Предмет и задачи коррекционной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи коррекционной психологии



ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Коррекционная психология является одной из отраслей психологии, предметом изучения которой являются закономерности психического развития аномальных детей, а объектом — аномальные дети.

Термин «аномалия» (от греч. anomalos — «неправильный») обозначает нарушение нормы, общей закономерности организации, является всеобъемлющим по отношению к любым ошибками развития — анатомическим, биохимическим, функциональным.

В отечественной специальной психологии термин «аномальные дети» обозначает категорию детей с врожденными или приобретенными нарушениями психического и физического развития, нуждающихся в обучении в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. В соответствии с принятой в дефектологии классификацией аномалий развития выделяют группы детей с нарушениями: интеллекта; зрения; речи; слуха; опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития ^комбинированными дефектами.

Определен следующий круг задач специальной психологии: 1) выявление общих закономерностей психического развития нормально развивающихся детей и детей с аномалиями развития; в результате исследований Л. В. Занкова, Ж. И. Шиф, Т. А. Власовой, В. И. Лубовского было доказано, что основные закономерности психического развития аномального ребенка и нормально развивающегося являются общими и носят поэтапный характер: периодизация возраста, становление мыслительных функций (от наглядно-действенного мышления к словесно-логическому), памяти и т.д. Различны сроки формирования и качество достижений);

2)выявление общих закономерностей психического развития, присущих всем детям с аномалией развития. Л. С. Выготским была выведена закономерность формирования вторичных отклонений на фоне первичного дефекта психических функций. Таким образом, совокупность порождаемых дефектов проявляется в изменениях развития личности аномального ребенка в целом);

3)раскрытие специфики закономерностей психического развития у различных групп детей с аномалией развития (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, С. Я. Рубинштейн, Л. В. Заикой, Ж. И. Шиф и др.);

4)изучение свойств отдельных психических процессов у детей с различными аномалиями;

5)установление связей процесса психического развития с особенностями, спецификой аномалии;

6)разработка мер по развитию компенсаторных способностей организма с целью преодоления дефектов развития психики;

7)разработка мер по предупреждению проявлений вторичных и третичных дефектов психики у детей с аномалиями;

8)проведение научных исследований с целью нахождения оптимальных условий для обучения и воспитания аномальных детей;

разработка мер по оказанию психологической, педагогической, социальной, медицинской помощи с целью успешной интеграции в общество детей с аномалией развития.

ОТРАСЛЬ КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Коррекционная психология как отрасль психологии тесно взаимодействует со многими науками, такое взаимодействие теоретически можно разделить на несколько блоков, которые в свою очередь состоят из самостоятельных наук и отраслей наук.

К первому блоку можно отнести педагогику, которая делится на общую педагогику, методику преподавания предметов детям как с нормальным уровнем развития, так и с отклонениями в развитии. Коррекционная психология во взаимодействии со специальной педагогикой повышает уровень развития детей с врожденными или приобретенными дефектами. Также взаимодействие наук позволяет формировать научно целостный взгляд на процесс развития человека с ограниченными способностями. Многостороннее изучение одной проблемы позволяет найти развернутый ответ на вопросы, которые возникают при обучении людей с дефектами, а также устранить однобокий подход, который в большинстве случаев является неверным.

Ко второму блоку относится медицина: анатомия, физиология, психиатрия, невропатология. Связь коррекционной педагогики и медицинской отрасли настолько тесна, что разделить сферы их влияния практически невозможно, так как психическое развитие человека, его отклонения можно объяснить только с точки зрения медицины и ее отраслей: физиологии, психиатрии и психопатологии, генетики и анатомии человека в разных возрастных категориях, ортопедии, невропатологии и нейроанатомии, педиатрии и отоларингологии, других отраслей медицины. Некоторые термины используются во многих отраслях медицины, втом числе и в коррекционной психологии: «аутизм», «психика», «аномалия», «деменция» и др. Установление диагноза на основе разных отраслей медицины, бесспорно, позволяет достигать более эффективных результатов в лечении и обучении.

Третий блок гуманитарный, который состоит из философии, социологии, психологии всех направлений. Взаимосвязь коррекционной психологии и гуманитарных наук позволяет аккумулировать знания с той же целью, что и все остальные отрасли наук: для эффективного и доступного пониманию обучения людей с дефектами развития. Такие науки, как политология, философия, социология позволяют рассматривать многие явления коррекционной психологии с точки зрения социального статуса человека. Некоторые аспекты процесса применения методик коррекционной психологии могут быть полностью раскрыты только с позиций философии и политологии.

Использование знаний и опыта многих самостоятельных наук и отраслей наук дает дополнительный шанс специалистам коррекционной психологии подбирать более эффективные методы обучения для каждой категории людей в индивидуальном порядке.

 

Тифлопсихология

Тифлопсихология занимается изучением закономерностей развития психики человека при частичном или полном нарушении зрения, в пе­реводе с греческого языка typhlos - «слепой».

В результате происходит нарушение ориента­ции в пространстве, наглядно-об- разного мышле­ния, изменение работы органов чувств.

Основное предназначение тифлопсихологии заключается в том, чтобы компенсировать полное или частичное отсутствие зрения путем ин­тенсификации деятельности других органов (слу­ха, обоняния, осязания).

 

Используются мышление, логическая память, речь, которые могут частично компенсировать от­сутствие или потерю зрения. Развивая эти спо­собности, ребенок может ориентироваться в про­странстве, общаться с окружающим миром, быть частично трудоспособным.

Люди с дефектами зрительной функции ком­пенсируют его обостренным «чувством препят­ствия», интуицией, воображением, логической памятью.

Дефекты делятся на врожденные и приоб­ретенные. Обе эти группы относятся к первич­ным соматическим дефектам, которые в свою очередь вызывают вторичные дефекты и нарушения функций организма (снижение ос­троты зрения, помутнение хрусталика и т.д.).

 

Вторичные дефекты негативно влияют на развитие психических процессов (восприятие, ощущении). Такое последовательное влияние одних дефектов на другие вызывает дальнейшее изменение в психике. Такой процесс может длиться до полного исчезновения сознания и приостановки психической деятельности.

 

Следовательно, между возникающими сома­тическими дефектами и психическими аномали­ями возникает прямая зависимость, влекущая дальнейшие, порой необратимые процессы в пси­хике.

Л. С. Выгодский первым проанализировал сущность и возникновение дефектов, а также их влияние на развитие человека в разных воз­растных труппах,

 

Он предложил свою структуру дефекта, зависимость всех соматических де­фектов и развитие психики аномальных детей. Также он начал изучение процесса компенса­ции дефектов и результатов этих отклонений, от­раженных на психическом здоровье человека.

Л. С, Выгодский вывел основную задачу тифлопсихологии, которая выражается в выявлении главных закономерностей психологии в услови­ях сенсорной сферы.

Кроме того, он начал тео­ретическое обоснование более эффективных путей становления полноценной личности. По­иск новых методов возмещения дефектов раз­вития является одним из приоритетных направ­лений и в современной науке.

 

Компенсацию как приобретенных, так и врожденных дефектов не­обходимо воспринимать как процесс подстрой­ки организма (психики) и приобретение навыков приспособления к новым условиям жизни в об­ществе.

 

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЙ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Коррекционная психология является одной из отраслей психологии, предметом изучения которой являются закономерности психического развития аномальных детей, а объектом — аномальные дети.

Термин «аномалия» (от греч. anomalos — «неправильный») обозначает нарушение нормы, общей закономерности организации, является всеобъемлющим по отношению к любым ошибками развития — анатомическим, биохимическим, функциональным.

В отечественной специальной психологии термин «аномальные дети» обозначает категорию детей с врожденными или приобретенными нарушениями психического и физического развития, нуждающихся в обучении в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. В соответствии с принятой в дефектологии классификацией аномалий развития выделяют группы детей с нарушениями: интеллекта; зрения; речи; слуха; опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития ^комбинированными дефектами.

Определен следующий круг задач специальной психологии: 1) выявление общих закономерностей психического развития нормально развивающихся детей и детей с аномалиями развития; в результате исследований Л. В. Занкова, Ж. И. Шиф, Т. А. Власовой, В. И. Лубовского было доказано, что основные закономерности психического развития аномального ребенка и нормально развивающегося являются общими и носят поэтапный характер: периодизация возраста, становление мыслительных функций (от наглядно-действенного мышления к словесно-логическому), памяти и т.д. Различны сроки формирования и качество достижений);

2)выявление общих закономерностей психического развития, присущих всем детям с аномалией развития. Л. С. Выготским была выведена закономерность формирования вторичных отклонений на фоне первичного дефекта психических функций. Таким образом, совокупность порождаемых дефектов проявляется в изменениях развития личности аномального ребенка в целом);

3)раскрытие специфики закономерностей психического развития у различных групп детей с аномалией развития (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, С. Я. Рубинштейн, Л. В. Заикой, Ж. И. Шиф и др.);

4)изучение свойств отдельных психических процессов у детей с различными аномалиями;

5)установление связей процесса психического развития с особенностями, спецификой аномалии;

6)разработка мер по развитию компенсаторных способностей организма с целью преодоления дефектов развития психики;

7)разработка мер по предупреждению проявлений вторичных и третичных дефектов психики у детей с аномалиями;

8)проведение научных исследований с целью нахождения оптимальных условий для обучения и воспитания аномальных детей;

разработка мер по оказанию психологической, педагогической, социальной, медицинской помощи с целью успешной интеграции в общество детей с аномалией развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.107.149 (0.012 с.)