Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и нарушениями зрения

Поиск

Жарикова Н.Л., магистрант

(г. Минск, УО «БГПУ им. М. Танка»)

Научный руководитель – Миненкова И.Н., кандидат педагогических наук, доцент

 

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) представляет исключительно актуальную проблему в связи с высокой распространенностью среди детского населения, достигающей по данным отечественных и зарубежным исследований 2,2 – 18%, выраженными трудностями обучения и нарушениями поведения у детей этой группы [1].

Задачи своевременного выявления детей с СДВГ и построения коррекционных программ инициировали большое количество исследований (Монина Г., Лютова-Робертс Е., Чутко Л., 2007; Заваденко H.H., 2005; Loe I.M., Feldman Н.М, 2007; Barkley R.A., 1998; Hinshaw S.P., 1994). Эти исследования, в основном, направлены на изучение СДВГ у детей нормально развивающихся и обходят стороной детей с различными формами дизонтогенеза, в частности, детей с нарушениями зрения. Риск школьной дезадаптации для детей с СДВГ и нарушениями зрения, практическая значимость и недостаточная теоретическая разработанность средового подхода в решении данной проблемы определяют несомненную новизну разработки.

Дети с СДВГ и нарушениями зрения имеют нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, имеют слабую успеваемость в школе за счёт недоразвития у них умений, обеспечивающих саморегуляцию деятельности, в том числе учебной [2]. Согласно данным проведённого нами констатирующего исследования для них характерны дефицит ряда компонентов планирования, регулирования и рефлексии собственной деятельности, несформированность самоконтроля и отсутствие установки на самоконтроль, негативная самооценка деятельности. В поведении это проявляется двигательной гиперактивностью, дефицитом концентрации внимания, отвлекаемостью и импульсивностью, проблемами во взаимоотношениях с окружающими.

Одним из основных условий развития саморегуляции деятельности ребёнка с СДВГ и нарушениями зрения является создание для него такой компенсирующей среды, в которой желательное поведение поддерживается немедленными вознаграждениями, а проблемное – сдерживается немедленными негативными последствиями. Это позволит значительно уменьшить количество проблем его поведения; предупредить вторичные осложнения, связанные с трудностями обучения; повысить качество жизнедеятельности ребенка во всех сферах (социальной, учебной, эмоциональной). Постепенно ребёнок будет приобретать способность самостоятельно и продуктивно решать проблемы, справляться с задачами возраста, успешно «переходить» из класса в класс.

Нами были разработаны методические рекомендации по организации образовательной среды для ребёнка с СДВГ и нарушениями зрения. Для расширения круга пользователей, а также удобства поиска и работы с информацией указанные методические рекомендации оформлены в виде электронного справочника, созданного с помощью программы «CourseLab». Электронный справочник соответствует обычному информационному справочнику – он содержит весь необходимый материал для самостоятельного изучения педагогами и родителями детей с СДВГ и нарушениями зрения, который на электронных носителях поставляется пользователю. Разработанный электронный справочник в отличие от учебника или документа обеспечивает мощные иллюстративные возможности (использование картинок, анимаций, мультимедийных материалов, видео- и аудиороликов, Flash-роликов и т.п.). и интерактивность (представление информационного материала может изменяться в зависимости от действий пользователя).

Электронный информационный справочник – это тематически завершенный, структурированный информационный материал, который представляет собой упорядоченный набор информационных модулей, объединенных в 2 раздела (рис. 1).

 

 

Рисунок 1 – Структура электронного справочника

Содержание раздела «Особенности поведения и деятельности ребёнка с СДВГ» направлено на ознакомление пользователя с общей информацией о синдроме. Содержание второго раздела «Методические рекомендации по организации образовательной среды для ребёнка с СДВГ и нарушениями зрения» направлено на ознакомление пользователя с тремя группами средовых условий: базовыми, специальными (разработанными для детей с СДВГ), специфическими (разработанными для детей с СДВГ и нарушениями зрения). Входящие в разделы информационные модули несут тематически завершённые части соответствующего информационного материала.

В процессе изучения модуля пользователь переходит от слайда к слайду. Слайд (интерактивная страница) – основная структурная единица информационного модуля, содержит раскрытие одной позиции (мысли, идеи) по теме информационного модуля.

Например, информационный модуль «Этиология и проявления СДВГ» несёт информацию о причинах и факторах развития СДВГ, симптоматике, вторичных нарушениях, и включает следующие слайды: «Определение», «Причины», «Симптомы», «Вторичные нарушения» (рис. 2).

 

 

Рисунок 2 – слайд модуля «Этиология и проявления СДВГ»

 

Информационный модуль «Особенности учебно-управленческих умений детей с СДВГ и нарушениями зрения» раскрывает особенности развития у них саморегуляции учебной деятельности соответственно пяти фазам управленческого цикла (планирование, организация, контроль, регулирование, рефлексия), и, соответственно, состоит из пяти слайдов: «Особенности планирования», «Особенности организации», «Особенности контроля», «Особенности регулирования», «Особенности рефлексии» (рис. 3).

 

 

Рисунок 3 – слайд модуля «Особенности учебно-управленческих умений

детей с СДВГ и нарушениями зрения»

 

Информационный модуль «Рекомендации по организации образовательной среды для детей с СДВГ и нарушениями зрения» несёт информацию о способах модификации средовых ресурсов, необходимой для детей с СДВГ и нарушениями зрения. Модуль включает четыре слайда: «Предметные ресурсы», «Пространственные ресурсы», «Организационно-смысловые ресурсы», «Социально-психологические ресурсы» (рис. 4).

 

 

Рисунок 4 – слайд модуля «Рекомендации по организации образовательной

среды для детей с СДВГ и нарушениями зрения»

Использование электронного справочника для педагогов и родителей детей с СДВГ и нарушениями зрения расширит и уточнит общие знания об СДВГ, последствиях синдрома и мерах их профилактики в рамках средового подхода. Учёт изложенных в нём особенностей детей с СДВГ и нарушениями зрения, применение к сведению условий диагностики синдрома, выполнение предложенных рекомендаций по преобразованию среды обеспечит профилактику возникновения вторичных нарушений, в числе которых трудности в обучении, сложности во взаимодействии с окружающими, низкая самооценка. Выполнение предложенных рекомендаций является залогом повышения успешности учебной деятельности и взаимодействия с окружающими, формирования адекватной самооценки ребёнка с СДВГ и нарушениями зрения.

 

Список цитированных источников:

1. Романчук, О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей / О.И. Романчук – Пер. с украинского. – М.: Генезис, 2010.

2. Казеко, А.Г. Синдром дефицита внимания и гиперактивности: диагностика и направления работы: учеб.-метод. пособие / А.Г. Казеко, И.Н. Миненкова. – Минск: БГПУ, 2011. – 76 с.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.23.132 (0.012 с.)