Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Л. Объект и предмет тифлопедагогикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Иногда в специальной педагогике указанные два направления познания чётко не разделяют. Лмеются мнения, что в процессе практической тифлопедагогической деяте!ьности можно получить необходимые научные данные, что наука создаёте! практикой. Специальная педагогика, также как и общая педагогическая яау» должна быть нацелена на практику, но её задача состоит не только в отражении практики обучения и воспитания детей с нарушением зрения, но и в воздействии на неё, в оказании помощи тифлопедагогу, в совершенствовании уч:бно-воспитательного процесса. Для определения предмета тифлопеда-гогик! следует учитывать фундаментальное положение теории познания, а имен» единство теории и практики. Диалектика рассматривает познание не как процесс простого отражения действительности, а в том смысле, что последняя дана человеку в форме практической деятельности. Процесс научного познания осуществляют исследователи-профессионалы, а эмпирическое познание проводят все занятые практической деятельностью. В решении практических задач и научных проблем есть определённые отличия (П.И.Пидкадастыйидр. 1998). К примеру, ставится практическая задача: преодоление недостатков у слепых учащихся в овладении письмом и чтением с использованием системы Л. Брайля. Её можно решить без специально организованного научного исследования, но это решение не будет столь эффективным, по сравнению с аналогичным решением на научной основе. Практическая задача может и не совпадать с научной проблемой, последняя, применительно к нашему примеру, может формулироваться следующим образом: формирование у слепых школьников тактильного восприятия или же - формирование у детей с нарушением зрения сенсомоторных умений и навыков. То есть обозначенная практическая задача может быть решена на основе исследования нескольких научных проблем и, наоборот, одна проблема может способствовать решению нескольких практических задач. Предметы и явления окружающего мира существуют объективно, вне зависимости от познающих их субъектов. Они доступны для процесса познания, что определяет его мотивационно-активизирующую сторону. Это адресуется к отношениям субъекта и объекта. Эффективность работы исследователя зависит от того, насколько хорошо он знает природу изучаемого объекта. Но в методологическом аспекте важно определить не только субъект и объект исследования, но и предмет, который занимает промежуточное положение. Необходимо различать объект науки и её предмет. В педагогике понимание этого различия позволит правильно организовать работу по всестороннему изучению объекта и на основании этого разработать обоснованные практические рекомендации. Особенно важно учитывать данное различие тогда, когда объектом изучения становится человеческая деятельность, а именно обучение, воспитание и развитие детей со зрительным дефектом. Чтобы объединить усилия учителей, воспитателей, исследователей-тифлологов и направить их на решение задач по совершенствованию работы дошкольных и школьных учреждений необходимо чётко осознать и разделить, в каком предмете работает каждый из них. Под объектом науки понимают исследуемую область действительности, а предмет это отражение способа видения объекта исследователем с позиций науки. К.К. Платонов (1972,2) определяет сущность различия между объектом и предметом науки как отличие между отражаемым /объектом/ и отраженным (предметом), т.е. той системой понятий, в которой отражены явления действительности и их связи. 6 В определении объекта и предмета в тифлопедагогике существует много мнений и определённых разногласий, это дело совсем не простое и его следует обязательно рассматривать в контексте определений, принятых в общей педагогике. Самое распространенное определение объекта общей педагогики увязывается с воспитанием человека в широком смысле. Ю.К. Бабанский (1983) рассматривает четыре значения термина «воспитание» и возникает большая сложность в соотнесений этих значений с объектом педагогики. Исторически и традиционно термин «образование» больше относили к формированию интеллектуальных качеств личности, а под воспитанием понимали более ёмкий процесс «... социализации личности, подготовки её к жизни, к месту в обществе, где она может принести максимум общественной пользы и испытывать личное удовлетворение» (Г.И. Дукина, 1977,7). Термин «образование» и сущность этого процесса во многих исследованиях трактуются неоднозначно, много путаницы в терминологическом значении и структурном построении данного процесса. «Причём дело тут не только в субъективных особенностях авторов, сколько в том, что педагогика в целом ещё объективно не созрела до уровня развитой теории, эвристическая сила которой проявлялась бы в логически безупречной форме»/(Сов. педагогика. -1972.-Ю.-С.32-39). Процесс образования в педагогической литературе зачастую отожествляют с воспитанием или обучением (в широком смысле), образовательную функцию трактуют как одну из функций обучения, либо объединяют понятия «образование» и «содержание образования». По мере развития общей и специальной педагогики меняется социальная значимость и понятийные аспекты категорий данной науки. Образование выходит из рамок только интеллектуального звучания и овладения учащимися основами научных знаний. Этот термин распространяется на весь биосоциальный процесс становления личности, границы его расширяются, он становится наиболее общим и, с одной стороны, вводит объект педагогики в общий социальный контекст, а с другой «открывает возможность его истолкования в конкретных понятиях (П.И. Пидкадистый и др., 1998,7). В Законе Российской Федерации об образовании, оно определяется как «...Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства». Современное рассмотрение термина «образование» всё больше идёт по пути его расширения и определяющей роли в отношении обучения, воспитания и развития. На наш взгляд наиболее полное определение понятию «образование дал B.C. Леднев, в котором показал и структуру этого понятия: «Образование - это общественно организуемый и нормированный процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане биосоциальный процесс становления личности. В этом процессе, характеризующемся содержанием, формами, методами, выделяются три основных структурных аспекта: познавательный, обеспечивающий усвоение опыта личностью; вос-питание типологических свойств личности, а также физическое и умственное развитие» (1989,47). Таким образом, образование включает в себя три основных компонента: обучение, воспитание и развитие. Все три процесса, три составные части образования выступают едино, органично связаны друг о другом. Тифлопедагогика изучает образовательную деятельность в отношении людей с нарушением зрения. Этот особый вид деятельности, который учитывает своеобразие познавательного процесса при зрительной депривации и осуществляется с коррекционно-компенсаторной направленностью по преодолению недостатков развития детей, связанных с дефектом зрения. Таким образом мы можем определить, что объектом тифлопедагогической науки является специальное образование лиц с нарушенным зрением как особая функция общества. Теперь следует определить способ видения объекта исследования с позиций тифлопедагогики, т.е. - предмет. Предмет познания - это зафиксированные в опыте и заключенные в процессе практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объектов, которые исследуются с определённой целью в конкретных условиях и обстоятельствах. В нашем случае это условия, движущие силы, возможности обучения, воспитания и развития детей и взрослых с нарушением зрения в специальных образовательных учреждениях. Выбор предмета познания в каждом отдельном случае по видимости может быть произвольным и субъективным, но в конечном итоге он определяется потребностями и уровнем развития общества. Признавая за тифлопедагогикой определённый теоретический уровень мы можем выйти на следующую формулировку её предмета: это система компонентов, свойств и отношений, возникающих в деятельности, которая является объектом тифлопедагогической науки. Тифлопедагогика изучает различные компоненты, формы проявления свойств и отношений в обучении, воспитании и развитии лиц со зрительннми дефектами и на основе этого изучения разрабатывает специальные педагогические системы, направленные на социально-трудовую адаптацию и реабилитацию слепых и слабовидящих людей, на формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Эти формы и системы конкретно реализуются в содержании образования, в специальных стандартах, воплощаются в учебных планах, программах, методических пособиях и в учебниках. Они находят своё конкретное выражение в коррекционной направленности методов, средств и организационных формах учебно-воспитательного и коррекционно-восстановительного процессов. В сфере деятельности тифлопедагогики находятся не только процессы общего и специального обучения и воспитания детей и взрослых с аномалиями зрения, но и их разви-8
тие, создание благоприятствующих условий для социально-трудовой адаптации, реабилитации и последующей интеграции в общество зрячих людей. Тифлопедагогика открывает большие возможности для осуществления системы непрерывного специального образования, включающей все звенья: от дошкольных учреждений до многообразных форм общего, профессионального образования и повышения квалификации специалистов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 887; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.44 (0.01 с.) |