Формы и методы государственного регулирования экономики.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы и методы государственного регулирования экономики.



Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия. Методы классифицируют по различным критериям. Различаются методы прямого и косвенного влияния. Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера можно назвать размер налогов, величину амортизационных отчислений. Прямые методы часто имеют высокую эффективность вследствие оперативного достижения экономического результата. Но у них есть и недостатки. Они затрагивают не только тех агентов рынка, на которых непосредственно направлены государственные меры, но и субъектов, связанных с ними рыночными отношениями. Иначе говоря, прямые методы нарушают естественное развитие рыночных процессов.

Методы косвенного воздействия создают лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты экономических отношений предпочитали варианты, которые соответствуют целям экономической политики. К таким методам относятся, например, программирование, предоставление рыночному сектору экономической информации. Недостатком косвенных методов является определенный временной лаг(задержка), возникающий между моментами принятия мер государством, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.

 

Методы гос регулирования классифицируются и по критерию организационно-институциональному. Здесь различают административные и экономические методы. Административные методы подразделяются на методы запрета, разрешения, принуждения и основываются на регулирующих действиях, связанных с обеспечением правовой инфраструктуры. Цель принимаемых мер - создание определенных “правил игры” в рыночной экономике. Административные методы предписывают строго контролируемую линию поведения экономических агентов.

 

Экономические методы не ограничивают свободу выбора, порой расширяют ее. Появляется дополнительный стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обратить ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения. Изменение, например, государством ставки процента по своим долговым обязательствам добавляет к числу доступных вариантов выгодного размещения сбережений еще один - покупку или продажу государственных ценных бумаг.

 

ФОРМЫ

Выделяют следующие формы государственного регулирования экономики: денежно-кредитное, бюджетно-налоговое, административное.

 

· Денежно-кредитное регулирование экономики включает в себя действия государства по борьбе с инфляцией и поддержанию стабильного курса национальной валюты.

 

· Бюджетно-налоговое регулирование экономики включает этапы работы над бюджетом: разработку, утверждение и исполнение бюджета.

 

· Административное регулирование - это такие меры, как принудительное картелирование или разукрупнение, квотирование и лицензирование.

 

 

54Государственное регулирование заработной платы.

Нвзначение гос. Регул-ния оплаты труда состоит в создании необходимых условий для реализации основных функций з\п.

В рын-й эк-ке у каждой из 3 ф-й есть свой субъект реализации.Так реал-ция воспроизводственной ф-и з\п явл-ся прерогативой профсоюзов, стимулирующая-нанимателей рабочей силы, регулирующей-органов исполнительной власти.

Каждый из субъектов выполняет свою роль при взаимодействии с др. субъектами,позволяющее согласовывать итересы каждой из сторон. Создает такое взаимодействие система соц-го партнерства.

Роль каждого субъекта в реализации этих ф-й зависит от развития форм собственности.Чем больше преобл-т гос. Форма собств-ти,тем больше гос-во должно участвовать в реал-ции всех осн-х ф-й з\п. иначе ситуация может привести к эк-кой нестабильности и соц напряженности в общ-ве.

Рынок труда-это сложное образование,структура кот. Форм-ся как производная территориальной и отраслевой стуктур общ-го пр-ва. На рынке труда тарифные ставки (оклады) должны устанавливаться в зав-ти от сложности труда и др. факторов тарифной дифференциации з\п. до тех пор,пока не создан действенный порядок договорного регулирования ставок на уровне отраслей и территорий,гос-во должно поддерживать пропорции в оплате труда.

Важным элементом гос. Регул-я з\пявл-ся создание эффективного механизма ее индексации,т.е. поыш-е з\п ,позволяющее частично или полностью возсещать подорожание Т и У(одна из форм соц защиты населения)

Сущ.роль в гос.регул-и принадлежит налогообложению и системе коллективно-договорного регулирования соц.труд-х отношений.

Предметом взим-вия соц. Партнеров на всех ур-х явл-ся такие вопросы,как: оплата труда,ростжизн-гоур-ня раб-в,развитие рынка тр. и содействие занятости населения, защита тр-х прав раб-в, охрана тр. и окр.ср,охр. Здор-я и соц обеспечение

48.Основные принципы и элементы организации заработной платы.

Для реализации функций ЗП необходимо соблюдение следующих важнейших принципов.

1. Повышение реальной заработной платы по мере роста эффективности производства и труда. Этот принцип связан с действием объективного экономич закона возвышения потребностей, согласно которому более полное их удовлетворение реально лишь при расширении возможностей получить за свой труд большее количество материальных благ и услуг.

2. Обеспечение опережающих темпов роста производительности труда над темпами роста средней заработной платы (Соблюдение его обусловливает непрерывность процесса накопления, расширенного производства и является непременным условием развития и процветания предприятия. Нарушение данного принципа ведет к выплате необеспеченных товарами денег, к инфляции, развитию застойных явлений в экономике страны

3. Дифференциация заработной платы в зависимости от трудового вклада работника в результаты деятельности предприятия, содержания и условий труда, района расположения предприятия, его отраслевой принадлежности. ( усиления материальной заинтересованности работников в квалификации своего труда, обеспечении высокого качества продукции)

4. Равная оплата за равный труд (недопущение дискриминации в оплате труда по полу, возрасту, национальной принадлежности и т.д.Соблюдение принципа справедливости в распределении внутри предприятия или фирмы, предполагающего адекватную оценку одинакового труда через его оплату)

5. Государственное регулирование оплаты труда (регламентация минимальной заработной платы, диапазон разрядов и коэффициентов).

6. Учет воздействия рынка труда. (. Заработная плата каждого конкретного работника тесно связана с его положением на рынке труда, кроме того, ситуация на этом рынке определяет возможность занятости.)

7. Простота, логичность и доступность форм и систем оплаты труда (Исполнители должны четко представлять, в каком случае размер заработной платы, т.е. уровень их материального благосостояния, повысится)

Элементы организации оплаты труда:

· Формирование фонда оплаты труда, который представляет собой источник средств для выплаты зарплаты и выплат социального характера.

· Нормирование труда дает возможность учитывать количество труда и индивидуальный вклад каждого работника в общие результаты деятельности предприятия.

· Тарифная система позволяет соизмерить разнообразные виды труда, учитывая их сложность и условия выполнения, т.е. учитывая качество труда.

· Формы и системы ЗП устанавливают связь между величиной зарплаты и количеством и качеством труда непосредственно.

34.

Показатели движения и эффективности использования основных средств.

Основные средства (фонды) предприятия – это средства труда, которые многократно участвуют в процессе производства и постепенно по мере износа переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции.

Для оценки движения ОФ рассчитывается ряд показателей:

1)фондоотдача показывающая объем продукции в стоимостном выражении приходящие на среднегодовую стоимость.

Фондоотдача показывает какой объем реализации приходится на 1рубль стоимости ОФ. Чем выше фондоотдача, тем эффективнее используются ОПФ.

2)Фондоемкость характеризующая стоимость ОПФ приходящихся на единицу продукции и явл-ся обратной фондоотдачей.

Этот показатель показывает сколько ОФ необходимо использовать, чтобы получить готовые продукции на сумму 1руб. Чем ниже фондоемкость, тем эффективнее используются ОФ.

3)фондовооруженность это отношение среднегодовой стоимости ОПФ численности промышленно-производственного персонала. Чем выше этот показатель, тем лучше.

4)съем продукции с каждого . Чем выше этот показатель, тем эффективнее используется площадь и оборудование.

Коэффициент обновления

- стоимость введенных ОПФ; - стоимости ОПФ на конец периода.

Коэффициент выбытия

- стоимость выбывших ОПФ; - фонды основного периода.

Коэффициент роста

- конец периода; - начало периода.

Показатели, характеризующие эффективность использования основных фондов

Коэффициент экстенсивного использования оборудования – показывает, на сколько эффективно используется оборудование во времени.

,

чем ближе, тем эффективнее используется оборудование.

Коэффициент интенсивного использования оборудования - показывает, как используется оборудование по мощности,

,

Коэффициент интегрального использования оборудования – показывает, эффективность использования оборудования по времени и по мощности, («коэффициент»)

,

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.214.19 (0.01 с.)