Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Законы и закономерности тифлопедагогического процессаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Обучение и воспитание людей с нарушением зрения осуществляется в постоянном движении и развитии, т.е. в процессе. Этот процесс диалекти-чен, он характеризуется постоянной сменой состояний системы деятельности, в нём взаимосвязаны и взаимообусловлены связи и зависимости различного уровня - социальные, психологические, физиологические и педагогические. Довольно ярко проявляются противоречия тифлопедагогического процесса, они возникают и проявляются по мере отставания практики обучения и воспитания слепых и слабовидящих от требований жизни, там, где обнажаются несоответствия традиционных, устаревших взглядов, концепций, положений, представлений изменившимся условиям социального развития и современным требованиям к личности человека, имеющего зрительный дефект. Центром учебно-воспитательного процесса является формирующаяся личность человека и здесь вскрываются специфические взаимосвязи и обусловленность этого процесса психическими особенностями ученика с нарушенным зрением, свойствами личности, его запросами, стремлениями, возможностями. Внутреннее содержание действий ребёнка его поступков к устремлений, их мотивация обусловливают дальнейший ход учрбно-вцспитатель-ного процесса. Без этого учёта тифлопедагог будет работать вслепую, ему будут не известны возможности конкретного ученика, и он не сможет определить результаты своего собственного коррекционно-педагогического воздействия на него. Внутри учебно-воспитательного процесса действует взаимозависимость и взаимообусловленность множества чисто педагогических влияний,,которые отражаются на становлении личности ученика с дефектом зрения. Это окружение школьника, его место жительства, семья, родные, товарищи, доступность массовых средств коммуникации, собственный приобретённый опыт (как положительный, так и отрицательный). Все эти факторы создают сложнейшую взаимообусловленность тифлопедагогического процесса. 34 Все суммарные личностные характеристики представляют собой результат постепенного наращивания и накопления количественных изменений. К ним будут относится мировоззренческие позиции, убеждения, мотивы, ценностные ориентации, индивидуальность, общие и коррекционные умения, социальная адаптация и др. Накопленные количественные изменения будут способствовать качественным подвижкам, что связано и с возрастной периодизацией детей. Новые интегративные качества будут приходить на смену старым, будет формироваться личностное образование. Образование рассматривается как явление социальное. В ходе историчес Изучая диалектику специального образования, тифлопедагогика должна выявлять объективные закономерности, присущие тем явлениям, которые она изучает. Определение законов и закономерностей тифлопедагогического процесса дело довольно сложное. В различных исследованиях даётся большое количество их формулировок без строгого учёта системообразующих факторов. Законы и закономерности общепедагогического и тифлопедагогического процессов во многом схожи и имеют общую направленность. Под законом мы понимаем необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Закон выражает общие отношения, связи, присущие всем педагогическим явлениям, он способствует научному управлению и прогнозированию результатов исследования, ориентирует практику на оптимальный выбор содержания, методов, средств и организационных форм обучения и воспитания детей. Основным законом тифлопедагогического процесса является обязательное присвоение подрастающим поколениям социального опыта старших поколений* осуществляемое в доступной форме. Это касается как общечеловеческого опыта, так и накопленных данных и материалов о специфике обучения и воспитания людей с нарушением зрения. Социальный строй, общественные отношения определяют формирование всех компонентов коррекционного обучения к воспитания слепых и слабовидящих. Слепота и слабовидение влияют на формирование личности, и это влияние будет проявляться по разному. Кардинальным фактором, который определяет формирование личности человека как в норме, так и в патологии является со- циальный. Там, где общество уделяет внимание образованию людей со зрительным дефектом, где идёт накопление этого опыта, его расширение, совершенствование и передача следующим поколениям, там успешно развивается личность, несмотря на сенсорный дефект. Если же для развития личности человека с нарушенным зрением не созданы благоприятные социальные условия, нет опыта в этом отношении или он очень мал, то не будет качественной преемственности поколений в социальной адаптации и реабилитации слепых и слабовидящих. Их личностное формирование будет идти с рядом отрицательных качеств. Л.С. Выготский верил, что придёт время, когда дети с нарушением зрения «...перестанут быть дефективными, потому что дефективность есть понятие социальное, а дефект есть нарост на слепоте. Социальное воспитание победит дефективность» (1 983,72). Закон целостности и единства тифлопедагогического процесса определяет соотношение части и целого данного процесса, раскрывает стрктурные образования, их соотношение между собой и в единой системе, интегративные показатели последней. Этот закон обусловливает органическое единство и необходимость сочетания общеобразовательных и коррекционных частей в целостном тифлопедагогическом процессе. Закон единства теории и практики тифлопедагогического процесса нацеливает на формирование теории, ориентированной на практику. В тифлопедагогике присутствуют все виды исследований: методологические, фундаментальные и прикладные. Фундаментальные исследования раскрывают сущность тифлопедагогических явлений и дают им научное обоснование, на этой теоретической основе зарождаются прикладные исследования, которые решают непосредственно практические вопросы обучения и воспитания лице нарушением зрения. Эти виды исследований могу осуществляться вместе. Посредством проведения прикладных исследований и через их результаты теория осуществляет своё влияние на практику, регулируя и направляя тифлопедагогический процесс. Прикладные исследования вскрывают недостатки практики, изучают их причины, дают рекомендации по их преодолению. Например, недостатки усвоения учебного материала, связанные со зрительными возможностями учащихся и пути их преодоления; причины утомляемости учащихся при длительной тактильной работе, способы улучшения тактильного восприятия при работе с рельефными пособиями и др. Методологические исследования направлены на изучение не самого тифлопедагогического процесса, а способов его отражения в науке. Цель этих исследований - выявление закономерностей и тенденций развития тифлопедагогической науки в целом, путей взаимосвязей науки и практики, повышение качества научных изысканий (предмет тифлопедагогики, структурно-функци-36 ональные основы теоретического обоснования обучения слепых детей, взаимосвязь тифлопедагогики с другими науками...). При формировании тифлопедагогической теории очень важно с самого начала сориентировать её на кардинальные проблемы обучения и воспитания учащихся со зрительными дефектами, на выход в конкретную педагогическую действительность. Закономерности тифлопедагогического процесса выражают деятельность законов применительно к конкретным условиям обучения и воспитания учащихся с нарушением зрения. Раскрытие закономерностей позволяет выявить существенные связи данного процесса, его составные части и факторы, влияющие на его развитие. Здесь важно рассмотреть как внешние связи (социальная среда), так и внутренние, свойственные компонентам тифлопедагогического процесса (между целями, содержанием, формами, методами, средствами обучения и воспитания учащихся с аномалиями зрения). Специальное образование слепых и слабовидящих осуществляется в тесном взаимодействии с социальными процессами, оно зависит от уровня социально-экономического развития общества, от его потребностей и возможностей, от господствующей политики и идеологии и, наконец, от социального статуса слепых и слабовидящих в стране, в регионе, т.е. при организации тифлопедагогического процесса в школе или дошкольном образовательном учреждении необходимо учитывать как потребности и социальный заказ обще-ства,так и условия перестройки образовательной системы, перспективы её развития и возможности государства по созданию материальной базы. Т.е. тифлопедагогический процесс, его цели, задачи и содержание обусловлены потребностями и возможностями общества. Эта закономерность внешнего характера. Внутри рассматриваемого процесса существуют и внутренние связи, которые отражают характер отношений между его основными компонентами. Объективно можно отметить наличие взаимосвязей между целями, содержанием, методами, средствами и формами обучения и воспитания слепых и слабовидящих учащихся. Эти закономерности многообразны и большинство из них проявляются при определённых условиях. Отметим из всего многообразия лишь основные и те, которые в большей степени характеризуют специфику тифлопедагогического процесса. Связь между обучением, воспитанием, развитием и коррекцией как составляющими компонентами целостного тифлопедагогического процесса. В связи с тем, что у детей потеряно или нарушено зрение при их обучении и воспитании необходимо преодолевать дефекты в развитии. Т.е. коррекцион-ная работа должна осуществляться комплексно и затрагивать все компоненты образования. В тифлопедагогическом процессе обучение и воспитание должны идти впереди развития, поскольку они его определяют. Л.С. Выготский по этому поводу говорил: «Только то обучение является хорошим, которое забегает вперёд развитию.... создаёт зону ближайшего развития ребёнка, т.е. вызывает ребёнка к жизни, пробуждает и приводит в движение целый ряд внутренних процессов развития» (1956,449-450). Коррекционные процессы в обучении и воспитании играют решающую роль в развитии личности слепого или слабовидящего ребёнка, они осуществляются также с опережением. В целостном тифлопедагогическом процессе все планируемые занятия должны быть нацелены на компенсацию дефекта, на эффективность развития ребёнка. Обучение в специальном детском саду и школе для детей с нарушением зрения должно быть воспитывающим, развивающим и коррекционно направленным. Существует связь между деятельностью субъектов и объектов тифлопедагогического процесса, она заключается в закономерности единства и коррек-ционной направленности преподавания и учения. Деятельность тифлопедагога и учащихся должна быть согласована, преследовать общие цели и быть коррекционно обусловлена. Они должны найти пути и средства для контакта, для передачи учебной информации. Учитель должен владеть приёмами коррекции, формировать соответственные умения у детей с потерянным или нарушенным зрением. Только при этом условии можно достичь единства преподавания и учения в специальном образовательном учреждении или (по выражению Ю.К. Бабанского, здесь и далее использованы материалы его исследования) «педагогического резонанса». Следующую важную закономерность можно сформулировать как определяющую роль коррекционной направленности деятельности и общения в обучении и воспитании. При зрительной депривации у учащихся наблюдаются трудности в деятельности и общении, снижается их активность, самоконтроль, нарушается ход психофизического развития. Профессор М.И. Земцова в монографии «Пути компенсации слепоты» убедительно доказала, что деятельность в различных ее проявлениях (игровая, познавательная, трудовая, общественно-политическая) является решающим условием для преодоления трудностей на пути психического развития детей и предупреждения дегенеративных нарушений психики у взрослых при поздних зрительных дефектах. Коррекционная работа позволяет активно и творчески включать слепых и слабовидящих в деятельность и обучение, что является решающим условием компенсации зрительного дефекта, социально-трудовой адаптации и реабилитации инвалидов по зрению. Не менее важной является такая закономерность, как учет в тифлопедагогическом процессе возрастных и индивидуальных особенностей слепых и слабовидящих детей. Мы выше уже отмечали необходимость координировать учебно-воспитательную работу в зависимости от возрастной периоди-38 зации детей, поскольку каждый возраст учеников имеет свои характерные особенности. В школах для слепых и слабовидящих детей это особенно важно, так как в классах могут обучаться разновозрастные дети. Это связано с тем, что многие из них продолжительное время болеют, переносят подчас несколько операций на органе зрения и, естественно, отстают в учебе. Иногда этот процесс затягивается на годы, с осложнением заболеваний учащиеся вынуждены оставлять массовую школу, переходить в специальную и тратить продолжительное время на адаптационный период. В результате такие дети отстают в учебе от своих сверстников и вынуждены обучаться в том классе, которому они соответствуют по уровню знаний и умений. Такие ребята требуют индивидуального подхода. Этот подход учитывает не только возраст, но и клиническую форму зрительного дефекта. Структурно-функциональные нарушения органа зрения определяют зрительные возможности детей, особенности познавательного процесса, влияют на зрительные, тактильные и физические нагрузки. Без учета всех специфических особенностей слепых и слабовидящих учеников невозможно правильно построить дифференцированную, индивидуальную работу с ними, а также весь тифлопедагогический процесс в целом. Закономерной является связь целей, содержаний, методов и форм в тифлопедагогическом процессе. Для организации тифлопедагогического процесса очень важно, чтобы прослеживались внутренние закономерные связи между функциональными компонентами. Цели закономерно определяют содержание, методы, формы деятельности тифлопедагога и детей с нарушением зрения. Содержание образования предопределяет методы и формы организации и т.д. Такая последовательность закономерна, но она будет неполной, если не будет представлена специфика образовательного процесса, а именно его коррекционная направленность. Тифлопедагогический процесс в целевых установках определяет не только определенную сумму знаний и умений, которые должны усвоить слепые и слабовидящие учащиеся, но и то, что они должны преодолеть и как на пути получения учебной информации. В цели, содержание, методы и формы вносятся коррекционно-компенсаторные элементы, которые учитывают трудности усвоения учебного материала при отсутствии или нарушении зрения у детей. То есть все компоненты тифлопедагогического процесса будут иметь коррекционную направленность, осуществляемую в той же последовательности и взаимосвязи. Мы в данном разделе рассмотрели наиболее важные законы и закономерности тифлопедагогического процесса, и это не значит, что не существует других. Важно то, чтобы все законы и закономерности тифлопедагог в своей работе учитывал не автономно, а в системе, чтобы он общепедагогические зако- *' мерности увязывал со специфическими, которые обуславливаются своеобра- J, 39"' зием познавательной деятельности учащихся со зрительной депривацией. Такая системность при организации тифлопедагогического процесса обеспечивает его эффективность.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 1360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.89.197 (0.013 с.) |