Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подростков с нарушением слухаСодержание книги
Поиск на нашем сайте Лавренова А.В., студентка 5 курса (г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова») Научный руководитель – Циркунова Н.И., старший преподаватель Конфликт – это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, источник и движущая сила развития личности. В настоящее время существуют различные определения конфликта, но все они подчёркивают наличие противоречия, принимающего форму разногласий [1]. Актуальность предложенного материала обусловлена потребностью общества в формировании конфликтологической компетентности личности, а также тем что проблема психического здоровья детей и подростков относится к разряду актуальных и социально значимых для современной Республики Беларусь. Учитывая все возрастающее число детей и подростков, имеющих нарушения психофизического развития [Н. Я.Семаго, М. М. Семаго, 2000; Л. М.Шипицына, 2002; Д. Н. Исаев 2003; И. И. Мамайчук, 2003; В. М. Сорокин, 2003 и др.],проблема профилактики вторичных нарушений психики становится особенно острой. Подростки с нарушенным развитием часто не в состоянии самостоятельно справиться с происходящими телесными, психическими и личностными изменениями, соответствовать возрастающим социальным требованиям. Актуальные задачи возрастного развития [И. В.Дубровина, 1987; Д. И. Фельдштейн, 1987; М.Кле, 1991;Х. Ремшмидт, 1994;Э. Эриксон, 1996; Г. С. Абрамова, 1997; В. А. Аверин, 1998; Ф. Райс, 2000; А. А. Реан, 2002] – поиск идентичности; переход от детских самооценок, сформированных под влиянием значимых взрослых, к системе зрелой самооценки, развивающейся на основе реальных собственных достижений и мнения сверстников; изменение референтной группы общения – становятся тяжким испытанием для психики подростка с нарушенным развитием. Указанные выше проблемы, сопровождающие развитие подростков с нарушениями слуха на этапе взросления, а также недостаточно изученные особенности конфликтного поведения, у данной категории детей, вызывают необходимость более детального исследования этих вопросов. Неслышащие школьники, обучающиеся в спецшколах гораздо чаще находятся в конфликтных отношениях с одноклассниками, в сравнении со своими сверстниками из общеобразовательных школ. Это связано с суженностью поля социального взаимодействия неслышащих, большой значимостью в общении неслышащих эмоционального аспекта взаимодействия. (В.С.Собкин, 1997) Л. М. Барденштейн, Г. В. Козловская, В. Ф. Матвеев и другие российские ученые исследовали детей и подростков, страдавших глухотой, тугоухостью, слепотой, резким снижением зрения и различными промежуточными состояниями. Их исследования показали, что особенности характера, вызванные переживаниями своего дефекта, различны и зависят не только от самого основного расстройства, но и от фона, на котором они формируются. Оттого что ребенок глух, у него могут быстрее возникать конфликтные отношения с окружающими: с одной стороны, глухой не все слышит и переживает это, иногда предъявляя к окружающим повышенные требования, а с другой стороны - у окружающих может исчерпываться терпение удовлетворять требования такого человека, чем еще больше увеличивается риск возникновения конфликтов[2]. Таких подростков беспокоят любые конфликты, даже если они к ним не относятся напрямую. Если подросток обнаружил, что он находится в открытом конфликте с другим человеком, то страдает он от этого больше, чем ребёнок с сохранным слухом. Первое желание подростка - уклониться от конфликта в надежде, что он разрешится сам по себе, поэтому ему свойственно оправдывать других "за недостатком улик" и прощать им даже их неприличное поведение. Если предмет конфликта или вовлеченные в него люди значимы для старшеклассника, то он может прибегнуть к двум основным стилям поведения: избегание (односторонняя уступка) и компромисс (взаимная уступка). При этом уступка по сути своей направлена, скорее всего на спасение хороших отношений между людьми, чем на разрешение [3]. Целью нашего исследования явилось изучение особенностей поведения в конфликтных ситуациях подростков с нарушением слуха.
Нами была отобрана экспериментальная группа (общее количество испытуемых составило 25 человек), в состав которой вошли учащиеся 8-9-х классов. Экспериментальное исследование проходило на базе УО «Витебская государственная специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушением слуха». В качестве основных методов исследования нами были выбраны следующие: опросник Кеннета Томаса (Kenneth Thomas) "Определение способов регулирования конфликтов"; «Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении» В.В. Бойко. В качестве объекта нашего исследования выступило конфликтное поведение. Предметом исследования стали особенности конфликтного поведения у подростков с нарушением слуха. Результаты данного исследования могут быть использованы: - в рамках апробации Республиканского эксперимента создания модели ресурсного центра на базе «УО Витебская государственная специализированная школа-интернат для детей с нарушением слуха» - в работе психологов и педагогов с детьми с нарушением слуха, для оптимизации конструктивного взаимодействия. На первом этапе исследования нами был проведён Опросник Кеннета Томаса (Kenneth Thomas) "Определение способов регулирования конфликтов". Полученные результаты свидетельствуют о том, что у большинства респондентов (14 человек, что соответствует 56 % от общего числа респондентов) преобладает избегающая стратегия поведения в конфликте, что означает отсутствие у них стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Второй по частоте встречаемости является стратегия соревнования (конкуренции) (6 человек, что соответствует 24 %). Данному типу людей характерно стремление добиться своих интересов в ущерб другому. Двум респондентам (8 %) присуща стратегия приспособления – принесение в жертву собственных интересов ради другого. Один респондент имеет компромиссную стратегию поведения в конфликтных ситуациях, предпочитает соглашение на основе взаимных уступок. Стратегия сотрудничества свойственна 2-м респондентам (8 % от общего числа испытуемых). Они предпочитают приходить к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обоих сторон. На втором этапе исследования нами была проведена методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты В.В. Бойко. Полученные результаты подтверждают данные полученные на первом этапе: доминирующей стратегией психологической защиты в общении у респондентов является избегание (11 человек, что соответствует 44 % от общего числа респондентов), второй по частоте встречаемости выступает стратегия миролюбия (8 человек, что соответствует 32 %), агрессивную стратегию психологической защиты в общении имеет 6 респондентов (24 %). Результаты говорят о преобладании неагрессивного поведения в ситуации общения у подростков с нарушением слуха. В целом, полученные результаты свидетельствуют о том, что в конфликтных ситуациях подростки с нарушением слуха стараются избежать конфликта, игнорируют конфликтную ситуацию, делают вид, что ее не существует, и не предпринимает никаких шагов по ее разрешению или изменению. Наше дальнейшее исследование будет направлено на выявление причин недостаточно эффективного поведения подростков в конфликтных ситуациях, а также на поиски путей коррекции данного поведения.
Список цитируемых источников: 1. Анцупов, А.Я Конфликтология в схемах и комментариях / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. – СПб.: Питер, 2005. – 288 2. Вийтар, Э.А. Исследование межличностных отношений и интерперсональной перцепции слабослышащих школьников // Дефектология. - 1981. - № 4. 3. Меркт, У.В. чем заключаются характерные особенности глухих и как почувствовать специфику их мира? / У.В. Меркт, А.Ю. Хохлова; У. Меркт; пер. с нем. А.Ю. Хохлова // Дефектология. – 2005. – № 2. – С. 75-80. - Библиогр.: с. 74 (10 назв.).
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.011 с.) |