Взаимосвязь процессов коррекции и компенсации 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимосвязь процессов коррекции и компенсации



Коррекция представляет собой процесс исправления различных измененных функций человека. Коррекция подразумевает конкрет­ный метод воздействия на человека с целью исправления аномальных дефектов.

 

Процесс коррекции относится к внешним воздействи­ям. Методы коррекции используются в случаях различных нарушений функции человека, т.е. восполнение утраченной по каким-либо причи­нам функции организма.

Компенсация — это процесс замещения отсутствующих или полностью утраченных функ­ций, на основе существующих нормально раз­витые функции организма. Компенсация утра­ченных или отсутствующих функций проводится под контролем ВНД. Все компенсационные про­цессы проводятся в пять этапов:

1) определение пораженной или частично утра­ченной функции путем сопоставления с нор­мальным действием другого аналогичного органа, нарушение функций может быть след­ствием расстройства деятельности самого органа, побочными последствиями травма­тических ситуаций;

 

2) проведение оценки степени нарушения функций;

 

3) создание индивидуальной программы для проведения компенсации;

 

4) проведение контроля над процессом реали­зации компенсации;

 

5) при восстановлении поврежденной или час­тично утраченной функции процесс компен­сации приостанавливается. Коррекция и компенсация взаимно дополня­ют друг друга во многих процессах, основанных на психологии, но они имеют разные назна­чения.

Коррекция используется в психолого-педагогических и лечебных целях, которые предна­значены для преодоления многих недостатков психического и физического развития челове­ка.

Компенсация представляет собой сложный процесс, направленный на восстановление или замещение утраченных способностей.

 

Если коррекция может изменить и подстро­ить способности человека к существующим ус­ловиям жизни, то компенсация не всегда дает полноценное возмещение утерянных функций.

 

Компенсация может остаться на незавер­шенной стадии и лишь частично восполнить фун­кции. При сбалансированном использовании обоих процессов высока вероятность восполне­ния потерянных способностей.

 

Например, при нарушениях опорно-двигательного аппарата од­новременная коррекция на психологическом уровне и компенсация отсутствующих органов дает более высокий результат осознания воз­можности дальнейшего развития.

 

При этом сни­жается уровень торможения процессов компен­сации и коррекции, так как осознанное приятие собственных недостатков не является прегра­дой к дальнейшему развитию. Оба процесса взаимосвязаны и неотделимы.

ПОНЯТИЕ СЕНСОРНОЙ ДЕПРИВАЦИИ

Сенсорная депривация — это длительное частичное лишение человека слуховых, зритель­ных ощущений, а также лишение подвижности, общения, эмоциональных всплесков. В психо­логии известны три вида депривации:

1) сенсорная;

2) эмоциональная;

3) социальная.

 

Сенсорная депривация вызывает у человека состояние временного психоза, различных пси­хических нарушений, длительной депрессии. Длительная сенсорная депривация приводит к органическим изменениям или дегенератив­ным изменениям в нервных клетках.

 

Опытным путем доказано, что условия сенсор­ной депривации вызывают растормаживание коры головного мозга, галлюцинации, которые не соответствуют действительности, однако воспри­нимаются мозгом как оное в самых разных видах (тактильные ощущения, зрительные, звуковые, осязаемые, др.). Подобные видения определен­ных образов и ощущений приводят к латерально­му торможению коры головного мозга. Процесс сенсорной деривации может дать два разнополярных результата.

Во-первых, может происходить растормажи­вание коры, а во-вторых, может приводить к за­тормаживанию коры.

 

Изучением процессов сенсорной депривации ученые психологи занимаются давно. В 1913 г. Дж. Уотсон издал свой труд «Психология с точ­ки зрения бихевиориста». В этом труде он излагает суть нового направления в психологии, ко­торое было названо бихевиористским направле­нием в психологии.

 

Одновременно с этой теорией Дж. Уотсон выдвинул идею, противоположную по сути: он призывал основываться на объективных методах, которые разработаны в естественных науках.

 

Практическое целенаправленное изучение не­рвно-психической деятельности человека нача­лось во второй половине XX в., основными работами по прикладной экспериментальной пси­хологии были работы, проводимые под руковод­ством Д. Н. Бирюкова. Он установил зави­симость повышения потребности в сильных ощущениях и переживаниях в условиях сенсор­ной депривации, когда активизируется воображе­ние и образная память. Такие процессы начинают проходить только в результате сенсорного голо­да, изоляции, т.е. как защитный механизм от на­сильственной изоляции в стремлении сохранить в памяти все существующие реакции и функции мышления.

 

Длительное пребывание в условиях сенсорной депривации у человека вызывает по­степенное развитие апатии, депрессии, торможе­ния умственных процессов, а также частой смены настроения (раздражительность, эйфория). Так­же может происходить нарушение памяти, чело­век может испытывать гипнотические и трансовые состояния.

Если воздействие сенсорной депри­вации не прекращается, то разрушительные про­цессы в психике и логическом мышлении человека становятся необратимыми. Существует прямая зависимость скорости разрушения психики чело­века от времени и условий сенсорной депривации.

 

ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ», ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ РЕБЕНКА

 

Понятие депривации в специальной психо­логии означает определенное состояние чело­века, при котором у этого человека или группы людей появляется чувство одиночества, обделенности вниманием и непонимания окружаю­щим обществом. Существует два вида депри­вации.

Первый вид депривации описывает состо­яние людей, которые понимают и осознают при­чины создавшейся ситуации.

Второй вид депривации подразумевает неосознанное состояние людей, которые не понимают и не осознают причины своего оди­ночества.

Оба вида депривации сопровождаются силь­ным стремлением преодолеть состояние изо­лированности.

 

Состояние депривации является противо­естественным, однако существуют исключения, например кастовая принадлежность в Индии. Всего существует пять видов депривации, в том числе социальная депривация.

 

Понятие «социальная депривация» рас­крывает стремление любого общества разгра­ничить и оценить способности каждого челове­ка или определенных общественных групп. Принадлежность к определенной социальной группе позволяет решать многие вопросы, свя­занные с деятельности человека. Кроме того, данное понятие может ограничивать свободу или права людей при определенных условиях.

 

Социальная депривация выражается в разного рода поощрениях, должностях, престиже, ста­тусе, возможности продвижения по социальной лестнице вверх, других преимуществах в об­ществе.

 

Чаще всего принципы определения социаль­ной депривации являются непреложным непи­саным законом общества.

Так, права и желания молодых людей ценятся более высоко, чем пожилых, при общепринятом равноправии мужчин и женщин мужчины все-гаки обладают большими правами и полномо­чиями, чем женщины.

Более одаренные люди имеют более широ­кие права и привилегии по сравнению с обычны­ми людьми.

 

Социальная депривация является дополне­нием к остальным четырем типам депривации, например к экономической депривации.

Такая взаимосвязь выражается в прямой пропорции: чем лучше человек материально обеспечен, тем выше его социальный статус, и наоборот.

 

Изменение социальной депривации может происходить в результате получения образова­ния, повышения по служебной лестнице и т.д.

 

У детей в состоянии социальной депривации может задерживаться развитие всех психиче­ских процессов и речевой деятельности. Все эти ограничения приводят к приостановке речемыслительной функции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.004 с.)