Распределение учебного материала по темам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распределение учебного материала по темам



Утверждаю

Проректор по учебной и воспитательной работе,

председатель методического совета

________________________ Б. В. Россинский

 

 

Специальность 030501.65 – юриспруденция

КВАЛИФИКАЦИЯ – ЮРИСТ

кафедра ФИЛОСОФИИ

И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

 

КОНФЛИКТОЛОГИЯ

учебно-методическиЙ КОМПЛЕКС

 

Москва

2010

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская правовая академия

Министерства Юстиции Российской Федерации»

 

КОНФЛИКТОЛОГИЯ

учебно-методическиЙ КОМПЛЕКС

 

 

Москва

Автор:

А. И. Суровцев, доктор философских наук, доцент,

доцент кафедры философии и социально-экономических дисциплин

РПА Минюста России

 

Рецензенты:

Б. Н. Мальков, доктор философских наук, профессор,

заведующий кафедрой философии и социально-экономических дисциплин

РПА Минюста России

 

В. П. Лютый, кандидат философских наук, профессор,

профессор кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин

Российской академии правосудия

 

 

Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине «Конфликтология» подготовлен на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501.65 «Юриспруденция».

УМК включает в себя рабочую программу учебной дисциплины и материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной аттестации.Рассчитан на студентов юридического факультета Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, обучающихся по программе подготовки специалиста.

Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен

кафедрой философии и социально-экономических дисциплин

РПА Минюста России.

 

© РПА Минюста России, 2010

Рабочая программа учебной дисциплины

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Конфликтология» – это учебно-методическое пособие, определяющее требования к содержанию и уровню подготовки студентов, руководство их самостоятельной работой, виды учебных занятий и формы контроля по данной дисциплине.

Рабочая программа включает в себя:

- целевую установку;

- содержание учебной дисциплины;

- учебно-методическое обеспечение дисциплины;

- требования к уровню освоения программы и формы промежуточного контроля.

 

ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

 

Целевая установка преподавания учебной дисциплины «Конфликтология»

строится с учетом задач, содержания и форм деятельности специалиста – выпускника РПА Минюста России.

Целью обучения является получение выпускником образования, позволяющего приобрести необходимые универсальные и профессиональные качества и успешно работать в избранной сфере деятельности.

Содержание обучения строится в соответствии с основными видами и задачами профессиональной деятельности специалиста юриспруденции:

а) нормотворческая: участие в подготовке нормативных актов;

б) правоприменительная:

- обоснование и принятие решений, совершение действий по должности;

- составление юридических документов;

в) правоохранительная:

- обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности и общества;

- предупреждение и расследование правонарушений;

- защита действующих форм собственности;

г) экспертно-консультационная: оказание юридической помощи по вопросам права;

д) организационно-управленческая: осуществление организационно-управленческих функций;

е) научно-исследовательская: участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем профессиональной деятельности.

В области воспитания личности целью преподавания является формирование у студентов следующих социально-личностных и профессионально значимых качеств: гражданственность; патриотизм; глубокое уважение к закону и идеалам правового государства; чувство профессионального долга; организованность; коммуникативность; толерантность; общая культура.

Учебная дисциплина «Конфликтология» ориентирована на формирование таких профессионально необходимых качеств выпускника, как:

- готовность применять знания гуманитарных, экономических и социальных наук в профессиональной деятельности;

- способность ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, происходящих в обществе;

- патриотизм и готовность к выполнению гражданского долга;

- нацеленность на выполнение профессиональных задач в соответствии с нормами морали, профессиональной этики;

- стремление к повышению личной культуры.

В процессе преподавания дисциплины «Конфликтология» предполагается:

- развить имеющиеся у студентов способности к самостоятельной работе с применением знаний, умений и навыков, полученных на предшествующих уровнях образования;

- углубить мировоззренческую и методологическую подготовку студентов для совершенствования профессиональных качеств;

- повысить культуру социальной коммуникации в целях выполнения профессиональных задач;

- сформировать умение творчески применять конфликтологические знания в профессиональной деятельности в области юриспруденции;

- способствовать развитию нетерпимости к коррупции, готовности противодействовать ее проявлениям, овладению навыками борьбы с ней.

Преподавание дисциплины опирается на знания, полученные на предыдущих уровнях образования. В полной мере используется мировоззренческая и методологическая подготовка студентов по дисциплинам «Философия», «Теория государства и права». Предполагаются устойчивые знания по базовым дисциплинам гуманитарного и социально-экономического характера: «Социология», «Психология», «Политология», «Культурология», «Отечественная история», «Логика». Требуется тесная координация с дисциплинами профессионально ориентированного характера: «Философия права», «Профессиональная этика», «Социология права».

В свою очередь курс «Конфликтология» выполняет базовые функции для ряда специальных дисциплин.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 3. Динамика конфликта

Причинная обусловленность конфликта. Анализ причин конфликтов на основе характера социальных противоречий. Причины конфликта как совокупность факторов, обостряющих или стимулирующих противоречие.

Объективная обусловленность конфликтов. Естественно-объективные и организационно-управленческие причины конфликтов. Субъективная обусловленность конфликтов. Личностные и социально-психологические причины социальных конфликтов. Соотношение и взаимообусловленность объективных и субъективных причин конфликтов.

Этапы динамики конфликта. Возникновение и формирование конфликтной ситуации как этап зарождения и созревания конфликта. Основные стадии предконфликтного этапа и их особенности. Возникновение противоречий, спор или выяснение отношений, конфронтация. Место и роль инцидента в динамике конфликта. Сущность инцидента. Варианты поведения сторон при возникшем инциденте в условиях конфликтной ситуации.

Развитие конфликта как этап динамики конфликта. Стадии развития конфликта. Конфликтное взаимодействие и его содержание. Специфика конфликтного взаимодействия. Расширение и углубление конфликта. Понятие и особенности эскалации конфликта. Интенсификация враждебных действий сторон. Факторы, способствующие эскалации конфликта. Границы развития конфликта.

Апогей конфликта и «переоценка ценностей». Начало процесса деэскалации конфликта. Стадии и основные формы завершения конфликта. Компромисс и условия его достижения. Консенсус во взаимоотношениях конфликтующих сторон. Роль «третьей силы» в завершении конфликта.

Окончание конфликта. Основные фазы окончания конфликта. Частичная и полная нормализация отношений между оппонентами. Возможность возобновления конфликта. Отношения между сторонами после окончания конфликта.

Для очной формы обучения

Темы дисциплины Количество часов
Всего Лек- ции Семинары (практи- ческие занятия) Самостоя-тельная работа
         
3-й семестр
Тема 1. Конфликтология в системе научных знаний     -  
Тема 2. Конфликт как социальный феномен        
Тема 3. Динамика конфликта        
Тема 4. Управление конфликтами        
Зачет        
Всего по дисциплине        

 

 

Распределение часов дисциплины по темам и видам занятий

Тематический план учебной дисциплины

Для очной формы обучения

(на базе среднего профессионального образования)

Темы дисциплины Количество часов
Всего Лек- ции Семинары (практи- ческие занятия) Самостоя-тельная работа
         
2-й семестр
Тема 1. Конфликтология в системе научных знаний     -  
Тема 2. Конфликт как социальный феномен        
Тема 3. Динамика конфликта        
Тема 4. Управление конфликтами        
Зачет        
Всего по дисциплине        

 

 

Распределение часов дисциплины по темам и видам занятий

Тематический план учебной дисциплины

Для заочной формы обучения

Темы дисциплины Количество часов
Всего Лек- ции Семинары (практи- ческие занятия) Самостоя-тельная работа
         
3-й семестр
Тема 1. Конфликтология в системе научных знаний     -  
Тема 2. Конфликт как социальный феномен       -  
Тема 3. Динамика конфликта       -  
Тема 4. Управление конфликтами          
Зачет   -    
Всего по дисциплине        

 

Распределение часов дисциплины по темам и видам занятий

Тематический план учебной дисциплины

Для заочной формы обучения

(на базе среднего профессионального образования)

Темы дисциплины Количество часов
Всего Лек- ции Семинары (практи- ческие занятия) Самостоя-тельная работа
         
2-й семестр
Тема 1. Конфликтология в системе научных знаний     -  
Тема 2. Конфликт как социальный феномен        
Тема 3. Динамика конфликта        
Тема 4. Управление конфликтами        
Зачет   -    
Всего по дисциплине        

 

Распределение часов дисциплины по темам и видам занятий

Тематический план учебной дисциплины

Для заочной формы обучения

(для лиц с высшим образованием)

Темы дисциплины Количество часов
Всего Лек- ции Семинары (практи- ческие занятия) Самостоя-тельная работа
         
3-й семестр
Тема 1. Конфликтология в системе научных знаний     -  
Тема 2. Конфликт как социальный феномен        
Тема 3. Динамика конфликта        
Тема 4. Управление конфликтами        
Зачет   -    
Всего по дисциплине        

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Методические рекомендации для преподавателя

Дисциплина «Конфликтология» играет важную мировоззренческую и методологическую роль в системе подготовки специалиста юридического профиля.

Она обобщает опыт предшествующей подготовки и опирается на имеющийся уровень общекультурного и профессионального развития студентов. В то же время готовит их к изучению современных проблем конфликтологии, правовой теории и практики.

Содержание дисциплины включает в себя ряд тем.

Вводная тема предполагает рассмотрение общих вопросов конфликтологии как науки и учебной дисциплины, ее основных задач и современных отраслей, специфики юридической конфликтологии. Студентам даются рекомендации по методике изучения курса, написанию рефератов, подготовке к семинарам и зачету.

Последующие темы соответствуют современной структуре и проблематике конфликтологии и ориентируются на следующий дидактический цикл:

- обзорный материал;

- самостоятельная работа по усвоению основных понятий темы;

- предметно-проблемные занятия по наиболее важным вопросам;

- самостоятельная работа с учебной литературой;

- закрепление материала, приобретение студентами навыков подготовки сообщений и самостоятельных выступлений в ходе семинарских занятий.

Заключительная тема дисциплины посвящена специфике управления юридическими конфликтами, анализу места и роли конфликтологических знаний в профессиональной деятельности юриста.

При проведении первых лекций необходимо обратить особое внимание на активизацию имеющихся у студентов знаний и навыков, формирование умения учиться самостоятельно. Следует продумать вопросы методики чтения первых лекций с целью обеспечить доступность материала, найти оптимальный темп его изложения. Следует дать студентам рекомендации по конспектированию, ведению самостоятельной работы, организовать контроль усвоения пройденного материала.

При проведении семинаров преподаватель должен четко формулировать цель занятия и его основные вопросы. После заслушивания докладов студентов необходимо подчеркнуть положительные аспекты их работы, обратить внимание на имеющиеся неточности (ошибки), дать рекомендации по подготовке к следующим докладам.

Рефераты, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, рекомендуется заслушивать в середине занятия.

При подведении итогов обсуждения намеченных вопросов преподаватель оценивает каждого выступавшего студента, выделяя наиболее активных.

В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе семинарских занятий может проводить контрольные работы.

Семинар включает в себя также элементы собеседования. Преподаватель должен осуществлять индивидуальный контроль работы студентов, давать соответствующие рекомендации, в случае необходимости помочь студенту составить план работы по изучению правовых проблем конфликтологии.

Особое внимание следует уделить организации творческих дискуссий по изучаемой проблематике. Следует обучать студентов доказательно излагать собственную точку зрения, корректно анализировать доводы собеседников, умело убеждать в правильности своих аргументов.

 

Методические указания для студентов

Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и семинарские занятия. Студенты не имеют права пропускать занятия без уважительных причин, в противном случае они могут быть не допущены к зачету.

В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации к самостоятельной работе. Обязанность студентов – внимательно слушать и конспектировать лекционный материал; в конспекте рекомендуется оставлять поля для последующей самостоятельной работы над темой.

Семинарские занятия завершают изучение наиболее важных разделов (тем) учебной дисциплины. Они обеспечивают: контроль преподавателем подготовленности студентов; закрепление изученного материала; развитие умений и навыков подготовки докладов, сообщений по конфликтологической проблематике; приобретение опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений.

Семинар предполагает свободный обмен мнениями по определенной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушивается доклад студента. Обсуждение доклада совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам.

В целях контроля степени усвоения учебного материала и привития навыков письменного изложения своих мыслей студенты по решению преподавателя в ходе семинарских занятий выполняют контрольные работы.

При подготовке к семинару студенты могут воспользоваться консультациями преподавателя. Примерная тематика докладов, сообщений, вопросов для обсуждения приведена в настоящих рекомендациях. Кроме указанных тем студенты вправе по согласованию с преподавателем избирать и другие заинтересовавшие их темы.

Семинары могут проводиться и в форме деловых игр, в ходе которых преподаватель формулирует условия различных социальных конфликтов, распределяет между студентами роли участников конфликта. Студенты в учебных целях моделируют и разрешают конфликтные ситуации.

Результаты контроля качества учебной работы студентов преподаватель оценивает, выставляя в рабочий журнал текущие оценки; студент имеет право ознакомиться с ними.

Одной из эффективных форм освоения учебного материала является подготовка рефератов.

Реферат по конфликтологии – это самостоятельная письменная работа, анализирующая и обобщающая публикации по заданной тематике, предполагающая выработку и обоснование собственной позиции автора в отношении рассматриваемых вопросов. В ходе работы над рефератом студенты могут консультироваться у преподавателя.

Подготовка реферата – это вид исследовательской деятельности. Его написанию предшествует изучение конфликтологической литературы, сбор и анализ фактологического материала, обобщение личных наблюдений. Работа над рефератом способствует развитию самостоятельного, творческого мышления, учит применять конфликтологические знания на практике при анализе актуальных социальных и правовых проблем.

Основной вид деятельности студента – самостоятельная работа, которая включает в себя изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, научной литературы, подготовку докладов, сообщений, выступлений на семинарских занятиях, написание рефератов, выполнение заданий преподавателя.

Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов. Время и место самостоятельной работы (аудитории Академии, библиотеки) выбираются студентами по своему усмотрению с учетом рекомендаций преподавателя.

Самостоятельную работу над дисциплиной необходимо начинать с изучения программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям, навыкам студентов. Обязательно следует вспомнить рекомендации преподавателя, данные в ходе установочных занятий, после чего приступать к изучению отдельных тем в порядке, предусмотренном программой.

Получив представление об основном содержании темы, необходимо изучить материал с помощью учебника. Целесообразно составить краткий конспект или схему, отображающую смысл и связи основных понятий данной темы. Затем полезно, как показывает опыт, ознакомиться с дополнительными источниками по изучаемой теме; можно составить их краткий конспект. Вопросы, на которые не удалось ответить самостоятельно, следует обязательно записывать для последующей консультации с преподавателем.

Изучение дисциплины заканчивается зачетом, проводимым по всему ее содержанию. Форма зачета может быть различной: выставление итоговой оценки накоплением с учетом текущих оценок; собеседование по всему курсу; ответ по билету; защита реферата по оригинальной конфликтологической проблематике – в зависимости от решения кафедры, утверждаемого руководством Академии.

К зачету допускаются студенты, которые систематически, в течение всего семестра работали над дисциплиной и показали уверенные знания по вопросам, выносившимся на семинарские занятия.

Непосредственная подготовка к зачету осуществляется по вопросам, представленным в данном УМК. Тщательно изучите формулировку каждого вопроса, вникните в его суть, составьте план ответа. Обычно план включает в себя:

- показ теоретической и практической значимости рассматриваемого вопроса;

- обзор освещения вопроса в истории конфликтологической мысли;

- определение сущности рассматриваемого предмета;

- основные элементы содержания и структура предмета рассмотрения;

- факторы, логика и перспективы эволюции предмета;

- показ роли и значения рассматриваемого материала для практической деятельности юриста.

План ответа желательно развернуть, отразив в нем основные конфликтологические идеи по теме вопроса. Важно определить пробелы в своих знаниях, их следует ликвидировать в ходе самостоятельной работы либо обратившись за помощью к преподавателю.

На заключительном этапе подготовки к зачету следует вспомнить разработанный план ответа и расширить, углубить его с использованием материала других, пересекающихся вопросов.

 

Планы семинарских занятий

 

Примерные темы рефератов

 

1. Конфликтология и ее роль в современном обществе.

2. История конфликтологии как науки.

3. Значение конфликтологии для юристов.

4. Конфликты в системе общественных отношений.

5. Объективные и субъективные причины конфликтов.

6. Психология участников социального конфликта.

7. Юридическая конфликтология и ее особенности.

8. Юридический конфликт как проявление социальных противоречий.

9. Структура социального кон­фликта.

10. Основные технологии и методы разрешения социальных конфликтов.

11. Политические конфликты и их специфика.

12. Соотношение политического и юридического конфликта.

13. Власть и социальные конфликты.

14. Взаимосвязь внутриполитических и международных конфликтов.

15. Механизмы управления социально-политическим конфликтом.

16. Динамика социального конфликта.

17. Этические аспекты конфликта внутри организации.

18. Переговорный процесс как метод разрешения конфликтов.

19. Методы предотвращения конфликтов.

20. Конфликт между начальником и подчиненным: пути решения.

21. Особенности международных конфликтов на постсоветском пространстве.

22. Пути преодоления конфликта между личностью и коллективом.

23. Ошибочные тактики поведения в межгрупповом конфликте.

24. Социально-экономические конфликты: причины и следствия.

25. Юридические конфликты и способы их разрешения.

26. Национальные конфликты и их характерные черты.

27. Цивилизационные конфликты: история и современность.

28. Конфликты и терроризм.

29. Политико-правовые основы предупреждения межгосударственных конфликтов.

30. Соотношение силовых и мирных методов разрешения конфликтов.

31. Значение конфликтологических знаний для успешной борьбы с коррупцией.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ РЕФЕРАТОВ И ДОКЛАДОВ

1. Аклаев, А. Р. Этнополитическая конфликтология: анализ и менеджмент / А. Р. Аклаев. –– М.: Дело, 2008.

2. Василенко, И. А. Политические переговоры / И. А. Василенко. –– М., 2007.

3. Здравомыслов, А. Г. Социология конфликта / А. Г. Здравомыслов. –– М., 2005.

4. Светлов, В. А. Конфликт: модели, решения, менеджмент /
В. А. Светлов. –– СПб., 2005.

5. Социальные конфликты в контексте процессов глобализации и регионализации. –– СПб., 2005.

6. Степанов, Е. И. Терроризм: конфликтологические проблемы изучения и преодоления / Е. И. Степанов. –– М.: МАК, 2006.

7. Шеллинг, Т. Стратегия конфликта / Т. Шеллинг. –– М., 2007.

8. Юридическая конфликтология: монография / под ред. акад. РАН
В. Н. Кудрявцева. –– М., 1995.

 

 

Нормативные правовые акты

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Примерные вопросы для подготовки к зачету

 

1. Конфликтология как наука и учебная дисциплина. Объект и предмет конфликтологии.

2. Понятие и особенности юридической конфликтологии.

3. Общетеоретические принципы конфликтологии.

4. Частнонаучные принципы конфликтологии.

5. Основные этапы научного анализа конфликта.

6. Методы исследования конфликтов.

7. Предпосылки возникновения конфликтологических идей. Представления о конфликте в Древнем мире.

8. Истолкование природы конфликта в эпоху Средневековья.

9. Основные подходы к пониманию природы конфликта в Новое время.

10. Формирование научных взглядов на исследование конфликтов в конце XIX – начале ХХ веков.

11. Становление конфликтологии в ХХ веке. Вклад российских ученых в становление конфликтологии.

12. Понятие и природа конфликта. Сущность социального конфликта.

13. Деструктивные функции социальных конфликтов.

14. Конструктивные функции социальных конфликтов.

15. Статическая структура конфликта.

16. Динамическая структура конфликта.

17. Участники конфликта и их характеристика.

18. Объект и предмет конфликта, их взаимосвязь.

19. Среда конфликта, ее разновидности.

20. Классификация конфликтов: сущность и предназначение.

21. Основные типологии социальных конфликтов.

22. Типология конфликтов по участвующим в них субъектам.

23. Объективные причины конфликтов.

24. Субъективные причины конфликтов.

25. Динамика социального конфликта: основные элементы и их характеристика.

26. Возникновение и формирование конфликтной ситуации.

27. Конфронтация и инцидент в динамике конфликта.

28. Конфликтное взаимодействие оппонентов как стадия развития конфликта.

29. Понятие и особенности эскалации конфликта.

30. «Переоценка ценностей» и начало процесса деэскалации конфликта.

31. Разрешение конфликта как стадия завершения конфликта.

32. Окончание социального конфликта.

33. Управление конфликтом. Этапы деятельности по управлению социальными конфликтами.

34. Понятия прогнозирования, предупреждения и профилактики конфликтов.

35. Основные направления предупреждения конфликтов.

36. Причины и условия стимулирования конфликтов.

37. Методы регулирования конфликтов.

38. Переговоры как метод регулирования конфликтов. Роль «третьей стороны» в переговорах.

39. Направления регулирования социальных конфликтов и их особенности.

40. Разрешение конфликтов. Этапы и условия успешного разрешения конфликтов.

41. Основные технологии разрешения конфликтов.

42. Стратегии разрешения конфликтов и основные способы их реализации.

43. Политические и социальные конфликты в современной России: структура и динамика.

44. Управление этнополитическими конфликтами на постсоветском пространстве.

45. Международные конфликты и основные пути их разрешения.

46. Юридический конфликт: сущность и разновидности.

47. Роль права в предупреждении, регулировании и разрешении конфликтов.

48. Значение знания конфликтологии для профессиональной деятельности юриста.

49. Применение конфликтологических знаний в борьбе с проявлениями коррупции.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Рабочая программа учебной дисциплины …………………………… 3

Материалы, устанавливающие содержание и порядок

проведения промежуточной аттестации……………………………… 26

 

Утверждаю

Проректор по учебной и воспитательной работе,

председатель методического совета

________________________ Б. В. Россинский

 

 

Специальность 030501.65 – юриспруденция

КВАЛИФИКАЦИЯ – ЮРИСТ

кафедра ФИЛОСОФИИ

И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

 

КОНФЛИКТОЛОГИЯ

учебно-методическиЙ КОМПЛЕКС

 

Москва

2010

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская правовая академия

Министерства Юстиции Российской Федерации»

 

КОНФЛИКТОЛОГИЯ

учебно-методическиЙ КОМПЛЕКС

 

 

Москва

Автор:

А. И. Суровцев, доктор философских наук, доцент,

доцент кафедры философии и социально-экономических дисциплин

РПА Минюста России

 

Рецензенты:

Б. Н. Мальков, доктор философских наук, профессор,

заведующий кафедрой философии и социально-экономических дисциплин

РПА Минюста России

 

В. П. Лютый, кандидат философских наук, профессор,

профессор кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин

Российской академии правосудия

 

 

Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине «Конфликтология» подготовлен на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501.65 «Юриспруденция».

УМК включает в себя рабочую программу учебной дисциплины и материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной аттестации.Рассчитан на студентов юридического факультета Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, обучающихся по программе подготовки специалиста.

Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен

кафедрой философии и социально-экономических дисциплин

РПА Минюста России.

 

© РПА Минюста России, 2010

Рабочая программа учебной дисциплины

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Конфликтология» – это учебно-методическое пособие, определяющее требования к содержанию и уровню подготовки студентов, руководство их самостоятельной работой, виды учебных занятий и формы контроля по данной дисциплине.

Рабочая программа включает в себя:

- целевую установку;

- содержание учебной дисциплины;

- учебно-методическое обеспечение дисциплины;

- требования к уровню освоения программы и формы промежуточного контроля.

 

ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

 

Целевая установка преподавания учебной дисциплины «Конфликтология»

строится с учетом задач, содержания и форм деятельности специалиста – выпускника РПА Минюста России.

Целью обучения является получение выпускником образования, позволяющего приобрести необходимые универсальные и профессиональные качества и успешно работать в избранной сфере деятельности.

Содержание обучения строится в соответствии с основными видами и задачами профессиональной деятельности специалиста юриспруденции:

а) нормотворческая: участие в подготовке нормативных актов;

б) правоприменительная:

- обоснование и принятие решений, совершение действий по должности;

- составление юридических документов;

в) правоохранительная:

- обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности и общества;

- предупреждение и расследование правонарушений;

- защита действующих форм собственности;

г) экспертно-консультационная: оказание юридической помощи по вопросам права;

д) организационно-управленческая: осуществление организационно-управленческих функций;

е) научно-исследовательская: участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем профессиональной деятельности.

В области воспитания личности целью преподавания является формирование у студентов следующих социально-личностных и профессионально значимых качеств: гражданственность; патриотизм; глубокое уважение к закону и идеалам правового государства; чувство профессионального долга; организованность; коммуникативность; толерантность; общая культура.

Учебная дисциплина «Конфликтология» ориентирована на формирование таких профессионально необходимых качеств выпускника, как:

- готовность применять знания гуманитарных, экономических и социальных наук в профессиональной деятельности;

- способность ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, происходящих в обществе;

- патриотизм и готовность к выполнению гражданского долга;

- нацеленность на выполнение профессиональных задач в соответствии с нормами морали, профессиональной этики;

- стремление к повышению личной культуры.

В процессе преподавания дисциплины «Конфликтология» предполагается:

- развить имеющиеся у студентов способности к самостоятельной работе с применением знаний, умений и навыков, полученных на предшествующих уровнях образования;

- углубить мировоззренческую и методологическую подготовку студентов для совершенствования профессиональных качеств;

- повысить культуру социальной коммуникации в целях выполнения профессиональных задач;

- сформировать умение творчески применять конфликтологические знания в профессиональной деятельности в области юриспруденции;

- способствовать развитию нетерпимости к коррупции, готовности противодействовать ее проявлениям, овладению навыками борьбы с ней.

Преподавание дисциплины опирается на знания, полученные на предыдущих уровнях образования. В полной мере используется мировоззренческая и методологическая подготовка студентов по дисциплинам «Философия», «Теория государства и права». Предполагаются устойчивые знания по базовым дисциплинам гуманитарного и социально-экономического характера: «Социология», «Психология», «Политология», «Культурология», «Отечественная история», «Логика». Требуется тесная координация с дисциплинами профессионально ориентированного характера: «Философия права», «Профессиональная этика», «Социология права».

В свою очередь курс «Конфликтология» выполняет базовые функции для ряда специальных дисциплин.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Распределение учебного материала по темам



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.29.209 (0.239 с.)