![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методологические основы тифлопедагогики, её связь С другими наукамиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Методологической основой тифлопедагогики является гносеология (философия познания). Она рассматривает познание как процесс творческий и активный. Это не простое отражение окружающего мира в сознании человека, а исследование объективно существующих предметов и явлений, вскрытие их связей, взаимозависимостей, установление закономерностей. Процесс обучения и воспитания детей с нарушением зрения следует рассматривать как процесс противоречивый и динамический, как развивающийся. Основным движущим противоречием является постоянно растущий поток информации, усложняющиеся требования обучения с одной стороны и возможности слепых и слабовидящих учащихся с другой. Совершенствование знаний, мотивации, даррекционных способов познания и приведение их в соответствие с всё возрастающими требованиями обучения, воспитания и развития снимают противоречие в конкретный отрезок времени, а затем возникает новое противоречие в связи с новым витком требований, которые необходимо разрешать в ходе педагогического процесса. На основе такого движущегося противоречия происходит сложный процесс перехода от незнания к знанию. Теоретической базой для организации и осуществления познавательного процесса с учащимися с дефектами зрения и естественнонаучной основой тифлопедагогики является учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, достижениям отечественной и зарубежной дефектологии по проблемам компенсации зрения и коррекции вторичных отклонений в развития детей и взрослых, положения о первичных и вторичных дефектах, о единых механизмах познавательного процесса в норме и патологии. Тифлопедагогика является составной частью специальной педагогики, которая в;вою очередь является структурным компонентом общей педагогики. Важной методологической проблемой является связь тифлопедагогики с другиш науками, она не может успешно развиваться, изолировано, вне этой связи. Мы уже отметили диалектическую обусловленность развития тифлопедагогики её связь с философией. Необходимо обозначить и указать связи этой специальной педагогики с психологией, особенно с той её составной частью, котор1Я называется тифлопсихология. Эффективность обучения и воспитания
Сложность изучения психики слепых, слабовидящих, детей с косоглазием, амблиопией заключается в том, что очень широк спектр зрительной патологии, дефекты разнообразны по структуре, по характеру, по функциональным нарушениям. Многие школьники и дошкольники вместе с нарушением органа зрения имеют дефекты слуха, речи, развития интеллекта, опорно-двигательной системы и др. Вследствие этого научное, глубокое и объективное изучение психики людей с дефектом зрения очень важно и необходимо для разработки приёмов, способов и методик коррекционно-педагогического процесса. Для того, чтобы связь тифлопедагогики и тифлопсихологии была тесная, глубокая и органическая, чтобы она эффективно влияла на практику обучения людей с нарушенным зрением, необходимо за тифлопедагогическими исследованиями признать опережающий статус по отношению к исследованиям в области тифлопедагогики при выявлении недостатков усвоения учебного материала. Тифлопедагогика органически связана с физиологией, которая изучает жизнедеятельность человека, функционирование его систем и отдельных органов. С потерей или нарушением зрения у человека происходят изменения во многих других функциональных системах, работа сохранных органов чувств видоизменяется, и они зачастую выполняют несвойственную им роль. Например, чтение рельефно-точечного шрифта с помощью осязания слепыми школьниками. Физиологические данные помогают правильно организовать коррекцион-но-компенсаторную деятельность учащихся, физиология раскрывает механизмы управления этими процессами, показывает роль среды в развитии человека, в зависимости от его возрастных особенностей. Правильное понимание закономерностей онтогенеза человека в норме и патологии позволит более эффективно и целенаправлено организовать учебно-воспитательную работу в специальных дошкольных и школьных образовательных учреждениях. Многообразны связи тифлопедагогики и медицины, особенно с офтальмологией и гигиеной. Процесс восприятия учебного материала учащимися со зрительными нарушениями во многом зависит от клинической картины зрительного дефекта, от структурно функциональных нарушений данного анализатора.
Тифлопедагог должен чётко представлять, что и как видит ребёнок или взрослый, какие у них зрительные возможности. В зависимости от функциональных нарушений органа зрения (острота, поле, бинокулярность, глубинное зрение, свето- и цветоразличие, фиксация взора и т.д.) организуется и методически направляется коррекционно-педагогическая работа, определяются различные 10 эргономические рекомендации (зрительная, тактильная, физическая нагрузки, освещённость рабочей поверхности стола и др.). Офтальмо-гигиенические рекомендации разрабатываются в отношении технических и оптических средств коррекции и компенсации зрительного дефекта, применительно к специальным средствам наглядности и раздаточному дидактическому материалу. Медицинская и педагогическая коррекция недостатков развития детей, вызванных дефектным зрением, осуществляется в тесной связи, комплексно и системно. У тифлопедагогики сложились тесные контакты и с социологией, наукой об обществе. Исследованы и вскрыты многие негативные социальные факторы, которые влияют на численность популяции детей с нарушением зрения. Данные социологических исследований обогащают специальную педагогику, помогают найти рычаги, влияющие и оказывающие помощь тифлопедагогическому процессу, особенно в части организации трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации слепых и слабовидящих людей. Мы отметили лишь самые тесные и глубокие связи тифлопедагогики с другими науками, но этот перечень далеко неполный, поскольку имеются контакты и в отношении других научных дисциплин. Обучение, воспитание и развитие лиц с нарушением зрения осуществляется на стыке наук, и этот фактор во многом определяет эффективность коррекционно-компенсаторного воздействия на дефект. ЗАДАЧИ ТИФЛОПЕДАГОГИКИ Тесная связь тифлопедагогики с другими науками помогает в решении задач, которые стоят перед специальным образованием людей с нарушением зрения. Эти задачи не остаются неизменными, раз и на ьсегда поставленными, они периодически изменяются в зависимости от требований жизни и социального заказа общества. Определяющее влияние на постановку задач и разработку содержания специального образования слепых и слабовидящих во все исторические периоды оказывали уровень социально-экономического развития страны, состояние науки и производства, общественное отношение к инвалидам по зрению, потребности и интересы государства. В ходе исторического развития задачи и содержание специального образо -11
- раскрытие основных закономерностей в области обучения, воспитания и
- комплексного клинико-генетического, психологического, педагогическо - выяснение и определение роли сохранных анализаторов в познавательной - определение содержания коррекционно-педагогической работы, разработка - разработка требований к специальным средствам коррекции вторичных - разработка специальных приёмов, методик обучения и воспитания детей - теоретическое обоснование и осуществления индивидуального и диффе - определение специальных эргономических, гигиенических и офтальмо- - изучение путей и возможностей интеграции слепых и слабовидящих уча - определение типов и структурного построения специальных образова
- изучение и обобщение передового тифлопедагогического опыта работы, - разработка и прогнозирование специального образования на определён
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 1255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.179.197 (0.009 с.) |