: Учебное пособие. — Новосибирск, 1991. Воспитание детей в семье. — М.: Педагогика, 1990. Земска М. Семья и личность: Пер. с польск. — М.: Прогресс, 1986. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. — М.: Наука, 1994. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. — М.: Педагогика, 1991. Педагогика / Под ред. Г. Нойнера, Ю.К. Бабанского. — М.: Педагогика, 1984. Подласый И.П. Педагогика: Учебное пособие. — М.: Просвещение, 1996. Проблемы профессиональной подготовки учителя: Сборник. — М.: Педагогика, 1992. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие. — М.: Аспект-Пресс, 1995. Содержание ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................................................................................................................................................ 3 Раздел I ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ И ПЕДАГОГИКУ....................................................................................................................... 3 Глава 1. Предмет психологии и педагогики, их задачи и научно-исследовательские методы............................................... 3 1. Педагогика как наука и практика............................................................................................................................................................... 3 2. Что изучает психология?............................................................................................................................................................................... 6 3. Научно-исследовательские методы психологии и педагогики.......................................................................................................... 8 Глава 2. Психика и организм, сознание и подсознание. Психологическая защита..................................................................... 9 1. Психика и организм........................................................................................................................................................................................ 9 2. Сознание и подсознание............................................................................................................................................................................. 11 3. Механизмы психологической защиты.................................................................................................................................................... 13 Раздел II ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ............................................................................................................ 15 Глава 1. Ощущение и восприятие.................................................................................................................................................................. 15 1. Познавательные психические процессы. Структура приема информации.................................................................................. 15 2. Ощущения: классификация, общие свойства........................................................................................................................................ 16 3. Восприятие, его виды и свойства.............................................................................................................................................................. 18 Глава 2. Внимание............................................................................................................................................................................................... 19 1. Общее представление о внимании. Теории внимания........................................................................................................................ 19 2. Сосредоточенность и развитие внимания.............................................................................................................................................. 21 Глава 3. Память..................................................................................................................................................................................................... 22 1. Общая характеристика памяти. Теории памяти.................................................................................................................................. 22 2. Виды и особенности памяти...................................................................................................................................................................... 24 3. Законы памяти. Мнемотехнические приемы запоминания............................................................................................................... 25 Глава 4. Воображение......................................................................................................................................................................................... 27 1. Понятие "воображение", его виды и формы проявления.................................................................................................................... 27 2. Аналитико-синтетический характер процессов воображения. Функции воображения........................................................... 28 3. Воображение и мышление. Воображение и творчество.................................................................................................................... 29 Глава 5. Мышление............................................................................................................................................................................................. 31 1. Сущность мышления как познавательного процесса......................................................................................................................... 31 2. Типы и виды мышления. Индивидуальные особенности мышления.............................................................................................. 33 3. Речь как инструмент мышления и средство общения......................................................................................................................... 34 Раздел III ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ.......................................................................................................................................................... 36 Глава 1. Личность................................................................................................................................................................................................ 36 1. Определение понятия "личность". Соотношение понятий "человек", "индивид", "индивидуальность" с понятием "личность"................................................................................................................................................................................................................................. 36 2. Исследования личности: этапы, научные подходы............................................................................................................................ 38 3. Структура личности. Социализация личности.................................................................................................................................... 40 Глава 2. Темперамент......................................................................................................................................................................................... 42 1. Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента............................................................................................... 42 2. Характеристика типов темперамента. Темперамент и личность, темперамент и деятельность........................................... 44 Глава 3. Характер................................................................................................................................................................................................. 47 1. Понятие о характере. Физиологические основы характера............................................................................................................. 47 2. Структура характера. Черты характера................................................................................................................................................ 48 3. Акцентуации характера.............................................................................................................................................................................. 50 Глава 4. Способности.......................................................................................................................................................................................... 52 1.Понятие"способности". Структура и виды способностей.................................................................................................................. 52 2. Природа человеческих способностей..................................................................................................................................................... 55 3. Развитие способностей................................................................................................................................................................................ 56 Глава 5. Чувства и эмоции............................................................................................................................................................................... 58 1. Понятие о чувствах, эмоциях и их видах. Эмоциональные состояния.......................................................................................... 58 2. Функции эмоций и чувств, их значение в жизни человека................................................................................................................ 61 3. Чувства и личность. Развитие эмоциональной сферы личности и эмоциональная саморегуляция..................................... 62 Глава 6. Воля.......................................................................................................................................................................................................... 63 1. Общее понятие о воле. Теории воли........................................................................................................................................................ 63 2. Волевая регуляция человеческого поведения....................................................................................................................................... 64 3. Развитие воли у человека............................................................................................................................................................................ 66 Раздел IV ПЕДАГОГИКА....................................................................................................................................................................................... 67 Глава 1. Педагогика как теория обучения................................................................................................................................................. 67 1. Дидактика: понятие, основные функции................................................................................................................................................ 67 2. Принципы обучения..................................................................................................................................................................................... 68 3. Методы обучения.......................................................................................................................................................................................... 69 Глава 2. Педагогика как теория воспитания............................................................................................................................................ 70 1. Общее представление о воспитании........................................................................................................................................................ 70 2. Цели образования и воспитания............................................................................................................................................................... 71 3. Средства и методы воспитания................................................................................................................................................................. 72 Глава 3. Учебная ситуация как способ организации эффективного взаимодействия............................................................ 73 1. Структура межличностных отношений в учебной ситуации.......................................................................................................... 73 2. Виды ситуационных отношений.............................................................................................................................................................. 74 3. Эмоционально-нравственное развитие личности............................................................................................................................... 76 Глава 4. Нравственно-психологический образ педагога...................................................................................................................... 76 1. Труд педагога: различные точки зрения................................................................................................................................................ 77 2. Основные признаки психолого-педагогической культуры педагога............................................................................................. 78 3. Система государственных мер, стимулирующих повышение квалификации педагогов......................................................... 80 Глава 5. Семейное воспитание и семейная педагогика........................................................................................................................ 81 1. Характерные черты семейного воспитания, его проблемы.............................................................................................................. 81 2. Семейная педагогика об условиях и основных типах семейного воспитания............................................................................ 82 3. Взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе. Авторитет воспитателя........................................................ 83 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................................................................................................................................... 86
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.145 (0.017 с.) |