Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные этапы коррекционной работы↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для того, чтобы рассмотреть этапность и структурную последовательность коррекционно-педагогической работы в образовательном учреждении для детей с нарушением зрения необходимо выяснить сущность понятий «коррекция» нарушений в развитии и «компенсация» дефекта, их взаимосвязь и взаимозависимость. 56 Социальная среда Рис.2. Схема, характеризующая соотношение систем и элементов общего и специального образования. Коррекция в тифлопедагогике определяется как система педагогических мероприятий, направленных на преодоление недостатков психического и физического развития людей с нарушением зрения. Компенсация - это восстановление, возмещение утраченного или нарушенного зрения в результате перестройки функциональных особенностей организма. Коррекционное воздействие помогает преодолеть недостатки психического развития, связанного со зрительными дефектами (недостатки ощущения, восприятия, представлений, мышления, памяти, речи, воображения и др.), а также недостатки физического развития (в ориентировке в пространстве, осанке, моторике, в координации движений и др.). В результате коррекционного воздействия в коре головного мозга возникают и заглубляются новые временные связи, «обходные пути» (по Л.С. Выготскому), по которым направляется информация в обход пораженных участков или всей центральной зоны зрительного анализатора. Т.е. возникает компенсаторная перестройка, информация поступает через сохранные анализаторы (слух, осязание, обоняние, суставно-мышечная чувствительность...). В практике обучения слепых и слабовидящих часто можно встретиться с мнением, когда коррекция определяется как способ компенсации дефекта. На наш взгляд, с позиций тифлопедагогики, следовало подойти к этим понятиям более широко. Поскольку мы говорим о становлении личности в результате общего и специального образования, то коррекционно-педагогическая работа должна рассматриваться приорететно к результату (компенсации), ибо вся педагогическая сущность в качественном и количественном объёме заключена именно в ней. Коррекция (в педагогическом понимании) - понятие более широкое, поскольку именно она определяет степень компенсации нарушений в развитии аномального ребёнка, является основой, органическим стержнем всей учебно-воспитательной работы в системе специального образования людей с нарушением зрения (что мы и показали на рис.2). Коррекция первична, а компенсация вторична, но это не рядоположен-ные понятия, а тесно увязанные процессы, которые обусловливают друг друга и не могут (в широком смысле) рассматриваться один без другого. Цель коррекционной работы (рис. 3) непосредственно связана с результатом (компенсацией), педагогическая недоработка в ходе коррекционного процесса не даст должной степени компенсации дефекта и придётся (возможно не один раз) возвращаться на исходные целевые позиции, чтобы получить максимальный эффект специального педагогического воздействия на развитие аномального ребёнка. Определяя первичность коррекции и вторичность компенсации (в тифлопедагогическом отношении), следует помнить и об одном исключении. Существует понятие «биологическая компенсация». Это врождённая приспособленность человека к различным нарушениям в работе организма, когда одна 58 Предмет, тема занятия Цель коррекционной работы Содержание коррекционной работы
Коррекция физического развития Средства коррекции Руководство учебно-познавательной деятельностью детей с нарушениями зрения
Формирование приёмов и способов умственной деятельности Коррекционная направленность методов обучения и воспитания Формы организации коррекционной работы Ожидаемый эффект компенсации дефекта Рис. 3. Схема этапов коррекционно-педагогаческой работы. система компенсирует недостаток в работе другой. Естественно, что она будет первичной и её" следует учитывать в организованном тифлопедагогическом процессе. Содержание педагогической коррекции должно быть увязано с содержанием общеобразовательных предметов в специальной школе для детей с нарушением зрения. Л.И. Солнцева выделяет две модели решения проблемы содержания обучения. Первая, основана на исследованиях И.С. Моргулиса и заключается в том, что коррекционное воздействие осуществляется в процессе общеобразовательного обучения путём усиления руководящей функции педагога и определённой её направленности. Вторая заключается в том, что содержание общеобразовательных предметов в школе для слепых также должно быть коррекционным и не копировать содержания, изучаемого в массовой школе (Л.И. Солнцева, 1991,12). Действительно, каждый учебный предмет содержит коррекционный материал и его надо вычленить. Необходимо проанализировать тему каждого занятия и определить, какие виды коррекционной работы можно методически увязать с изучаемым программным материалом. Такой анализ поможет выделить наиболее рациональные виды коррекции как психического, так и физического развития детей со зрительной депривацией. Эти положения можно соотнести и к специфике обучения слабовидящих детей. Такой коррекционный подход учебной программе и предмету с позиций доступности материала в содержании общеобразовательного предмета определяет эффективность усвоения его учащимися с нарушением зрения. Коррекционная работа направлена на преодоление и ослабление вторичных функциональных отклонений в развитии ребёнка, связанных с нарушением зрения (это не исключает влияния и на первичный соматический дефект). Из вторичных отклонений в развитии детей практически все исследователи-дефектологи выделяют нарушения в психическом и физическом развитии детей, детерминированных первичным дефектом. Естественно, что коррекция этих недостатков в развитии аномальных детей должна быть отражена в структурных компонентах содержания данной работы. Система вторичных отклонений в развитии слепых и слабовидящих школьников и дошкольников взаимосвязана и взаимообусловлена, коррекционная работа должна строиться на учёте взаимосвязей различных видов отклонений в развитии, на комплексном и системном подходе при разработке целенаправленных педагогических мероприятий по преодолению выявленных дефектов. Цели и содержание коррекционной работы реализуется с помощью средств коррекции, методов и организационных форм, они заложены в основе всей системы действия принципа коррекционной направленности обучения, воспитания и развития детей с недостатками зрения. В результате реализации со-60 держания коррекционно-педагогической работы и программы изучения учебного предмета мы должны придти к замещению нарушенных или утраченных функций у ребёнка с аномальным зрением, т.е. - к компенсации дефекта. Ожидаемый эффект компенсации зрительного дефекта будет выражаться в формировании у детей адекватных представлений об изучаемых объектах и явлениях, а также понятий по степени обобщённости на уровне нормы (зрячих сверстников) или приближенных к ней. Если ожидаемого компенсаторного эффекта не получается, то необходим возврат к целям и содержанию коррекции, анализ методики коррекционной работы и корректировка тех элементов системы, которые качественно не сработали в тифлопедагогическом процессе. При реализации содержания коррекционно-педагогической работы мы выделили, основываясь на исследованиях И.С. Моргулиса, отдельно формирование сенсорного опыта и формирование приёмов и способов умственной деятельности слепых и слабовидящих учащихся. Эти два процесса составляют основу педагогического руководства учебно-познавательной деятельности детей и тесно увязаны друг с другом (на схеме показано стрелками). Более того, они не могут существовать и проявляться отдельно, изолированно друг от друга. Нельзя оторвано рассматривать чувственное познание от логического. Ощущения, восприятия, представления, которые лежат в основе формирования сенсорного опыта, проявляются также взаимосвязано. И та условная очерёдность, которая говорит о последовательности данных психических процессов: сначала ощущения, затем восприятия и далее представления, наукой не подтверждена. Более того, формирование сенсорного опыта не может осуществляться без умственных операций. Поэтому руководство учебно-познавательной деятельностью учащихся осуществляется не по двум самостоятельным этапам, а в ходе единого процесса. Условное деление введено для того, чтобы достигнуть более доступного понимания путей реализации содержания коррекционной работы, чтобы выделить детешинирующие составляющие процесса и учитывать их в специальной направленности учебно-воспитательной работы. Это очень важно при овладении учащимися основами наук по предмету и при учёте специфики познавательной деятельности слепых и слабовидящих. При тесной связи всех элементов коррекционной системы нельзя выхватывать отдельные её этапы при анализе несостоявшегося эффекта реализации целей и содержания коррекционной работы, необходимо прослеживать в организационно-методическом плане всю работу, выявляя слабые звенья. Только в этом случае анализ коррекционной работы будет справедлив и достоверен. Коррекционно-компенсаторная работа осуществляется не изолировано, а во взаимодействии со средой, с конкретными условиями окружающей действительности и это имеет важное значение и влияние на содержание коррек-ционного обучения. 3.3. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Выше мы рассмотрели связь содержания коррекционной работы с общеобразовательным процессом, и эта взаимозависимость должна осуществляться на всех этапах коррекции и в формах организации этой деятельности. Непременным условием проведения коррекционно-педагогической работы является связь и взаимообусловленность процессов преодоления недостатков психического и физического развития детей, детерминированных первичным дефектом (нарушенное зрение), а также установление взаимозависимости при формировании сенсорного опыта ребёнка и приёмов его умственной деятельности. Такое понимание позволяет нам сформулировать и дать определение содержанию коррекционной работы на основе рассмотренных положений. На этом пути нам бы хотелось отметить, что коррекционно-педагогический процесс выступает как вид деятельности не только педагога, но и ученика, подчеркнуть активную позицию в этом процессе аномального ребёнка при самообразовании и овладении корренционными знаниями, умениями и навыками. Коррекционно-педагогическая работа должна включать в себя и определённые элементы, связанные с медицинской коррекцией, которая направлена на преодоление дефектов органа зрения детей, содержит необходимые офталь-мо-гигиенические рекомендации и содействует формированию личности слепого или слабовидящего воспитанника. Исходя из сказанного, мы можем определить содержание коррекционной работы в соответствии с конечной целевой установкой, а именно - формирование всесторонне развитой гармоничной личности, способной наравне со зрячими участвовать в общественно-трудовой жизни страны. Содержание коррекционной работы в специальном образовательном учреждении - это программа оптимальной, целеустремлённой педагогической, психологической и медицинской деятельности, а также самообразования учя-щихся, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития детей с нарушением зрения, свойств и качеств Их личности. Определив сущность коррекционной работы с позиций её общего содержания, необходимо рассмотреть и формы её организации в специальных школах и дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения. Системный и комплексный подход к этой проблеме позволяет выделить четыре важнейших формы организации деятельности по преодолению недостатков в психофизическом развитии детей с нарушением зрения. В основу классификации положены: место, условия и цели проведения коррекционно-педагогической работы: 1. Коррекционная направленность общеобразовательного процесса. 2. Специальные коррекционные занятия. 3. Корренционные занятия в семье. 4. Самокоррекция. Педагогическая коррекция \/ Психолого-педагогические рекомендации
Коррекционная направленность общеобразовательного процесса
/Ч Офтальмо-гигиенические и медико-эргономические рекомендации /\ Медицинская коррекция Рис. 4. Структурные компоненты коррекционного тифлопедагогического процесса в образовательных учреждениях для детей с нарушениями зрения. !§!и 'Щ'. ШМ. ШШм Iff Коротко поясним каждую форму организации коррекционно-педагогичес-кой работы (рис. 4). Коррекционная направленность общеобразовательного процесса осуществляется на всех формах занятий в специальных школах и ДОУ. Общеобразовательные цели и задачи уроков, групповых занятий, воспитательных мероприятий обязательно объединяются с целями коррекции, и это единение осуществляется во всех содержательно-методических звеньях проводимых занятий, увязывается со средствами и методам проведения, спецификой их структурного построения. Особенно важно, о чём мы упоминали выше, это органично соединить изучаемый материал по разным предметам с коррекционно-педагогической работой, определить какие виды и приёмы педагогической коррекции наиболее рационально и эффективно можно использовать при изучении той или иной программной темы. Специальные коррекционные занятия ориентированы на определённый дефект и конкретное функциональное нарушение у ребёнка, связанные со слепотой, слабовидением, с менее сложными поражениями органа зрения. Методика этих занятий, коррекционные приёмы и способы направлены на преодоление психофизических недостатков в развитии, связанных с конкретной аномалией. В учебных планах специальных школ за чертой общеобразовательных предметов идёт перечень специальных коррекционных занятий, которые проводятся помимо предметных уроков. Это развитие осязания, остаточного зрения, ЛФК, ритмика, ори-ентировкав пространстве, логопедия, социально-бытовая ориентировка... В дошкольных специальных учреждениях тифлопедагоги и воспитатели также проводят аналогичные занятия. Здесь осуществляется дифференцированный подход к детям, они объединяются в группы по одинаковости и схожести зрительной патологии, этиологии заболевания, структурно-функциональным нарушениям органа зрения и др. Это позволяет более качественно и целенаправленно проводить педагогическую коррекцию. Коррекционные занятия в семье проводятся силами родителей, имеющих детей с нарушением зрения, или их родственников. Важно то, чтобы те коррекционные знания и умения детей, привитые им в специальной школе или ДОУ, закреплялись дома в познавательной, трудовой, игровой и др. деятельности. Задача специальных образовательных учреждений, администрации, учителей и воспитателей организовать для родителей широкую просветительную и консультативную помощь, в ходе которой показать необходимые приёмы, способы, средства коррекции, нормативные физические, зрительные и тактильные нагрузки, связанные с формой и видом зрительной патологии ребёнка. Несложная педагогическая коррекция, посильная для родителей и родственников ребёнка обязательно должна проводиться в семье, быть подконтрольна и направляться специалистами школы и ДОУ. Самокоррекция осуществляется самими детьми. Знания, умения и навыки преодоления недостатков в развитии, которые воспитанники получают на учеб-64 ных занятиях, в ходе воспитательных и других мероприятий должны закрепляться и совершенствоваться в ходе самостоятельной познавательной, трудовой, игровой, коммуникативной и др. деятельности. На этот процесс дети должны быть нацелены педагогами и родителями, его элементы включаются в социально-бытовую практику ребёнка, в его повседневную жизнь. Педагоги наблюдают и контролируют процесс самокоррекции, содействуют его совершенствованию, соотносят к общему развитию ребёнка, к возрастным периодам. Результаты самокоррекции могут быть достаточно высокими и эффективными, если эта деятельность осуществляется в системе, с должным упорством и волевым настроем. Так, например, известны случаи, когда, в результате упорной самостоятельной работы слепые люди осваивали процесс чтения с помощью осязания рельефно-точечного шрифта по скоростным параметрам на уровне нормы. Т.е. они читали рельефный текст с такой же скоростью, с какой читают плоский шрифт глазами зрячие люди. Более того, есть примеры, когда незрячие могут читать с помощью осязания, даже быстрей, чем многие зрячие. В.Д. Корнеева - Заслуженный учитель школы РФ, будучи абсолютно слепой не уступала зрячим коллегам по скорости чтения, а многих превосходила. В специальных образовательных учреждениях для детей с нарушением зрения эффективность коррекционно-педагогической работы зависит от того, насколько этот процесс увязан с медицинской коррекцией. Эти два процесса взаимосвязаны и, несмотря на существующие особенности и профессиональную направленность, выполняют общее дело по преодолению недостатков развития детей с нарушением зрения. В ходе психолого-педагогического анализа и практики обучения и воспитания детей с аномалией зрения создаются определённые рекомендации, которые реализуются по всем четырём формам коррекционного процесса. Медицинские работники специальных школ и ДОУ разрабатывают офталь-мо-гигиенические и медико-эргономические рекомендации, которые определяют оптимальные условия организации педагогической коррекции. А именно, в этих рекомендациях содержатся указания по физическим, зрительным и тактильным нагрузкам, по использованию в ходе занятий средств оптической коррекции, тифлоприборов, специального оборудования и др. Педагогические и медицинские работники совместно решают проблемы утомляемости детей, освещённости помещений для занятий, специальной наглядности и средств обучения. Современные позиции педагогики сотрудничества требуют, чтобы коррекционная деятельность в специальных образовательных учреждениях для детей с нарушением зрения проводилась в системе чёткого взаимодействия учителей, воспитателей, родителей, медицинских работников и детей при условии детального учёта всей клинической картины зрительной патологии, особенностей развития детей и прогнозирования этой деятельности. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. Определите место коррекционно-педагогической работы в системе спе 2. Каковы структурные компоненты корренционно-педагогической рабо 3. В чём сущность понятия о двух уровнях развития ребёнка, которое ввёл 4. Как соотносятся между собой два понятия «коррекция» и «компенсация» 5. Возьмите тему конкретного занятия и проследите этапы коррекционнои 6. Как связаны между собой коррекция психического и коррекция физичес 7. Может ли наглядность выступать как средство коррекции? Ответ аргу 8. Как вы понимаете процесс формирования сенсорного опыта у детей с 9. В чём вы видите существенные связи первичного и вторичного дефекта у 10. Определите формы организации коррекционнои работы в об 11. Как связаны между собой педагогическая коррекция и медицинская? ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Беспсшъко В.П. Основы теории педагогических систем.-Воронеж, 1977. ВиктороваЛ.Г. О педагогических системах. -Красноярск, 1989. ВыготскийЛ.С. Избр. психол. исследования.-М., 1956,-С.251-257. Концепция специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного и физического развития//Дефектология, №2,1989.-С. 3-15. Каган М.С. Человеческая деятельность /Опыт системного анализа. - М, 1974.-С. 22-24. Леднев В. С. Содержание образования. -1989. - С. 20-60. Плаката Л. И. Теоретические основы коррекционнои помощи детям с косоглазием и амблиопией в условиях дошкольного образовательного учреждения//Автореферат докт. диссертации. — М., 1998. Солнцева ЛИ. Современные проблемы тифлопедагогики и тифлопсихоло-гии //Дефектология. -1990. - №5. - С. 10-18. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКаМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТИФЛОПЕДАГОГИКИ....................................................................... 3
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 1014; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.168.68 (0.011 с.) |