Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подростков с нарушением слухаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Лавренова А.В., студентка 5 курса (г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова») Научный руководитель – Циркунова Н.И., старший преподаватель Конфликт – это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, источник и движущая сила развития личности. В настоящее время существуют различные определения конфликта, но все они подчёркивают наличие противоречия, принимающего форму разногласий [1]. Актуальность предложенного материала обусловлена потребностью общества в формировании конфликтологической компетентности личности, а также тем что проблема психического здоровья детей и подростков относится к разряду актуальных и социально значимых для современной Республики Беларусь. Учитывая все возрастающее число детей и подростков, имеющих нарушения психофизического развития [Н. Я.Семаго, М. М. Семаго, 2000; Л. М.Шипицына, 2002; Д. Н. Исаев 2003; И. И. Мамайчук, 2003; В. М. Сорокин, 2003 и др.],проблема профилактики вторичных нарушений психики становится особенно острой. Подростки с нарушенным развитием часто не в состоянии самостоятельно справиться с происходящими телесными, психическими и личностными изменениями, соответствовать возрастающим социальным требованиям. Актуальные задачи возрастного развития [И. В.Дубровина, 1987; Д. И. Фельдштейн, 1987; М.Кле, 1991;Х. Ремшмидт, 1994;Э. Эриксон, 1996; Г. С. Абрамова, 1997; В. А. Аверин, 1998; Ф. Райс, 2000; А. А. Реан, 2002] – поиск идентичности; переход от детских самооценок, сформированных под влиянием значимых взрослых, к системе зрелой самооценки, развивающейся на основе реальных собственных достижений и мнения сверстников; изменение референтной группы общения – становятся тяжким испытанием для психики подростка с нарушенным развитием. Указанные выше проблемы, сопровождающие развитие подростков с нарушениями слуха на этапе взросления, а также недостаточно изученные особенности конфликтного поведения, у данной категории детей, вызывают необходимость более детального исследования этих вопросов. Неслышащие школьники, обучающиеся в спецшколах гораздо чаще находятся в конфликтных отношениях с одноклассниками, в сравнении со своими сверстниками из общеобразовательных школ. Это связано с суженностью поля социального взаимодействия неслышащих, большой значимостью в общении неслышащих эмоционального аспекта взаимодействия. (В.С.Собкин, 1997) Л. М. Барденштейн, Г. В. Козловская, В. Ф. Матвеев и другие российские ученые исследовали детей и подростков, страдавших глухотой, тугоухостью, слепотой, резким снижением зрения и различными промежуточными состояниями. Их исследования показали, что особенности характера, вызванные переживаниями своего дефекта, различны и зависят не только от самого основного расстройства, но и от фона, на котором они формируются. Оттого что ребенок глух, у него могут быстрее возникать конфликтные отношения с окружающими: с одной стороны, глухой не все слышит и переживает это, иногда предъявляя к окружающим повышенные требования, а с другой стороны - у окружающих может исчерпываться терпение удовлетворять требования такого человека, чем еще больше увеличивается риск возникновения конфликтов[2]. Таких подростков беспокоят любые конфликты, даже если они к ним не относятся напрямую. Если подросток обнаружил, что он находится в открытом конфликте с другим человеком, то страдает он от этого больше, чем ребёнок с сохранным слухом. Первое желание подростка - уклониться от конфликта в надежде, что он разрешится сам по себе, поэтому ему свойственно оправдывать других "за недостатком улик" и прощать им даже их неприличное поведение. Если предмет конфликта или вовлеченные в него люди значимы для старшеклассника, то он может прибегнуть к двум основным стилям поведения: избегание (односторонняя уступка) и компромисс (взаимная уступка). При этом уступка по сути своей направлена, скорее всего на спасение хороших отношений между людьми, чем на разрешение [3]. Целью нашего исследования явилось изучение особенностей поведения в конфликтных ситуациях подростков с нарушением слуха.
Нами была отобрана экспериментальная группа (общее количество испытуемых составило 25 человек), в состав которой вошли учащиеся 8-9-х классов. Экспериментальное исследование проходило на базе УО «Витебская государственная специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушением слуха». В качестве основных методов исследования нами были выбраны следующие: опросник Кеннета Томаса (Kenneth Thomas) "Определение способов регулирования конфликтов"; «Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении» В.В. Бойко. В качестве объекта нашего исследования выступило конфликтное поведение. Предметом исследования стали особенности конфликтного поведения у подростков с нарушением слуха. Результаты данного исследования могут быть использованы: - в рамках апробации Республиканского эксперимента создания модели ресурсного центра на базе «УО Витебская государственная специализированная школа-интернат для детей с нарушением слуха» - в работе психологов и педагогов с детьми с нарушением слуха, для оптимизации конструктивного взаимодействия. На первом этапе исследования нами был проведён Опросник Кеннета Томаса (Kenneth Thomas) "Определение способов регулирования конфликтов". Полученные результаты свидетельствуют о том, что у большинства респондентов (14 человек, что соответствует 56 % от общего числа респондентов) преобладает избегающая стратегия поведения в конфликте, что означает отсутствие у них стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Второй по частоте встречаемости является стратегия соревнования (конкуренции) (6 человек, что соответствует 24 %). Данному типу людей характерно стремление добиться своих интересов в ущерб другому. Двум респондентам (8 %) присуща стратегия приспособления – принесение в жертву собственных интересов ради другого. Один респондент имеет компромиссную стратегию поведения в конфликтных ситуациях, предпочитает соглашение на основе взаимных уступок. Стратегия сотрудничества свойственна 2-м респондентам (8 % от общего числа испытуемых). Они предпочитают приходить к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обоих сторон. На втором этапе исследования нами была проведена методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты В.В. Бойко. Полученные результаты подтверждают данные полученные на первом этапе: доминирующей стратегией психологической защиты в общении у респондентов является избегание (11 человек, что соответствует 44 % от общего числа респондентов), второй по частоте встречаемости выступает стратегия миролюбия (8 человек, что соответствует 32 %), агрессивную стратегию психологической защиты в общении имеет 6 респондентов (24 %). Результаты говорят о преобладании неагрессивного поведения в ситуации общения у подростков с нарушением слуха. В целом, полученные результаты свидетельствуют о том, что в конфликтных ситуациях подростки с нарушением слуха стараются избежать конфликта, игнорируют конфликтную ситуацию, делают вид, что ее не существует, и не предпринимает никаких шагов по ее разрешению или изменению. Наше дальнейшее исследование будет направлено на выявление причин недостаточно эффективного поведения подростков в конфликтных ситуациях, а также на поиски путей коррекции данного поведения.
Список цитируемых источников: 1. Анцупов, А.Я Конфликтология в схемах и комментариях / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. – СПб.: Питер, 2005. – 288 2. Вийтар, Э.А. Исследование межличностных отношений и интерперсональной перцепции слабослышащих школьников // Дефектология. - 1981. - № 4. 3. Меркт, У.В. чем заключаются характерные особенности глухих и как почувствовать специфику их мира? / У.В. Меркт, А.Ю. Хохлова; У. Меркт; пер. с нем. А.Ю. Хохлова // Дефектология. – 2005. – № 2. – С. 75-80. - Библиогр.: с. 74 (10 назв.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.80.247 (0.006 с.) |