Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методологические основы тифлопедагогики, её связь С другими наукамиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Методологической основой тифлопедагогики является гносеология (философия познания). Она рассматривает познание как процесс творческий и активный. Это не простое отражение окружающего мира в сознании человека, а исследование объективно существующих предметов и явлений, вскрытие их связей, взаимозависимостей, установление закономерностей. Процесс обучения и воспитания детей с нарушением зрения следует рассматривать как процесс противоречивый и динамический, как развивающийся. Основным движущим противоречием является постоянно растущий поток информации, усложняющиеся требования обучения с одной стороны и возможности слепых и слабовидящих учащихся с другой. Совершенствование знаний, мотивации, даррекционных способов познания и приведение их в соответствие с всё возрастающими требованиями обучения, воспитания и развития снимают противоречие в конкретный отрезок времени, а затем возникает новое противоречие в связи с новым витком требований, которые необходимо разрешать в ходе педагогического процесса. На основе такого движущегося противоречия происходит сложный процесс перехода от незнания к знанию. Теоретической базой для организации и осуществления познавательного процесса с учащимися с дефектами зрения и естественнонаучной основой тифлопедагогики является учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, достижениям отечественной и зарубежной дефектологии по проблемам компенсации зрения и коррекции вторичных отклонений в развития детей и взрослых, положения о первичных и вторичных дефектах, о единых механизмах познавательного процесса в норме и патологии. Тифлопедагогика является составной частью специальной педагогики, которая в;вою очередь является структурным компонентом общей педагогики. Важной методологической проблемой является связь тифлопедагогики с другиш науками, она не может успешно развиваться, изолировано, вне этой связи. Мы уже отметили диалектическую обусловленность развития тифлопедагогики её связь с философией. Необходимо обозначить и указать связи этой специальной педагогики с психологией, особенно с той её составной частью, котор1Я называется тифлопсихология. Эффективность обучения и воспитания слепых и слабовидящих не состоится, если тифлопедагог не будет знать особенности психики этого контингента учащихся, своеобразия их познавательной деятельности. Сложность изучения психики слепых, слабовидящих, детей с косоглазием, амблиопией заключается в том, что очень широк спектр зрительной патологии, дефекты разнообразны по структуре, по характеру, по функциональным нарушениям. Многие школьники и дошкольники вместе с нарушением органа зрения имеют дефекты слуха, речи, развития интеллекта, опорно-двигательной системы и др. Вследствие этого научное, глубокое и объективное изучение психики людей с дефектом зрения очень важно и необходимо для разработки приёмов, способов и методик коррекционно-педагогического процесса. Для того, чтобы связь тифлопедагогики и тифлопсихологии была тесная, глубокая и органическая, чтобы она эффективно влияла на практику обучения людей с нарушенным зрением, необходимо за тифлопедагогическими исследованиями признать опережающий статус по отношению к исследованиям в области тифлопедагогики при выявлении недостатков усвоения учебного материала. Тифлопедагогика органически связана с физиологией, которая изучает жизнедеятельность человека, функционирование его систем и отдельных органов. С потерей или нарушением зрения у человека происходят изменения во многих других функциональных системах, работа сохранных органов чувств видоизменяется, и они зачастую выполняют несвойственную им роль. Например, чтение рельефно-точечного шрифта с помощью осязания слепыми школьниками. Физиологические данные помогают правильно организовать коррекцион-но-компенсаторную деятельность учащихся, физиология раскрывает механизмы управления этими процессами, показывает роль среды в развитии человека, в зависимости от его возрастных особенностей. Правильное понимание закономерностей онтогенеза человека в норме и патологии позволит более эффективно и целенаправлено организовать учебно-воспитательную работу в специальных дошкольных и школьных образовательных учреждениях. Многообразны связи тифлопедагогики и медицины, особенно с офтальмологией и гигиеной. Процесс восприятия учебного материала учащимися со зрительными нарушениями во многом зависит от клинической картины зрительного дефекта, от структурно функциональных нарушений данного анализатора. Тифлопедагог должен чётко представлять, что и как видит ребёнок или взрослый, какие у них зрительные возможности. В зависимости от функциональных нарушений органа зрения (острота, поле, бинокулярность, глубинное зрение, свето- и цветоразличие, фиксация взора и т.д.) организуется и методически направляется коррекционно-педагогическая работа, определяются различные 10 эргономические рекомендации (зрительная, тактильная, физическая нагрузки, освещённость рабочей поверхности стола и др.). Офтальмо-гигиенические рекомендации разрабатываются в отношении технических и оптических средств коррекции и компенсации зрительного дефекта, применительно к специальным средствам наглядности и раздаточному дидактическому материалу. Медицинская и педагогическая коррекция недостатков развития детей, вызванных дефектным зрением, осуществляется в тесной связи, комплексно и системно. У тифлопедагогики сложились тесные контакты и с социологией, наукой об обществе. Исследованы и вскрыты многие негативные социальные факторы, которые влияют на численность популяции детей с нарушением зрения. Данные социологических исследований обогащают специальную педагогику, помогают найти рычаги, влияющие и оказывающие помощь тифлопедагогическому процессу, особенно в части организации трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации слепых и слабовидящих людей. Мы отметили лишь самые тесные и глубокие связи тифлопедагогики с другими науками, но этот перечень далеко неполный, поскольку имеются контакты и в отношении других научных дисциплин. Обучение, воспитание и развитие лиц с нарушением зрения осуществляется на стыке наук, и этот фактор во многом определяет эффективность коррекционно-компенсаторного воздействия на дефект. ЗАДАЧИ ТИФЛОПЕДАГОГИКИ Тесная связь тифлопедагогики с другими науками помогает в решении задач, которые стоят перед специальным образованием людей с нарушением зрения. Эти задачи не остаются неизменными, раз и на ьсегда поставленными, они периодически изменяются в зависимости от требований жизни и социального заказа общества. Определяющее влияние на постановку задач и разработку содержания специального образования слепых и слабовидящих во все исторические периоды оказывали уровень социально-экономического развития страны, состояние науки и производства, общественное отношение к инвалидам по зрению, потребности и интересы государства. В ходе исторического развития задачи и содержание специального образо -11 На современном этапе развития тифлопедагогика решает следующие основные задачи: - раскрытие основных закономерностей в области обучения, воспитания и - комплексного клинико-генетического, психологического, педагогическо - выяснение и определение роли сохранных анализаторов в познавательной - определение содержания коррекционно-педагогической работы, разработка - разработка требований к специальным средствам коррекции вторичных - разработка специальных приёмов, методик обучения и воспитания детей - теоретическое обоснование и осуществления индивидуального и диффе - определение специальных эргономических, гигиенических и офтальмо- - изучение путей и возможностей интеграции слепых и слабовидящих уча - определение типов и структурного построения специальных образова
- изучение и обобщение передового тифлопедагогического опыта работы, - разработка и прогнозирование специального образования на определён
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 1241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.28.160 (0.006 с.) |