С дошкольниками с общим недоразвитием речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С дошкольниками с общим недоразвитием речи



Лауткина С.В., старший преподаватель

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Афанасьева О.В., студентка 6 курса УО «ВГУ им. П.М. Машерова»,

учитель-дефектолог первой категории

ГУО «Специальный детский сад № 25 «Родничок» г. Витебска»

Моделирование как наглядно-практический метод в обучении дошкольников получает все большее распространение. Моделирование – это процесс создания моделей и их использование для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. Он делает наглядными скрытые от непосредственного восприятия признаки и позволяет познакомить детей со свойствами тех предметов, которые не могут быть непосредственно представлены на занятиях [6].

В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким либо условным знаком [5].

Модель – это копия натурального предмета, точная или с изменением масштаба. В качестве модели могут выступать предметные картинки, геометрические фигуры, символические изображения (силуэты, контуры, пиктограммы), планы и условные обозначения, используемые в них.

Приемы моделирования эффективны для дошкольников, так как у них развито преимущественно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, память носит непроизвольный характер, а мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств. Использование моделей позволяет детям успешнее воспринимать, перерабатывать информацию, а также сохранять и воспроизводить ее, обобщенно познавать изучаемые явления. Умение читать графическую аналогию развивает способность к замещению и знаковым преобразованиям, воображение ребенка [1].

В отличие от демонстративной наглядности, несущей знания, которые можно взять сразу, модели требуют различных операций теоретического мышления, следовательно, развивают словесно-логическое мышление.

По мнению В.В. Юртайкина, организация обучения, способствующего всемерному развитию способностей к замещению и символизации, является мощным резервом воспитательно-образовательной работы в дошкольных группах для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) [7].

Л.А. Лукьянова, Т.В. Пятница выделяют три этапа работы с предметно-схематическими моделями. На первом этапе знакомства со схематической моделью ребенок учиться сопоставлять иллюстрацию с реальным предметом. Иллюстрация выступает в качестве заменителя предмета. На втором этапе происходит знакомство с условно-реальным изображением предмета, когда в нем еще сохраняются детали и яркие признаки, но они представлены уже схематично. И только после усвоения этого материала на третьем этапе ребенку предлагают схематическое изображение предмета. Абстрактные понятия, обозначающие явления природы (ветер, лето), вводятся поэтапно: реалистические изображения, условно-реалистические, схематические [5].

В практике обучения детей с нарушениями речи метод наглядного моделирования использовали Д.Б. Эльконин, Л.Е. Журова, Н.Е. Новгородская, Т.А. Ткаченко, И.И. Цвелева, В.В. Юртайкин и др. [7].

В коррекционно-образовательном процессе с детьми с ОНР метод наглядного моделирования может применяться в развитии всех сторон речи – фонетико-фонематической, звукопроизносительной, лексико-грамматической, связной речи и познавательных процессов, а также в обучении грамоте. Остановимся на каждом из перечисленных направлений работы и охарактеризуем предложенные различными авторами системы логопедических игр и заданий по развитию речи с применением моделей.

Так, в работе над звукопроизношением используются артикуляционные профили для формирования точного артикуляционного уклада, а также картинки-символы при обучении артикуляционной гимнастике. Профили отражают состояние органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука, помогают ребенку найти их точное положение, скоординировать свои движения. На каждый звук используется свой артикуляционный профиль. Картинки-символы с названиями упражнений также легко классифицируются по всем видам нарушенного произношения.

При постановке звука учитель-дефектолог показывает нужную артикуляцию, одновременно опираясь на профиль. Дополнительная опора особенно важна для детей с дизартрией. Они испытывают особые трудности, связанные с нарушением иннервации артикуляционного аппарата, парезом мышц, тремором, повышенной саливацией, нарушением амплитуды и точности движений и т.д.

Для детей с дизартрией обязательна также подготовительная работа при постановке звуков, а именно артикуляционная гимнастика. Знакомство с новым упражнением логопед может начать с показа картинки-символа, которая соответствует данному упражнению. Картинка вызывает интерес у детей, желание более точно повторять артикуляционное упражнение вслед за педагогом. Как правило, более осознанно и точно формируется правильный артикуляционный уклад звука.

Модели артикуляции звуков облегчают усвоение сложного материала по фонетике, служат дополнительной опорой для автоматизации и дифференциации звуков.

Одним из направлений коррекционно-образовательного процесса, где широко используются модели, является формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи.

Ю.Ф. Гаркушей была разработана система логопедических игр и заданий по развитию речи с применением наглядного моделирования. Предложенные автором модели включают предметные картинки, стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи («стрелка» вместо глагола, «волнистая линия» вместо прилагательного в моделях предложения); схемы для обозначения основных признаков описываемых предметов; стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа.

Автор проиллюстрировала широкие возможности использования наглядных моделей для развития словообразовательных операций, практического усвоения падежных конструкций. Опираясь, например, на две предметные картинки и карточку со стрелкой, дети могут самостоятельно составлять предложения или исправить логическую ошибку при построении фразы, преднамеренно допущенную педагогом. Приведем пример. Схема: коза→девочка. Примерные ответы детей: Это неправильно. Коза не может пасти девочку. Надо сказать: «Девочка пасет козу». Применение данной схемы способствует также развитию понимания логико-грамматических отношений.

Постепенно модели предложения усложняются, приобретают все более абстрактный характер (изображение «волнистой линии» вместо определений, относящихся к предмету, о котором говорится в предложении; схематические изображения предлогов и союзов и др.). Такая работа над структурой предложений подготавливает детей к овладению полноценным лексическим и синтаксическим анализом предложения в период школьного обучения.

Ю.Ф. Гаркуша предложила также серию заданий с использованием метода наглядного моделирования, направленных на развитие связной речи. Они включают описание предметов с опорой на карточки-схемы и предметные картинки, отображающие отдельные признаки и свойства; формирование связного речевого высказывания по опорным картинкам; развитие умения творчески закончить рассказ с опорой на предметные картинки. Применение автором данной методики на протяжении нескольких лет доказало, что использование моделей в процессе обучения позволяет: 1) более целенаправленно развивать импрессивную речь детей; 2) обогащать активный словарный запас; 3) закреплять навыки словообразования; 4) содействовать пониманию значений частей речи и грамматических категорий; 5) развивать понимание логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания; 6) формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений; 7) описывать предметы, составлять рассказ [2].

При нормальном ходе речевого развития дошкольник спонтанно усваивает многие словообразовательные модели, одновременно существующие в языке и работающие в рамках определенной лексической группы слов.

Детям с ОНР требуется специальное обучение, а затем длительные тренировочные упражнения по усвоению навыков словообразования. Облегчить и разнообразить этот процесс, сделать его более интересным для ребенка поможет набор пиктограмм и игровые варианты их использования.

Набор пиктограмм позволяет показать многообразие однокоренных слов, которые можно получить от исходного корневого слова. Рисунок подсказывает направление мысли, а необходимые для словообразовательного акта средства ребенок подыскивает и применяет самостоятельно (либо с помощью педагога). Приведем примеры некоторых пиктограмм: «сердечки» – для образования уменьшительно-ласкательной формы существительных; «кит» – для образования существительных со значением увеличения; «младенец» – для образования названий детенышей животных, птиц; «хвост, лапы, голова» – для образования притяжательных прилагательных (в трех формах).

Работа с пиктограммами помогает развить у ребенка ощущение системного устройства языка, устойчивых парадигматических отношений между языковыми единицами одного семантического поля. Таким образом, в сознании слова начнут существовать не разобщенно, а «семьями», объединенными родственными отношениями [8].

В коррекционной работе по развитию связной речи также целесообразно использовать различные виды наглядных опор, облегчающие и направляющие процесс становления у ребенка развернутого смыслового высказывания.

Наглядное моделирование дает возможность педагогу представить предметы, явления, действия, события, эпизоды словесного текста с помощью условных заменителей. В роли заменителя (модели) могут выступать объемные предметы, их плоскостные, стилизованные и силуэтные изображения; схемы, чертежи, планы, условные обозначения для них.

Так, в процессе работы над пересказом художественного произведения учитель-дефектолог может использовать модели, включающие опорные стилизованные картинки, соответствующие основным частям рассказа. Они напоминают детям о ключевых моментах, событиях рассказа и способствуют правильному определению последовательности высказывания. Схематические изображения помогают детям лучше и быстрее запоминать услышанный рассказ и пересказывать его.

Для составления описательных рассказов могут быть использованы планы-схемы, разработанные Т.А. Ткаченко. В них последовательно перечислены основные признаки предметов и явлений при помощи условно-схематических изображений, такие как цвет, форма, величина, материал, назначение и др. Опираясь на предложенный план-схему и уже владея определенным словарным запасом, дети самостоятельно могут составить рассказ [4].

Наглядное моделирование приобретает ключевое значение при обучении дошкольников с речевыми нарушениями грамоте, а именно звуковому анализу и синтезу слова, определению количества слогов в слове, анализу структуры предложения. Детям сложно на слух определить наличие, или отсутствие какого либо звука в слове, сосчитать их количество, определить последовательность в слове. Как следствие этого, операции звуко-буквенного и слогового анализа затруднены, их формирование растянуто во времени и не всегда они оказывается сформированными к обучению в школе. Поэтому опора на зрительные символы приобретает для детей с речевыми нарушениями первостепенное значение.

Т.А. Ткаченко предложила для обозначения звуков картинные символы. Так, например, звук «Б» обозначается картинкой – барабан, звук «Т» – молоток, «Д» – дятел и т.д. Затем детей знакомят с цветовыми символами. Звуки обозначаются тремя общепринятыми цветами: красный – для гласных, синий – для твердых согласных, зеленый – для мягких согласных. Таким образом, абстрактное понятие «звук» приобретает для детей конкретное значение. Работая над звуками, дошкольники учатся давать им характеристику. Опираясь на символы, они сравнивают звуки, наглядно видят, чем один отличается от другого. Т.А. Ткаченко ввела также модели для обозначения слоговой структуры слова и конструкции предложения, схемы для усвоения пространственного значения предлогов [4].

Д.Б. Эльконин, Л.Е. Журова разработали метод обучения дошкольников грамоте. Он предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) для овладения звуковым составом слова. Схема слова облегчает понимание детьми местонахождения звуков речи в начале, середине, конце слова. Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с нарушениями речи [2].

Таким образом, включение наглядных моделей в процесс обучения содействует закреплению понимания и правильного употребления частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания.

Наглядные модели интересны детям и вызывают у них положительные эмоции. Эти задания можно варьировать, изменять, модифицировать при изучении разных тем.

Использование наглядного моделирования способствует развитию навыков самостоятельной работы, является эффективным средством развития творческих способностей и воображения детей.

 

Список цитированных источников:

1. Большева, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: учебно-методическое пособие / Т. В. Большева. – СПб: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001. – 143с.

2. Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Ю.Ф. Гаркуша. – М.: Сфера, 2007. –128 с.

3. Ткаченко, Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте: пособие для воспитателей, логопедов и родителей / Т.А. Ткаченко. – Москва: ГНОМ и Д, 2000. – 47 с.

4. Ткаченко, Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов / Т. А. Ткаченко. – Москва: ГНОМ и Д, 2001. – 27 с.

5. Лукьянова, Л.А. Наглядно-игровые модели для развития и коррекции речи: практическое пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Л.А. Лукьянова, Т.В. Пятница. – Мозырь: Белый Ветер, 2010. – 73 с.

6. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика. Теоретико-методические основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студентов высш. и сред. учеб. заведений / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под ред. В.И. Селиверстова. – Москва: ВЛАДОС, 2008. – 263 с.

7. Науменко, О.А. Формирование основ знаково-символической деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / О.А. Науменко; БГПУ им. М. Танка – Минск, 2000. – 21 с.

8. Расторгуева, Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи / Н.И. Расторгуева // Логопед. – 2008. – № 2. – С. 50-53.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.161.165 (0.044 с.)