Раздел 1. Контроль и оценка учебных достижений обучающихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Контроль и оценка учебных достижений обучающихся



Начальная школа

Критерии оценивания учебных достижений обучающихся в системе начального общего образования

Методические рекомендации

(переработанные и дополненные)

Данные рекомендации составлены в соответствии с законом «Об образовании» ДНР (постановление НС ДНР № 1-23311-НС от 19.06.2015), Государственным образовательным стандартом начального общего образования ДНР на 2015-2017гг. (приказ МОН ДНР № 324 от 17.07.2015), Базисным учебным планом общеобразовательных организаций ДНР на 2015-2016 учебный год (приказ МОН ДНР № 314 от 16.07.2015), Инструкцией о проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные учебные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ МОН ДНР № 3585 от 03.08.2015г.).

При составлении рекомендаций использованы: Методическое письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.11.1998 г. № 156/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе», Методическое письмо Министерства образования и науки Украины «Инструктивно-методические материалы по контролю и оцениванию учебных достижений обучающихся начальных классов» (приказ МОН Украины от 21.08.2013 г. № 1222).

Акцентируем внимание, что оценивание обучающихся в начальной школе осуществляется вербально:

• в 1 классе – по всем предметам;

• во 2 классе – в I и II четвертях по решению педагогического совета;

• во 2-4 классах – по предметам: «Музыкальное искусство», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», «Информатика и ИКТ»;

В конце четвертей, учебного года по всем предметам, где оценивание осуществляется вербально, графа для выставления четвертной, годовой отметок не заполняется.

Отдельные виды проверок, в случае вербального оценивания (за ведение тетради, диалог, диктант, самостоятельная работа, тест и т. д.) в журнале словом «зачт.» (зачтено) не фиксируются.

Об особенностях вербального оценивания в начальной школе рекомендуем ещё раз прочесть в научно-методических материалах:

· Критерії оцінювання навчальних досягнень учнів початкових класів. – Початкова освіта, 2014. - №4(724), спецвипуск – с.8 – 15; «Орієнтовні вимоги до оцінювання навчальних досягнень учнів». – Початкова школа. – 2014. - №4 – с.21 – 22;

· Савченко О.Я. Дидактика початкової освіти: підручн. – Грамлта, 2012. – с.198-207, с.212-216;

· Дидактико-методичне забезпечення контролю та оцінювання навчальних досягнень молодших школярів на засадах компетентнісного підходу: монографія/СавченкоО.Я. та інш. – Педагогічна думка, 2012. – с.31-35;

· Баранников А.В. О необходимости введения новой системы оценивания. – на сайте http://donippo/blogspot.com/ в разделе «Рекомендации».


Раздел 2. ЯЗЫКИ ОБУЧЕНИЯ

(РУССКИЙ ЯЗЫК, УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК)

ЯЗЫКИ

2.1.1. Объектами проверки и оценивания учебных достижений обучающихся по языку обучения являются составляющие коммуникативной компетентности:

- опыт речевой деятельности (аудиативные умения, способность вести диалог, строить монологические связные высказывания в устной и письменной форме, умение выразительно читать и понимать смысл прочитанного);

- знания о языке и речи, языковые умения и навыки;

- орфографические и пунктуационные умения и навыки;

- графические навыки письма, техника, скорость письма, культура оформления письменных работ.

 

Оценивание опыта речевой деятельности

1. Уроки развития речи

Уроки развития речи во 2-4 классах проводятся учителем один раз в 2 недели. Тематику и содержание этих уроков учитель планирует в соответствии с учебной программой. Содержанием этих уроков могут быть и обязательные виды речевого контроля (составление диалога, устных и письменных изложений и сочинений).

При оценке знаний, умений, навыков по развитию речи необходимо учитывать:

─ объем словарного запаса, его качественную и количественную характеристику, степень овладения лексической системой языка;

─ практическое впадение грамматическими средствами языка (построение предложений, различение слов по признакам грамматической категориальности, овладение согласованием, глагольным управлением, падежно-предложными конструкциями);

─ сформированность связной речи.

При оценке ответов принимаются во внимание следующие критерии: полнота и правильность ответа; степень осознанности усвоения излагаемых знаний; последовательность изложения и культура речи.

Работа ученика на уроке развития речи оценивается по таким критериям:

Отметка Характеристика результатов учебных достижений обучающихся
  Ученик / ученица: ─ с трудом усваивает новый словарь по теме, допускает неверное употребление слов; ─ использует простые нераспространенные предложения; ─ допускает более пяти лексико-грамматических ошибок; ─ допускает ошибки при построении высказывания и соблюдении последовательности, не умеет выделять свойства описываемого явления, предмета; ─ допускает грубые ошибки в ответах на вопросы; ─ не принимает участия в беседе.
  Ученик / ученица: ─ недостаточно усваивает лексический материал по изученной теме; ─ допускает не более пяти лексико-грамматических ошибок, четыре-пять ошибок по содержанию; ─ излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, не проявляет инициативы в беседе, ответах на вопросы, не умеет самостоятельно развернуть беседу на заданную тему, постоянно использует помощь учителя.
  Ученик / ученица: ─ в основном выполняет требования, установленные для оценки «5», но при этом: ─ новый словарь по изучаемой теме использует не всегда точно и правильно, может допустить две-три ошибки на смысловую замену слов, при употреблении многозначных слов, слов с переносным значением; ─ простые предложения строит верно, при построении сложных предложений умеет использовать помощь учителя. Допускает две-три ошибки при словоизменении, при связи слов в предложении; ─ связные высказывания недостаточно развернуты. Допускает две-три ошибки по содержанию и не более трех лексико-грамматических ошибок.
  Ученик / ученица: ─ правильно употребляет в речи лексику по излагаемой тематике; ─ обнаруживает осознанное усвоение программного материала. Во 2-4 классах допускаются 1-2 ошибки на смысловую замену слов с обобщенным, переносным значением; ─ практически владеет грамматическими средствами языка. Допускает 1-2 ошибки при построении распространенного предложения или сложного предложения; ─ умеет поставить вопрос, дает полный и правильный ответ, умеет построить связное высказывание на заданную тему, активно высказывается в процессе беседы; ─ умеет строить относительно развернутые высказывания при составлении рассказов по картинкам, по серии картин, по на6людениям и личным впечатлениям, по изучаемой теме, с опорой на вопросы, на план рассказа или самостоятельно; ─ умеет использовать при составлении рассказа элементы описания и рассуждения, элементарные рассуждения-доказательства (4 класс). Допускается не более одной ошибки по содержанию и одной-двух лексико-грамматических ошибок.

Чтение

Проверку сформированности умения читать в 1 классе целесообразно осуществлять индивидуально в конце учебного года на материале (готовит учитель), в котором использованы все буквы алфавита, слоги различных типов.

Во 2-4 классах сформированность читательских умений рекомендуется проверять на уроках литературного чтения.

При оценке сформированности умения читать в 1 классе учитываются: способ чтения (слогами, целыми словами); правильность чтения; скорость и понимание прочитанного.

 

Таблица переведения тестового балла в оценку

Тестовый балл 1-3 4-6 7-9 10-12
Отметка «2» «3» «4» «5»

 

Таблица переведения тестового балла в оценку

Тестовый балл 1-3 4-6 7-9 10-12
Отметка «2» «3» «4» «5»

Промежуточная аттестация по русскому языку проводится с целью определения степени освоения обучающимися содержания по предмету за год (полугодие) и проводится в форме административных контрольных работ.


Чтение вслух

Проверку развития навыка чтения вслух во 2-4 классах рекомендуем осуществлять индивидуально в процессе текущего и четвертного контроля. Контроль навыка чтения вслух осуществляет учитель.

Проверяются все качества навыка чтения вслух (правильность, способ, понимание, выразительность, темп).

Чтение вслух обеспечивается более сложным психофизиологическим механизмом, чем чтение молча. В нем, кроме зрительного, активно действуют речедвигательный, слуховой каналы, которые имеют влияние на полноту восприятия, запоминания, усвоения содержания прочитанного.

Учитывая это, не рекомендуется осуществлять с контроль понимания прочитанного вслух на незнакомых текстах.

Проверку понимания учениками прочитанного вслух рекомендуется осуществлять в процессе текущего оценивания в течение года.

Контроль техники чтения вслух (правильность, способ, темп) проводится индивидуально. В зависимости от количества учеников в классе - в течение 2-х последних недель или одной предпоследней недели II четверти и –IV четверти.

Для чтения ученику предлагают незнакомый художественный, научно-художественный текст, который в каждой возрастной группе отличается объемом, сложностью содержания, языком, построением предложений, шрифтом и т. д. В целях обеспечения равных условий проверки учитель выбирает для чтения один и тот же текст.

Итоговый балл за сформированность навыка чтения вслух выводится с учетом техники чтения и понимания содержания прочитанного.

Развитие умения читать выразительно советуем проверять отдельно в процессе текущего контроля только после предварительной подготовки обучающихся.

Особого внимания требуют дети, которые имеют определенные психофизиологические особенности: естественную медлительность, заикание, плохое зрение. При оценке это не является основанием для снижения балльной оценки. Контроль за качеством чтения у таких детей осуществляется при текущем опросе.

Показатели скорости чтения вслух:

Класс І- ІІ четверть ІІІ -IV четверть
  35-45 сл/мин 50-60 сл/мин
  65-70 сл/мин 75-80 сл/мин
  80-85 сл/мин 90-95 сл/мин

 

Меньший и больший числовые показатели для каждого класса являются нормативными. Они соответствуют критериям высокого уровня, если ученик полноценно овладел другими качествами чтения, соотносительными с этим уровнем.

 

Сформированность навыка чтения вслух (правильность, способ, темп) в III- IVчетверти 2 класса определяется такими требованиями:

Отметка Характеристика результатов учебных достижений обучающихся
  Ученик / ученица читает отрывочными слогами, допуская многочисленные ошибки в окончаниях, ударении слов, пропуск, перестановку букв и слогов, ошибки языкового характера. Темп чтения существенно ниже нормативного (на 10 и более слов от меньшего нормативного числа)
  Ученик / ученица читает словами и слогами. Чтение монотонное в темпе, ниже нормативного (на 5-6 слов от меньшего нормативного показателя). Часто допускает ошибки в произношении, ударении слов
  Ученик / ученица читает плавно словами, правильно, в соответствующем темпе. Возможны отдельные ошибки в ударении слов, нескольких орфоэпических, речевых ошибок
  Ученик / ученица читает правильно, плавно словами и группами слов, в соответствующем темпе с соблюдением норм литературного произношения

 

Чтение молча

Уровень развития навыка чтения молча (технической и смысловой его сторон) в 3-4 классах рекомендуем проверять и оценивать (начиная с 3 класса, III четверти).

Учитываются такие характеристики этого вида чтения: способ (наличие или отсутствие артикуляции - внешних речевых движений), понимание содержания прочитанного, темп чтения.

Контроль технической стороны навыка чтения молча (способ, темп) учитель может осуществлять во время проведения письменных (самостоятельной и контрольных) работ по такой методике.

Сначала на материале текстов учитель проверяет техническую сторону чтения. Для этого предлагает ученикам взять в руки карандаши. По указанию учителя: «Начинаем читать!» - школьники углубляются в чтение. Через 2 минуты учитель говорит: «Остановитесь». Каждый из учеников ставит карандашом точку над словом, на котором он остановился. Далее ученики дочитывают (перечитывают) текст и выполняют предложенные задания.

В процессе проверки учитель устанавливает количество прочитанных слов каждым учеником (ученицей) за 2 минуты, которое делит на 2, и получает количество слов, прочитанных за 1 минуту.

Ученикам, у которых темп и способ чтения не соответствуют нормативным показателям, советуем снижать оценку не более чем на 1 балл.

Требования к оцениванию опыта читательской деятельности учеников 3-4 классов

Отметка Характеристика результатов учебных достижений обучающихся
  Ученик / ученица описывает фактическое содержание произведения с опорой на поданный образец плана отдельными, не связанными между собой предложениями. Допускает многочисленные языковые, речевые, орфоэпические ошибки. Частично понимает значение большинства слов, словосочетаний в тексте
  Ученик / ученица связно, но недостаточно полно воспроизводит фактическое содержание произведения с опорой на поданный образец плана. Отчасти нарушает последовательность изложения. Допускает языковые и речевые ошибки. С помощью учителя различает отдельные литературные жанры (сказка, стихотворение), отдельные структурные элементы детской книги; приводит примеры 2-3 изученных произведений, затрудняясь в определении их авторской принадлежности; выражает (без аргументации) простейшие оценочные суждения о поведении, поступках персонажей («хороший», «плохой»)
  Ученик / ученица в целом самостоятельно, связно, логично, последовательно пересказывает (с учетом вида изложения) содержание произведения, формулирует его тему, составляет план; выражает и частично аргументирует свое отношение к событиям, поступкам персонажей, опираясь на текстовый материал. Использует в речи авторские средства выразительности, отчасти неудачно заменяя их собственными. Есть единичные речевые ошибки. Умеет по перечисленным учителем признакам определить жанр произведения и привести 1-2 примера. Правильно приводит 4-5 примеров произведений, которые изучались. В общем, правильно ориентируется в структуре детской книги, хотя не всегда применяет полученные знания в практической деятельности. Требует усовершенствования умение находить учебно-познавательную информацию в изданиях справочного характера
  Ученик / ученица самостоятельно, связно, логично, полно пересказывает (с учетом вида изложения) содержание произведения, выделяя главное. При пересказе заменяет диалоги рассказом. Выражает и аргументирует свое отношение не только к событиям, но и к содержанию произведения в целом, удачно используя авторские средства выразительности при описании событий, поступков персонажей, описания природы и др. Самостоятельно определяет тему и основную мысль произведения. В отдельных случаях не точно понимает подтекст (4 кл.). Ориентируется в мире детских книг, различает и сравнивает их по жанрово-родовыми признаками, тематической направленности, авторской принадлежности. Самостоятельно владеет операционной стороной поиска учебно-познавательной информации в изданиях справочного характера; применяет знания, умения и навыки при изучении других школьных предметов

 

Самостоятельные и итоговые контрольные работы

Целью самостоятельной и итоговой работы в 3-4 классах является проверка уровня сформированности у обучающихся умений самостоятельно осознавать содержание незнакомого текста, применяя знания, умения, навыки, способы деятельности, которыми ученик овладел во время обучения.

Рекомендуем такую работу проводить на основе незнакомого текста, заданий различного уровня сложности. Для проверки предлагаем задания трех типов:

1) задания, которые предусматривают выбор одного правильного ответа из трех (четырех) предложенных вариантов;

2) задания с коротким письменным ответом, задания на установление соответствия, правильной последовательности;

3) задания, требующие развернутого ответа.

В 3 классе в конце II четверти целесообразно провести самостоятельную письменную работу под руководством учителя. Поскольку такая работа должна носить обучающий характер, она не оценивается в баллах.

Самостоятельная работа в 3 классе (II четверть) состоит из незнакомого текста (объемом 250 - 300 слов) и 8 заданий (5 заданий первого типа, 3 - второго и 1 - третьего типа)

Контрольную работу рекомендуем проводить в 3 классе в конце IVчетверти и в 4 классе в конце II четверти.

В 3 классе (IVчетверть) контрольная работа может состоять из незнакомого текста (объемом 300 - 350 слов) и 10 заданий (5 заданий первого типа, 4 - второго и 1 - третьего типа) и подлежит обязательному оцениванию.

В 4 классе (II четверть) - из незнакомого текста (объемом 350 - 420 слов) и 12 заданий (6 заданий первого типа, 5 - второго и 1 - третьего типа) и подлежит обязательному оцениванию.

Оценивание выполненной работы рекомендуем осуществлять следующим образом.

За правильное выполнение заданий, которые предусматривают выбор одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов, выставляется по 1 баллу.

Задания с коротким письменным ответом, задания на установление соответствия, задания на установление правильной последовательности оценивается в пределах 2 баллов каждое: 2 балла - задание выполнено правильно, дан полный обстоятельный ответ, правильно установлена последовательность или соответствие, план полностью соответствует тексту; 1 балл - задание выполнено частично, допущены неточности, ответ не обоснован. Если задание состоит из двух частей, то выставляется по 1 баллу за правильно выполненную каждую часть задания; 0 баллов - ученик выполнил задание неправильно или не приступил к выполнению задания.

Задания, требующие развернутого ответа, оцениваются в пределах 3 баллов. Учитывается содержание; логичность и последовательность изложения; высказывания (обоснование) собственного мнения, использование средств художественной выразительности в высказывании.

Баллы за работу по чтению выставляются без учета ошибок за грамотность.

Все баллы за выполненные задания добавляются, и полученный общий балл переводится в оценку по данной таблице:

Таблица переведения тестового балла в оценку

  Оценка
«2» «3» «4» «5»
Тестовый балл (3 класс) 1-3 4-8 9-13 14-16
Тестовый балл (4 класс) 1-5 6-10 11-16 17-19

 

Оценка знаний обучающихся за четверть ставится с учетом текущего оценивания опыта читательской деятельности, результатов оценивания навыка чтения вслух, качества изучения наизусть стихов или отрывков из прозаических произведений, текущего оценивания навыка чтения молча, результатов выполнения итоговых контрольных работ.

Годовая оценка выставляется на основе оценок за четвертя.

 


Требования к проверке и оценке навыков речевой деятельности

Требования к оцениванию монологической речи

Рекомендуем проверять умения: составлять, разыгрывать диалог и составлять устное изложение или устное сочинение.

Считаем целесообразным, чтобы в течение года ученик получил две оценки, которые покажут его успехи в развитии устной речи: одну - за диалогическую и вторую - за монологическую речь.

При проверке навыка говорения советуем учитывать степень самостоятельности работы, степень помощи учителя. Ученикам начального и среднего уровня целесообразно предлагать различные вспомогательные материалы: рисунки, отдельные реплики (подсказки), образцы диалога, план высказывания и тому подобное. Ученики, которые достигли достаточного уровня, могут выполнять соответствующие задания с незначительной помощью, высокого - самостоятельно.

Диалогическая речь

Единицами контроля являются умения:

- составлять и разыгрывать диалог в соответствии с предложенной ситуацией или ситуативным рисунком и целью высказывания (речевого задания);

- соблюдать правила этикета;

- употреблять этикетную лексику и формы обращения;

- соблюдать нормы литературного языка (лексическая и грамматическая правильность); а также:

- ориентация на слушателя,

- соответствие употребленных реплик-ответов содержанию вопросов;

- мера самостоятельности в ведении диалога;

- соответствие количества реплик указанному объему.

Монологическая речь:

Единицами контроля являются:

- Содержательность, последовательность (логика), четкость рассказа;

- Соответствие теме;

- Лексическая, орфоэпическая и грамматическая правильность речи;

- Ориентация на слушателя;

- соответствие объема рассказа указанным требованиям.

Чтение

Чтение вслух

Во 2 классе в конце IV четверти рекомендуем проверять умение правильно прочитать слова, предложения, небольшие тексты и понять прочитанное. Ориентировочная скорость чтения - 35-45 слов в минуту.

При оценке сформированности умения читать во 2 классе учитываются: способ чтения (слогами, целыми словамим); правильность чтения; скорость и понимание прочитанного.

В 3-4 классах целесообразно осуществлять текущую проверку умений обучающихся читать вслух по мере быстро, плавно, с соблюдением орфоэпических, фонологических и интонационных норм, логических пауз, с ориентацией на слушателей; понимать прочитанное.

При оценивании желательно учитывать умение определять жанры изученных произведений (сказку, стихотворение, рассказ и др.), тему и главную мысль произведения, его героев, умение находить образные слова и выражения и объяснять их значение.

Проверку рекомендуется осуществлять индивидуально. Объем текста определяется так, чтобы время его озвучивания учеником (с нормальной скоростью) было равно 1-2 минутам.

В течение І - ІІ четвертей, а потом в течение III-IV четвертей выводится средний балл как результат текущего оценивания за чтение вслух. Средний балл выставляется в отдельной колонке журнала без даты.

Класс Скорость чтения вслух Скорость чтения молча
  55-60 слов в минуту   -  
  65-80 слов в минуту І - ІІ ч.- 100-110 слов в минуту III-IV ч.- 120-180 слов в минуту

Таблица переведения тестового балла в оценку

Тестовый балл 1-3 4-6 7-10 11-14
Отметка «2» «3» «4» «5»

На работу с детской книгой на уроках украинского языка (интегрированный курс) в1-2 классах (с обучением на русском языке) и в 1 классе (с обучением на украинском языке) отводится 20 мин один раз в неделю, в 3классе с обучением на русском языке - 6 уроков в течение года, в 4 классе- 8 уроков в течение года; во 2-4кл. с обучением на украинском языке отводится один урок раз в две недели.

Письмо

Письмо как вид речевой деятельности предполагает умение правильно выразить свое мнение (передать, рассказать) в письменной форме, пользуясь графической системой языка, который является предметом изучения, соблюдая технику письма, правила правописания и умение правильно оформить письменную работу.

В течение III-IV четверти 3 класса один раз, проверяется умение писать изложение по данному плану, а в 4 классе - изложение (II четверть) и сочинение на заданную тему (IV четверть).

Объем текста письменного изложения - 60-80 слов.

Умение владеть письмом как видом речевой деятельности предполагает умение построить высказывание в письменной форме - передать, рассказать об увиденном, о себе и своей семье, друзьях. Оно формируется на протяжении обучения в 3-4 классах.

За письменную работу (изложение и сочинение) в журнале выставляют две оценки: одна оценка за содержание, вторая за грамотность.

Орфографические и грамматические ошибки исправляют и прорабатывают в ходе анализа письменных работ.

Таблица переведения тестового балла в отметку

Тестовый балл 1-3 4-6 7-9 10-12
Оценка «2» «3» «4» «5»

 

 

Таблица переведения тестового балла в оценку

Тестовый балл 1-3 4-6 7-9 10-12
Оценка «2» «3» «4» «5»

 


Раздел 4. МАТЕМАТИКА

 

Оценивание устных ответов

В основу оценивания устного ответа обучающихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.

Отметка Характеристика учебных достижений обучающихся  
  Ученик затрудняется в ответах на большую часть поставленных вопросов;не может правильно решить задачу, делает грубые ошибки в вычислениях и не исправляет их даже после помощи учителя.  
  Ученик при выполнении арифметических действий допускает грубые ошибки, однако может исправить их с помощью учителя;правильно выполняет решение задачи только с помощью учителя.  
 
  Ученик в процессе вычислений допускает отдельные несущественные ошибки и сам их исправляет; в ходе решения арифметических задач дает краткие, иногда недостаточно точные пояснения при правильном решении задачи; допускает некоторые неточности в процессе практической деятельности по измерению и черчению; при определении оценки за выполнение практических заданий необходимо учитывать особенности развития мелкой моторики обучающихся; способен исправить допущенные неточности при незначительной помощи учителя.  
  Ученик дает развернутые и правильные ответы на поставленные вопросы, правильно и достаточно быстро производит арифметические вычисления (в соответствии с требованиями программы); в процессе решения арифметических задач правильно анализирует данные условия задачи, самостоятельно составляет план решения, при выполнении решения поясняет свои действия, достаточно точно формулируя ответ на вопрос задачи;в ходе выполнения практических заданий по измерению и черчению правильно использует измерительные и чертежные инструменты, выполняет практические работы аккуратно и точно.  

 

Оценивание письменных работ

В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.

Раздел 5. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

(естествознание и обществознание)

Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область "Окружающий мир", оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

5.1. Объектами контроля в процессе обучения «Окружающему миру» есть составляющие предметной естественнонаучной обществоведческой компетентностей:

- знания (в форме фактов, представлений, понятий) о предметах и явлениях природы, их взаимосвязи и зависимости между ними;

- умение выполнять различные виды учебно-познавательных действий в отношении объектов природы и информации о них;

- умение применять специальные методы познания объектов природы (опыт, практическую работу, наблюдение);

- умение выполнять практические действия с объектами природы;

- умение оценивать объекты природы, а также собственное поведение и других людей среди природы;

- умение применять полученные знания и навыки в своей повседневной жизни;

- умение творческого применения приобретенных естественных знаний и способов деятельности в измененных ситуациях;

- знания, которые отражают все виды социального опыта (преимущественно на уровне представлений и понятий);

- опыт осуществления способов деятельности в социальной сфере;

- опыт творческого применения приобретенных способов деятельности в социальной сфере в различных ситуациях;

- опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, к различным видам деятельности, в частности учебной, гражданской.

5.2. Особенности организации контроля по "Окружающему миру"

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы (с небольшой затратой времени), тестовые работы (с заданиями открытого и закрытого типов), работы с индивидуальными карточками-заданиями, графические работы, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют обучающиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые обучающиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение обучающегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний по предметам естественнонаучного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.

Интересной формой письменного контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.

 

Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественнонаучные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

5.3. В процессе обучения окружающему миру применяются различные виды контроля: текущий,периодический, промежуточный (год).

Текущий контроль осуществляется на разных этапах овладения обучающимися содержанием темы. Основная его функция - учебно-корректирующая. Этот вид контроля целесообразно на этапе усвоения новых знаний и умений. Он позволяет своевременно выявить ошибки, устранить их причины.

Текущий контроль направлен на определение качества и уровней усвоения учебного содержания.

Начальная школа

Критерии оценивания учебных достижений обучающихся в системе начального общего образования

Методические рекомендации

(переработанные и дополненные)

Данные рекомендации составлены в соответствии с законом «Об образовании» ДНР (постановление НС ДНР № 1-23311-НС от 19.06.2015), Государственным образовательным стандартом начального общего образования ДНР на 2015-2017гг. (приказ МОН ДНР № 324 от 17.07.2015), Базисным учебным планом общеобразовательных организаций ДНР на 2015-2016 учебный год (приказ МОН ДНР № 314 от 16.07.2015), Инструкцией о проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные учебные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ МОН ДНР № 3585 от 03.08.2015г.).

При составлении рекомендаций использованы: Методическое письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.11.1998 г. № 156/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе», Методическое письмо Министерства образования и науки Украины «Инструктивно-методические материалы по контролю и оцениванию учебных достижений обучающихся начальных классов» (приказ МОН Украины от 21.08.2013 г. № 1222).

Акцентируем внимание, что оценивание обучающихся в начальной школе осуществляется вербально:

• в 1 классе – по всем предметам;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.213.235 (0.119 с.)