Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тифлопедагогика как наука, её становление и развитиеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В ходе исторического развития человеческого общества постоянно осуществляется передача подрастающим поколениям накопленного социального опыта. Сначала эта передача осуществлялась неосознанно, интуитивно и не определялась как социальная сфера деятельности человека. Затем эта деятельность выстраивается целеустремлённо, осознанно с выходом на общественную структуру - школу с чётко определённей программой и необходимостью научного обоснования данного процесса и тех условий, материальных средств, которые в нём используются. Так возникла педагогика. Этот термин появился в Древней Греции и дословно переводится на русский язык как детовождение. Педагогами называли в то время людей, которые занимались обучением и воспитанием детей, выполняли функций наставничества. Вместе с необходимостью обучать и воспитывать нормально развивающихся детей встаёт вопрос: «А как быть с детьми, у которых нарушено зрение?» «Могут ли слепые и слабовидящие обучаться?» «Если да, то как, какие приёмы и способы использовать для этой деятельности, какие средства и организационные формы...?» В 1784 г., в Париже открывается первая-, государственная, школа для слепых детей. Основал её французский педагог, основоположник тифлопедагогики Валентин Гаюи (1745-1822). Он положил начало систематическому обучению и воспитанию слепых, разработал содержание и методы работы с этими детьми. Постепенно общеобразовательные учреждения этого типа создаются и в других странах. Возникает необходимость в разработке теории и практики обучения детей со зрительными дефектами, зарождается тифлопедагогика (от греч. typhlas - слепой) как наука. В буквальном переводе - это педагогика слепых. По мере становления и развития этой отрасли педагогики она охватывает и другие категории детей со зрительной депривацией. В настоящее время тифлопедагогика - это наука о воспитании, обучении и развитии детей и взрослых с нарушением зрения. Становлению и развитию этой науки способствовали труды чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670), который на смену уклада старой схоластической школы предлагает новые принципиальные положения, правила и методы обучения. Автор «Великой дидактики» выдвигает прогрессивную программу «... всех учить всему», «... учить сокращённо, приятно и основатель- но...» с тем, чтобы превратить школу «...в храм света, порядка, мира и спокойствия». Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) выдвигаег теорию умственного развития детей, делает попытку обосновать соотношение обучения и развития. Немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) вносит большой вклад в обоснование принципов самодеятельности и творческой активности учащихся, он выделяет и обосновывает два способа преподавания: развивающе-излагающий и развивающе-вопросительный (эвристический). Наш великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) психологически и педагогически показал необходимость внедрения в школьную практику идей, выдвинутых его предшественниками, дидактических принципов самостоятельности, активности, наглядности. Его заслугой является целостное и систематизированное рассмотрение практически всех проблем обучения и воспитания детей. Большое значение для становления и развития тифлопедагогики имели труды французских философов и просветителей XVIII в. ЖЖРусссо (1712-1778), К. А. Гельвеция (Ш5-1771). Д. Дидро (1713-1784), которые считали, что благодаря обучению и воспитанию подрастающего поколения можно переустроить общество в прогрессивном направлении. В связи с этим совершенно не случаен тот факт, что первая школа для слепых детей была организована именно во Франции. Д. Дидро в своей работе «Письма о слепых в назидание зрячим» высказывает и обосновывает идею о том, что, развивая возможности сохранных органов чувств, слепые люди в состоянии познавать реалии существующего мира, что для них необходимо создать специальные условия и средства обучения. В.Гаюи организовал первую школу для слепых не только во Франции, но при его непосредственном участии было создано первое учебное заведение для слепых детей в России (1807г.), и на базе этого, в дальнейшем, организованы первые специальные школы (в 1881 г. в Петербурге, в 1882 г. в Москве). С организацией первых школ для слепых детей возникает потребность в разработке содержания, методов, средств и организационных форм обучения и воспитания учащихся. Закладываются основы тифлопедагогики как науки об обучении воспитании и развитии детей с нарушением зрения. В XVIII и в начале XIX столетия разрабатываются различные приёмы и Способы обучения слепых детей, но все они основываются на довольно узком практицизме, а в ряде случаев и с прямым нарушением научности изучения предметов. Тем не менее прогрессивным является то, что закладываются кор-рекционные основы предметного преподавания, изучаются возможности тактильного восприятия, использования других сохранных анализаторов в учебном процессе (И. Кни, И. Клейн, Ф. Цех, П. Биллей, А.И. Скребицкий и др.). Создаются специальные пособия и наглядные средства обучения незрячих (В. Гаюи, Л. Брайль, М. Кунц и др.). 4 Для поднятия уровня образования слепых и слабовидящих до цензового, которое получают зрячие люди, необходимо было пересмотреть само отношение к людям, имеющим дефекты зрения и, в первую очередь, с социальных позиций. Л.С.Выготский один из первых вышел на принципиальные позиции решения этой проблемы. По этому поводу он писал: «Сама по себе слепота не делает ребёнка дефективным. Она сама по себе не есть дефективность, т.е. недостаточность, неполноценность, болезнь. Она становится ею только при известных социальных условиях существования слепого. Она есть знак разницы между его поведением и поведением других. Специальное воспитание победит дефективность». (1924, б). Это воззрение Л.С. Выготского легло в основу первой программы, которая была подготовлена в нашей стране в 1928 г. для школ слепых В. А. Гандером, П.Я. Ефремовым, Л.В. Занковым, Д.И. Зоричевым и Г.А. Успенской. Она во многом определила важнейшее положение для развития отечественной тифлопедагогики: возможность обучения и воспитание детей с нарушением зрения на уровне содержания образования зрячих людей. Центральной идеей в тифлопедагогике стала идея формирования личности слепого или слабовидящего, подготовки их к жизни и труду в обществе, их социально-трудовая адаптация и реабилитация. В ходе развития тифлопедагогики она всё больше приобретает статус самостоятельной педагогической науки, которую мы можем определить как область человеческой деятельности, где происходит разработка и теоретическое осмысление объективних знаний о действительности. А именно о ученике, имеющем зрительные ьарушения, о тифлопедагоге, о их совместных действиях. Сюда относятся специальные методы, средства, организационные формы обучения и воспитавия слепых и слабовидящих учащихся. Такая деятельность может осуществляйся и как наука и как практический процесс. Главная функция тифлопедагогики состоит в научном обосновании практики обучения и воспитания лиц с дефектным зрением и её необходимо в первую очередь учитывать при определении предмета тифлопедагогики.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 1489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.41.252 (0.006 с.) |