ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ



Петроченко М.В.,студентка 4 курса

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Акулович А.Н., преподаватель

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Для решения этой проблемы необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность уже с младшего школьного возраста, т.к. в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Формирование экологического сознания – важнейшая задача школы в настоящее время, т.к. оно направлено на всестороннее развитие школьника, становление его как труженика, гражданина, разумного потребителя.

Термин «экология» (от греч. «oikos» – дом, жилище и «logos» – наука) введен в 1866 Э. Геккелем, считавшим предметом исследования экологии связь живых существ со средой. Вопросами экологического воспитания занимались такие педагоги как И.Ф. Харламов, О.С. Богданова, В.И. Петрова, И.А. Каиров, Л.Ф. Островская, И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный и др.

Образование и воспитание школьников в области экологии является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания [1].

Как показывает практика, только с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить проблему развития ребенка с интеллектуальными нарушениями. Поэтому целесообразным будет формирование у них основных умений и навыков в рамках экологического воспитания путем различных видов игр, кружковой деятельности, экскурсий.

Итак, можно выделить следующие пути формирования экологической культуры школьников с интеллектуальной недостаточностью:

1. Дидактическая игра имеет большую роль в закреплении знаний о природе, полученных детьми на занятиях. Четкое разъяснение педагогом правил дидактических игр, выработка у детей навыка соблюдать их делают такую игру интересной и не сводят ее к упражнению.

Разнообразные словесно-дидактические игры могут раскрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание и не требуют специальных условий, оснащения. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений, умение использовать имеющиеся знания, сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам, внимание, быстроту реакции.

В практике можно использовать различные дидактические игры. Например, «Закончи предложение» – педагог говорит начало фразы, а дети должны придумать конец: «Белка осенью запасает корма, потому что...», «Птицы могут летать, потому что...» и т.д.

Интересными являются дидактические игры типа «Загадки-описания» – они упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание [2].

2. К дидактическим играм относят также и настольно-печатные игры. Они отличаются от словесных игр тем, что не могут проводиться без участия педагога, пока дети не усвоили правила игры. Настольно-печатные игры в большей степени заинтересовывают детей тем, что они позволяют им оперировать различными предметами, пользоваться и использовать наглядные пособия и рисунки-карточки, например «Зоологическое лото», «Зоопарк», «Овощи и фрукты», «Вокруг света» и т.д. В этих играх ребята работают как в одиночку, так и могут работать небольшими подгруппами, реализовывая дидактическую цель. Очень важно, чтобы педагог правильно подобрал дидактические игры и организовал работу детей.

3. К отдельному виду дидактических игр можно отнести экологические игры. Примером может служить Викторина «Культурные растения», «Цветы», «Лесные ягоды» и другие тематические викторины, различные виды кроссвордов, задания на составление правил поведения в лесу, на знание съедобных и ядовитых грибов, дорисовывание животных и растений и др. [3]

4. Эффективной также является кружковая работа. Огромное значение кружковой работы в формировании у детей интереса к природе отмечали многие педагоги. Внеучебная воспитательная работа, проводимая в кружке, обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, т.к. организуется на добровольных началах; программа работы кружка не связана рамками обязательных учебных программ; продолжительность занятий не ограничивается строго по времени; кружок имеет большие возможности для организации различных видов деятельности детей и позволяет использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

Кружковую работу с младшими школьниками целесообразно начинать со II-III классов, когда у детей уже сформировались на житейском и научном уровне первоначальные представления о природе, взаимосвязях в ней, роли человека в природе. При организации работы кружка следует иметь в виду, что его название должно быть эмоционально привлекательным для школьников, поэтому в его выборе должны принимать участие сами дети. Формируемые в кружке понятия, представления и значения связаны с теми, которые школьники получают на уроках. Работа в кружке может опережать или продолжать учебную. При этом широта и глубина знаний школьников могут существенно превышать полученные на уроке. Это обусловлено не только тем, что кружковая работа позволяет выйти за рамки учебной, но прежде всего тем, что главным принципом ее организации является опора на интересы детей.

Характерной особенностью детей с интеллектуальной недостаточностью является их быстрая утомляемость. Этим обусловливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок, игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия кружка были интересны и не утомляли детей, целесообразно предусмотреть и смену видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская и др. Кружковая работа дает возможность привлекать школьников к проведению исследова­тельской деятельности в природе.

Успех работы кружка в значительной степени зависит от умелого использования на занятиях в качестве средств воздействия на эмоциональную сферу школьников про­изведений виднейших мастеров кисти и пера, гениальных творений композиторов, воспевающих и прославляющих родную природу.

5. Одним из путей формирования экологической культуры является и экскурсия. Экологическая экскурсия должна рассматриваться как важнейшее дидактическое и методическое средство интеграции естественнонаучных знаний школьников. Отражая идею единства природы, они позволяют создать целостное представление о ней; реализовать на практике один из основных законов экологии, согласно которому организм и необходимые для его жизни условия составляют единое целое.

При подготовке учебной экскурсии создаются благоприятные условия для разъяснения определенных норм и правил конструктивного ведения диалога, спора, воспитания тактичности, принципиальности. Возникает реальная возможность помочь школьнику определить свою точку зрения, свое отношение к различным сторонам взаимодействия человека и природы, а учителю диагностировать степень сформированности экологических знаний, убеждений учащихся.

В ходе экологической экскурсии происходит углубление знаний учащихся о многообразии организмов, их взаимодействии со средой; формирование умений по изучению и охране окружающей среды; обогащение экологического опыта учащихся; формирование экологической наблюдательности [4].

Таким образом, актуальность экологического образования и воспитания школьников c интеллектуальной недостаточностью связана с:

ü необходимостью повышения экологической культуры человека;

ü необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле;

ü необходимостью решения актуальных проблем, связанных с уменьшением жизненного пространства, приходящегося на одного человека;

ü необходимостью сохранения и восстановления, рационального использования и приумножения природных богатств;

ü низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично значимых;

ü недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности.

 

Список цитированных источников:

1.Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Николаева. С.Н. – М.: Академия, 2002. – 336 с.

2.Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева – М.: «БУК-МАСТЕР», 1993. – 191 с.

3.Зверев, А.Т. Экологические игры. – М.,: Издательский дом Паганель, 2011. – 104 с.

4.Воробьева, А.Н. Экологическое образование младших школьников. // НШ. – 1998. – № 6. – С. 63-64.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.227.97.219 (0.009 с.)